«Музыкально – дидактические игры – универсальное средство музыкально – сенсорного воспитания детей дошкольного возраста»


Автор: Дудина Наталья Владимировна

Руководитель: Дудина Наталья Владимировна

Должность руководителя: Музыкальный руководитель

Место работы руководителя: МБДОУ д/с "Теремок", Нижегородская обл., Бутурлинский муниципальный округ

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

«Музыкально – дидактические игры – универсальное средство музыкально – сенсорного воспитания детей дошкольного возраста»

Краткое описание работы: Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

 

Любовь человека к прекрасному, нравственные основы личности закладываются в раннем возрасте. Они воспитываются различными средствами, в том числе и музыкой. Музыкальное искусство способно воздействовать на чувства человека, побуждает к сопереживанию, формирует стремление к преобразованию окружающего. Влияние музыки неповторимо и ничем не заменимо. Наряду с художественной литературой, изобразительным искусством оно выполняет важнейшую социальную функцию. 

Музыкальное искусство расширяет кругозор человека, обогащает его духовный мир, так как музыка побуждает к общению, к творческой деятельности, доставляет эстетическое наслаждение, вызывая у слушателя разные чувства: радость, удивление, восхищение.

Музыкальное развитие, как и другие физиологические процессы, идет по возрастающей линии. Это переход от непроизвольных откликов на музыку к эстетическому отношению к ней, от приятных ощущений восприятия музыкальных звуков к эмоциональному и сознательному слушанию произведения.

Наиболее приятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

«Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество - такова дорожка, идя по которой ребенок развивает свои духовные силы», -- писал В.А.Сухомлинский.

Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах, даже во внутриутробный период. Доказано, что, именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально – эстетическое сознание, это не пройдет бесследно для последующего развития человека (ребенка), его общего духовного становления. Музыкальные впечатления, полученные дошкольниками, остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь. Учет возрастных особенностей помогает установить, какие именно формы, средства и виды деятельности для музыкального развития особенно эффективны в том или ином возрасте ребенка.

Если у ребенка развито заинтересованное и увлеченное отношение, если он восхищается прекрасным, добрым, выраженным в музыке, то этим решается основная задача нравственно-эстетического воспитания и успешно формируются разнообразные музыкальные навыки. Главный из этапов развития эстетического отношения к музыке – развитие способностей эмоционального сопереживания музыке. Только на фоне переживаний музыки у ребенка зарождается интерес, потребность к ней.

Музыка всегда воздействует в единстве своего содержания и формы. Восприятия даже самых простейших произведений – сложный процесс. Вместе с тем общеизвестен факт раннего эмоционального отклика ребенка на музыку. Очевидно, музыка выступает перед ребенком в разной своей форме, и путь формирования ее восприятия своеобразен. Вначале, в первые месяцы жизни, на ребенка музыкальное звучание воздействует, как таковое, чисто импульсивно, вызывая ощущение оживления или покоя. Позднее ребенок уже прислушивается к музыке как к эмоционально-смысловому содержанию, радуясь, грустя в зависимости от характера музыкальных образов. И лишь позднее ребенок воспринимает выразительный смысл музыкальных средств, В какой бы простой форме ни выступали эти качества восприятия, они – всегда показатели эстетического начала в самой музыке и соответственно этому в переживании ребенка.

Ни одна последующая музыкальная деятельность детей не может успешно  формироваться без развитой музыкальной восприимчивости.

Музыкальное восприятие – это прежде всего слушание и слышание музыки. Естественно, что слух играет главную роль.

Музыкальный слух в широком смысле слова является не отдельной, а так сказать, синтетической способностью человека. Об этом говорил Б.М.Теплов, считая, что «музыкальность есть единство ритмического чувства, чувства лада и способности к различению музыкальной высоты». Б.М.Теплов определил музыкальный слух в узком смысле как звуковысотный, а в широком – дополнительно еще ввел музыкально-ритмическое чувство, динамический и тембровый слух. При такой классификации совершенно ясна связь этих способностей с их сенсорной основой – различением высоты, длительности, динамики и тембра звуков.

Значение сенсорной базы нельзя приуменьшить. Особенно она существенна в раннем детстве.

Б.М.Теплов отмечал: «Только в дошкольном возрасте формирование музыкальности и слуховой чувствительности имеют общий путь развития».

Музыка – это движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определенным образом организованных в музыкальных ладах(мажорном и минорном), имеющих определенную эмоциональную окраску, выразительные возможности. Чтобы глубже воспринять музыкальное содержание, человек должен обладать способностью дифференцировать движущиеся звуки слухом, различать и воспринимать выразительность ритма. Различение высоты, тембра, динамики, длительности в отдельно взятых звуках и составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей.

Д.Б.Кабалевский писал: «В дошкольном возрасте необходимо создавать базу для дальнейшего ознакомления ребенка с музыкальным искусством и начинать музыкальное воспитание надо с формирования восприятия и осознания мельчайших строительных элементов музыки».

Ветлугина придает большое значение развитию слухового компонента музыкальности, так как сенсорная основа, а именно узнавание, различение, воспроизведение, действенно-наглядная ориентировка в звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических соотношениях, связано со всеми слоями музыкального развития ребенка. Об этом она пишет в своей книге «Музыкальное развитие ребенка». Под музыкально-сенсорными способностями понимается не только качество восприятия, позволяющее ребенку различать отдельные компоненты музыкальных звуков: высоту, тембр, длительность, силу. Предполагается, что в структуру этих способностей входит качество активного вслушивания, музицирования, обследования детьми музыкальных звуков в их выразительных отношениях, наглядно-действенное ознакомление с музыкальными эталонами (т.е. это вслушивание, воспроизведение, комбинирование и сопоставление).

Т.о., в структуру музыкальных сенсорных способностей входят следующие компоненты: различение не только свойств музыкальных звуков, но и их выразительных соотношений и качество обследования музыкальных явлений.

Развитие музыкальных способностей – одна из важнейших задач музыкального воспитания в детском саду.

Музыкально-сенсорное воспитание предполагает следующие задачи:

 1.Формировать слуховое внимание.

 2.Приучать вслушиваться в разнообразные сочетания отдельных музыкальных звуков (мелодический ход, а в подготовительной группе – гармоническое звучание).

 3.Учить отмечать (улавливать) смену контрастных и сходных звуковых сочетаний.

 4.Обучать детей способам обследования звуков.

 5.Развивать музыкально-сенсорные способности (при длительной практике).

Конкретное содержание музыкально-сенсорного воспитания рассматривается, во-первых, с учетом свойств музыкального звучания и, во-вторых, в соответствии с особенностями сенсорных процессов воспринимаемого ребенка, т.е. учитывая его возрастные способности.

Намечаются следующие перспективные линии развития звуковысотного,  тембрового, динамического слуха и чувства ритма.

1. Высотные отношения в музыкальных произведениях выступают перед детьми в виде контрастных сопоставлений звуков, различных по высоте, изменению направления мелодий.

2. Ознакомление с ритмическими свойствами звуков происходит путем сопоставления (и         ).

