Йозеф Гайдн жизненный и творческий путь


Автор: Стародубцова Дарья

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Доклад

Йозеф Гайдн жизненный и творческий путь

Краткое описание работы: Краткая биография

     Во второй половине 18 века музыка достигает небывалых вершин. На непревзойдённую высоту поднимается оперное искусство, появляются новые музыкальные формы, такие, как сонатно-симфонический цикл.  Вена в то время являлась столицей многонациональной империи, так как в её состав входили земли, населённые многими народами- чехами, немцами, словаками, венграми, хорватами, боснийцами. Музыкальная культура, тесно переплетаясь, включая в себя эти истоки явилась интонационной базой творчества венских классиков.                                             

   Мир классической музыки условно делится на стили и эпохи, центральной из которых принято считать эпоху музыкального классицизма. С этим периодом связано три имени, которые известны каждому человеку, не зависимо от того, любит ли он классику или абсолютно к ней равнодушен. Гайдн, Моцарт и Бетховен – их творчество было связано с Веной 18-го века, поэтому стиль их музыки принято называть венским классицизмом, а их самих считают венскими классиками.

Йозеф Гайдн был самым старшим среди них, прожив довольно большую  по  тем временам жизнь и создал огромное количество произведений в самых разных жанрах. Среди них симфонии, квартеты, оперы, оратории, сонаты.    В его симфонии сложился классический состав оркестра. Гайдн довел симфонию до логического завершения,  благодаря которому она приобрела то звучание, которое очаровывает слушателей уже не одно столетие. Гайдн стал первым, кто усовершенствовал струнный квартет и клавирную сонату.

    Родился Франц Йозеф Гайдн 31 марта 1732 года в небольшой деревушке Рорау (Австрия), практически на границе с Венгрией. Родители мальчика не имели никакого отношения к музыке. Отец трудился каретным мастером, мама была кухаркой. Но они очень любили музыку, отец в молодости сам научился играть на арфе, мама хорошо пела. Будущий композитор рос в многодетной семье. Всего у родителей было семнадцать детей. Жили бедно, но дружно. В их доме любили собираться соседи, попеть, поплясать, а хозяин  дома хорошо играл на арфе. Абсолютный слух и превосходное чувство ритма были дарованы маленькому Йозефу от природы. В возрасте 5-ти лет он имел красивый звонкий голосок и отличное чувство ритма. Эти музыкальные способности позволяли талантливому мальчику петь в церковном хоре Гайнбурга, а также обучаться нотной грамоте и игре на скрипке 

  Родители мальчика проявили небывалую для их положения дальновидность. Они поняли, что у сына талант, и отправили мальчишку в соседний город, где проживал их родственник – Иоганн Матиас Франк. Он работал директором школы, и преподавал своим ученикам не только математику и грамматику, но и учил их играть на скрипке и петь. Именно там Йозеф научился играть на духовых и струнных инструментах, за что был благодарен своему наставнику до самой смерти.

  Йозеф рос трудолюбивым и упорным, а к тому же имел врожденный звонкий голос, по которому его узнавали в родном краю. Однажды их деревню посетил Георг фон Ройтер, известный композитор и директор столичной капеллы святого  Стефана из Вены. Он приехал специально, чтобы отобрать лучших певцов для своей капеллы. Гайдн очень понравился именитому композитору, и он взял восьмилетнего мальчика с собой. Два года Йозеф пел в крупнейшем соборе Вены, а кроме этого знакомился с тонкостями композиции и пробовал сочинять собственные духовные композиции.

 Из-за мутации голоса, шестнадцатилетний Йозеф потерял свою работу - место в хоре. Теперь у него не было никакого заработка для существования. От безысходности юноша берется за любую работу. Итальянский маэстро вокала и композитор Никола Порпора взял его к себе в качестве аккомпаниатора, но в обязанности юноши входили также и обязанности  слуги.

Самым сложным периодом в биографии молодого музыканта стал 1749 год. Йозефу пришлось самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, он давал уроки, пел в церковном хоре, играл на струнных инструментах в составе разных ансамблей. Все, что удавалось заработать, молодой человек тратил на оплату уроков Николо Порпоры. Когда деньги заканчивались, Йозеф выступал аккомпаниатором других учеников композитора. Он был одержим музыкой, ему нравилось изучать книги по композиции, разбирать клавирные сонаты, сочинять разножанровую музыку. Йозеф мог без усталости заниматься до глубокой ночи.

