Технологическая карта на тему: "Вокальная музыка отечественных композиторов"


Автор: Латыпова Илюся Альбертовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

Технологическая карта на тему: "Вокальная музыка отечественных композиторов"

Краткое описание работы: Представлен материал для открытого урока по музыке

Вокальная музыка отечетвственных композиторов, прдеставлена тех карта , для открытого урока. Все офрмлено по ФГОС

Технологическая карта урока

Предмет: музыка

Класс: 5

Тема урока: Вокальная музыка отечественных композиторов.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель: овладение учащимися знаниями о жанрах вокальной музыки.

Задачи:

- образовательная: актуализировать жизненно-музыкальные впечатления учащихся;

- развивающая: развивать музыкальные способности: интонационный и звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальную память

- воспитательная: Воспитывать умение работать в коллективе и уважительное отношение ко всем участникам образовательного процесса.

Ресурсы урока: учебник по музыке для 5 класса, ноутбук, мультимедийный проектор, аудиозаписи

Организация пространства: парная, индивидуальная, групповая

 

 

Ход урока

Этапы

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

УУД

I. Организационный этап

 

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Илюся Альбертовна, и сегодня урок музыки у вас буду вести я. У нас будет замечательный и интересный урок, мы и окунёмся в волшебный и сказочный мир музыки. Прежде чем начать урок, давайте поприветствуем друг друга.

-Здравствуйте ребята!

-Здравствуйте учитель!

Посмотрите на свое рабочее место. Все ли на месте? (ручка, тетрадь, цветные карандаши, фломастеры, альбом)

Дети приветствуют учителя, проверяют готовность.

Дети получают эмоциональный настрой, вспоминают правила поведения на уроке

Личностные

Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости

II. Проверка усвоения материала прошлого урока

 

 

 

 

III. Актуализация знаний. Мотивация познавательной деятельности.

Марш из кинофильма «Веселые ребята».

- Песня всегда была глубоким отражением настроения человека и души народа. Это самый распространенный демократичный музыкальный жанр.

Ребята, я предлагаю встать тем, кто слушает песню когда ему хочется поднять свое настроение. Встаньте те, кто слушают песню, когда идут со школы. Встаньте те, кто слушает песню, когда остается дома один.

- такой пример вы сейчас прослушали. Это песня-марш из кинофильма «Веселые ребята», которую написал Исаак Осипович Дунаевский на слова Василия Лебедева-Кумача.

- Вспомните ваши жизненные ситуации, связанные с песней.

- Ребята, уверена, что вы знаете много замечательных песен. Но кроме песни существуют и другие жанры вокальной музыки.

 - Вспомните, что такое вокальная музыка?

 

Тема: Вокальная музыка отечественных композиторов

 

 

 

 

 

Прием «Тэйк оф-тач даун»

 

 

 

 

 

Учащиеся приводят примеры

 

 

 

 

 

- Вокальная музыка — это музыка, предназначенная для пения

Записывают тему урока

Регулятивные

умение ставить цель, формулировать проблему

IV. Реализация музыкально-исполнительской деятельности.

Открытие новых знаний.

 

Восприятие музыка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкально-ритмическое движение

 

Вокально-хоровая работа

 

 

 

  1. 1.     Объяснение темы урока.

- К вокальной музыке относятся произведения для солистов, ансамблей, хорового коллектива без сопровождения или с инструментальным сопровождением (фортепиано, орган, оркестр и др.).

-Если в песне убрать слова, можно ли будет её исполнить?

- Каждый из нас иногда напевает мелодию знакомой песни без слов, то есть вокализирует. В профессиональной музыке композиторы обращаются к жанру – вокализ. Вокализ (от латинского v o c alis – звучащий, поющий) – это произведение для пения без слов на гласный звук.

 Ребята, есть  шедевр русской музыки. «Вокализ» С.В. Рахманинова, который он посвятил певице А. Неждановой.  Прослушать и проанализировать, на какой гласный звук исполняется вокализ?

А так же перед вами лежат таблицы, ваша задача их заполнять во время слушания каждого произведения, в конце урока я их соберу. Объяснение.

Слушание детей

На какой главные звук исполняется вокализ?

Таблица

Учитель: Романс.

 - Романс – это небольшое вокальное произведение лирического характера. Это слово испанское, и первоначально оно обозначало песню, исполняемую по-романски, т.е. по-испански. Сегодня вы услышите романс М.И. Глинки «Жаворонок». Прослушав его, попробуем сравнить романс с песней.