3. Тембровые свойства демонстрируются звучанием различных инструментов, певческих голосов и звукоподражанием голосам животных и птиц.

4. Дети знакомятся с динамическими оттенками, объединяющими основные оттенки в музыке, а также другие нюансы (усиление, ослабление), направленные на выражение эмоционального содержания музыки.

Все перечисленные выше задачи решаются в каждой возрастной группе, но предъявляемые детям требования постепенно повышаются, т.е. задания на различение свойств музыкальных звуков усложняются.

-- Уменьшение контрастности высотных, тембровых звуков.

-- Уменьшение объемов интервалов (средняя группа: б.8 – ч.5),

                                                               (старшая группа: ч.4 – б.2),

-- Уменьшение   динамических зон (средняя группа: f  и p),

                                                               (подготовительная группа: fffp pp)

-- Увеличение количества различаемых музыкальных явлений, постепенное прибавление тембров музыкальных инструментов, динамических оттенков и ритмических рисунков.

-- Увеличения разнообразия отношений всех свойств музыкальных звуков.

В результате исследований Б.М.Теплова, Ветлугиной и других педагогов была определена структура музыкальности.  Музыкальность детей – это комплекс способностей, включающих музыкальную отзывчивость и музыкально-сенсорные способности дошкольников: ладовый слух, ритмический слух, тембровый, динамический, а также музыкальное мышление и музыкальную память

Степень воздействия музыки на личность ребенка и успешность его приобщения к началам музыкальной культуры и эффективность решения задач музыкально-сенсорного воспитания зависят от комплекса педагогических условий и методов.

Исходя из специфики основных задач музыкального воспитания дошкольников методы и приемы музыкального воспитания можно определить как способы взаимосвязной деятельности педагога и детей, направленные на развитие музыкальных способностей, формирование основ музыкальной культуры.

 Чтобы воспитание и обучение носило творческий, развивающий характер, каждый из трех основных методов – наглядный, словесный и практический – должен применяться с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно-иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности).

Сенсорика – основа интеллекта. Поэтому в своей работе с детьми опираюсь на диалоговую педагогику, а не информационную, широко использую проблемные методы. Когда ребенок сам находит ответ на поставленный вопрос, приобретаемые им знания гораздо значимее, ценнее, т.к. он приучается самостоятельно мыслить, искать, начинает верить в свои силы.

Создание проблемных ситуаций на занятиях помогает развитию самостоятельности дошкольников, творческому применению сформированных навыков и умений, которые дети могут использовать по своему усмотрению и желанию в жизни.

Процесс формирования навыков и умений требует вариативности приемов, сочетания различных методов: прямой показ должен сочетаться с другими методами и приемами, стимулирующими интерес детей к музыкальной деятельности – с образным словом, наглядностью, проблемностью, игровыми приемами. Использование вариативных показов, проблемных ситуаций, активизирующих творческую самостоятельность детей, повышает их интерес к деятельности и тем самым способствует быстроте и прочности освоения навыков и умений.

Однако важно помнить, что овладение навыками и умениями является не самоцелью музыкального воспитания, а одним из средств формирования основ музыкальной культуры, развития музыкальных способностей.

Каждый ребенок обладает своеобразным сочетанием способностей и личностных качеств. Поэтому я стараюсь замечать и развивать все лучшее, заложенное от природы, используя приемы индивидуально-дифференцированного подхода, задания различной степени сложности (обращенные к одному ребенку, подгруппе детей, всей группе). Мне приходится учитывать интересы, склонности детей к разным видам музыкальной деятельности, их общее и музыкальное развитие.

Выбор методов и приемов зависит от возраста детей. В младшем дошкольном возрасте, когда дети еще не имеют разнообразного жизненного и музыкального опыта, велика доля наглядных (наглядно-зрительных) и практических методов и приемов. Детям этого возраста пока недоступно широкое применение словесных методов. Их речь еще недостаточно развита. Педагог использует приемы, побуждающие детей применять новые слова и одновременно облегчающие эту возможность. Например, альтернативные, подсказывающие вопросы, которые помогают выбрать подходящую характеристику: «Птица большая поет каким голосом, высоким или низким?» Педагог дополняет ответы, разъясняет новые слова с помощью слуховой наглядности (звучания музыки) и зрительной. Для удержания внимания детей, создания интереса чаще используются игровые приемы, ситуации занимательности.

В работе с детьми старшего возраста все методы и приемы используются с большей долей проблемности, стимулирующей проявление самостоятельности и творчества.

Выбор методов и приемов также зависит и от этапа работы над музыкальным произведением. В начале ведущее место занимают наглядно- слуховой и словесный методы. Далее возрастает роль практического метода, показа в сочетании с другими методами – с наглядным и словесным. И в завершающем этапе практический метод приобретает большую долю вариативности, самостоятельности, творчества. На этом этапе очень важна роль наглядно-слухового метода, так как именно звучание музыки побуждает детей к творческим поискам. Образное слово также стимулирует их.

Т.о. методы музыкального воспитания дополняют друг друга. Творческое, развивающее воспитание и обучение предполагает вариативность их применения.

Выбор методов определяют задачи музыкального воспитания, проявления интереса детей к музыкальной деятельности, степень их активности, необходимость индивидуально-дифференцированного подхода, учет возрастных особенностей детей, этапы работы над музыкальным произведением.

Взаимосвязь методов и приемов музыкального воспитания явно прослеживается в процессе музыкально-сенсорного воспитания, а именно, в использовании музыкально-дидактических игр и пособий. Сочетания применяемых в них методов могут быть различными: слуховая, зрительная наглядность и слово, слуховая наглядность и практический метод (действия педагога и детей), зрительная, слуховая наглядность, слово и практические действия.

Цель применения музыкально-дидактических игр и пособий – развивать музыкальные способности, углублять представления детей о средствах музыкальной выразительности.

Музыкально-дидактические пособия, воздействуя на ребенка комплексно, вызывают у него зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым, расширяя музыкальное восприятие в целом.

Мною было изучено немало книг, статей о музыкально-сенсорном воспитании детей. Очень хорошо разработаны и представлены игры в книге Л.Н. Комиссаровой и Э.П.Костиной «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников». Эта прекрасная книга знакомит нас с музыкально-дидактическими пособиями и играми, разработанными на основе научных исследований и обобщения передового опыта.

Все пособия условно делятся на три группы:

  1. Пособия, цель которых дать детям представление о характере музыки              (веселая,  грустная, спокойная), о музыкальных жанрах (песня, танец, марш). Это следующие пособия: «Солнышко – тучка» (ст.гр.), «Грустно – весело», «Подбери музыку» (подг. гр.), «Песня – танец – марш», «Чей это марш?» (ст.гр.), «Три танца» (подг. гр.).
  2. Пособия, которые дают представление о содержании музыки, о музыкальных образах, элементах изобразительности. Это пособия: «Узнай сказку», «Выбери инструмент» (ст.гр.), «Подбери картинку», «Море» (подг. гр.).
  3. Пособия, которые формируют у детей представления о средствах музыкальной выразительности. Это «Лесенка», «Музыкальный домик» (ст.гр.), «Кого встретил колобок», «Тихая и громкая музыка» (подг. гр.).

