Развитие исполнительского дыхания флейтиста


Автор: Мажарова Инга Альбино

Предмет: Духовые инструменты

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Развитие исполнительского дыхания флейтиста

Краткое описание работы: Эссе

При обычном дыхании время вдоха и выдоха приблизительно одинаковое. При игре на духовом инструменте требуется быстрый, энергичный вдох, а выдох нужен равномерный, то постепенно ускоряемый, то постепенно замедляемый. Всё зависит от оттенков исполнения. Таким образом, дыхание, вместе с работой языка, у исполнителя на флейте осуществляет те же функции, что смычок у исполнителя на струнном инструменте. Понятно, что для приспособления дыхания к музыкальному исполнительству требуется систематическая его тренировка. В то время как обыкновенный выдох происходит пассивно, поскольку снимается напряжение межреберных мышц и диафрагмы, исполнительский выдох активен и разнообразен. Не изменяющийся по силе звук требует постепенного и очень равномерного расслабления дыхательной мускулатуры. Усиление звука обеспечивается ускорением выдоха. Ослабление звука требует постепенного замедления выдоха. Качество выдоха регулируется в значительной степени диафрагмой. Наибольший запас воздуха может быть взят при максимальном сокращении диафрагмы. Поэтому самым правильным типом дыхания является груднобрюшной тип, который характеризуется тем, что при вдохе плечи не поднимаются и шейные мышцы абсолютно не напряжены. В этом случае диафрагма работает очень активно и вдох получается глубокий. Малейшее поднимание плеч при вдохе указывает на неправильный ключичный тип дыхания. При этом способе диафрагма почти не работает, вдох получается неглубокий, а выдох кратковременный и слабый. Таким образом, принципы правильной постановки дыхания ясны и просты. Они заключаются в активности диафрагмы, нижних и средних ребер и абсолютной неподвижности плеч при вдохе. Необходимо только внимательно следить за тем, чтобы начинающий исполнитель соблюдал сделанные ему указания, пока правильный способ дыхания не превратится в твердо усвоенный навык.

                   Помимо груднобрюшного и ключичного типов дыхания, некоторые педагоги и исполнители различают также грудной и брюшной типы. Однако следует иметь в виду, что чистых типов дыхания в практике не бывает. Дыхание всегда имеет в некоторой степени смешанный характер. Отнесение приемов дыхания к тому или иному типу основывается на преимущественной работе тех или иных дыхательных мышц. В дыхании любого типа в известной степени принимают участие все дыхательные мышцы, в том числе и гладкие мышцы легочной ткани. В каждом отдельном случае исполнитель пользуется наиболее подходящим приемом. Так если надо сделать быстрый, короткий вдох, естественно произвести его толчкообразным движением диафрагмы вниз. При вдохе, который должен обеспечить исполнение на одном дыхании  большой музыкальной фразы, активизируется вся дыхательная мускулатура, с помощью которой в легкие набирается максимальное количество воздуха. Расход его производится постепенно, в зависимости от динамики исполняемой музыки. Такой произвольный выдох достигается удерживанием вдыхательного положения грудной клетки после вдоха и последующим выдохом, регулируемым взаимодействием дыхательных мышц. Развитие дыхания должно быть постепенным. Нельзя от начинающего исполнителя требовать большого напряжения.

                 На первых порах обучения создается впечатление, что у начинающего исполнителя не хватает воздуха. Это происходит потому, что дыхательные мышцы еще не приспособлены для активного выдоха, мускулы губ еще слабы и, как следствие этого, воздух расходуется неэкономно- в значительно большем количестве, чем требуется для звукообразования. Первоначальными упражнениями должны служить отдельные, не слишком продолжительные звуки и небольшие фразы, на которых начинающий исполнитель без особых усилий сможет добиться динамически равномерного звучания и избежать больших интонационных погрешностей. Дальнейшее развитие исполнительского дыхания следует проводить на материале, состоящем из более продолжительных звуков с постепенным усилением и ослаблением выдоха. С помощью этих упражнений развиваются и приспосабливаются к активному выдоху межреберная мускулатура и диафрагма.

