Развитие вокально-певческих навыков, реализация творческого потенциала учащегося на уроках по постановке голоса


Автор: Хлыстикова Ольга Анатольевна

Предмет: Вокал

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

Развитие вокально-певческих навыков, реализация творческого потенциала учащегося на уроках по постановке голоса

Краткое описание работы: Создание комфортной среды для развития вокальных способностей и творческой индивидуальности ребенка. Социализация учащегося по средствам полученных знаний, умений, навыков в вокальном искусстве, духовное, творческое, эстетическое развитие и самоопределение личности.

Конспект открытого занятия по теме:

Развитие вокально-певческих навыков, реализация творческого потенциала учащегося на уроках по постановке голоса.                                                                                               

 В условиях сегодняшней непростой жизни ни в коем случае нельзя оставлять без внимания музыкально способных детей. Нужно обязательно поддерживать в них интерес к музыке, помочь им ориентироваться в огромном потоке современной музыкальной информации, помочь формированию их музыкального вкуса, развить их музыкальные и творческие способности, поддерживать их стремление к творческому самовыражению и воплощению собственных музыкально-сценических замыслов, исходя из индивидуальных качеств каждого ребенка.

 Цель урока: создание комфортной среды для развития вокальных способностей и творческой индивидуальности ребенка. Социализация учащегося по средствам полученных знаний, умений, навыков в вокальном искусстве, духовное, творческое, эстетическое развитие и самоопределение личности.

Задачи:

-определение и освоение технологии обучения;

-разработка процесса обучения, в соответствии со знаниями, умениями и индивидуальными особенностями ребенка;

-формирование у ребят профессиональных знаний, умений и навыков, формирование профессионального подхода к творческой деятельности;

-организация самонаблюдения и самоанализа у ученика;

-создание атмосферы радостного, творческого труда.

 Голос – с одной стороны это природный дар, а с другой – постоянное усилие, работа над собой, работа с педагогом, самостоятельная работа, высокое мастерство владение собственным телом. В работе с учащимися педагог должен опираться на их речевой опыт, так как искусство пения формируется на обычных речевых стереотипах. Необходимо постоянно следить за тем, как ученик говорит и как он поет. Голос должен быть приветливо располагающим. Мягкость в звучании появится тогда, когда ученик вполне овладеет системой правильного вокального дыхания. На первых годах обучения каждый урок педагог должен объяснять ученику, что правильное певческое дыхание – это нижнереберное, брюшное, которое характеризуется бесшумным, непринужденным вдохом и фиксированным плавным и длительным выдохом.

Ход урока: Подготовка дыхательной системы к работе.

Чтобы подготовить голосовой аппарат к работе, зарядиться положительной энергией используем 3 упражнения из системы дыхательной гимнастики Стрельниковой А.Н.

Упр.1 «Насос» Исходное положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклониться вниз, к полу, сделать короткий шумный вдох в конечной точке поклона. Слегка приподняться – пассивный выдох через нос или рот. Снова наклониться и одновременно с поклоном сделать короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямиться, выпуская воздух через нос или через рот.

Упр.2 «Обними плечи» (вдох на сжатии грудной клетки) Исходное положение: встать прямо. Руки согнуты в локтях и подняты на уровень плеч кистями друг другу. В момент короткого шумного вдоха носом бросить руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя за плечи. Важно, чтобы руки двигались параллельно. Затем руки слегка расходятся – получился квадрат. В этот момент пассивный выдох.

Упр.3 На задержку дыхания. Исходное положение: встать прямо, руки опущены. В момент вдоха руки сгибаются в локтях перед собой вертикально, параллельно друг другу, мышцы брюшного пресса и диафрагма напрягаются. Удерживать дыхание сколько можно, затем расслабиться.

Упражнения на осознание глубокого дыхания и укрепление диафрагмы.

1.Сжать губы, как бы для свистка, затем с силой выдохнуть немного воздуха. Затем на секунду остановиться, удерживая выдыхаемый воздух, и затем выдохнуть с силой еще немного и т.д., пока воздух не будет весь выдохнут.

2.Раздувая ноздри, выполнить короткие активные вдохи. Вдохи выполняются «в живот». Не задерживая дыхания сразу переходить к выдоху через широко раскрытый рот.

3.Длинный вдох через нос, выдох через рот «губы трубочкой», как бы «тянуть нитку», затем с буквой «у»

4. Дыхание – короткие толчки воздуха диафрагмой: потираем ладони или кулачки, замерзшие на морозе. Это упражнение проделываем с выталкиванием глухих согласных Т, К, Х.

5.Плавный вдох через нос, затем на букве «з…, с…» выдыхать ровно и медленно.