  Музыкально-дидактические пособия включают зрительную наглядность, т.к. применяются различные карточки, картинки с передвижными деталями (например, «Кого встретил колобок»). Пособия имеют красочное оформление (такие, как «Музыкальный домик», «Море». . . ). На других карточках – графические изображения, соответствующие какой-либо дидактической задаче.

 Также мною разработаны и изготовлены собственные музыкально-дидактические пособия, такие, как «Семь гномов»(по «Азбуке эмоций»), «Три чуда»(по творчеству А.С.Пушкина), «Тучка и дождик»(II младшая группа), «Музыкальная шкатулка».

   Методика применения пособий заключается в знакомстве детей с каждым пособием, объяснением задания, которое может выполняться как одним ребенком, так и всей группой.

  Музыкально-дидактические пособия включены в планирование музыкальных занятий по схеме, рекомендованной Л.Н.Комиссаровой, и используются мною ежемесячно (1 – 2 в месяц). Применение музыкально-дидактических пособий на занятиях дает возможность проводить их наиболее содержательно и интересно. Их также можно использовать и в самостоятельной музыкальной деятельности.

  Как показала практика, системное применение пособий вызывает у детей активный интерес к музыке, к заданиям и способствует овладению детьми музыкальным репертуаром.

  Музыкально-дидактические пособия, в первую очередь, способствуют активному восприятию музыки дошкольниками, позволяют в доступной форме приобщить их к основам музыкального искусства. И это, по мнению Л.Н.Комиссаровой, является очень важным аспектом развития у детей музыкальной культуры.

 

  Решение музыкально-сенсорных задач возможно во всех видах детской музыкальной деятельности, но наиболее благоприятной средой являются музыкально-дидактические игры, в которых ребенок может самостоятельно развивать свои навыки и умения и самостоятельно контролировать их.

  Основной задачей музыкально-дидактических игр является развитие музыкального восприятия, позволяющего детям активно вслушиваться, различать свойства музыкальных звуков, сопоставлять их и активно действовать с ними. Средствами этих игр решаются конкретно задачи музыкального восприятия, в первую очередь такие:

-- учить детей различать звуки по высоте и воспроизводить звуки контрастной высоты;

-- передавать несложные ритмические рисунки хлопками, на металлофоне и в движении;

-- различать громкую и тихую музыку, соизмеряя силу звука во время пения и движения, в упражнениях и играх;

-- узнавать по тембру различные детские музыкальные инструменты и уметь изменять тембр голоса в игре;

-- различать характер музыки и действовать в соответствии с этой музыкой;

-- осуществлять задачи развития художественно-творческих способностей.

  Эти игры, разнообразные по задачам и содержанию, позволяют педагогу в доступной и игровой форме помочь детям разобраться в соотношении звуков по высоте, развит у них чувство ритма, тембровое и динамическое восприятие музыки, гармонический слух и чувство лада, познакомить детей с элементарными понятиями о форме и жанре музыкального произведения.

   Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию и различению основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность  музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.  В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания, но и закрепляют их в повседневной и самостоятельной деятельности. Кроме того, у детей формируются необходимые черты личности, такие как, чувство товарищества, ответственности, творческая активность, внимание, инициативность, самостоятельность, коммуникативные и социальные личностные качества, развивается память.

  Также музыкально-дидактические игры помогают решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания, предусмотренные Программой дошкольного образования.

Музыкальные игры вообще объединяют в себе многие черты, присущие хороводным построениям, подвижным, сюжетно-ролевым играм. Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального восприятия, игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать сними. Этим сфера игровых действий ограничивается. Излишняя подвижность, соревнование в увертливости, ловкости, столь интересные для детей должны быть умеренными. Т.о. характер игровых действий в музыкально-дидактических играх своеобразен.

Н.А.Ветлугина обосновала задачи, содержание, правила и игровые действия музыкально-дидактических игр, которые направлены на систематическое и планомерное развитие музыкально-сенсорных способностей.

Значение музыкально-дидактических игр.

   1.Музыкально-дидактические игры служат, чтобы ребенок знакомился, воспринимал и понимал качество и свойство музыкальных звуков.

   2.Служат для сопоставления и отделения собственного сенсорного опыта от общественно принятых эталонов. В процессе игр происходит ознакомление детей с этими эталонами, которые дети принимают, т.к. они основаны на прежнем опыте детей.

   3.Игры открывают путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Следует отметить полифункциональный характер музыкально-дидактических игр, которые можно рассматривать как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке; как одну из игровых форм обучения, как самостоятельную игровую деятельность; как средство музыкального общения и развития ребенка.

  Условно можно отметить некоторые наиболее характерные виды и структуры игр в связи с развертыванием игровых действий и постановкой дидактических задач.

  1.  Наиболее распространенная структура предполагает спокойное музицирование и носит характер соревнования в умении вслушиваться в музыку. Этот вид по своему спокойному, сосредоточенному характеру напоминает известные настольные дидактические игры по развитию чувства формы, цвета, объема предметов. Здесь же игровые  действия связаны с развитием музыкально-сенсорных навыков, с различением свойств характера музыкального звучания, различением частей музыкальных произведений, определением их жанра. При этом имеются ввиду не только игры-пособия (нотное лото, музыкальные шкатулки, музыкальные лесенки и др.), но и игры с пением и движением.

 Многие игры построены, как соревнование, например, в качестве ритмических хлопков («Кулачки – ладошки»), в угадывании различных музыкальных загадок («Чей домик?»). Игры эти отличаются и по своим игровым действиям, и по сенсорным заданиям: возможна различная степень доминирования то первых, то вторых. В некоторых играх качество выполнения сенсорного задания связано с игровым действием, а последнее влияет на переживания детей и побуждает их к лучшему выполнению задания.

II.            В меньшей мере представлены игры, по своей структуре                                                           

приближающиеся к подвижным. Как уже отмечалось выше, музыкально-дидактическая игра всегда требует слуховой сосредоточенности. Поэтому в тех из них, которые отличаются подвижным характером, элементы соревнования несколько отодвинуты от момента выполнения музыкальных заданий. Тогда внимание детей привлекается последовательно к выполнению действий, различных по характеру. Так, в игре «Охотники и зайцы» внимание детей привлекается к выполнению разнохарактерных действий. Здесь дается характеристика образов в движении, а в конце игры стоит задача – ловля………..Аналогично проводится игра «Ребята и слонята».

  1.   Наконец, 3-й тип игр по характеру похож на хороводные. Они имеют черты народных игр, им присуща вариативность, есть элементы импровизации народных движений (встречается нечто вроде рефрена, все время повторяющегося). В музыкально-дидактических играх этого типа объединяются (сочетаются) движения коллектива, которые являются как бы фоном (ходят по кругу, образуют воротца и т.д.), и действия водящего (роль которого исполняется по очереди многими детьми) проходят на фоне хоровода или после него в конце («В лесу», «Догадайся, кто поет», «Колпачок и палочка», «Бубен с погремушкой», «День рожденья петушка» - средняя группа – один поет, а другой узнает по тембру голоса).

