Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных занятий в саду.


Автор: Рахманова Ольга Константиновна

Предмет: Иное

Класс: Дети

Тип материала: Лекция для родителей

Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста посредством музыкальных занятий в саду.

Краткое описание работы: Консультация для родителей дошкольников.

 

 «Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество –

такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы».

В.А.Сухомлинский

 

Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личных качеств.

Творчество детей связано с самостоятельными действиями, с умением оперировать известными им слуховыми представлениями, знаниями, навыками, применять их в разных видах деятельности. Воспитание или активизация детских творческих проявлений должны начинаться с того, чтобы привить детям любовь к самому процессу творения, ведь в ребенке от природы заложена чуткость к звуку, звучанию, музыке.

Накопление музыкальных впечатлений - важнейший этап для развития музыкального восприятия детей. Постепенно с приобретением некоторого опыта, по мере овладения речью, ребенок может воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с жизненным явлениями. У детей старшего возраста восприятие музыки рождает более разнообразные впечатления, что способствует развитию воображения. Приобретая с возрастом некоторые навыки музыкальной деятельности, дети получают возможность активно, творчески осмыслить содержание музыки.

Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку, т. е. творчески проектировочную среду. Развитие творческого потенциала у ребенка - это длительный процесс, который направлен на развитие личности дошкольника в целом, поэтому творческие задания включают в себя всю систему познавательных действий: восприятие, мышление, воображение, память.

    Ребенок в процессе выполнения заданий попадает в постоянно меняющуюся ситуацию, начинает искать новые комбинации в совместной деятельности со взрослым; задания, предполагающие самостоятельные действия детей: обдумывание замысла, выявление художественных средств, возможность применения своей продукции. На музыкальных занятиях дети не только обучаются практическим музыкальным умениям и навыкам, но и расширяют свои творческие способности; слушая музыкальные произведения, развивают воображение.

Слушание музыки наиболее сложный раздел музыкального занятия в детском саду. Научить ребенка понимать и любить музыку, (особенно классическую) возможно только в том случае, если он ее слушает часто, целенаправленно, вдумчиво. В процессе работы, решаются следующие задачи: развивать воображение у старших дошкольников средствами слушания музыки, сформировать у детей умение оперировать понятиями, самостоятельно мыслить, побуждать к фантазированию, проявлять творчество и инициативу.

Слушание музыки - процесс сложный, подразумевающий в первую очередь восприятие музыки, которое еще затруднительно для детей дошкольного возраста, и требующий специальных методов и приемов:

- метод художественной игры, предполагающий создание на занятии творческой атмосферы, побуждающей фантазию ребенка;

- создания художественного контекста, осуществляющий взаимосвязь музыки с другими видами искусства, природой;

- композиций, заключающийся в объединении разных форм музыкальной деятельности при изучении одного произведения - слушании, игре на детских инструментах, создании танцевальных композиций, пантомимических картин;

- прием сравнения, когда сравниваются схожие произведения различных видов искусства или одного жанра;

- « Цвет - настроение», позволяющий детям в игровой форме запоминать новые слова и музыкальные термины;

- создания танцевальных композиций, побуждающий фантазию детей и позволяющий наиболее полно прочувствовать музыкальный образ произведения;

- «Рисуем музыку», предполагающий передачу детьми своих впечатлений от музыки с помощью изображения цветных пятен или сюжетного рисунка (задание выполняется дома или в группе);

- «Музыкальные фантазии», направленный на развитие воображения детей и заключающийся в составлении рассказа, навеянного музыкальным произведением;

Слушая с детьми музыку, важно не оставлять их пассивными. Можно задействовать разные виды исполнительства, включать творческие задания: побуждать детей к выражению переживаний в образном слове, музыкально-ритмических движениях, подпевании ярких мелодий, игре на музыкальных инструментах, рисовании.

В заключении можно сделать вывод, что если мы хотим создать достаточно прочные основы для творческой деятельности ребенка, необходимо расширить его опыт. Чем больше ребенок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет деятельность его воображения.