Урок мужества "И памятью сердце живёт..."


Автор: Делова Ирина Борисовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Сценарий мероприятия

Урок мужества "И памятью сердце живёт..."

Краткое описание работы: Работа посвящена Победе в Великой отечественной войне 1941-1945 года. На примере стихов, песне, воспоминаний о Великой отечественной войне воспитываются гражданские чувства, патриотизма, любви к Родине, гордость за свою страну, свой народ, чувство сопричастности к истории Отечества, глубокого уважения к старшему поколению победителей и памяти павших.

                                  Урок мужества

                «Поклонимся великим тем годам

                                   (для 7-8 классов)

Цель урока:

                   - воспитать гражданские чувства, патриотизма, любви к Родине

                     гордости за свою страну, свой народ, чувства сопричастности

                     к истории Отечества, глубокого уважения к старшему поколению

                     победителей и памяти павших;

 

                   - привитие навыков хорового пения;

                   

                   - способствовать расширению кругозора учащихся  к

                     формированию эстетических взглядов и творческих

                      возможностей обучающихся;

 

Оформление:

                    - плакаты;

                    - выставка материалов школьного музея боевой и трудовой

                      славы;

                    - цветы;

                    - портреты с изображением композиторов;

                    - на доске:

                      «Урок мужества. Поклонимся великим тем годам…»

                      «Вечная слава героям, павшим в боях за честь

                        и свободу нашей Родины»

 

 

                                       Сценарий урока

 

 Учитель:     

      Здравствуйте дети! Здравствуйте, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок- урок мужества, посвященный 78 годовщине Великой Победы нашего народа во Второй  мировой войне, весной 1945 года. Мы вновь и вновь прикасаемся сердцем к великому подвигу  наших отцов и  дедов, одолевших в смертной схватке фашизм.

       Победа…Она пришла к нам не в лавровом венке, торжественная и

спокойная.  Она пришла в образе солдатской матери, с устало опущенными,

натруженными руками, ворвалась в каждый дом набатным голосом

диктора Московского радио Юрия Левитана: «Внимание! Внимание!

Говорит Москва!..» (Звучит голос диктора)

 

          (Учащиеся поют 1 куплет песни «Священная война»)

   

                        

  1-й ведущий:

      Победа! Народ ждал её четыре года. Четыре долгих года он шёл к ней 

дымными полями сражений, хоронил своих сыновей, недоедал и

недосыпал, тянулся из последнего и всё же выстоял и победил.

     Но прежде были Брест, Орел и Курск, Сталинград и Ленинградская

Блокада…и миллионы погибших соотечественников.

Был и первый день, горький день войны…

 

  1-й чтец:

                 Казалось, было холодно цветам,

                 И от росы они слегка поблёкли,

                 Зарю, что шла по травам и кустам,

                 Обшарили немецкие бинокли.

                 Цветок в росинках весь, к цветку приник,

                 И пограничник протянул к ним руки.

                  А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

                 Влезали в танки, закрывали люки,

                 Такою всё дышало тишиной,

                 Что вся земля ещё спала, казалось.

                 Кто знал, что между миром и войной

                 Всего каких-то пять минут осталось!      (С. Щипачёв)

 

 2-й ведущий:

       Над страной проносилась светлая тень короткой ночи – самой короткой

из всех ночей в году. В эту ночь рождалось лето Северного полушария.

Под Москвой отцветали яблони. Рожь колосилась. Заря сошлась с зарёй,

Занимался рассвет…

 

 2-й чтец:

                   Тогда ещё не знали мы,

                   Со школьных вечеров шагая,

                   Что завтра будет первый день войны,

                    А кончится она лишь в 45-ом, в мае.

 

               (звучит песня «Священная война» - до конца)

 

1-й архивариус:

   Утром 24 июня 1941 года на первой полосе газет «Известия»

и «Красная звезда» были опубликованы стихи Василия Лебедева-Кумача

«Священная война»:

                                      Вставай страна огромная,

                                      Вставай на смертный бой,

                                      С фашистской силой тёмною,

                                      С проклятою ордой!