Но часто хороводные движения в этих играх выполняются одновременно всеми детьми. Обычно дети делятся на две группы, и между ними происходит что-то вроде соревнования, кто лучше из них выполнит в какой-то игровой форме сенсорное задание.

   Т.о., структура музыкально-дидактических игр значительно отличается в зависимости от ее типа, характера, игровых действий и их соотношений с сенсорными заданиями.

  Первый тип напоминает известные настольные дидактические игры по своему спокойному, сосредоточенному характеру. Второй приближается к подвижным.

  Третий построен по типу хороводных. Для первого и третьего характерна автоматизация игровых действий с реализацией сенсорных заданий. Для второго – элемент игровых соревнований требует отсроченности по времени от выполнения заданий, облеченных в более спокойную, игровую форму.

 В связи со структурой музыкально-дидактических игр отчетливо выступает роль игровых правил. Они целиком связаны с качеством выполнения сенсорных заданий. Если обобщить сформулированные правила, то они направлены на то, что все дети, правильно выполнившие задания, получают какое-то поощрение: входят в домик, если узнают, кто в нем сидит и кто мяукал – большая ли кошка или котенок (различение звуковысотных отношений в игре «Чей домик?»); становятся ведущими, если различают тембр звучания инструментов («Бубен или погремушка»); выполняют роль дирижера (различение тембра инструментов в игре «Оркестр») и, наоборот, не выполнившие задание, выходят из игры, получают меньше очков и т.д.

 В музыкально-дидактических играх особую роль играют музыкальные произведения, на основе которых развертывается игровое действие. Они должны отвечать эстетическим требованиям, вызывать чувства детей, положительно влиять на их вкус и особенно побуждать к выразительному движению. Это в большинстве своем музыкальные произведения Е.Тиличеевой… Эти произведения выступают перед детьми в своей непосредственной целостности. Детям предстоит из общего комплекта гармоничного сочетания звуков выделить, отметить некоторые свойства, от которых и зависит успех развертывания игровых действий. Поэтому в какой-то степени средства музыкальной выразительности должны выступать более отчетливо на фоне других.

  Имеет значение возраст детей, для которых предназначена та или иная игра. Чем младше дети, тем отчетливее должны выступать особенности музыкальных образов.

 Т.о., очевидно, что эстетические качества музыкального произведения не отрываются от «элитарного» назначения игры, если так можно выразиться.

Музыкально-дидактические игры рассматриваются как универсальное средство обучения способам сенсорных действий. В этом основном своем качестве они подчинены задачам музыкально-сенсорного развития и программным требованиям.

  Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально-эстетического восприятия детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогающим детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты. Применение музыкально-дидактических игр на занятии дает возможность провести его более содержательно. В играх дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально-ритмических движений и в области слушания музыки. Игры, которые проводятся на занятиях, выступают как упражнения на развитие слуха и голоса ребенка или как отдельный вид музыкальной деятельности и имеют обучающий характер.

  В доступной игровой форме у детей развиваются музыкальные способности.

  Каждый ребенок имеет запас, багаж музыкальных впечатлений. Приобщение детей к различным видам музыкальной сенсорики я начинаю с раннего возраста. Дидактические игры в младшей группе большей частью связаны с применением образных пособий.

  Некоторые свойства звуков дети различают легко (тембр, динамику), другие – с большим трудом (звуковысотные, ритмические отношения). Поэтому больше внимания я уделяю играм на развитие звуковысотного слуха и чувства ритма.

  Уже во II младшей группе мы даем понятие «низкий» - «высокий» звуки. Для решения этой задачи использую музыкально-дидактическую игру «Птица и птенчики». Знакомство с этой игрой я всегда начинаю с рассказа: «Ребята, когда я сегодня утром шла в детский сад, вдруг услышала чью-то песенку. Я подняла голову вверх и на березе увидела птицу, которая сидела на большой ветке. Она пела так: «Чик-чирик! Чик-чирик!»(до1). А на верхней ветке было гнездо и в нем сидели птенчики и тоже пели: «Чик-чирик! Чик-чирик!» (до2). Я прислушалась и поняла, о чем они поют. «Чик-чирик!(до1) – пела большая птица-мама, - «я полечу искать вам червячка, а вы сидите тихо, не выглядывайте из гнезда, а то вас увидит кошка. Чик-чирик!»(до1). «Чик-чирик!»(до2) – поют птенчики, - «не беспокойся, мама, мы всегда слушаемся тебя и будем сидеть смирно. Чик-чирик!»(до2). Песенку на звуке песенку птицы и ее разговорную речь я стараюсь пропевать речитативом на звуке до1, а песенку птенцов – на звуке до2. Дети повторяют вместе с педагогом песенки птицы и птенчиков.

 В процессе музыкально-слухового развития детей наглядность играет важную роль. Поэтому во время первоначального знакомства с игрой использую увеличенную иллюстрацию из «Музыкального букваря» Н.А.Ветлугиной. На последующих занятиях провожу такие игровые упражнения. Показываю большое дерево, выпиленное из фанеры, и 2-х птиц – большую и маленькую. Сажаю большую птицу на ветку и говорю: «Большая птица живет на нижней веточке, она поет низким голосом, Пропеваю на звуке «до1» «чик-чирик». Дети слушают, а потом поют со мной то же самое. Затем сажаю на верхнюю веточку птенчика и говорю, что маленькая птичка живет на верхней веточке и она поет высоким голосом, и пропеваю «чик-чирик» на звуке «до2». Дети также повторяют звукоподражание вместе со мной.

 Работая над игрой, начинаю варьировать ее. Птицы прячутся «в лесу» (за ширмой – картинкой с изображением леса), их не видно, но слышно пение. Пропеваю «чик-чирик» на «до1» и «до2» в разной последовательности, а дети отгадывают, какая птица поет. Если дети дают правильный ответ, то прилетает соответствующая птица, дети  «кормят» ее с ладошки, а воспитатель (а позднее и ребенок) сажает ее на нужную ветку. По мере усвоения детьми высокого и низкого звучания упражнение усложняю. Последующие игровые действия позволяют укрепить музыкально-слуховые представления о высоте звуков. Дети, разделившись на 2 группы – птиц и птенчиков, слушают музыку и пение взрослого. Если мелодия дана на ноте «до1» - летают птицы, а если на ноте «до2», то летают птенчики. С окончанием пения воспитатель говорит: «Кыш, полетели домой!», - и дети бегут на свои места. Варьируя окончание игры, использую собачку: «Вдруг собачка как залает, наши птички улетают!» Для развития у детей внимания произвольно чередую «до1» и «до2», иногда повторяя одно и тоже. Дети должны внимательно слушать и двигаться соответственно музыке.