Музыкальный пример: М.И. Глинка романс «Жаворонок»

 - Похож ли романс на песню

- Но романсы обычно не поют хором, а хоровых песен очень много. Романс всегда исполняется с музыкальным сопровождением, а песня иногда звучит а капелла, то есть без сопровождения. В песне мы часто слышим запев и припев, который повторяется. В романсе мелодия часто развивается, от начала до конца видоизменяется. Многие романсы посвящены описанию природы или чувствам людей.

- Песня, вокализ, романс– это самостоятельные камерные жанры. А ария является составляющей частью крупного драматического произведения: оперы или оратории.

Ария в переводе с итальянского означает «воздух». Ария – это музыкальная форма, которая чаще всего встречается в опере и рисует музыкальный портрет героя.

-Изучение нового материала

 

 

 

 

- Скорее всего можно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прослушивают произведение, анализируют.

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Романс очень похож на песню.

 

 

 

 

 

- Да, сочетается.

 

- Теплая ночь, светит луна, тишина. В доме светит окно, где живет девушка. И вдруг раздается нежное звучание гитары – это пришел юноша к окну своей возлюбленной

- Да, романтический пейзаж гармонирует здесь с настроением человека

 

 

Познавательные

Учатся выявлять выразительные возможности музыки, обнаруживать общность музыки и изобразительного искусства

- Предлагаю вам вспомнить, кто такая Снегурочка.

 

 

 

 

 

- Какой должна быть музыка, передающая её образ?

 

 

 

 

- Можно ли это создать голосом или оркестром?
-Вот сейчас я вам предлагаю взять лежащие перед вами снегурочки, и воссоздать ее, как вы  ее представляете. В этот момент будет звучать произведение ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить» из Пролога оперы Римского Корсакова.

- Какое настроение передано в музыке?

-Вот вы прослушали произведение, ваш образ снегурочки который вы себе представляли и Снегурочка которую создал Римский-Корсаков похож?

-Ребята, посмотрите на таблицу, каким певческим голосом пела Снегурочка?

Обратите внимание, сколько певческих голосов имеется?

Я даю одну минуту, попробуйте запомнить это.

 

 

- Снегурочка – персонаж сказочный. Молодая девушка, которая живет с матерью Весной-Красной и отцом Морозом. Ей нравятся песни девушек и игра пастушка Леля на свирели.

- В музыке должно звучать что-то необычное и сказочное. Музыка будет волшебная, зимняя, в ней могут звенеть хрусталинки, льдинки холода.

Да, в оркестре могут звенеть колокольчики; или высоко и нежно звучать флейта, голос тоже должен быть высоким и звонким…

 

 

 

 

-Ответы детей

- Высокий женский голос  сопрано.

 

4

-Запоминают

Коммуникативные

развивать умение строить речевые высказывания о музыке

2. Первичное закрепление

Возьмите длинные листочки, встаньте, в кабинете в каждом углу расписаны певческие голоса. Если  вы думаете, что в вашем листочке написано термин альт идете туда и так далее.

 

 

 

Идет закрепление пройденного материала

Коммуникативные

выражение положительных отношений к процессу познания

Давайте мы с вами встанем и выполним музыкально- ритмическое движение. Под «марш веселых ребях»

Выполняют движения в соответствии с характером, темпом и ритмом музыкального произведения.

 

 

 

Регулятивные

самоорганизация отдыха на уроке;

  1. 1.     Распевание.

- Для того, чтобы выполнить второе задание нам нужно спеться. Давайте примем певческую посадку. Спинки ровные, дышим спокойно, проговариваем четко все буквы. Распевка

1)Ле ми ле ми ле

    2. Разучивание песни.

Разучивание новой песни по фразам «Вместе весело шагать»

 

 

 

 

 

 

-Делают распевку

 

 

 

Разучивание песни по фразам

Первая фраза

Вторая фраза

Личностные

Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в пении

 

Коммуникативные

Участие в коллективном пении.

V. Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Рефлексия 

 

 

 

 

Мне очень понравилось, как Вы работали сегодня на уроке. Вы все  были внимательны при разучивании песни и изучении новой темы.

 

Оценивают свои достижения на уроке, осуществляют рефлексию учебной деятельности

 

Регулятивные

Формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность

VI. Домашнее задание

-

-