                                (песня звучит очень тихо)

 

         Газета со стихами попала в руки руководителя Краснознамённого

Ансамбля песни и пляски Красной Армии Александра Васильевича

Александрова. Стихи потрясли композитора. Уже на другой день появилась музыка. А 27 июня на Белорусском вокзале столицы эту песню для уходящих  на фронт бойцов  исполнил Краснознамённый ансамбль песни и пляски имени Александрова.

   Солдаты сидящие на деревянных сундуках, вдруг встали после первого куплета и в наступившей тишине, стоя, слушали песню. Потом песню требовали повторить  ещё и ещё, пытаясь подпевать, запомнить слова-

увезти с собой вместе с улыбкой матери, жены, любимой…

 

 1-й ведущий:

   Вновь и вновь – пять раз подряд! - пел ансамбль «Священную войну». Её

пели повсюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу. Каждое утро после боя кремлёвских курантов она звучала по радио.

   Шли солдаты. А рядом звучала песня:

 

                            Пусть ярость благородная

                            Вскипает как волна,

                            Идёт война народная,

                            Священная война!

 

  3-й ведущий:

   Война и поэзия… Казалось бы, нет противоречивых понятий. Но вопреки

старинной поговорке «Когда говорят пушки, музы  молчат» в годы суровых испытаний  музы не молчали, они  вели бой, они становились оружием,

разящим врагов. Слово на войне иногда стоило жизни, зато оно как никогда

весомо.

 

   2-й чтец:

                Кто сказал, что надо бросить

                Песню на войне?

                После боя сердце просит

                Музыки вдвойне.

 

  2-й ведущий:

      Песни нужны были всем: солдатам они помогали в трудную минуту,

с песней на привале они отдыхали. А тех, кто их ждал, песни вселяли надежду, что их близкие и родные вернутся к ним невредимыми. Воевал весь народ, воевала и песня. В песнях, в поэзии военных лет люди черпали душевные силы.

 

                                     

   Учитель:

       Ребята, кто из вас знает стихи и песни, которые были написаны на войне

или о войне? 

           (Ученики читают с места стихотворение К.Симонова

 «Ты помнишь, Алёша», «Сороковые роковые» Д.Самойлова, исполняют песню «Эх, дороги»)

                                 

  2-й архивариус:

         Эта песня написана в победном 45-м году к годовщине Октябрьской революции. Нужна была песня о том, что совершил наш народ за долгие,

тяжёлые военные годы, песня о пережитом, о том, что довелось пройти

в минувшей войне нашему народу. Авторы этой песни, поэт Лев Ошанин

и композитор Анатолий Новиков, сами не раз побывали на фронте и написали до этого немало песен о войне. Замысел этой песни родился, когда они застигнутые бомбёжкой, увидели, как упал рядом молодой лейтенант и

уже не встал. Сначала появился припев, который начинался со вздоха «эх!»,

потом родилась и вся песня. И слова, и музыка доходили до сердца каждого

слушателя. Ведь это была песня-воспоминание о том, чего позабыть нельзя о трудных, опасных дорогах войны.

 

  1-й ведущий:

      65 лет назад отгремела Великая Отечественная война, но её отголоски слышны до сих пор. Более 20 миллионов жизней граждан нашей страны унесла эта война. Нет в России ни одной семьи, которую бы война обошла стороной. Вся страна работала на Победу, стремилась к этому светлому дню, в тылу и на фронте люди проявляли массовый героизм.

 

  3-й чтец:

                 Здесь птицы не поют,

                 Деревья не растут,

                 И только мы плечом к плечу

                 Врастаем в землю тут.

 

                Горит и кружится планета,

                Над нашей Родиною дым,

                И, значит, нам нужна одна победа,

                Одна на всех мы за ценой не постоим.

