Проблема сценического волнения музыканта-исполнителя.


Автор: Зарипова Алюза Зуфаровна

Предмет: Инструментальное музицирование

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

Проблема сценического волнения музыканта-исполнителя.

Краткое описание работы: Важные аспекты при подготовке к выступлению. Анализ неудачного выступления. Музыкальная память.

 

    Овладение исполнительскими навыками требует от музыканта серьезной и серьезной работы над многими связанными между собой компонентами. Они - составляют облик исполнителя. Множество проблем стоит перед  педагогом и его учеником. Одна из них по-особенному важна.. Для одних выступление перед зрителями – это эмоциональный подъем, для других – излишнее волнение, из-за которого талантливые и одаренные исполнители не редко покидают сцену.

    На исполнительской сцене остается лишь немногие, чья сила таланта победила ощущение панического страха перед зрителями.

   Большой вклад по изучению этой проблемы внес К. С. Станиславский. В театре он разработал свою систему работы. Но многое в ней можно перенять и музыкантам - исполнителям. Станиславский выделяет два вида волнения: «волнение в образе» и «волнение вне образа».

    «Волнение вне образа» появляется тогда, когда исполнитель волнуется за себя, за впечатления, которое он произведет на публику, за то, как у него выйдет  «такое-то место, такой-то пассаж».

  «Волнение в образе» - творческое волнение. Это такое состояние, когда музыкант взволнован мыслями  и чувствами , которые хотел передать композитор.

   Станиславский в поисках путей самообладания обнаруживает связь сценического самообладания с произвольным вниманием. Сосредоточенность – это путь к преодолению страха на сцене.  Для того, чтобы обычное волнение не переросло в панику нужно сосредоточится на образе и не отвлекаться на зрительный зал. Творческое волнение помогает эмоционально собраться и мобилизовать исполнительский аппарат.

  В разной степени волнение присутствует у всех. Многие музыканты считают, что одной из главных причин является боязнь забыть текст. Это может стать причиной скованности  и зажатости во время исполнения. Во время выступления на сцене может быть такое, что текст «вылетел из головы». Очень важно не зацикливаться на этом. Обязательно нужно  после выступления проанализировать неудавшуюся часть, найти причину и отработать это место.  Главное легко отнестись к такой ситуации, чтобы этот страх не стал чем-то постоянным, и не дал повод для недоверие к собственной памяти.

  Многое зависит еще от того, каким образом ученик выучивал музыкальный текст. Исполнительство неразрывно связано с музыкальной памятью. Каждый музыкант должен постоянно совершенствовать свою память. Чаще всего потери текста во время концертного выступления появляются в местах заученных механически. При выучивании текста следует запоминать музыку, а не формальную последовательность нот.  При развитии ситуации, когда текст забыт во время игры на сцене, не следует останавливаться. Нужно попытаться сымпровизировать и играть дальше. А если же это не удалось нужно оперативно перескочить на ближайшую часть. Для этого на начальном этапе работы над произведением важно разделить его на части и уметь играть с любой такой части, и с любого сложного места. Так же работу по частям следует чередовать с проигрыванием целого произведения. Это надо делать для того, чтобы отработать стыки между отдельными частями.

  Память человека запоминает не только хорошее,  но и плохое. При проигрывании нужно постараться избегать неточностей и ошибок. Если же  в быстром темпе не получается сыграть без неточностей, то лучше проиграть эти места в более медленном темпе. Иначе память может запомнить пьесу с ошибками.  

  Большое значение имеет выбранная для концертных и конкурсных выступлений программа. Нужно всегда иметь в запасе произведения, готовые для выступлений. Ведь для преодоления волнения  нужна практика. И пока выучивается новая программа, важно практиковаться, как можно чаще играя на сцене.

  Если играется большая программа, то важна последовательность произведений. Новые лучше всего ставить в самом начале, когда сил еще много, либо в середину, когда прошло волнение. Самые яркие  произведения лучше оставить на конец. Это поможет сохранить кульминацию выступления.