Особенности детской психики при обучении игре на фортепиано


Автор: Шероватова Татьяна Рэмовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Особенности детской психики при обучении игре на фортепиано

Краткое описание работы: Вопрос способностей детей ,краткая характеристика типов ВНД, взаимодействие с детьми разного темперамента, общие и специальные способности, выявление одаренных детей...

     В наше время ярко проявляются новые различные черты в психике, в поведении детей нынешнего времени в сравнении с детьми прошлых поколений.

     Ясность, определенность и стабильность сменилась неуверенностью, подозрительностью, чрезмерной обидчивостью, тревожностью и неверием в собственные силы. И именно сложность социально-психологической динамики в наше время порождает необходимость более внимательного изучения детской психологии и проникновения во внутренний мир каждого ребенка.

     Вопрос способностей рассматривался многими учениями. Способности – это лишь возможность определенного освоения знаний, умений и навыков. А станет ли эта возможность действительностью? Все зависит от условий среды, быта, установок в семье и т.д.

     Способности не являются врожденными. Мы все не рождаемся с печатью на лбу: ты-гений, ты-герой, а ты-просто бомж…У каждого есть задатки, природные предпосылки развития способностей.

     В методической литературе можно найти утверждение, ведущее свою историю еще от Платона, что способности биологически обусловлены. Их проявление целиком зависит от унаследованного  фонда(яркий пример тому В. Горностаева и Лукас Генюшас, бабушка и внук). И, тем не менее, наличие или выявление, например, математических способностей у ребенка еще не показатель того, что он станет великим математиком. Тоже самое можно сказать и о музыкальных способностях.

     Цель данной работы – обоснование значения обучения детей в сфере искусства, что способствует повышению нравственности, культуры в целом. Хочется отметить, что давняя традиция – это Дом  пионеров, Дом творчества детей – она сохраняет свое предназначение и сейчас, т.е. приобщает более демократичным, щадящим и свободным методом обучения в рамках существующих учебных программ. Дети, которые приходят и с желанием занимаются искусством, заметно отличаются от других детей именно тем, что умеют видеть и слышать красоту, у них широкий кругозор интересов.

     Каждый ребенок имеет свой неповторимый внутренний мир, и задача педагога использовать в своей практике основные методы психологии. В этой связи необходимо остановиться на особенностях темперамента и характера.

     Темперамент – своего рода биологический фундамент, врожденная характеристика личности, его эмоциональная реакция.

     Характер – это результат опыта, воспитания, сознательных усилий человека.

     Рассмотрим коротко четыре основных типа высшей нервной деятельности.

     Сангвиник – сильный, уравновешенный, подвижный. Легко переключается с одного вида двигательной активности на другой. Адекватно воспринимает основные эмоции.

     Холерик – неуравновешенный, подвижный. Легко отвлекается и вовлекается. Гиперактивен.

     Флегматик – сильный, стабильный, трудновозбудимый. В новых условиях адаптируется с трудом.

     Меланхолик – слабый, высокая чувствительность, легко и быстро адаптируется. Быстро утомляется, непродолжительная работоспособность.

     Академик И. Павлов подчеркивал, что слабость нервной системы не является отрицательным качеством, и вообще о темпераменте невозможно судить по принципу «хорошо-плохо». Слабая нервная система дает высокую чувствительность, т.е. способность воспринимать неощутимые для других раздражители (звуковые, зрительные и т.д.) Сильная же нервная система более устойчива к длительным стимулам.

     По мнению И. Павлова, холерик склонен к ярости, меланхолик – к страху, для сангвиника характерно преобладание положительных эмоций, а флегматик вообще не обнаруживает сколько-нибудь бурных реакций на окружающее.

     Как же взаимодействовать с детьми разного темперамента?

Холерик – всегда должен быть чем-то занят, иначе его энергия может превратиться в «разрушительных» действиях. Сангвиника желательно контролировать и проверять. Он может много обещать и не выполнять своих обещаний. Флегматика лучше не торопить, т.к. его ранимость может перерасти в повышенную тревожность.

     Конечно, существуют и смешанные темпераменты. Но соединяются лишь противоположные: сангвиник и меланхолик, флегматик и холерик. В случаях, когда темпераменты у педагога и ученика противоположные или просто не совпадают, педагог должен уметь применять тактическую стратегию и проявлять актерские качества в отношениях с учеником.

     По мнению психологов, характер представляет собой единство черт, которые можно объединить в несколько основных групп:

1-я группа – выражает отношение человека к другим людям.

2-я группа – отношение к вещам (аккуратность-небрежность, расчетливость-непрактичность и т.д.)