 

 1-й ведущий:

        За ценой не стояли, бились насмерть наши воины. Одна из самых героических сражений Великой Отечественной войны - Сталинградская битва. В жестоком сражении наши люди проявили личный и коллективный героизм, который приводил врага в замешательство. Немцам были непонятны причины массового героизма, его корни, его истоки. Подвиги простых русских солдат пугали врага, вселяли в него чувства страха. Не было  предела самоотверженности, силе воли, мужеству защитников Сталинграда. Что руководило их поступками? Любовь к Родине, стремление

к светлому будущему, чувство долга, пример товарищей, сражавшихся плечом к плечу.

 

  2-й ведущий:

     Вот несколько примеров из хроники Сталинградской битвы:

Михаил Паникаха участвовал в бою в составе 193-й стрелковой дивизии, которая удерживала натиск вражеской пехоты, 60 танков и 1700 самолётов врага. Паникаха подбивал танки из противотанкового пулемёта. Когда кончились патроны, он взял две бутылки с горючей смесью и пошёл навстречу головному танку. По Михаилу стреляли. Пуля попала в бутылку, одежда бойца загорелась. Горящий боец бросился на моторное отделение вражеского танка  и уничтожил его. Уцелевшие танки повернули назад. Атака была отбита.

                                    

 3-й ведущий:

      Особо хочется сказать о медицинских сёстрах. Это была девушка 18-20-25 лет, совсем юные, хрупкие, нежные, взвалившие на свои плечи непосильный груз горя, боли, смерти…Они, как могли, помогали бойцам, их с благодарностью звали сёстрами милосердия.

 

     4-й чтец:

                     Когда, упав на поле боя,

                    И не в стихах, а наяву,

                    Я вдруг увидел над собою

                    Живого взгляда синеву.

 

                    Когда склонилась надо мною

                    Страданья моего сестра,

                    Боль сразу стала не такою:

                    Не так сильна, не так остра.

 

                    Меня как будто оросили

                    Живой и мёртвою водой.

                    Как будто надо мной Россия

                    Склонилась русою косой.

 

    3-й ведущий:

  Вам, конечно известно имя Гули Королёвой. Полная жизни и энергии девушка пошла на фронт добровольцем. 24 ноября 1942 года во время боя она вынесла сто раненых воинов с поля битвы. Она подносила бойцам гранаты, а в критический момент боя повела за собой потерявших веру в успех бойцов. Дважды раненая, она не оставляла поля боя, лично уничтожила 15 фашистов и погибла смертью героя.

                             

  2-й ведущий:

     Война издревле - дело мужское. Но на этой войне женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, но и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала «языка». Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на её землю, на её дом, на её детей.

 

     4-й чтец:

                       Я только раз видала рукопашный

                       Раз наяву. И сотни раз во сне,

                       Кто говорит, что на войне не страшно,

                       Тот ничего не знает о войне.

 

    1-й ведущий:

       Наши деды были великие люди: защищали Родину ,крепко дружили, любили шутку ,умели чисто и преданно дружить.

 

                  (учащиеся исполняют песню «Землянка»)

 

   3-й архивариус:

    У этой песни замечательная история. Поэт Алексей Сурков в конце ноября 1941 года после тяжёлого боя под Истрой написал письмо жене в далёкий Ташкент из своего стихотворения. Оно родилось от всего пережитого, от тоски по семье, от разлуки, из чувства любви и веры. Так бы и остались эти 16 строчек  частью письма, но в феврале случай свёл поэта с композитором

Константином Листовым, который попросил у Суркова «что-нибудь, на что можно написать песню». Через неделю песня «В землянке»  была готова. Первым исполнителем был сам Листов, спевший её под гитару. А потом эта песня стала часто звучать по радио, в концертах фронтовых бригад. Лучшая награда для поэта и композитора- признание их детища, когда  песня согревает солдатские сердца, становится задушевной спутницей человека на войне, вселяет в него веру, надежду, поднимает в атаку.