 Порпора ни мог ни заметить, что у Йозефа неподдельные чувства к музыке, и на этой почве знаменитый композитор решает предложить юноше интересную работу - стать его личным компаньоном-камердинером. На этой должности Гайдн был практически десять лет. Платил маэстро за работу в основном не деньгами, он бесплатно занимался с юным дарованием теорией музыки и гармонией. Так талантливый юноша узнал много важных музыкальных основ в разных направлениях. Сложностей было немало, но Гайдн никогда не впадал в уныние и стремился научиться чему-то новому. Интересно, что это время описано в романе Ж,Санд «Консуэлло».

  Со временем у Гайдна потихоньку начинают исчезать материальные проблемы, а его начальные композиторские работы успешно принимаются публикой. Первую оперу Гайдна – «Хромой бес», в 1751 году поставил один пригородный венский театр. Спустя четыре года композитор стал автором первого струнного квартета, а в 1759 году представил на суд слушателей свою первую симфонию. Именно симфония стала самым важным жанром всего творчества Гайдна.

  Большие перемены в жизни ждали композитора в 1761 году. 1 мая того года он подписал договор с князем Эстергази, и все следующие тридцать лет служил у него в качестве придворного капельмейстера.  Князь Эстергази и его семья в Вене бывали только зимой, все остальное время проводили в своих основных резиденциях, расположенных в небольшом городишке Айзенштадт. На протяжении шести лет Йозеф жил в имении, ничуть не жалея о столичной суете.

 Договор, подписанный Гайдном и Эстергази, имел одно условие – композитор должен был писать только ту музыку, которая требовалась для его сиятельства. Поэтому в ранних симфониях Йозефа участвует небольшой состав музыкантов, которых отдали ему в распоряжение. Но, по прошествии пары лет безупречной службы, князь пошел на уступки, и разрешил добавить в оркестр любые инструменты на усмотрение композитора.

Больше всего внимания Гайдн уделял своему любимому жанру – симфонии. В 60-70-е годы XVIII века он написал подряд несколько композиций — №44 (Траурная), №49 (Страсти), №45 (Прощальная). Они стали отражением эмоционального отклика на новое литературное течение «Буря и натиск», зарождавшееся в те годы. Примечательно и то, что в эти годы Гайдн трудится и над созданием детских симфоний.

 Вскоре имя австрийского композитора стало известным далеко за пределами австрийских границ, и парижское концертное общество заказало ему шесть симфоний. После того, как этот заказ был выполнен, он приступил к выполнению другого заказа, из Испании. Спустя некоторое время произведения Гайдна уже издавались в Лондоне и Неаполе.

 Служба при дворце закончилась со смертью покровителя - Йозеф теряет должность. Потомки знатного рода распустили капеллу, и Гайдн вернулся в Вену. Но имя Франц Йозеф Гайдн - уже прогремело не только в Австрии, но и во многих других странах таких, как Россия, Англия, Франция. 

   В 1791 году Йозеф получил приглашение из Англии, куда его звали на гастроли. По условиям договора композитор должен был написать шесть симфоний и исполнить их именно в Лондоне. Кроме этого, ему предстояло написать оперу и двадцать произведений в дополнение ко всему. В распоряжении Франца Йозефа теперь был оркестр из четырех десятков музыкантов. В общей сложности он провел в Лондоне полтора года, и это время стало наивысшим триумфом его карьеры. Гастроли в Англии имели невероятный успех. За это время Гайдн написал почти триста произведений, получил степень доктора Оксфордского университета.

Большое впечатление произвел на Гайдна фестиваль Генделя, который прошел в Вестминстерском соборе. С тех пор он серьезно заинтересовался хоровой музыкой. В конце своей жизни композитор написал шесть месс и две оратории – «Сотворение мира» и «Времена года». В1802 году оратория «Сотворение мира» была исполнена в Петербурге. Этот год стал завершающим в творчестве великого композитора, больше он ничего не писал. В 1809 году закончилась его жизнь.