"Специфика работы с ансамблем смешанного состава народных инструментов"


Автор: Ларина Светлана Владимировна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Мастер-класс

"Специфика работы с ансамблем смешанного состава народных инструментов"

Краткое описание работы: Урок приобретения и закрепления знаний и навыков ансамблевой игры

 

План-конспект открытого урока:

Тема:  «Специфика работы с инструментальным ансамблем смешанного состава».

Цель урока: Развитие творческих способностей, формирование музыкального вкуса, мышления, закрепление исполнительских навыков  в смешанном ансамбле.

Задачи:

а) Образовательные задачи.

б) Исполнительские задачи.

в) Развивающие задачи.

 

Тип урока: Урок приобретения и закрепления знаний и навыков ансамблевой игры.

Участники смешанного ансамбля:  Столяров А. – бас, Сидоров Д. и Мороз Л. – гитара, Сережкин Я. – баян.

Ход урока.

1.Специфика работы с ансамблем.

2. Работа над произведением обр. О. Копенкова  «Кубинская румба».

3. Исполнение данного произведения целиком.

 

I. Специфика  работы с ансамблем смешанного состава.

 

1. Основное правило ансамбля это: «Один за всех, все за одного», «Успех или неудача одного,  есть успех или неудача всех». 

      В музыкальной среде бытует мнение, что работа в классе ансамбля мало чем отличается от работы в классе специальности.   Где ставятся всё те же задачи: совершенствование исполнительского и технического мастерства.

Но это только на первый взгляд. На самом деле есть ряд существенных отличий. Прежде всего, ансамблевая игра воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств, таких как:  умение находить общий язык друг с другом, умение притираться друг к другу, здесь важно главное – чувствовать и творить вместе. От этого зависит та непринужденно - деловая обстановка, тот психологический климат, которые будут способствовать плодотворным занятиям.  Игра в ансамбле учащихся сплачивает общая цель, общая идея -  это исполнительскими средствами сообща раскрыть художественное содержание произведения.

    Работа в ансамбле  несомненно сопряжена с определенными трудностями: не так легко научиться ощущать себя частью целого. В тоже время  ансамблевая игра несёт в себе немалый воспитательный заряд, она:

 - дисциплинирует в отношении ритма;

 - способствует развитию мелодического, гармонического, полифонического и тембрального слуха;

 - вырабатывает уверенность, помогает добиться стабильности в исполнении.  

 

2. «Совместное музицирование» – это дело далеко не простое. Навыки ансамблевой игры не приходят так быстро, как иногда кажется. Творческая лаборатория ансамбля слишком сложна для детей. Чего стоит, например, всем одинаково почувствовать темп, уловить незначительные отклонения от него, взять одновременно аккорд, выполнить цезуры, а главное, чтобы всё это выходило естественно и непринуждённо, как бы само по себе.

Поэтому первая проблема, которая возникает  при создании ансамбля – это подбор кандидатов на роль той или другой партии. Надо учитывать, что к моменту начала работы с ансамблем  ученики  должны владеть основными навыками игры на инструменте – это  приёмами звукоизвлечения,  владения штрихами, аппликатурными приёмами; должны хорошо  читать с листа, хорошо разбираться в понятиях организации игровых движений и так далее.  Мы подобрали  равноценных ребят, учитывая личные качества, такие, как: дисциплинированность, усидчивость, работоспособность,  умение слушать и анализировать.  Они могут, хотят работать, а главное -  проявляют к этому интерес. Ансамбль «Amigos» -  в переводе  с испанского – друзья.

 Состав ансамбля:  Столяров А. – бас, Сидоров Д. и Мороз Л. – гитара, Сережкин Я. – баян.   В этом составе ансамбль существует второй  год.

 

3.Главной проблемой в процессе работы, с данным коллективом, является определение оптимальных тембровых, динамических и штриховых соотношений гитар, баяна  и бас – балалайки (исходя из несовпадения источников звука, способов звукоизвлечения).

 Мы с самого начало  учим ребят  к  умению слушать – слушать не только то, что играешь сам, а одновременно и то, что играет твой партнёр, а правильнее сказать  – общее звучание всех партий, сливающихся в органически единое целое. Это составляет основу совместного исполнительства во всех его видах.

Большую работу проводим в овладении «ансамблевой техникой».

К «ансамблевой технике» можно отнести следующие навыки:

 - способы достижения синхронности при взятии и снятии звука и на протяжении исполнения всего произведения;

- равновесие звучания в аккордах, разделённых между партнёрами;

- согласование приемов звукоизвлечения;

- передача голоса от партнёра к партнёру;

- соразмерность в сочетании нескольких голосов, исполняемых разными партнёрами;

- соблюдение общности ритмического пульса и темпа.

