Конспект музейно-образовательного занятия из проекта «Карельская горница» для старшего дошкольного возраста «Как рубашка в поле выросла»


Автор: Кузикко Ирина Михайловна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Сценарий мероприятия

Конспект музейно-образовательного занятия из проекта «Карельская горница» для старшего дошкольного возраста «Как рубашка в поле выросла»

Краткое описание работы: Конспект музейно-образовательного занятия из проекта «Карельская горница» для старшего дошкольного возраста «Как рубашка в поле выросла»

Педагог: Ребята, посмотрите друг на друга, на вас разная, модная, разноцветная одежда. Как вы думаете, зачем люди носят одежду?

Дети: Люди носят одежду, чтобы защищать свое тело от холода, жары, дождя, быть красивыми, нарядными.

Педагог: Знаете ли вы, откуда берется одежда?

Дети: Ее покупают в магазине.

Педагог: А раньше, очень давно говорили,что одежда в поле выросла.

Хотите узнать,как она росла?

Для этого нам отправится в прошлое, в давние времена,когда еще не было магазинов. Вы хотите узнать, почему так говорили?

Педагог: Одежду делают из разных тканей, но сегодня мы поговорим о льняной ткани. Давайте рассмотрим предметы из льняной ткани (рассматривание). В старину одежду шили из льняной ткани, а ткань делали изо льна.

Слайд 2  Лен - это растение, которое растет в поле. Поэтому и говорили, что рубашка в поле выросла.

Слайд3  Это семена льна. Семена льна сеяли в поле весной.

Слайд4 Посмотрите, как раньше сеяли лен. Лен сеяли руками из лукошка. Он рос и когда лен зацветал голубыми цветами ,то казалось, что это голубое покрывало. Все лето растет лен. Как вы считаете, что помогает льну расти?( ответы детей: солнце, дождь)

Слайд5 В конце лета лен отцветал и на стеблях появлялись коробочки с семенами. Семена собирали, а лен выдергивали из земли с корнем, чтобы весь стебель сохранился.

Слайд6 Стебли собирали, завязывали снопики, говорили: «Ты удайся, мой беленький ленок», ставили их в поле сушить. Семена нужны не только для посева- из них выжимают льняное масло.

Слайд 7 Затем,когда лен просох,его замачивают в воде,прижимали камнями.

Потом вынимали лен из воды,руками мяли,теребили,колотили лен доской.Трепали лен- выбивали отдельные волокна.

Слайд8 Эти волокна вычесывали железным гребнем, и из вычесанного льна девушки пряли и скручивали нити.

Слайд9 Из ниток ткали полотно, расстилали его на снег, морозили зимой, а весной на травке стелили и водой брызгали, он из серого превращался в белый.

Педагог: Долгий путь прошел лен от семечки до сшитой льняной скатерти или льняного полотенца, или рубашки,которая в поле выросла до готового изделия.

Слайд 10 Льняная ткань славилась тем,что в одежде из этой ткани зимой не холодно,а летом не жарко,тело в ней дышит.Есть поговорка о льняной одежде «Кто в лен одет,проживет до ста лет»

К вещам нужно относится очень бережно,ведь в их создание вложен труд большого количества людей.И без этого труда не было бы у нас таких красивых и полезных вещей!

Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Как рубашка в поле выросла»