Проектная деятельность по творчеству Шарля Камиля Сен-Санса сюита «Карнавал животных»


Автор: Рыжова Татьяна Алексеевна

Руководитель: Махаева Алла Владимировна

Должность руководителя: Заведующий

Место работы руководителя: МБДОУ "Детский сад № 5"

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Проектная деятельность по творчеству Шарля Камиля Сен-Санса сюита «Карнавал животных»

Краткое описание работы: обобщить знания воспитанников о сюите «Карнавал животных» композитора Шарля Камиля Сен-Санса.

Цель занятия: обобщить знания воспитанников о сюите «Карнавал животных» композитора  Шарля Камиля Сен-Санса.

Задачи занятия:

  • Вспомнить пьесы Шарля Камиля Сен-Санса «Лебедь», «Королевский марш львов», «Персонаж с длинными ушами», «Аквариум», «Слон», «Куры и петухи».
  • Во время прослушивания произведений вспомнить, при помощи каких инструментов К. Сен-Санс изобразил животных.
  • Содействовать эстетическому восприятию музыки, эмоциональной отзывчивости на ее характер и настроение, на музыкальный образ.
  • Развивать музыкально-творческие способности, умение передавать в движении музыкально-эстетическое содержание произведения.
  • Расширять кругозор и музыкальную культуру детей.
  • Развитие инициативы и  самостоятельности воспитанников.

Методы обучения: наглядные: демонстрация фотографий животных, портрета автора; рассказ о композиторе; беседа о характере музыки.

Средства обучения и воспитания: ноутбук, проектор, экран, презентация, карточка с изображением рыбок, кубик с изображением животных, маска курицы, пазл с изображением льва.

Ход занятия:

(Дети под музыку заходят в музыкальный зал и садятся на стульчики)

Музыкальный руководитель (проводит распевку):

- Здравствуйте, ребята!

- Здрав-ствуй-те!

- Как ваше настроенье?

- Очень хорошо!

- Пора нам заниматься.

- Да-да-да!

- Мы будем все стараться?

- Так же как всегда.

Музыкальный руководитель:

Есть на земле одна страна,
Зовётся музыкой она.
Созвучья в ней живут и звуки,
Но чьи их раскрывают руки?

Кто заставляет мир звучать,
Когда он устаёт молчать?
Когда он будто бы струна,
Которая звенеть должна?

 

Воспитатель:

Конечно, это музыкант,
Его порыв, его талант,
Его желание творить
И людям красоту дарить.

Он учит душу ввысь смотреть
И, не боясь преград, лететь
В страну, где звуки дарят счастье,
Где всё у музыки во власти!

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим про одного известного композитора. Посмотрите на слайд, чей портрет там изображен?

Дети: Шарль Камиль Сен-Санс!

Музыкальный руководитель: Правильно! Ребята, а давайте вспомним, что мы знаем про этого музыканта?

Дети:

  • Ø Много-много лет назад во Франции, в Париже родился Камиль Сен-Санс. Мама его была художницей, папа писал стихи. Играть на фортепиано маленького Камиля научила бабушка. С 11 лет он выступал с концертами, потом учился в Парижской консерватории, стал композитором.
  • Ø Камиль Сен-Санс – композитор, органист, пианист, дирижёр, музыкальный критик.
  • Ø Наиболее яркая область творчества композитора – симфоническая и инструментально — ансамблевая музыка.

Музыкальный руководитель: Всё верно, это французский композитор Шарль Камиль Сен-Санс, и сегодня мы с вами поговорим о сюите «Карнавал животных». Ребята, а давайте вспомним интересные факты о написании этой «сюиты»? И что за слово такое интересное «сюита»?

Дети:

  • Ø Сюита — это крупное музыкальное произведение, состоящее из множества несколько маленьких пьес, разных по характеру, но объединенных одной общей темой.
  • Ø Сюиту «Карнавал животных» Сен-Санс написал во время отдыха в Австрии, когда композитору было пятьдесят один год.
  • Ø Сам Сен-Санс считал это произведение лишь музыкальной шуткой. Но музыка получила большую известность и часто исполняется в концертах. Состоит сюита из 14 музыкальных пьес, музыкальных «портретов» животных. Каждая пьеса имеет своё название (Можно перечислить)
  • Ø В своих пьесах он изобразил животных с помощью звучания разных инструментов

Музыкальный руководитель (достаёт кубик): Всё верно! Предлагаю вам отправится в музыкальное путешествие по пьесам из сюиты. А чтоб нам было веселее гулять по музыкальным пьесам, мы с вами поиграем. У меня в руках кубик, да не простой, а с изображением картинок (животных из сюиты). Сейчас мы будем подбрасывать наш кубик и смотреть, что же нам выпадет, какое музыкальное задание!

Музыкальный руководитель приглашает воспитанника, чтоб ребёнок подбросил кубик, выпадает, например, картинка с львом.

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите на картинку скажите о какой пьесе мы будем говорить?

Дети: Пьеса «Королевский марш львов» (слайд с изображением льва)

Музыкальный руководитель: Верно! А какие музыкальные инструменты звучат в этой пьесе?(Слушание фрагмента пьесы)

Дети:Рояль, скрипка.

Музыкальный руководитель: Предлагаю вам собрать пазл на котором изображен лев.(Пазл лежит на столе. Дети под музыку собирают пазл – 2 раза по 6 человек.)

Музыкальный руководитель: Ну что ребята, отправляемся дальше. Егор выходи,  бросай кубик.

Воспитанник подбрасывает кубик, выпадает картинка с лебедем (слайд с изображением лебедя).

