Конспект открытого занятия «Работа над интонацией в исполняемом произведении».


Автор: Яна Игоревна Забелина

Предмет: Вокал

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

Конспект открытого занятия «Работа над интонацией в исполняемом произведении».

Краткое описание работы: В конспекте полностью прописан ход открытого занятия. На занятии отрабатывается интонация в песне "Мир без войны" (двухголосие). Включает в себя теорию, речевую, дыхательную, артикуляционную и вокальную разминку, практическую работу.

 

Тема занятия: «Работа над интонацией в исполняемом произведении».

Цель занятия: Отработать  отдельные вокальные партии, формирования чистоты интонационного звучания.

 Задачи:

- образовательная:

-Обучить правильно и осознанно интонировать, не сбиваясь и не переключаясь на другую голосовую партию при исполнении музыкальных произведений.

- Овладение обучающимися  теоретическими знаниями и практическими навыками и научится их применять в работе над вокальными произведениями.

- Приобрести умение правильной эмоциональной  передачи  смысла музыкального произведения.

-Развивающие:

- развитие навыков чистого интонирования и слухового контроля;

- развивать художественные способности детей;

- развивать артистизм (выразительное вокальное исполнение, создание вокально-сценических образов);

- Воспитательные:

- создать положительную мотивацию к учебной деятельности;

- прививать любовь и желание изучать музыкальное искусство через различные формы работы;

-  воспитать стремление к самосовершенствованию и творческой самореализации;

- воспитывать способность  развития нравственных качеств личности;

Вид занятия: Практическое

Тип  занятия: Комбинированное

Методы ведения:

- словесные (объяснение, беседа, рассказ);

- наглядно-слуховые

- эмоциональный (использование образных сравнений);

- практические (показ); 

 Структура занятия

 1. Начало занятия – введение (определение понятия «чистое интонирование»).

2. Основная часть занятия:

- Упражнения на дыхание;

- Вокальные распевки;

- Упражнения для освобождения голоса от зажимов.

- физ- минутка

- Работа над интонацией «Мир без войны»

3. Заключительная часть занятия

- итог занятия, выводы.

 

   Вводная часть: 1,5 мин.

Добрый день ребята, тема нашего занятия- Работа над интонацией в исполняемом произведении. Сегодня мы с вами поработаем  над песней Елены Комар «Мир без войны». На занятии мы будем отрабатывать отдельно вокальные партии, чистить интонацию и соединять голоса, стараясь максимально освободить голос от зажимов.

Вы, конечно же знаете, что в  работе с вокальным ансамблем очень важна чистая интонация-это самое главное в любом вокальном деле. Чистая интонация зависит от правильной работы дыхательного аппарата, так как если правильно работает дыхание, то снимаются главные зажимы с голосового аппарата, с плечевого сустава, с нижней челюсти. Если правильно работает речевой аппарат, также снимаются зажимы с нижней челюсти, если правильно формируются звуки речи и сохраняется единая певческая позиция,  если соединяются правильно регистры голоса и в целом тело вокалиста  свободно и в пении и в движении. Все это влияет на чистоту интонирования.

- Ребята, вы помните что необходимо вокалисту для чистого исполнения вокального произведения? (Дикция, артикуляция, чистая интонация, правильное дыхание.)

Правильно ребята! Конечно это хорошая  дикция, артикуляция, правильное дыхание и чистая интонация.

Чтобы развивать чистую интонацию, мы на каждом занятии  с вами выполняем упражнения. Прежде всего это разогрев дыхания, это настройка мышц и приведение диафрагмы в тонус.

 

Основная часть: 25 мин.

 

  1. Упражнение стаккато-легато 4-4 (с-с-с-с-с), 8-8, 12-12,16-16
  2. Упражнение «Ха» -активно задействуем мышцы диафрагмы, разминаем.
  3. «Львенок», «Круговой язычок», «Цоканье» 2-2,»Пятачок». Эти упражнения освобождают наш речевой аппарат от зажимов нижней челюсти.
  4. Следующие упражнения на соединение регистров, чтобы максимально с нижнего регистра переходили на верхний и обратно, а также на развитие динамики.

