Различные формы и методы на уроке сольфеджио с учащимися 3 класса


Автор: Беляева Ирина Сергеевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

«Различные формы и методы на уроке сольфеджио с учащимися 3 класса»

Краткое описание работы: Цель урока: Показать различные формы и методы работы на уроке сольфеджио. Задачи урока: 1. Образовательная -Укрепление взаимосвязи теоретических знаний и музыкальной практики; 2. Развивающая - Развитие вокально-интонационных навыков, мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти и чувства метроритма у учащихся 3. Воспитательная - Повышение интереса учащихся к уроку сольфеджио, путем применения различных форм музыкальной деятельности.

 

Тема открытого урока: «Различные формы и методы работы

на уроке сольфеджио»

Цель урока: Показать различные формы и методы работы на уроке сольфеджио.

Задачи урока:

  1. 1.     Образовательная

-Укрепление взаимосвязи теоретических знаний и музыкальной практики;

  1. 2.     Развивающая

- Развитие вокально-интонационных навыков, мелодического и гармонического слуха, музыкальной памяти и чувства метроритма у учащихся

  1. 3.     Воспитательная

- Повышение интереса учащихся к уроку сольфеджио, путем применения различных форм музыкальной деятельности.

Методы: словесный, наглядный,  сравнения, музыкального обобщения.

Оборудование: доска, мелки, магниты, фортепиано, компьютер, телевизор,

Раздаточный материал: клавиатуры, карточки – лото, карточки с ритмическими группами, карточки с интервалами, ноты песни «Гаммы и арпеджио».

Ход урока.

Организационный момент

Перекличка учащихся, присутствующих в классе; объявление темы урока и его задачи.

1.Теория.

Начнем мы наш урок с игры-разминки «Музыкальное лото». Каждому ученику  я раздаю  листы с ответами. На экране будут появляться вопросы. Кто быстрее всех ответит на вопрос и найдет у себя на листочке  ответ, тот получает карточку. Побеждает тот, кто закроет наибольшее число вопросов.

Вопросы: Презентация.

  1. Сколько ступеней в гамме – СЕМЬ.
  2. Как называются звуки гаммы - СТУПЕНИ
  3. Сколько главных ступеней в гамме – ТРИ – ТОНИКА, СУБДОМИНАНТА, ДОМИНАНТА.
  4. Какие ступени гаммы являются неустойчивыми – II – IV – VI – VII
  5. Переход неустойчивых ступеней в устойчивые называется - РАЗРЕШЕНИЕ
  6. Первая ступень лада – ТОНИКА
  7. Повторение интервала или мелодического оборота от разных ступеней лада без изменений называется – СЕКВЕНЦИЯ
  8. Смещение акцента с сильной доли такта на слабую долю - СИНКОПА
  9. Звуки аккорда взяты не вместе, а по очереди – АРПЕДЖИО
  10. Все время (упрямо) повторяющийся ритм или мелодический оборот – ОСТИНАТО
  11.  Окружение ступени двумя соседними ступенями - ОПЕВАНИЕ
  12.  В какой мажорной тональности два диеза – РЕ МАЖОР.

 

Все эти термины мы сегодня будем использовать у нас на уроке. И начнем мы с  тональности Ре мажор.

 

2.Вокально-интонационные упражнения (Приложение №1)

Настроимся в тональность Ре мажор, от ля спустимся к ноте РЕ

а) поем гамму Ре мажор с дирижированием в размере 2/4 ровными четвертными. На доске выписаны ритмы

б) с дирижированием в размере 2/4 в заданном ритме

   с дирижированием в размере 3/4 в заданном ритме

в) двухголосно

г) устойчивые и неустойчивые с разрешением:

 д) опевание: Выписано на доске

3.Ступени гаммы на слух (Приложение№2)

а) Потерявшиеся ступени - услышать потерявшуюся ступень гаммы:

II,  IV,  V,  VII,  III

б) II,  IV,  V,  VII,  III - привести  домой к тонике (допеть до тоники)

в) на доске выписаны 5 вариантов каденций – во время проигрывания выбрать  прозвучавшую каденцию и пропеть.

4.Секвенция.(Приложение №3)

 На доске записана секвенция. Разобрать секвенцию. Продолжить. Спеть предложенные каденции (см п3 в)). Простучать остинато и спеть секвенцию по цепочке.

Остинатный ритм

5.Игра на внимательность и знание темы «Интервалы»

«Вопрос-ответ»  (у детей 2 карточки разного цвета красного и зеленого). Я  задаю вопросы и сама на них отвечаю, если я ответила правильно – поднимают зеленую, если неправильно – красную.

1. Что такое Интервал? - Интервал – это расстояние между двумя звуками +

2. Сколько простых интервалов? - Всего простых интервалов 7-

3. Интервал квинта бывает малая и большая -

4.Интервалы секунда и септима это диссонансы?   - Да, они звучат резко, колюче+

5. Сколько ступеней охватывает Кварта? - Кварта охватывает 6 ступеней-

6. Интервалы терция и секста – консонансы? Да, они звучат мягко,  певуче.

6. а)Работа с интервальной цепочкой. В Ре мажоре построить интервалы по цифровке: Один ученик у доски, другой у ф-но. Пропеть интервалы сверху вниз, по голосам.

3     5     3     4

I     V     I      I

3     4     8     3

II    II    V    I

б) Интервальная цепочка на слух. (Приложение №4) Работа с карточками. За 3 проигрывания определить интервалы. При проверке, если определены интервалы правильно на обратной стороне карточек получится слово АРПЕДЖИО

7. Игра “Ритмическая загадка”.(Приложение №5)

Я прохлопаю вам ритм,
А вы повторите.
Среди карточек моих –
Нужный отыщите.

Работа с карточками. Слушаем ритм, стучим, находим нужную карточку. Один ученик работает у доски. Получившийся ритмический рисунок исполняем все вместе.

8. Сольфеджирование и пение с листа (Приложение№6)

На нотных листах записана песня «Гаммы и арпедждио» - сольфеджируем в тональности Ре мажор. Транспонируем в До мажор.

Включается видео запись песни «Гаммы и Арпеджио» - исполняем песню со словами.

  1. Каждый музыкант прекрасно знает, что

      нужно петь и гаммы и арпеджио

Чтобы не хрипело, не сипело ничего

Пой почаще гаммы и арпеджио

  1. Если каждый день ты занимаешься

Быстро и легко ты развиваешься

До ми соль ми до и все в порядке от и до

Пой почаще гаммы и арпеджио

  1. Все приходит постепенно дай лишь срок

Завтра ты сумеешь, что вчера не смог

Знает каждый музыкант и ты узнаешь, что

Нужно петь и гаммы и арпеджио

9. Итог урока.

10. Домашнее задание. Петь Интервальную цепочку с игрой на ф-но. Песню «Гаммы и арпеджио» петь по голосам нотами и со словами.

Все свободны. СПАСИБО ЗА РАБОТУ,

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