 Для закрепления умения детей воспроизводить голосом высокие и низкие звуки провожу с детьми музыкально-дидактическую игру «Где мои детки?», используя игрушки разной величины или индивидуальные карточки картинки с изображением утки и утенка, курицы и цыпленка, гуся с гусенком, а на дереве – птицы и птенчика. На этих занятиях дети упражняются в подражании голосам птиц и их детей. Интересная игра захватывает ребят. Интересный сюжет, игровой момент всегда заинтересовывают ребенка, что способствует активизации слухового внимания, улучшению качества пения. Так, при разучивании р.н.п. «Петушок» всегда выбираем ребенка на роль петушка, который бы разбудил «спящих» детей своим пением. «Петушком» хотят быть все. Проводим с детьми такое задание. «Дети, а какого петушка вы хотели бы услышать: большого или маленького?» И если, к примеру, дети отвечают – маленького, то предлагаю им покричать, как маленькие петушки. И дети все стараются кричать очень тоненько (высокими голосами). Надеваем шапочку петушка одному из детей и для него исполняем песню. А он, в свою очередь, по окончании песни поет «Ку-ка-ре-ку!» на высоких звуках. При последующем исполнении песни детей будит низким голосом большой петушок.

 Продолжая систематически, последовательно работать над развитием музыкального слуха у малышей, варьируя музыкально-дидактические игры, стремлюсь подводить детей к самостоятельному решению игровых действий. После того, как малыши научились различать и имитировать голоса животных, их детенышей, птиц и птенцов, я провожу игру «Чей домик?» Е.Тиличеевой. В этой игре дети слушают нежную, ласковую песню, продолжают знакомиться с высокими и низкими звуками и сами произвольно поют «Мяу» то выше, то ниже. Вкрадчивый характер музыки передает образ котенка, и дети, чувствуя его, легко усваивают довольно сложное отвлеченное понятие о различии звуков по высоте и их выразительном назначении в данном случае. Дети очень легко справляются с заданием, мяукают, как большая кошка и маленький котенок. Дети повторяли игру и вне занятия с воспитателем, которая исполняла мелодию на металлофоне.

 Работая в системе в течение года над развитием музыкального слуха во  младшей группе, я использую разнообразные музыкально-дидактические игры, такие, как «Курица и цыплята», «Чудесный мешочек», «Есть у нас чудесный дом» Н.Бордюг.

 Большую помощь оказывают мне иллюстрации, карточки с изображением животных, птиц, их детей, игрушки разной величины, фланелеграф, лесенка.

  Посредством таких музыкально-дидактических игр, как «Тихие и громкие звоночки», учу детей различать контрастные динамические оттенки музыки. В играх «Мышка и мишка»,»Кто по лесу идет» малыши учатся передавать несложные ритмические рисунки хлопками и в движении, а в играх «Угадай, на чем играю», «Трубы и барабан», «Колпачки» дети различают музыкальные инструменты, контрастные по тембру. Т.о., в результате проводимой работы с детьми младшей группы закладывается прочный фундамент их музыкального развития, творческого мышления, инициативы, активности на занятиях и в группе, первоначальных творческих способностей.

  Планомерная работа по развитию восприятия детьми музыки, свойств ее звуков в процессе музыкально-дидактических игр (сюжетно-ролевых, подвижных, хороводных) продолжается в средней группе. Для развития у дошкольников звуковысотного слуха использую музыкально-дидактическую игру «Ну-ка, угадай-ка» Е.Тиличеевой. В песне к этой игре говорится о разных животных и птицах: о козе и козлятах, о гусе и гусятах, о вороне и воронятах. Дети упражняются в угадывании голосов и воспроизведении звуков разной высоты. Следует отметить, что если в младшей группе во время пения не фиксируется октава, то в средней группе я обращаю внимание на точное интонирование будь то октава (до1-до2) или квинта (фа1-до1, ре1-ля1) – («га-га»). Для закрепления этого умения даю детям игровое упражнение «Кто в домике живет?». Показываю домик-теремок, в котором живут коза с козлятами, ворон с воронятами, гусь с гусятами. «На первом этаже, - говорю, - живут мамы, на втором (с маленькими окошками) –их дети. Однажды все пошли погулять на лужайку, а когда вернулись домой, то перепутали кто где живет. Поможем им найти свои комнаты». По ходу этого упражнения дети должны в соответствии с музыкальным  звучанием или звукоподражанием (высоким или низким) поместить в окошечко нужного этажа соответствующую карточку с изображением той птицы или животного, голосу которого подражает взрослый или выбранный ребенок. Интересная игра захватывает детей, Каждому из них хочется пропеть так, как поют действующие лица этой игры. Игра получает продолжение в другом варианте в группе (настольная игра Н.Кононовой «Угадай-ка» - по типу парных карточек).В такой же последовательности веду работу с детьми средней группы по развитию ритмического восприятия и памяти. Ритмические рисунки, предложенные детям («Сыграй, как я»), немного сложнее, нежели во II младшей группе. Для упражнения в повторении ритма использую разноцветные деревянные кубики (на каждого ребенка коробочка с парой кубиков). Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные молоточки» не только развивает чувство ритма у детей, но и способствует постепенному овладению навыками игры на металлофоне. С интересом проходит игра «Узнай по голосу», задача которой закреплять умение различать голоса детей, формировать навыки песенного творчества и чистого интонирования. Аналогичная хороводная дидактическая игра «День рождения Петушка» привлекает внимание детей своим интересным сюжетом, образно-игровым действием. Каждому хочется быть ведущим  в игре, исполнять роль Петушка, отгадывать голоса гостей. У детей возникает желание играть в эту игру и в группе; воспитатель планирует проведение ее на прогулке, включает в развлечение «День рождения».

 С возрастом задачи музыкально-сенсорного воспитания усложняются. Дети старшего возраста способны уже различать менее контрастные интервалы (терцию, секунду), динамические оттенки, разнообразные и более сложные ритмические рисунки, близкие по тембру музыкальные инструменты. В своей практической работе я использую музыкально-дидактические игры «Два барабана», «Кулачки-ладошки», «Учитесь танцевать», «Бубен-погремушка», «Догадайся, кто поет», «Громко- тихо запоем» и др.

  И здесь я постоянно использую фланелеграф, музыкальный конструктор, музыкальные лесенки, с помощью которых ребенок показывает, направление движения мелодии, передвигая матрешку по ступенькам (или кружочки по нотному стану) вверх или вниз. Одновременно дети демонстрируют это движением руки.

 Определенное место в процессе развития музыкальности детей занимают настольные музыкально-дидактические игры. Эти игры разработаны Э.П.Костиной в соответствии с задачами музыкально-сенсорного воспитания на основе проводимых ею с 1970 г. научных исследований, проверенных на практике. Настольная музыкально-дидактическая игра – музыкально обучающая игра, поэтому наиболее удобна для музыкальных занятий и самостоятельной деятельности детей.