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите на картинку, кто угадал о какой пьесе это изображение?

Дети: Пьеса «Лебедь».

Музыкальный руководитель: Правильно! Давайте вспомним, какие музыкальные инструменты звучат в этой пьесе? (Слушание фрагмента пьесы)

Дети:Виолончель, фортепиано.

Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами знаем упражнение дыхательной гимнастики,  которое  так и называется «Лебедь»? Встанем шире, чтоб не мешать друг другу.

(Воспитанники выполняют дыхательное упражнение «Лебедь».)

Музыкальный руководитель: Садимся на стульчики и продолжаем наше путешествие. Катя, бросай кубик.

Воспитанница подбрасывает кубик выпадает картинка с осликом(слайд с изображением ослика).

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите на картинку, кто угадал, о какой пьесе это изображение?

Дети: Пьеса «Персонаж с длинными ушами».

Музыкальный руководитель: правильно! Давайте вспомним, какие музыкальные инструменты звучат в этой пьесе?(Слушание  фрагмента пьесы)

Дети:Скрипка.

Музыкальный руководитель: Ребята, композитор Яков Аким написал весёлую песню, которая называется «Ослик». Давайте её исполним.

(Исполняется песня «Ослик» автор Яков Аким.)

Музыкальный руководитель: Садимся на стульчики и продолжаем наше путешествие. Бросайте  кубик.

Воспитанник подбрасывает кубик,  выпадает картинка с изображением курицы и петуха (слайд с изображением курицы и петуха).

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите на картинку, кто угадал, о какой пьесе это изображение?

Дети: Пьеса «Куры и петухи».

Музыкальный руководитель: Правильно! Давайте вспомним, какие музыкальные инструменты звучат в этой пьесе?(Слушание фрагмента пьесы)

Дети:Кларнет, скрипка, фортепиано.

Музыкальный руководитель: Предлагаю вам исполнить танцевальный этюд «Курочки и цыплята».(Дети выходят в центр музыкального зала, на одного ребёнка надевается маска с изображением курицы.)

Музыкальный руководитель: Садимся на стульчики и продолжаем наше путешествие. Бросаем кубик.

Воспитанник подбрасывает кубик,  выпадает картинка с аквариумом (слайд с изображением аквариума).

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите на картинку, кто угадал, к  какой пьесе относится это изображение?

Дети: пьеса «Аквариум».

Музыкальный руководитель: Правильно! Давайте вспомним, какие музыкальные инструменты звучат в этой пьесе?(Слушание фрагмента пьесы)

Дети:Стеклянная гармошка, флейта, фортепиано.

Музыкальный руководитель: Ребята, предлагаю вам размяться и поиграть в игру «Аквариум». На столе лежат перевёрнутые карточек с изображением рыб: зелёные, желтые, синие. Предлагаю вам выбрать карточку. Что на них изображено?

Дети: Рыбки.

Музыкальный руководитель: А чем они отличаются?

Дети: Цветом.

Музыкальный руководитель: предлагаю вам найти для своей рыбки домик-аквариум. Для этого мы с вами под пьесу будем двигаться по нашему музыкальному залу, как только музыка остановится, нужно будет встать в обруч такого же цвета, как и картинка рыбки в ваших руках.(Проводится 2 раза со сменой расположения обручей.)

«Рыбки весело играли и друг друга догоняли!

Раз, два не зевай, рыбка, в домик заплывай»

Музыкальный руководитель: Садимся на стульчики и продолжаем наше путешествие. Бросаем кубик.

Воспитанник подбрасывает кубик, выпадает картинка со слоном (слайд с изображением слона).

Музыкальный руководитель: Ребята, посмотрите на картинку, кто угадал, к какой пьесе это изображение?

Дети: Пьеса «Слон».

Музыкальный руководитель: Правильно! Давайте вспомним какие музыкальные инструменты звучат в этой пьесе?(Слушание фрагмента пьесы)

Дети:Контрабас, фортепиано.

Музыкальный руководитель: Предлагаю вам поиграть в ритмическую игру «Слон и слонёнок»? Детям предлагают на выбор музыкальные инструменты, для того чтоб простучать ритм. 

Музыкальный руководитель: Ребята, как вы думаете, большой слон означает длинный или короткий звук?

Дети: Длинный звук.

Музыкальный руководитель: А маленький слонёнок?

Дети: Короткий звук.

(Выходят трое воспитанников, выбирают на столе музыкальные инструменты и простукивают ритм, изображённый на слайде)

Музыкальный руководитель (подходит к стене с картинками детей): Ребята, вам понравились фрагменты сюиты «Карнавал животных»?

Дети: Да!

Музыкальный руководитель: И мне тоже очень понравились. Вы нарисовали такие прекрасные рисунки по полюбившимся персонажам. А как называется наша выставка рисунков, мы узнаем, ответив на вопросы. За каждый правильный ответ я буду переворачивать карточку.

1)    Имя композитора, написавшего сюиту? (Переворачивает карточку «Кар»)

2)    Что такое сюита? (Переворачивает карточку «на»)

3)    Как называется сюита, с которой мы сегодня познакомились?(Переворачивает карточку «вал»)

4)    Какие животные входят в сюиту «Карнавал животных»? (Переворачивает карточку «жи»)

5)    Какие музыкальные инструменты звучат в сюите?(Переворачивает карточку «вот»)

6)    Что означает слово «карнавал»?(Переворачивает карточку «ных»)

Музыкальный руководитель: Так как же называется наша выставка?

Дети читают: «Карнавал животных»!

Музыкальный руководитель: А теперь пришла пора прощаться, тихо в группу возвращаться.