                  Признавая значение физкультурных упражнений для развития всего человеческого организма и, в частности, дыхательного аппарата, следует, однако, иметь в виду, что исполнительское дыхание может развиваться только в процессе игры на инструменте. Упражнения, не связанные с исполнительством, не принесут пользы учащемуся в смысле постановки дыхания. Качество исполнительского выдоха может контролироваться только слухом, воспринимающим звук как результат этого выдоха. Необходимые навыки исполнительского дыхания можно приобрести лишь в работе над разнообразным музыкальным материалом. Исполнение гамм в медленном движении с применением различной нюансировки широко используется в педагогической практике для этой цели. Завершение развития техники дыхания достигается на хорошо подобранной литературе.

                  У некоторых исполнителей при выдохе часть воздуха выходит через нос, в результате чего звук получается распыленный и в значительной степени теряет тембровые качества. Правда, этот недостаток встречается не так часто. Однако от педагога требуется большое внимание к начинающему исполнителю, чтобы своевременно исправить этот недостаток и помешать его укоренению.

                   Дыхание является одним из главнейших средств музыкальной выразительности. Чем лучше оно развито у исполнителя, тем ярче и разнообразнее может быть его нюансировка. Однако от дыхания зависят не только динамическая сторона исполнения, но и качество звука. С помощью дыхания отделяются одна от другой музыкальные фразы. Частая смена дыхания иногда требуется для передачи взволнованности, которая может быть выражена порывистым исполнением коротких музыкальных фраз.

                  Большое внимание должно быть уделено развитию у учащегося привычки внимательно относиться к построению исполняемого музыкального материала. Моменты вдоха не должны быть случайными и определяться тем, что у исполнителя иссяк запас воздуха. Слушатель никогда не должен чувствовать, что исполнителю нужно взять дыхание. В речи хорошего оратора ясно ощущаемые запятые и точки располагаются всегда естественно, позволяя ему свободно дышать, и никому не приходит в голову мысль о том, где и как оратор берет дыхание. Так точно и музыкант, отделяя вдохом конец одной музыкальной фразы от начала другой, создает основу для логичного и естественного исполнения. Стремление сыграть возможно больше музыки на одном дыхании свидетельствует об ограниченности учащегося и непонимании исполняемого произведения. Иногда приходится встречаться с очень длинными музыкальными фразами, которые никак не могут быть исполнены на одном дыхании. Тогда следует поискать место, где можно взять дыхание, не нарушив логики музыкального развертывания. Такое место всегда можно найти. В подобных случаях лига не должна служить препятствием для вдоха. Она указывает лишь на необходимость плавного и связного исполнения. Разумеется, после вдоха, сделанного под лигой, нельзя акцентировать следующий звук. В музыкальной литературе довольно часто можно встретить ряд нот с паузами между ними под общей лигой. Это указывает не только на допустимость, но и на необходимость прекращения звучания.

                    Правильное распределение моментов смены дыхания имеет огромное значение для выразительности исполнения. Поэтому в начале работы учащегося над произведением педагог должен на основе разбора структуры сочинения и учета исполнительских возможностей ученика подробно указать, где следует делать вдох. В этом разборе всегда должен участвовать и ученик, постепенно приучаясь самостоятельно ориентироваться в материале и находить верное решение вопросов дыхания.

                     Всесторонне развивать технику дыхания и научиться в полной мере использовать её как средство музыкальной выразительности можно только путем самого широкого изучения художественной литературы во всем ее многообразии.

 

 

Используемая литература:

 

1.Н.Платонов «Школа игры на флейте» Изд-во МОСКВА-МУЗЫКА,2004 г.

 

2.Ю.Н.Должиков «Нотная папка флейтиста. Методика, упражнения, этюды», Изд-во «Дека-ВС», 2006 г.