  В основу классификации игр положены задачи формирования восприятия 4-х важных свойств музыкальных звуков (высота, ритмические соотношения, тембровая окраска и динамические оттенки). Дети с легкостью усваивают представления о тембре и динамике звуков, труднее – о высоте и ритме. Поскольку основные музыкальные способности лежат в основе переживания выразительного содержания именно звуковых и ритмических движений, следует использовать в первую очередь музыкально-дидактические игры, моделирующие звуковысотные и ритмические отношения мелодии.

 Музыкально-дидактические игры для каждой возрастной группы детей представлены в определенной последовательности постепенно усложняющихся музыкально-сенсорных задач:

 -- от различения звуков «октавы» до различения звуков «секунды»;

 -- от различения простых ритмов до различения сложных ритмических рисунков;

 -- от 3-х, контрастных по тембру, до 7-ми, более близких по тембру музыкальных инструментов;

 -- от различения 2-х градаций динамических оттенков до 5-ти.

Например, если в средней группе с помощью игр, развивающих звуковысотный слух, дети учатся различать выразительные возможности интервалов ч.8, м.7, б.6, ч.5, то в старшей группе – ч.4, м.3, б.2, ч.1. Так в средней группе дети различают выразительность звучания контрастных инструментов (3-х), то в подготовительной – 7-ми инструментов, более близких по звучанию.

 Настольные музыкально-дидактические игры я начинаю включать в работу по обучению и музыкально-сенсорному воспитанию с 3-го года жизни ребенка, т.о. игры становятся обязательной частью в системе музыкального воспитания и обучения. Их требования, правила, как и дидактические задачи, постепенно усложняются от группы к группе. В младшей группе игры большей частью  связаны с применением образных пособий, дидактических игрушек, и все игры имеют одно правило. В средней группе по ходу игры можно складывать из 4-х частей изображение персонажа игры (птичек, курицы, музыкальных инструментов и др.). Эти игры разработаны по типу разрезных картинок: детям раздаются большие карты с разными рисунками, соответствующими содержанию игры, затем ребенок правильно узнавший звук, получает одну четверть такой же карты и кладет ее на соответствующую часть своей большой карты. В группе старшего дошкольного возраста основным материалом становятся музыкальные игрушки и инструменты, а также используются технические средства обучения, и игры, в большинстве своем, строятся по типу лото. В подготовительной группе – игры различного типа: лото, парных картинок, домино и др.

 Игровая цель – закончить первым – присутствует во всех играх для детей всех возрастов. Добиться в игре цели детям помогает точное выполнение правил. Например, вопрос ведущего должны слушать все играющие, а отвечает только тот, у кого на большой карточке полоса такая же по цвету, как обратная сторона карточки, поднятой ведущим. Среди основных правил игр можно перечислить следующие: не мешать отвечать товарищу, не подсказывать ему, класть карточку только на определенное место и т.п. Каждое из этих правил учит детей действовать согласованно и организованно. Т.о. настольные игры позволяют решать и вопитательные задачи и задачи личностного характера.

  Основное игровое действие – загадывание и отгадывание – присутствует в каждой игре. Оно помогает ребенку в интересной форме услышать, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков и затем уже выполнить игровое задание.

  Настольные музыкально-дидактические игры разработаны в соответствии с основным дидактическим принципом – принципом наглядности, предполагающим опору на слуховые, зрительные, двигательные ощущения и учитывающим наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. Так, в играх и упражнениях к ним используются песни или небольшие инструментальные пьесы, в которых выделяется какое-либо одно свойство музыкального звука. Например, в песне «Качели» Е.Тиличеевой заложен мелодический скачок на «септиму», создающий образное представление о сильно раскачивающейся качели. А подключение в упражнение моторики (широкие маховые движения рукой вверх-вниз) углубляет музыкально-слуховые представления детей.

  Настольные игры и упражнения к ним предлагаются в занимательной форме, что способствует лучшим результатам в формировании восприятия основных свойств музыкальных звуков. Ребенка легче заинтересовать, если действовать он будет с предметами, привлекательными по своему оформлению. Эстетически оформленный вид игры вызывает интерес и устойчивое желание играть в нее. Например, карточки с изображением музыкальных образов должны быть яркими, художественными, точно соответствовать содержанию игры. Дети могут сами принимать активное участие в их изготовлении. Такие игры становятся наиболее любимыми и желанными. Например, ребята могут вырезать ритмические карточки и кружочки-ноты и приклеить с обратной стороны бархатную бумагу, чтобы использовать их на фланелеграфе.

  Изобразительное содержание некоторых игр предполагает условность в передаче свойств музыкальных звуков. Например, в игре «Кто скорее уложит кукол спать»(ст.гр.) низкому звуку соответствует картинка с изображением девочки, наклонившей куклу вниз; высокому звуку – девочка, приподнявшая куклу. Эта же условность используется в играх «Труба», «Курицы», «Эхо», «Качели», «Веселые дудочки» и др.

  Во всех остальных играх присутствует условно-схематическая наглядность. Так, в игре «Петушок, курочка и цыпленок» ритмическое задание нарисовано в виде зерен, разных по величине:                                    

  Петушок                                        , что соответствует 

  Курочка                                          , что соответствует

  Цыпленок                                        , что соответствует

 Графической записью представлены ритмические задания в игре «Ритмическое лото»:

  «Месяц май»                                    , что соответствует

  «Смелый пилот»                              , что соответствует                                  и т.д.

 

 В настольных играх, разработанных Э.П.Костиной, используются образы песен Е.И.Тиличеевой из «Музыкального букваря» Н.М.Ветлугиной.

  Каждая игра требует от детей самостоятельных действий в восприятии и различении музыкальных звуков. Умение вслушиваться, различать тот или иной музыкальный звук является показателем определенного уровня музыкально-сенсорного развития у детей дошкольного возраста. А это в свою очередь дает детям возможность использовать игры в самостоятельной музыкальной деятельности.

  Для того, чтобы игра проходила весело, интересно, в хорошем темпе, дети должны довольно легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков. Созданию таких прочных навыков музыкально-сенсорного восприятия способствует 4-х этапное освоение музыкально-дидактических игр. На 1-й и 2-й этапы отводится примерно по 4 занятия, где осуществляется знакомство с игрой, ее содержанием, параллельно идет усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры. На 3-ем этапе происходит дальнейшее совершенствование этих навыков, но уже в условиях самостоятельной музыкальной деятельности при косвенном педагогическом руководстве. Вне занятия педагог осуществляет более дифференцированный подход к каждому ребенку, т.к. на занятии индивидуальному обучению уделяется мало времени. Использование настольных музыкально-дидактических игр в самостоятельной музыкальной деятельности удобно, т.к. задействовано небольшое количество детей. 

  На 4-ом этапе дети самостоятельно играют в настольные игры. Игры, проводимые в самостоятельной деятельности (3-й и 4-й этапы) регламентируются режимом дня.

  Данной темой – музыкально-сенсорным воспитанием дошкольников и, в частности, музыкально-дидактическими играми – я увлечена уже более 30-ти лет.

  Настольные музыкально-дидактические игры я распределяю на весь учебный год. Освоение их происходит  в виде непрерывного, взаимосвязанного цикла. Это позволяет мне планомерно и систематически развивать музыкально-сенсорные способности моих воспитанников, заранее продумывать методы и приемы для данного вида деятельности.

