Об особенностях деятельности концертмейстера в хоровом коллективе


Автор: Разоренова Татьяна Александровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Об особенностях деятельности концертмейстера в хоровом коллективе

Краткое описание работы: Задачи и специфика работы концертмейстера на хоре

 

Введение………………………………………………………………………3

1. Задачи и специфика работы концертмейстера на хоре.…………………5

2. Об особенностях работы концертмейстера с вокальными и хоровыми коллективами…………………………………………………………….……6

Заключение…………………………………………………………………….10

Список использованной литературы…………………………………………11

 

Введение

Концертмейстер - самая распространенная профессия среди пианистов. Спектр деятельности концертмейстера чрезвычайно широк – это и инструментальные классы, и хоровой коллектив, и концертная эстрада, и хореография. Без концертмейстера не обойдутся музыкальные и общеобразовательные школы, дворцы творчества, музыкальные и педагогические училища, вузы.

Солист и пианист в художественном смысле являются членами единого, целостного музыкального организма – это такой ансамбль, в котором фортепиано принадлежит огромная, отнюдь не подсобная роль, далеко не исчерпывающаяся чисто служебными функциями гармонической и ритмической поддержки партнера.

Концертмейстер – это универсальный пианист, который должен владеть обширным объемом знаний в области музыки: бегло читать с листа, транспонировать, подбирать по слуху, редактировать тексты, делать переложения. Все эти качества концертмейстер приобретает с течением времени в результате обширной концертмейстерской практики. Личный концертмейстерский опыт автора составляет около 50 лет. За этот период мне довелось аккомпанировать большому количеству детей, обучающихся в школе искусств на домре, балалайке, скрипке, виолончели, гитаре, а также вокальным и хоровым коллективам школы и хоровой студии «Камертон». Все положения, изложенные в работе, возникли в результате опыта общения с коллегами, персонального опыта концертмейстера-практика.

Цель методической работы: изучить имеющиеся научные исследования, методические рекомендации и практический опыт в области творческой и педагогической деятельности концертмейстера, для того чтобы укрепить собственные профессиональные позиции в качестве концертмейстера.

 

Задачи методической работы:

1) описать музыкальные способности, умения и навыки, а также психологические качества, необходимые для полноценной профессиональной деятельности концертмейстера;

2) выявить специфику деятельности концертмейстера в условиях работы ДХС «Камертон» при работе в хоровом коллективе.

  1. 1.                Задачи и специфика работы концертмейстера в хоровых классах Детской хоровой студии «Камертон»

Деятельность концертмейстера в хоровых классах начинается с самых первых уроков. Вся работа над музыкальным произведением от фрагментарного прочтения до целостного охвата композиции проходит при его непосредственном участии. Конечно, учащиеся, прежде всего, разбирают и выучивают текст, но ученики твердо знают, что на уроке они будут выступать как настоящие артисты в сопровождении опытного пианиста. Поскольку исполнение произведения происходит в условиях хорового ансамбля (хор и аккомпаниатор), ученикам предстоит знать настолько текст своей партии, чтобы совместная игра протекала гладко и без срывов.

Концертмейстер помогает ученикам обогащать музыкальные представления, лучше понять, усвоить и передать содержание произведения. Развивает ритмическую дисциплину учеников и согласованность исполнения партий. Разнообразие репертуара обязывает концертмейстера владеть различными приемами игры, богатством нюансировки, развитым чувством ритма, стиля. Он должен знать специфические вокальные особенности голосов: законы звукоизвлечения, дыхания, техники. Игра концертмейстера с учениками старших классов отличается от игры с начинающими, именно в этом возрасте учащимся предлагается совместно с концертмейстером освоить азы метроритма, пения в ансамбле (синхронность исполнения, темповое соответствие и т. д.).

 

  1. 2.    Об особенностях работы концертмейстера с вокальными и хоровыми коллективами.

«По-видимому, ни один инструментальный аккомпанемент не играет столь важной драматургической роли, как аккомпанемент вокальных произведений…» - пишет Е.М. Шендерович в книге «В концертмейстерском классе». Аккомпанемент в вокальных произведениях очень выразителен, это равноправная партия, которая усиливает глубину содержания, так называемый поэтический образ.

Работу концертмейстера с вокальным или хоровым коллективом отличают ряд специфических черт. В обязанности пианиста-концертмейстера вокального класса входит помощь учащимся в подготовке нового репертуара. Творческая деятельность концертмейстера включает две составляющие: рабочий процесс и конкретное исполнение.

Рабочий процесс делится на четыре этапа:

  1. Работа над произведением в целом: создание целостного музыкального образа как воображаемые наброски того, что предстоит исполнить. Задачей этого этапа является создание музыкально-слуховых представлений у учащихся.
  2. Индивидуальная работа над партией аккомпанемента включающая: разучивание фортепианной партии, отработку трудностей, применение различных пианистических приемов, правильное исполнение мелизмов, выразительность динамики и т.п.
  3. Работа с учащимися группы хора - предполагает безупречное владение фортепианной партией. Разучивая с учениками программное произведение, концертмейстер наблюдает за точностью воспроизведения поющими звуковысотного и ритмического рисунка мелодии, четкостью дикции, осмысленной фразировкой, расстановкой дыхания.
  4. Рабочее (репетиционное) исполнение произведения целиком: создание музыкально-исполнительского образа.