Вверх-Б-р-р-р, вниз Р-р-р-р.  Динамика звука вверх-вниз А-а-а-а-а-а-а

  1. Упражнение «Сирена" –М-м-м-м

 

В таких элементарных упражнениях вы не задумываясь переходите со звука на звук

Ну а дальше мы переходим к блоку вокальных распевок, где формируется единая певческая позиция, звуки, артикуляция, но еще в блок вокальных распевок мы добавим  упражнения освобождения голоса от зажимов . Т.е. к пению подключим движение.

-Что дает эта техника? ( позволяет снять зажимы). Когда мы начинаем включать движение корпусом, то снимаются зажимы с плечевого сустава, с шейного отдела и таким образом  голова перестает тянуться вверх, т.е. снимается зажим. Все эти упражнения приводят к тому, что разжимается нижняя челюсть.

6. «Мммммм» - упражнение не только расслабляет и настраивает диафрагму, но и формирует подачу звука.  Мммммм,  с наклонами вправо-влево . Сверху спускаемся на стаккато в-в-в-в

7.Упражнение с руками Мии-я-аа. Что происходит, когда мы начинаем добавлять движение руками- освобождается плечевой сустав от зажимов. И когда у вас включается физика, вы забываете, что надо что-то там формировать и гораздо легче начинаете интонировать.

8. Далее формируем грудной регистр (до-ре- ми-фа-соль-фа-ми-ре-до) Руки сцепляем над головой, ноги скрещиваем и думаем здесь уже в большой степени про верха.

 

 9. «Бра-бро-бру» с полуприседами . Это упражнение тоже тренирует мышцы диафрагмы и освобождает плечевой сустав от зажима. Прокашлялись.

10. Добавляем упражнение с поворотами, которое раскручивая корпус, освобождает шею и плечи.  

11.Упражнение «До- ми – соль- ми- до». Руки сцепляем над головой, ноги скрещиваем и думаем здесь уже в большой степени про верха.

Вверх и вниз- (до-ми-соль-ми-до)

 

Давайте вспомним, какие задачи должен преследовать вокалист, когда поет в составе вокального ансамбля, не как солист, а именно в составе ансамбля.

-если соло, то громче, если в ансамбле, тог тише

- одинаково дышать

- одинаковая артикуляция

- динамика

Одновременные переходы с нижнего регистра на верхний и наоборот

Давайте начнем работу над песней.

 

Физ-минутка: 2 мин.

 

  1. Сейчас читаем текст, потому что текст это самое главное (четче, шире рот)
  2. А теперь аккапельно пропеваем отдельные моменты, затем соединяем партии (открываем шире рот)

 

  1.  Теперь усложняем задачу. стоя на правой ноге в позе ласточки откликаемся на движения и поем припев(слушайте динамику)

 

 Что здесь происходит? Диафрагма опускается и фиксируется и сразу переходы получились и голоса зазвенели. Освободили шею. Легче было кому-то петь?

  1. Исполнение под фонограмму минус. Помните про динамику

 

Заключительная часть: 2 мин.

-Как считаете, мы справились с сегодняшней  задачей на занятии? (да, справились)

-Может кто что новое в себе открыл сегодня? (я научилась, слышать себя, поняла как правильно работать в ансамбле, научилась держать разные голосовые партии)

-Ошибки какие кто заметил? (Нет)

Ребята все большие молодцы, сегодня отлично поработали!

Но я думаю мы с вами будем стараться, чтобы на нашу сцену выходили раскрепощенные, гармоничные, свободные от певческих зажимов, уверенные в своих вокальных силах и порадовали зрителя своим исполнением.

Спасибо. До свидания.