С.С.Прокофьев. Балетное творчество.


Автор: Горина Людмила Владимировна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Беседа

С.С.Прокофьев. Балетное творчество.

Краткое описание работы: беседа

 

Балетный  жанр привлекал С.Прокофьева на протяжении всей творческой жизни. Им написано 9 балетов, однако, на сегодняшний день ставятся лишь три: «Ромео иДжульетта», «Золушка» и «Сказ о каменном цветке». Эти балеты- свидетельство удивительного  многообразия  прокофьевского балетного театра, в них проявился синтез талантливого симфониста и музыкального драматурга.

Первый балет «Ала и Лоллий» был написан ро заказу С.Дягилева, с которым композитор познакомился в Лондоне в 1914 году, однако поставлен не был, впоследствии переработан в «Скифскую сюиту». Для следующего балета «Сказка про шута» сюжет был извлечён  из  собрания  русских народных сказок Афанасьева. Он писал Стравинскому: «Пока же с большим увлечением пишу балет, который сочиняется легко, весело и занозисто. Перелистывание русских народных песен открыло мне массу интересных возможностей» (Сергей Прокофьев. Статьи и материалы стр.255). В этом произведении проявились коренные черты стиля композитора-глубокий оптимизм и национальная почвенность. Балет ,поставленный в Париже в 1921 году имел очень большой успех. Прокофьев писал: « В театре был весь музыкальный Париж. И публика и пресса приняли «Шута» очень хорошо».  Дягилев   наилучшим образом обставил премьеру: выпустил прекрасные программы, украшенные портретом Прокофьева  работы  Матисса.

 Вскоре после блестящей постановки  неутомимый  С.Дягилев  предложил  талантливому автору написать балет на советскую тему.  В качестве художника было решено привлечь Якулова.  На сцене предполагалось изобразить то новое, что появилось в Советском Союзе. О содержании говорят сами названия эпизодов «Поезд с мешочниками», «Ораторы», «Ирисники  и папиросники», «Фабрика».  С.Дягилев дал название балету «Стальной скок». Появление этого балета -новый этап  в желании композитора приблизиться к новой для него тематики. В музыке слышны чисто «прокофьевские»  приёмы- стремительность, гротескность, острота звучания, характерные для послереволюционного времени интонации частушки,  элементы ораторского пафоса. В его воображении возникала мощная индустриальная Россия, в которой он давно не бывал, но постоянно думал о ней.

«Блудный сын» написан по мотивам библейской легенды, и этот балет стал последним для Дягилева. Это спектакль, лишённый пышности и зрелищности, но повествующий о простых и неизменных  жизненных ценностях - искренности, верности родному дому. Антрепренёр спешил с постановкой  и премьера состоялась в 1929 году.  Прокофьев  не везде был согласен с хореографией, но ему очень понравились декорации. После смерти Дягилева он писал: «У нас его художественная деятельность ещё недостаточно оценена, и многие склонны рассматривать его как простого импрессарио, высасывающего мозг из артистов. Между тем его влияние на  искусство и заслуги в пропаганде русского искусства колоссальны. После смерти он не оставил денег, только интересную коллекцию книг и эскизов тех художников, с которыми работал. Он был в постоянном общении с нашими полпредами в Лондоне и Париже и, вероятно, теперь работал бы у нас, если бы остался на свете»   (И.Мартынов. Сергей Прокофьев. Жизнь и творчество стр.281). Впоследствии, спустя  год после премьеры появилась  Четвёртая симфония, основанная на тематизме балета.

По заказу парижской  Grand Opera в летние месяцы 1930 года Сергей Сергеевич  работал над балетом «На Днепре», который после нескольких постановок был снят с репертуара.

Среди ранних балетов  Прокофьева можно упомянуть «Трапецию» - незамысловатый сюжет из цирковой жизни, которы шёл в нескольких городах Италии и Германии. Впоследствии это произведение стало известно как квинтет op.39.