Проводя занятия в классе, концертмейстер не только готовит ученика к будущему выступлению, но и сам тщательно работает над своей партией, ибо в момент выступления на эстраде он является творческим партнером солиста и хора. В период подготовки произведения учащиеся хора и пианист совместно проходят ряд стадий: повторение целого и деталей, остановка в наиболее сложных эпизодах, апробирование различных темпов и т. п. Еще более сложные задачи встают перед слухом концертмейстера тогда, когда ему приходиться работать над разучиванием вокального ансамбля. Хорошее знание партии каждого голоса, создание ясного слухового представления общего звучания всех голосов требуют от пианиста тщательной тренировки и укрепления внутренних представлений.

В вокальном ансамбле, как правило, отсутствует дирижер, роль которого частично выпадает играть аккомпаниатору, здесь уместно упомянуть об образном соответствии фортепианных вступлений и заключений духу исполняемых произведений, о выборе темпа и его отклонениях в процессе развертывания произведения, о цезурах, соответствующих технике дыхания вокалистов. Особое значение для совместных репетиций имеет психологический климат, увлеченность своей профессией, любовь к музыке, доброжелательная манера разговора, совместное обсуждение с коллективом ошибок, недочетов, а также умение наладить контакт с партнерами помогают достигать эффективных результатов. Чувствовать поющего как себя, обладать способностью к перевоплощению – одна из задач концертмейстера вокалистов.

Работа концертмейстера с детским хором значительно отличается от занятий с вокалистами. Пианист должен уметь показать хоровую партитуру на фортепиано, уметь задать хору тон, понимать такие приемы как цепное дыхание, вибрато и т. д.

 

 

Концертмейстер должен обладать следующими качествами:

  • уметь играть "под руку" дирижера, то есть понимать жесты и намерения;
  • работать над качеством звука;
  • развивать интуицию, предугадывать начало и конец звука;
  • в редких случаях брать инициативу в свои руки ("держать хор");

Способность понимать дирижерские жесты и намерения приобретается с изучением основных приемов дирижирования, с двух-, трех-, четырехдольными сетками, с понятиями "ауфтакт", "точки", "снятия звука", а также концертмейстер должен знать, какими жестами изображаются штрихи и оттенки.

Деятельность концертмейстера в хоровом коллективе включает в себя не только само исполнение аккомпанемента, но и разучивание с певцом или хором партий, сольных номеров, участие в подборе репертуара. В моей практике встречались случаи, когда необходимо было аккомпанировать репертуар, записанный в виде одноголосных мелодий с отсутствием выписанного аккомпанемента и подчас с отсутствием буквенных обозначений. В этом случае концертмейстеру приходится проявлять сугубо творческие способности – гармонизовать незнакомую мелодию, оформить фактурное изложение, придумать вступление и заключение, а также помочь в подборе второго-третьего голоса. Часто концертмейстеру приходится сталкиваться с отсутствием фортепиано в учреждениях. Владение игрой на клавишном синтезаторе спасает ситуацию. При игре на синтезаторе концертмейстер становится еще и аранжировщиком, экспериментирует с тембрами, стилями. В отдельных случаях даже приходится менять технику звукоизвлечения, упрощать фактуру, так как диапазон инструментов составляет меньшее число октав. В современных условиях концертмейстер должен уметь записать фонограммы аккомпанементов. Это касается выступлений на открытом воздухе или при больших аудиториях. Запись фонограммы - процесс сложный, в этом процессе помимо хора, ансамбля или вокалистов участвует еще и звукорежиссер. Используя достижения технического прогресса, у концертмейстера появляются большие возможности для экспериментирования со средствами музыкальной выразительности.

Заключение

Как известно, концертмейстер должен слышать произведение объемно - и по вертикали, и по горизонтали. Вот почему так часто выступает принцип самоограничения, когда приходится отступить на второй план ради выявления главного, основного, во имя целого. А для этого требуется опыт, мастерство, знание стиля композитора, ясное понимание исполняемого произведения. Тщательное прочтение нотного и словесного текстов, безукоризненное следование динамическим оттенкам и темпам, внимание к точному выполнению ритма, логической акцентировке, интонационной чистоте – таковы основные задачи концертмейстера. Выполнение их дает возможность совместно с солистами и хором участвовать в воплощении творческого замысла композитора, передать слушателям образ произведения правдиво, одухотворенно, выразительно и ярко. Концертмейстеру приходиться приспосабливаться к творческой манере дирижера. Многообразие требований повышает его профессиональную компетентность. Концертмейстер должен быть готов ко всему: всевозможным импровизациям, подсказке забытого слова, дублированию мелодии (если солист или хор не держит тональность), проведению урока в отсутствие дирижера.

 

Список использованной литературы

  1. Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе: размышления педагога. - М. Музыка, 1996г.
  2. Шендерович Е. М. О преодолении пианистических трудностей в клавирах. – М. Музыка, 1987г.
  3. Бейлина С. З. В классе профессора В. Х. Разумовской. – Л. Музыка, 1982г.
  4. Методические записки по вопросам музыкального образования: сб. статей: выпуск 3/ ред. – сост. Лагутин А. –М. Музыка,1991г.