  Высота и длительность – основные компоненты мелодии и требуют от детей большей упражняемости. Поэтому в I-ую очередь планирую освоение игр для развития звуковысотного восприятия (1-е полугодие) и ритмического (II-й квартал). С играми, формирующими тембровое и динамическое восприятие и требующими от дошкольников меньших усилий, знакомлю в III-м квартале.

  Формирование восприятия основных свойств музыкальных звуков посредством музыкально—дидактических игр происходи на каждом занятии.

  В поэтапной работе над настольными муз.-дид. играми я придерживаюсь таких конкретных правил:

   -- на каждом занятии обязательно пропеваем песни к игре;

   -- на каждом занятии обязательно подчеркиваем конкретное свойство звука (например, в игре или упражнении «Эхо» интервал  «секста» напоминается высокий и низкий звуки);

   -- каждый раз пропеваем этот интервал или ритмический рисунок, но самое главное – учим вслушиваться, сравнивать отдельные музыкальные звуки.

  Музыкально-дидактические игры чаще всего провожу после ритмических упражнений и слушания музыки, т.е. перед пением. Каждая игра предусматривает исполнение какой-либо песни, а это способствует тренировке голосового аппарата. Кроме того, она развивает слуховую сосредоточенность, необходимую детям в пении. На занятии дидактической игре или упражнению отводится не более 2-4 минут.

   Применение настольных игр в процессе музыкально-сенсорного воспитания планомерно и в системе начинается со средней группы. В первую очередь представлены игры, имеющие направленность на интенсивное развитие звуковысотного восприятия. В своей работе с играми на различение звуков разных по высоте я придерживаюсь следующей  последовательности.

  Первая игра, в которой решается эта задача – «Птица и птенчики» - является продолжением развития навыков восприятия, полученных в младшей группе.      

  Основная цель ее – упражнение детей в восприятии и различении звуков октавы.

  1-ое занятие – это образный рассказ, преподнесение песни в сочетании с восприятием иллюстрации, соответствующей содержанию песни. При первом знакомстве детей средней группы с музыкально-дидактической игрой «Птица и птенчики», как и в младшей группе, я рассказываю о птице и птенчиках, поселившихся весной в плодовом саду нашего детского сада и очень громко чирикающих. Показываю иллюстрацию (увеличенную) из «Музыкального букваря». Говорю что поют они одну и ту же песню, но по-разному. Предлагаю послушать, как чирикала птица-мама (играю и пою до1) и как чирикали птенчики (играю и пою до2). А затем предлагаю детям спеть, как птица и птенчики, сопровождая их исполнение игрой на металлофоне, Кстати, ранее мной было рекомендовано воспитателю как можно больше весной, летом вести наблюдения в природе за птицами, чтобы у детей были богатые впечатления от общения с природой и ее обитателями.

  На 2-м занятии, используя иллюстрацию, обращаю внимание детей на то, что птица-мама сидит на нижней веточке и зовет птенчика «низким голосом», пропеваю «Чик-чирик» на до1, а дети повторяют голосом. Затем показываю птенчиков, сидящих высоко, пропеваю «Чик-чирик» на до2, дети также повторяют. После этого спрашиваю у детей, каким голосом звала птенчиков птица-мама и каким голосом отвечали ей птенчики (высоким или низким). Для более яркого представления о данном понятии «высокий - низкий» и точного выполнения упражнения подключаю моторику: показываем рукой или головой высоту звука.

  На 3-ье занятие вношу плоскостное дерево из фанеры и фигурки. Вызвав ребенка, спрашиваю: «На какой ветке сидит птица – на верхней или на нижней?» и предлагаю посадить птицу на соответствующую ветку и спеть так, как поет птица. На вопрос: «Какой голос у птицы?» - ребенок отвечает: «Низкий». Другого вызванного ребенка спрашиваю: «На какой ветке сидит птенчик?» и тоже предлагаю посадить птенчика на соответствующую ветку и спеть так, как поет птенчик. На мой вопрос: «Какой голос у птенчика?» ребенок уверенно отвечает: «Высокий». Здесь наблюдается сочетание зрительной и слуховой наглядности в опоре на моторику.

  В конце упражнения можно предложить поиграть в «Угадай-ку»: птица и птенчик прячутся за дерево, после проигрывания музыкальным руководителем соответствующих звуков на металлофоне дети узнают, кто их зовет – птица или птенчик.

  На 4-м занятии продолжаю упражнять детей в восприятии звуков октавы, вместе с воспитателем проверяем, как дети усвоили упражнение. Привлекаю внимание детей показом индивидуальных карточек, на которых нарисованы птица или птенчик, раздаю и предлагаю поиграть в «Музыкальную угадайку». Прошу детей самостоятельно спеть так, как звучат песенки птицы и птенчиков. После объяснения, как пользоваться индивидуальными карточками, играю на металлофоне звуки до1 или до2, дети вместо ответа поднимают соответствующую карточку, Не все дети одинаково справляются с этим заданием. Работа на занятии с индивидуальными карточками позволяет педагогу выявит уровень усвояемости (усвоения) детьми восприятия свойств музыкальных звуков и различения их (в данном случае октавы). В этом музыкальному руководителю помогает воспитатель, который контролирует, как дети усвоили данное упражнение, отмечает в тетради, т.е. проводит промежуточную диагностику, чтобы в дальнейшем помочь каждому ребенку приобрести необходимый навык.

  II-й этап освоения детьми музыкально- дидактической игры также предусматривает 3-4 занятия. Задача этого этапа – продолжить упражнять детей в различении звуков октавы и познакомит их с настольной игрой «Птицы и птенчики», с игровым действием и правилами. Далее игра переносится  в самостоятельную музыкальную деятельность детей для дальнейшего совершенствования полученного музыкально-сенсорного умения и навыка.

  В такой же последовательности я работаю с детьми и по формированию ритмического, тембрового и динамического восприятия, постепенно усложняя и варьируя игры, чтобы поддерживать интерес к ним.

  Сколько радости доставляет детям музыцирование на инструментах! Так как в большинстве дидактических игр (во всех настольных) предусмотрено исполнение на музыкальных инструментах, то на это необходимо обратить особое внимание. Игра на детских музыкальных инструментах – одна из самых интересных и полезных музыкальных деятельностей дошкольников. Она украшает жизнь ребенка, развивает стремление к творчеству, способствует более интересному и содержательному проведению игр. Дети с большим желанием и интересом включаются в такие игры.

  Большое значение имеют музыкально-дидактические игры на праздниках и развлечениях. Многие дидактические игры вносятся как сюрприз. Они могут быть связаны с раздачей подарков. Использование этих игр в развлечениях дает возможность активно включать детей в творчество. Организуя самостоятельные игры детей необходимо избегать стихийности. Ведь музыкально-дидактическая игра, как и  любая другая, таит в себе большие педагогические возможности. В ходе игры складываются отношения между детьми, проявляются черты характера.