    

II Подбор интересного нотного материала - один из важнейших факторов работы в классе ансамбля.  На основе  музыкального материала разрабатываются и решаются комплексные задачи совместного музицирования.

В исполнении ребят прозвучит  «Кубинская  румба»  обр. О. Копенкова.   Эта пьеса написана для ансамбля гитар.

 Румба — это мультикультурный феномен. Говоря на современном языке, это отдельная субкультура  -  это разговор о единении музыки и танца, при этом мелодия задает ритм для танцоров. У тех, кто едва знаком с этим танцевальным стилем, может сложиться впечатление, что это танец любви и страсти. Но это не так. Настоящая кубинская румба — это праздник, радость и желание наслаждаться жизнью.

 

1.Начать играть вместе   -  казалось бы, самая простая вещь. Однако точно и синхронно взять первый аккорд – не так легко. Это требует  тренировки и взаимопонимания. В ансамбле должен быть исполнитель, выполняющий функции дирижёра. Он обязан показывать вступления, снятия, замедления и так далее.  Также следует посоветовать одновременно   исполнителям взять дыхание (в самом прямом смысле – сделать вдох). Это делает начало исполнения естественным, органичным, снимает напряжение.

 

С самых первых аккордов   -  бас и гитары   задают  яркий танцевальный характер румбы. Он должен быть четким, ярким, с акцентом на первую долю похожий на стук каблуком.  Вступление задает ритм для танцора – роль танцора исполняет баян: тема четкая  в «опорных точках»  легкая и чуть вызывающая.

 

 2. Необходимо обратить внимание при рассмотрении проблемы синхронного исполнения на три момента: как начать пьесу вместе, как играть вместе и как закончить произведение вместе.   Надо отметить, что синхронность звучания в пьесах активного характера достигается быстрее, нежели в пьесах задумчивого плана.     

 Организация игровых движений в ансамбле играет важную роль в синхронном звучании. Поэтому с первых же тактов исполнения в ансамбле от участников требуется полная договорённость о приёмах игры.

 

3. В процессе работы над характером пьесы необходимо помнить о динамике исполненияБольшое место мы  уделяем контролю  за звучанием как по горизонтали (выразительное исполнение каждой партии), так и по вертикали, то есть определению соотношения голосов между собой.

Основные принципы динамических оттенков  применительно к смешанному ансамблю можно сформулировать так: нижняя граница – качественное интонирование, верхняя граница – тембрально насыщенный звук, без треска и свиста. Иными словами, при использовании возможностей инструментов должна соблюдаться мера, с тем, чтобы колорит каждого инструмента не становился ни искаженным, ни обедненным.

  В музыке, как и в живописи, есть передний и задний план. Воспитав такое ощущение динамики, ансамблист безошибочно определит силу звучания своей партии относительно других. В том случае, когда исполнитель, в партии которого звучит главный голос, сыграл чуть громче или чуть тише, его партнер должен  исполнить свою партию также чуть громче или тише. Важно, чтобы мера этих «чуть-чуть» была бы точной.  

4.  Ансамбль требует от участников уверенного, безупречного ритма. Как же добиться, чтобы каждый из участников, исполняя свою партию, укреплял ритмическую основу всего ансамбля? Необходимо систематически и настойчиво работать в этом направлении.  В процессе работы надо перейти к общему знаменателю, т.е. выработать общее ощущение ритма. А начать следует с воспитания чувства абсолютно точного, «метрономного» ритма. Он и станет объединяющим началом в общем «коллективном» ритме, включающем и известную свободу. Обеспечению ритмического единства ансамблевого звучания способствует формирование у всех участников метрической опоры. Роль фундамента в ансамбле обычно отводится бас- балалайке, характерный тембр которой выделяется на фоне звучания других инструментов. Подчеркивая сильную долю такта, басист оказывает активное воздействие на общий характер музыкального движения в соответствии с фразировкой мелодии.

5. Структура произведения: Необходимо иметь ясное представление о структуре произведения. Ведь структура произведения находится в тесном единстве с содержанием музыки, - непосредственно вытекает их него. Анализ структуры, как известно, предполагает расчленение всей формы на отдельные построения (фразы, предложения, периоды и т. д.), это производится с целью более глубокого проникновения в характер, в содержание произведения. При этом не следует терять ощущения единства всей композиции, логической связи, объединяющей части в одно целое. Отсюда большое значение приобретает умение находить в каждой части  вершину – кульминацию, к которой тяготеет все развитие  произведения.                                                  

Заключительная часть.

Единство  звучания, грамотное интонирование мотивов, выстраивание развития музыкальной мысли, подчинение развития каждой партии общему художественному замыслу – вот задачи которые должен ставить перед собой педагог, работая с ансамблем.