3-я группа – связана с отношением человека к самому себе (самообладание-несдержанность, высокомерие-скромность).

4-я группа – отношение к труду (активность-пассивность, ответственность-безответственность).

Многое в характере не зависит от воли человека, т.к. характер вбирает в себя и врожденные свойства нервной системы, и воспитание в семье, и пример родителей, и личный опыт.

     При обучении детей музыке особенно важно определение способностей и одаренности. Известно утверждение, что нет неспособных детей, что дети изначально рождаются с определенными музыкальными способностями.

     Общие способности необходимы для широкого круга деятельности. К ним можно отнести такие качества, как работоспособность, сообразительность, целеустремленность, внимательность.

     Специальные же способности обеспечивают успех в каком- либо одном, узком виде деятельности. И чем больше у человека развита эта способность, тем успешнее он выполняет свою работу, быстрее преодолевает трудности. Более способный ученик быстрее добивается результатов, нежели тот, который менее способен. И тем не менее бывают парадоксальные случаи, когда ученик своим трудом, своим «потом и слезами» добивается гораздо лучших результатов, нежели тот ученик, которому все дается легко. Такое встречается в нашей профессии.

     У каждого человека можно сформировать любые способности. Что есть одаренность? Это сочетание способностей. Она дает ученику возможность успешного выполнения какого-либо вида деятельности.

     Гениальность – это высший уровень способностей, их совокупность. Музыкальные способности даются не всем. Объяснение этому заложено в генетике индивида.

     Для определения музыкальных способностей мы обыкновенно используем стандартное прослушивание, т.е. определение слуха и метро-ритмические реакции. Это достаточно поверхностная оценка музыкальных способностей. В полной мере способности раскрываются только при регулярной работе с ребенком. Поэтому истинный уровень способностей можно оценить только по истечении хотя бы первоначального периода обучения и только при индивидуальном подходе к каждому ребенку. Например, в европейских странах существует коллективное обучение игре на фортепиано (синтезаторе): все дети одновременно играют с наушниками и педагог может включать детей поочередно. Разумеется, такие занятия доступны по цене, но никакой пользы для развития самого ребенка при такой системе ожидать нельзя.

     Способности и одаренность очень близкие понятия, т.к. когда ребенок развивается быстрее, легче, его называют одаренным. Детей с абсолютным слухом тоже называют одаренными, хотя слух бывает разный: мелодический, гармонический, тембровый и т.д. И не все дети с абсолютным слухом одинаково музыкальны. Детям с врожденной музыкальностью и тонкой чувствительностью легко удается владение нюансировкой, тончайшим туше, гибкой педализацией. Существует также мнение, что одаренные дети имеют стремление к лидерству, ставят себя выше других, что не отвечает истине. История музыки знает немало примеров творческих мучений, кризисов, недовольства собой талантливых и даже гениальных музыкантов.

     В процессе развития музыкальных способностей большое значение имеет предрасположение ребенка к музыке различного характера. Кому-то нравится играть медленные пьесы, лиричные, другим – быстрые, веселые, энергичные и т.п. Эти реакции формируются и под воздействием темперамента, характера, окружения, этапами развития самой личности ребенка. В подростковом возрасте начинается новый важный этап в жизни каждого человека – становление личности.

Говоря о музыкальном воспитании нельзя не отметить огромное значение системы музыкального воспитания детей немецкого композитора К. Орфа, направленной на выявление творческого потенциала у детей в самом раннем возрасте, на принципы коллективного музицирования. У нас тоже имело место осмысление проблемы воспитания творческого начала у детей. Интересна концепция Д. Б. Кабалевского, в основе которой рассматривается взаимодействие и взаимовлияние «триады»: композитор – исполнитель – слушатель.

     В наше время существует немало трудностей и проблем в приобщении детей к музыке и развитии их творческих возможностей при обучении игре на фортепиано. Психика детей становится напряженнее. Дети восприимчивы к ситуации, это последствия мировых конфликтов, катаклизмов, потока негативной информации в СМИ, изменение основных ценностей и критериев. И именно сложность социально-психологической динамики в наше время порождает необходимость более детального изучения детской психологии и проникновения во внутренний мир каждого ребенка.

 

Литература:

  1. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: Тверь, 2002.
  2. Выготский Л. С. Психология искусства: М., 2001.
  3. Готсдинер А. П. Музыкальная психология: М., 1993.
  4. Ощепкова О. В. Музыкальная психология и педагогика: Самара, 2011.
  5. Петрушин В. И. Музыкальная психология: М., 2009.
  6. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей: М., 2003.
  7. Царькова Е. Г. Музыкальная психология и психология музыкального образования. Учебно-методическое пособие: Саратов, 2012.