    Для того, чтобы успешнее осуществлять задачи по развитию музыкального слуха у детей, необходима заинтересованность и воспитателей. Воспитатель должен хорошо знать программные требования, ясно представлять цели и задачи музыкального воспитания, знать свою роль в той или иной музыкально-дидактической игре. Работая с воспитателями, раз в неделю проводила с ними консультации, занятия, знакомила их с содержанием музыкально-дидактических игр, обучала правильной методике преподнесения этого материала. Вместе с воспитателями намечала, кому из детей нужна индивидуальная помощь, составляла план последовательного внесения дидактического материала. Объясняла воспитателям правила и игровые действия игр, поскольку игровые действия стимулируют детскую активность, вызывая у ребят радость, чувство удовлетворенности, а правила являются организующим элементом игры.

  В течение всей своей педагогической деятельности я неоднократно проводила для воспитателей своего детского сада и педагогов садов района семинары-практикумы по музыкально-сенсорному воспитанию дошкольников и музыкально-дидактическим играм. Все дошкольное воспитание, в данном случае, музыкальное, осуществляется посредством детской игровой деятельности. И роль воспитателя в игре велика. А.С.Макаренко писал: «И я, как педагог, должен с ними играть. Если я буду только приучать, требовать, наставлять, я буду посторонней силой, может быть полезной, но не близкой. Я должен обязательно немного играть, и я этого требовал от всех своих коллег».

  Надо сказать, что все воспитатели нашего детского сада с большим удовольствием участвуют в практических занятиях. Они охотно совершенствуют свои навыки и умения, ведь в группе им приходится помогать детям осваивать правила музыкально-дидактических игр, разученных на музыкальных занятиях, повторять и закреплять в нерегламентированной музыкальной деятельности. Роль же и активность воспитателя зависят от возраста детей. Наиболее активная роль принадлежит воспитателю младшей группы. Он организует игры показывает их детям, вместе с ними играет на правах участника. Действуя вместе с воспитателями, дети легче и быстрее осваивают правила игры. В результате своего участия в игре воспитатель видит, в какой степени нужна его помощь тому или иному ребенку, насколько дети овладели заданием. Учитывая особенности каждого ребенка, воспитатель умело использует индивидуальный подход к нему, стремится развивать музыкальные способности у каждого.

  В подготовительной группе воспитатель следит за правильностью выполнения игр, помогает малоактивным, застенчивым детям включиться в игру, поощряет их.

  Выявить качество овладения детьми навыками и умениями, уровень музыкальности позволяет диагностика.

  Диагностирование в начале учебного года дает возможность определить уровень музыкально-сенсорных способностей каждого ребенка, спланировать (спрогнозировать) работу на дальнейшее развитие их, обращая особое внимание на те способности, которые развиты в меньшей степени, на совершенствование необходимых навыков в музыкально-сенсорном воспитании. В течение года в процессе работы по освоению музыкально-дидактических игр ведется промежуточная диагностика, проверка уровня способности различения свойств музыкальных звуков. Она показывает, как дети усваивают упражнения по восприятию того или иного свойства музыкального звука и игры, для тог, чтобы оказать помощь ребенку при затруднении. Диагностирование детей в конце учебного года позволяет убедиться в результативности обучения (в данном случае, применения музыкально-дидактических игр, пособий) и опять-таки выявить уровень музыкальности каждого ребенка. Диаграмма

  Диагностика показала, что мне надо уделить больше внимания развитию таких музыкальных способностей, как творческое мышление, музыкальная память. Для этого я включила в план работы новые музыкально-дидактические игры (такие, как «Музыкальные кубики»), больше наглядных пособий. Стала больше использовать музыкально-дидактические игры в развлечениях, подключать родителей к изготовлению этих игр и применению их дома.

              

                                          Вывод.

  Опыт показал, что работа по развитию музыкальных способностей дошкольников посредством музыкально-дидактических игр имеет ощутимые результаты.

  1. Используя музыкально-дидактические игры на музыкальных занятиях и в повседневной жизни (в регламентированной и нерегламентированной деятельности), удалось достичь хорошего (высокого) уровня музыкального развития детей. Повысился интерес к музыкальным занятиям, к песенному и игровому творчеству. Музыка прочно вошла в жизнь детей: многие наши выпускники продолжили обучение в ДМШ.
  2. Применение музыкально-дидактических игр способствует  активному развитию у дошкольников музыкально-сенсорных способностей.
  3. Навыки, приобретенные детьми в ходе освоения музыкально-дидактических игр, находят применение во всех видах детской музыкальной деятельности (и в слушании, и в пении, и в ритмических движениях).
  4. Всё более устойчивым и активным становится внимание детей в процессе слушания музыки, дети лучше понимают музыкальный язык, которым композитор передает свои чувства, переживания. Свободнее высказывают свое мнение по поводу прослушанной музыки, самостоятельнее разбираются в выразительных средствах музыки.
  5. Систематическая работа в течение года над развитием музыкального слуха и голоса детей дает возможность детям получить большой запас музыкальных впечатлений и умений.
  6. С помощью дидактических упражнений прививается навык чистого интонирования:

-- дети почти без труда передают голосом мелодические скачки,                                             поступенное восходящее и нисходящее движение мелодии;

--  точнее передают разнообразные ритмические рисунки мелодии.

  7. Систематическое применение дидактических упражнений способствует                                              расширению диапазона детского голоса, развитию его естественного, легкого звучания и чистоты интонации. Пение становится выразительнее, осмысленнее, дети лучше владеют своим голосом.

  1. Благодаря музыкально-дидактическим играм и музыкально-ритмическая деятельность стала проходить намного успешнее. Дети, вслушиваясь в музыку, стали увереннее, лучше двигаться, выразительнее выполнять движения, ярче стало проявляться умение согласовывать движения с музыкой.
  2. Включение музыкально-дидактических игр в нерегламентированную деятельность детей позволяет решить проблему самостоятельной музыкальной деятельности детей, активизировать игры с музыкальными игрушками.
  3. Музыкальные задания, выполняемые с помощью музыкально-наглядных пособий, значительно активизируют умственную деятельность ребенка, развивают его самостоятельность, которая приобретает творческий характер.
  4. Музыкально-дидактические игры способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, коммуникативных качеств характера.

Т.о., музыка входит в жизнь наших воспитанников, становится близкой, любимой и необходимой. В результате системной работы с детьми уровень их музыкальности значительно повышается.

 Музыкально-дидактические игры – эффективное средство формирования музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

 

 

              

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка». – М., 1968г.
  2. Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников». – М., 1994г.
  3. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей»  (Избранные труды, т.1 – М., 1985г.
  4. Ветлугина Н.А. «Методы музыкального воспитания ребенка в детском саду» - М., 1978г.
  5. Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду» - М.,2989г.
  6. Ветлугина Н.А. «Музыкальное воспитание в детском саду» - М., 1981г.
  7. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников» - М., 1986г.
  8. Кононова И.Г. «Музыкально-дидактические игры для дошкольников» - М.,1982г.