Автор: Беляева Ирина Сергеевна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Педагоги
Тип материала: Открытый урок
Краткое описание работы: Цель урока: Показать различные формы и методы работы на уроке сольфеджио. Задачи урока: 1. Образовательная -Укрепление взаимосвязи теоретических знаний и музыкальной практики; 2. Развивающая - Развитие вокально-интонационных навыков, мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти и чувства метроритма у учащихся 3. Воспитательная - Повышение интереса учащихся к уроку сольфеджио, путем применения различных форм музыкальной деятельности.
Тема открытого урока: «Различные формы и методы работы
на уроке сольфеджио»
Цель урока: Показать различные формы и методы работы на уроке сольфеджио.
Задачи урока:
-Укрепление взаимосвязи теоретических знаний и музыкальной практики;
- Развитие вокально-интонационных навыков, мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти и чувства метроритма у учащихся
- Повышение интереса учащихся к уроку сольфеджио, путем применения различных форм музыкальной деятельности.
Методы: словесный, наглядный, сравнения, музыкального обобщения.
Оборудование: доска, мелки, магниты, фортепиано, компьютер, телевизор,
Раздаточный материал: клавиатуры, карточки – лото, карточки с ритмическими группами, карточки с интервалами, ноты песни «Гаммы и арпеджио».
Ход урока.
Организационный момент
Перекличка учащихся, присутствующих в классе; объявление темы урока и его задачи.
1.Теория.
Начнем мы наш урок с игры-разминки «Музыкальное лото». Каждому ученику я раздаю листы с ответами. На экране будут появляться вопросы. Кто быстрее всех ответит на вопрос и найдет у себя на листочке ответ, тот получает карточку. Побеждает тот, кто закроет наибольшее число вопросов.
Вопросы: Презентация.
Все эти термины мы сегодня будем использовать у нас на уроке. И начнем мы с тональности Ре мажор.
2.Вокально-интонационные упражнения (Приложение №1)
Настроимся в тональность Ре мажор, от ля спустимся к ноте РЕ
а) поем гамму Ре мажор с дирижированием в размере 2/4 ровными четвертными. На доске выписаны ритмы
б) с дирижированием в размере 2/4 в заданном ритме
с дирижированием в размере 3/4 в заданном ритме
в) двухголосно
г) устойчивые и неустойчивые с разрешением:
д) опевание: Выписано на доске
3.Ступени гаммы на слух (Приложение№2)
а) Потерявшиеся ступени - услышать потерявшуюся ступень гаммы:
II, IV, V, VII, III
б) II, IV, V, VII, III - привести домой к тонике (допеть до тоники)
в) на доске выписаны 5 вариантов каденций – во время проигрывания выбрать прозвучавшую каденцию и пропеть.
4.Секвенция.(Приложение №3)
На доске записана секвенция. Разобрать секвенцию. Продолжить. Спеть предложенные каденции (см п3 в)). Простучать остинато и спеть секвенцию по цепочке.
Остинатный ритм
5.Игра на внимательность и знание темы «Интервалы»
«Вопрос-ответ» (у детей 2 карточки разного цвета красного и зеленого). Я задаю вопросы и сама на них отвечаю, если я ответила правильно – поднимают зеленую, если неправильно – красную.
1. Что такое Интервал? - Интервал – это расстояние между двумя звуками +
2. Сколько простых интервалов? - Всего простых интервалов 7-
3. Интервал квинта бывает малая и большая -
4.Интервалы секунда и септима это диссонансы? - Да, они звучат резко, колюче+
5. Сколько ступеней охватывает Кварта? - Кварта охватывает 6 ступеней-
6. Интервалы терция и секста – консонансы? Да, они звучат мягко, певуче.
6. а)Работа с интервальной цепочкой. В Ре мажоре построить интервалы по цифровке: Один ученик у доски, другой у ф-но. Пропеть интервалы сверху вниз, по голосам.
3 5 3 4
I V I I
3 4 8 3
II II V I
б) Интервальная цепочка на слух. (Приложение №4) Работа с карточками. За 3 проигрывания определить интервалы. При проверке, если определены интервалы правильно на обратной стороне карточек получится слово АРПЕДЖИО
7. Игра “Ритмическая загадка”.(Приложение №5)
Я прохлопаю вам ритм,
А вы повторите.
Среди карточек моих –
Нужный отыщите.
Работа с карточками. Слушаем ритм, стучим, находим нужную карточку. Один ученик работает у доски. Получившийся ритмический рисунок исполняем все вместе.
8. Сольфеджирование и пение с листа (Приложение№6)
На нотных листах записана песня «Гаммы и арпедждио» - сольфеджируем в тональности Ре мажор. Транспонируем в До мажор.
Включается видео запись песни «Гаммы и Арпеджио» - исполняем песню со словами.
нужно петь и гаммы и арпеджио
Чтобы не хрипело, не сипело ничего
Пой почаще гаммы и арпеджио
Быстро и легко ты развиваешься
До ми соль ми до и все в порядке от и до
Пой почаще гаммы и арпеджио
Завтра ты сумеешь, что вчера не смог
Знает каждый музыкант и ты узнаешь, что
Нужно петь и гаммы и арпеджио
9. Итог урока.
10. Домашнее задание. Петь Интервальную цепочку с игрой на ф-но. Песню «Гаммы и арпеджио» петь по голосам нотами и со словами.
Все свободны. СПАСИБО ЗА РАБОТУ,
ПРИЛОЖЕНИЕ