6.Вдох через нос, серия коротких выдохов на сокращении мышц живота со звуком «хм» - имитация коротких, а затем длинных стонов. Рот закрыт. Звук направляется через нос.

В перечисленных выше упражнениях рекомендуется учащимся держать руки на прессе, контролируя расслабление мышц живота на вдохе и их сокращении на выдохе.

Развитие моторики мышц артикуляционного аппарата.

Разминка:

-Легкое поглаживание пальцами с небольшим нажимом по косметическим линиям лица: кожу вокруг губ, скулы, щеки, лоб;

-Легкое покусывание верхней и нижней губ;

-Растянуть губы в утрированной улыбке и собрать их в трубочку;

-«Маляр» Широко открыть рот. Кончиком языка проводить по небу от верхних зубов до гортани и обратно.

-«Покусывание кончика языка». Губы в положении улыбки.

Потренировав подобным образом свой артикуляционный аппарат можно приступать к выполнению дикционных упражнений:

Ми-ми-ми-ми-мим(далее чередовать гласные э,а,у,ы)

Мим ,мам, мэм, мом, мум, мым

Би-би-би-бип,бип-биппи-пибби

Ви-ви-ви-виф,виф,виффи, фивви (далее чередовать согласные)

Чище,чаща,чеще,чущу,чище

Фти,фте,фта,фто,фту,фты

Здри,здре,здра,здро,здру,здры и т.д.

Завершить работу стоит скороговорками:

От топота копыт пыль по полю летит.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Два щенка щекой к щеке грызли щетку в уголке.

Сшит колпак, да не поколпаковски,

Вылит колокол, да не поколоколовски.

Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать.

Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Очень важно в скороговорках следить за качеством произношения и не гнаться на первых порах за скоростью произнесения. Скороговорки следует произносить с различными интонациями: рассказать восторженно, вопросительно, обиженно и т.д. Темп произнесения можно увеличивать тогда, когда учащийся хорошо овладеет навыками правильного проговаривания и способен качественно справиться с этой задачей.

В занятиях с учащимися также следует вводить понятие «певческая маска». Данное понятие означает ощущение вибраций в верхней части лица, возникающее у певца во время пения в результате резонирования носовой и придаточных полостей. Ощущение маски – показатель правильного голосообразования. Голос при этом звучит свободно, ярко, звонко, полетно.  Еще одной из важнейших задач является соединение грудного и головного регистров – «микст». Хорошо «замикстованный» средний регистр дает возможность развивать диапазон, совершенствовать верхний регистр и преодолевать переходные ноты.

Вокальные упражнения (распевки) на дыхание и звукообразование.

Данные упражнения способствуют приобретению певческих навыков: развитию техники звуковедения, правильного певческого дыхания, выработки кантилены, выравнивание регистров, выравнивание звучания гласных и развитие артикуляции.

Упр. 1. Формирование певческого тона, подготовка певческого аппарата к работе.

Упр. 2. Формирование единого звукообразования при пении гласных, закрепление «переходных» звуков.

Упр. 3. Формирование правильной певческой позиции, соединение регистров.

Упр. 4, 5. На закрепление «переходных» звуков, развитие певческого дыхания.

Упр. 6. На стаккато, твердая атака звука.

Упр. 7. На смешение регистров, близкую позицию звука.

Упр. 9. Использование головного резонатора.

Упр. 8, 10. На легато, смешение регистров, расширение диапазона.

Нотное приложение.

Работая над упражнениями педагог должен идти от звуковых представлений о правильном звучании певческого голоса и внимательно следить за свободой и раскрепощенностью голосового аппарата учащегося.

Работа над произведением.

Работая над музыкальным произведением, мы учим не только качественной вокальной работе, но и объясняем суть драматургии произведения, учим видению музыкального образа и работе над его воплощением, учим актерской работе. Человек, вышедший на сцену должен задеть чувства и эмоции зрителя. Очень важный этап работы –это самостоятельная работа учащегося над музыкальным произведением, что ведет к развитию их творческого потенциала, собственному взгляду на музыкальное произведение и, как следствие, к активному развитию знаний. Умений и самой личности ребенка. 

Работа над текстом без мелодии.

Уделить внимание опорным нотам, исполнять их с движением корпуса.

Обратить внимание на дыхание.

Отработать переходы с нижнего на верхний регистры.

Выровнять звучание гласных.

Исполнение верхних звуков в высокой позиции, на «опертом» дыхании.

Исполнение кульминации на эмоциональном подъеме.

Работа с микрофоном.

Итог: Добиться целостности художественного замысла произведения и его исполнения.

Заключительная часть.

Во время занятий с учащимися педагог должен воспитывать стремление к творчеству, к самосовершенствованию, через усердную работу над собой. Преподаватель должен вызвать и закрепить интерес учащихся по своему предмету.