Вершиной балетного творчества композитора стали три шедевра - «Ромео и Джульетта», «Золушка», и «Каменный цветок». Это произведения трёх различных жанров — трагедия, лирическая сказка и эпический сказ, они стали свидетелями многообразия «прокофьевского» балетного театра, проникнутого духом смелого новаторства. Выбор сюжета нового балета лежал между «Пеллеасом и Мелизандой»,  «Тристаном и Изольдой» и «Ромео и Джульеттой». Прокофьеву свойственна была  особая интуиция и он выбрал последний.  Премьера «Ромео и Джульетты» состоялась 11 января 1940 года и композитор очень волновался - ведь  столько раз ему приходилось сталкиваться с полным непониманием его музыки, с резкими  выпадами  критиков. Всего две недели назад судьба спектакля висела на волоске: оркестранты  приняли решение  снять  спектакль во избежание провала. Один эпизод произошёл на репетиции балета: один из видных мастеров  хореографии, невзирая на присутствие композитора воскликнул: « Интересно, кого это мы хороним?” И услышал спокойный  и чуть- чуть насмешливый ответ Прокофьева: «Невежество балетного танцора».(С.Катонова. Музыка советского балета.стр.74). Музыка поначалу казалась слишком непривычной, однако постепенно, после многократного вслушивания становилась удобной для танца. Премьера балета с  восторгом была встречена публикой и критиками, а для великой балерины  Галины  Улановой  роль Джульетты стала любимой.

Замысел хореографической сказки «Золушка» сложился ещё до войны и в послевоенные годы Прокофьев с большим воодушевлением принялся за его воплощение, обсуждая  с либреттистом Волковым и балетмейстером Чабукиани  подробности нового балета. Работая над оперой «Война и мир» он неоднократно с увлечением возвращался к трогательной истории о превращении замарашки в сказочную принцессу. К этому времени композитор уже имел большой опыт работы со спецификой театральной музыки и «Золушка» воплотила в себе прекрасный образ традиционного классического балета. Прокофьев писал: «Авторам балета хотелось ,чтобы  зритель в этой сказочной оправе увидел живых, чувствующих и переживающих людей»(С.Катонова. Музыка советского балета стр.94). Поэтичная, мелодически щедрая, насыщенная удивительным богатством пластических зарисовок музыка  сразу была принята театром  и восторженно встречена зрителем. В ней удивительным образом сочетаются разнохарактерные танцы: гавот, бурре, мазурка, галоп, а особая роль принадлежит вальсу, который стал опорным звеном музыкальной драматургии балета.  В этом прослеживается взаимосвязь с  балетами  П.И.Чайковского и А.Глазунова. Характеристики враждебного Золушке мира - мачехи  и сестёр изображён нарочито резко, диссонантно, с саркастической иронией. Непревзойдённые образы  главной героини   создали Г.Уланова  и  Н.Дудинская.

«Сказ о каменном цветке» завершает зрелую балетную триаду Мастера. Самобытнейшие уральские сказы П.Бажова вдохновили композитора на создание  русского национального  балета. В его сюжете сплетены два сказа - «Каменный цветок» и «Горный мастер». Идею  балета  подсказал балетмейстер Л.Лавровский, он же писал либретто совместно с женой Прокофьева, а композитор со свойственной ему энергией сразу же увлёкся  этой идеей. В своём произведении, много лет спустя после «Шута», он вновь вернулся к русской теме. Если раньше его  привлекала гротескность интонаций, то теперь всё стремление было направлено на раскрытие лирико-эмоциональной сферы русской песни. Народный колорит бажовских сказов способствовал появлению разнообразных мелодий — то лирико-содержательных и задорно-плясовых, то причудливо-фантастических. Прокофьев, хорошо знавший уральский музыкальный фольклор, свободно претворял его интонации и ритмы, а несколько мелодий цитировал из старинных песен  Свердловской  области.  В обращении к древнему слою обрядовых песен сказались  традиции  Н.А.Римского -Корсакова и А.П.Бородина: то, что эти композиторы использовали в жанре оперы,  Прокофьев претворил в балете. Премьера состоялась уже после смерти композитора в 1954 году. Партии главных героев исполняли  Г.Уланова- Катерина,  М.Плисецкая — Хозяйка Медной горы, Данила — В.Преображенский.

Балеты Прокофьева — это удивительный мир музыкальной драматургии, привлекающий своим разнообразием и красотой, в котором  прослеживается вся творческая  жизнь композитора, наполненная постоянными поисками  и удивительными находками своего неповторимого звучания.

 

                     Список используемой литературы

1.Катонова С.Музыка советского балета. Советский композитор 1980г.

2.Мартынов И. Сергей Прокофьев  Музыка 1974г.

3.Прокофьев С. Статьи и материалы 1965г.

4.Савкина Н.П. Сергей Сергеевич Прокофьев 1981г