Конспект фрагментов музыкальных занятий, раздел "Слушание музыки"


Автор: Кузькина Наталья Александровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Методические разработки

Конспект фрагментов музыкальных занятий, раздел "Слушание музыки"

Краткое описание работы: Конспект фрагментов музыкальных занятий, раздел "Слушание музыки"

Конспект фрагментов музыкальных занятий, раздел «Слушание музыки»

Составила:Кузькина Наталья Александровна, музыкальный руководитель МДОУ Центр развития ребёнка 121"Умничка"

Возраст: подготовительная группа

Композитор и наименование музыкального произведения: Чайковский П.И. Цикл «Детский альбом», «Болезнь куклы»

            Музыкальное занятие №1(«слушание музыки»)  

Программное содержание(задачи):

1.Рассказать детям о композиторе П.И.Чайковском.

2.Вызывать эмоциональную отзывчивость на музыку грустного, печального, трогательного характера, определять её эмоционально-образное содержание, сравнивать по настроению со стихотворениями.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, сегодня я вам расскажу о великом русском композиторе Петре Ильиче Чайковском. Жил он в середине прошлого века. Посмотрите на его портрет. Петр Ильич сочинял музыку и занимался пед.работой: учил будущих пианистов и композиторов. Он проявлял большой интерес к жизни детей и сочинял для них музыку. Сегодня, мы начнём знакомство с «Детского альбома».Он состоит из 24 небольших пьесок для фортепиано. На первом титульном листе первого издания написано: «Посвящается Володе Давыдову». Вам наверное стало интересно кто это такой и почему ему посвящён «Детский альбом»?

Послушайте историю создания альбома. В 1877 году Пётр Ильич Чайковский приехал отдохнуть к своим родственникам Давыдовым, где его маленький племянник с трудом осваивал премудрость игре на фортепиано. Сидя на веранде Пётр Ильич слышал, как Володя играет гаммы и этюды. И чтобы ему было интереснее играть, композитор  придумал цикл пьес для детей, который и назвал «Детский альбом», а каждой пьесе дал название.

Давайте послушаем одно из произведений, которое называется «Болезнь куклы».Сейчас я вам сыграю, а вы внимательно послушайте и скажите мне, какие чувства и настроения передает музыка. Сядем  красиво как на концерте, выпрямим спинку, ручки на коленки. (исполняю пьесу). Дети, какой характер у музыки?

Дети: Музыка грустная, печальная.

Педагог: Правильно ребята. Музыка была грустная ,печальная, тоскливая, жалобная. Как вы думаете почему композитор назвал это произведение «Болезнь куклы»?

Дети: ответы детей

Педагог: В ней слышатся горькие вздохи, даже всхлипывания(играю правую руку). Почему же кукла заболела? Может быть, ей много лет-больше, чем девочке, её хозяйке, которой она досталась от старшей сестры, а то и от мамы. Скоро играть с ней уже не получится; а именно её, быть может, девочка любит больше всего остальных своих игрушек. Потому-то она и грустит и горюет о своей старой кукле.  Послушаем еще раз.

                  Музыкальное занятие №2 («Слушание музыки»)

Программное содержание (задачи):

1.Учить различать средства музыкальной выразительности, передающие образ.

Ход зантия:

Педагог: Ребята, послушайте фрагмент произведения, вспомните его название и автора.(Исполняю фрагмент) .  

Дети: Чайковский «Болезнь куклы».

Педагог: Правильно. Вспомните какая эта музыка по характеру?

Дети: печальная, грустная, тоскливая.

Педагог: Верно. Можно ли сказать, что Чайковский изобразил слёзки куклы через верхние нотки как капельки? (играю правую руку)  

Дети: да

Педагог: Действительно. Чайковский написал мелодию в высоком регистре. От этого нам и кажется, что это слёзы нашей куклы. Сейчас я кое что изменю в музыке, а вы скажите похожа музыка будет на нашу куклу?(исполняю фрагмент в другом штрихе) Ну что, похоже?

Дети: нет, она стала веселая.

Педагог: Молодцы, я поменяла темп и штрих, поэтому похоже на куклу не которая болеет, а на куклу, которая радуется, веселится. А какие ещё средства муз. выразительности помогают нам представить болезнь куклы?

Дети: минорна музыка.

Педагог: Правильно. Мелодия здесь тихая предпочтительно пиано, плавная, медленный темп. Тональность минорная, поэтому мы слышим тоску куклы.А сейчас я сыграю вам еще раз а вы представите, что в руках у вас кукла, которую вы плавно убаюкиваете.

            Музыкальное занятие №3(«слушание музыки»)  

Программное содержание (задачи):

1.Учить определять выразительные тембры музыкального инструмента, передающие характер частей пьесы.

2.Закрепить у детей средства музыкальной выразительности, создающие образ, изобразительность музыки.

Ход занятия:

Педагог: Дети, давайте рассмотрим рисунки кукол. Какие они разные-и радостные, и грустные, новые, старые. Я сыграю вам пьесу П.И. Чайковского «Болезнь куклы», а вы выберете рисунки, наиболее соответствующие этой пьесе(исполняю пьесу, дети выбирают рисунки)

Педагог: Ребята сейчас я прочитаю вам стих, а вы скажите подходит ли этот стих к нашим рисункам

Тихо-тихо-тишина

Кукла бедная больна.

Кукла ноги промочила,

Шею шарфом не закрыла.

Непослушная такая,

А теперь лежит больная.

Каким рисункам соответствует эти стихи?  

Дети: (показывают рисунки)

Педагог: Ребята на прошло занятии мы разобрали как Петр Ильич передал слезки куклы через верхние нотки. А в какой части наша хозяйка куклы плакала?(исполняю фрагмент)

Дети: в 1 и в конце

Педагог: Правильно. Додумайте каким тембрами инструментов можно подчеркнуть слезки нашей девочки.

Дети: треугольник  

Педагог: Правильно. Нужно играть тише, чтобы подчеркнуть тоску девочки, передать характер музыки.(Даю инструмент одному ребенку, исполняю произведение вместе с ним)