 

  1-й ведущий:

       Вскоре солдаты стали посылать домой стихотворные письма, в которых легко узнавались интонация, отдельные слова, а то и целые строфы «Землянки». Только менялись географические координаты:

                                 

                               Про тебя мне шептали кусты

                               В белорусских полях под Имгой…

 

       И на фронт полетели треугольные письма от жён и подруг со словами поддержки, нежной любви, желанием ободрить любимого, укрепить его силы:

                                  

                          Ветер, вьюга, снега и метель.

                          Ночь морозная смотрит в окно

                          Я б хотела к тебе прилететь,

                          Не видала тебя я давно.

 

                          Не грусти, не печалься, родной,

                          Пусть огонь не погаснет в груди -

                          Я в холодной землянке с тобой,

                          И победа нас ждёт впереди.

 

  Учитель:

      Поэзия военных лет, стихи и песни о войне, созданные уже после Победы, это же настоящая энциклопедия войны, её трагический и необыкновенно высокий патриотический пафос, рождённый мужеством, стойкостью, целеустремлённостью воюющего народа. Иное короткое стихотворение рассказывает о человеке, добывшем победу, больше и лучше, чем иная большая повесть. Я хочу попросить прочитать стихотворение М.Исаковского  «Враги сожгли родную хату».

 

                                             (звучит песня)

 

    За глубину чувства, за горькую правду о войне, за память о прошлом, которое нельзя забыть, любят наши люди эти стихи и песни.

                                           

 4-й чтец:

                          Отгремела война,

                          Уж давней историей стала.

                          А никак не отпустит

                          Тревожную память бойца.

 

                         От фугасов и мин

                         Мы очистили наши кварталы,

                         Но какой же сапёр

                         Разминирует наши сердца?

                                                                           (В.Кочетов)

 

                 (звучит песня А. Пахмутовой, сл. А. Эшпая  «Москвичи»)

 

  2-й ведущий:

         С каждым годом всё дальше уходят от нас события Великой Отечественной войны, те великие годы страдания и мужества, редеют ряды ветеранов, даже те, что были тогда детьми, стали седыми…Но никогда не  забудет наш народ и все честные люди Земли подвига наших дедов,  отстоявших мир на планете, подаривших  многим поколениям покой, солнце, счастье.

       Великой Победе посвящён наш урок, и я предлагаю закончить его замечательной песней Давида Тухманова  «День Победы». Она была создана на стихи поэта Владимира Харитонова к 30-летию Победы. В ней, как в капле  росы отражается солнце, отразились и радость наша, и  скорбь, потому, что действительно, 9 Мая - праздник необычный: он – «со слезами на глазах», где праздничные букеты  соседствуют с траурными венками, где печаль о тех, кто уже никогда не вернётся и только наша благодарная память делает их вечно живыми.

 

   5-й чтец:

                           Ёще стояла тьма немая,

                           В тумане плакала трава,

                           Девятый день большого мая

                          Уже вступил в свои права.

 

                           Был грохот радости неистов,

                           Плясать пустился лейтенант.

         

                            Не рокотали стайки «Яков»

                            Над запылавшею зарёй,

                            И кто-то пел,

                            И кто-то плакал,

                            И кто-то спал в земле сырой.

 

                            Вдруг тишь нахлынула сквозная,

                            И в полновластной тишине

                            Спел соловей,

                            Ещё не зная,

                            Что он поёт не на войне.

                                                                           (И.Радченко)

 

                                (звучит песня «День победы»)

 

  Учитель:

    Я благодарю всех, кто был сегодня у нас на уроке: гостей, и вас, дети.

Я  думаю - этот час мужества, памяти сделал нас добрее, чище и ближе друг другу. Иначе и быть не может. Ведь, побеждая, героическое поколение  сороковых – роковых прошлого века созидало будущее: гуманное, разумное, доброе - на века.

 

                                (звучит песня «Солнечный круг»)