МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ


Автор: Пильщикова Ирина Борисовна

Предмет: Инструментальное исполнительство

Класс: Педагоги

Тип материала: Сценарий мероприятия

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЁННОСТИ ДЕТЕЙ

Краткое описание работы: На современном этапе развития музыкального образования актуален поиск новых способов выявления, развития и поддержки творчески одарённых детей. Зачастую степень успешности, как педагога, так и воспитанников оценивается по результатам исполнительских конкурсов. Вместе с тем, опыт показывает, что в процессе подготовки и в условиях конкурса ученик работает на повышенной самоотдаче, поэтому неизбежны стрессы, психологические срывы, опустошения, особенно после неудачных выступлений. «Чтобы минимизировать психологический дискомфорт, как альтернатива традиционным конкурсам нами предлагается новая форма (мероприятия) – игровой музыкальный фестиваль

 

Пояснительная записка

На современном этапе развития музыкального образования актуален поиск новых способов выявления, развития и поддержки творчески одарённых детей. Зачастую степень успешности, как педагога, так и воспитанников оценивается по результатам исполнительских конкурсов.  Вместе с тем, опыт  показывает, что  в процессе подготовки и в условиях конкурса ученик работает на повышенной самоотдаче,  поэтому  неизбежны стрессы, психологические срывы, опустошения, особенно после неудачных выступлений. «Чтобы минимизировать психологический дискомфорт, как альтернатива традиционным конкурсам нами предлагается новая форма (мероприятия) – игровой музыкальный фестиваль (далее – Фестиваль)» [4].

Напомним, что фестиваль – это широкая праздничная встреча с привлечением разных видов искусств. Используя для создания музыкально-художественного образов элементы разных видов искусств, дети могут развивать на фестивале многие свои способности, проявлять свой творческий потенциал, индивидуальной одарённость.

Регулярное участие в научно-практических конференциях, публикации статей, проведение городских и областных семинаров на темы о творческом развитии и воспитании юных музыкантов помогли автору-организатору накопить и далее изложить свой опыт в учебно-методическом пособии  «Создание творческой среды в обучении юных пианистов через синтез искусств»[2]. Во 2 главе методического пособия представлены традиции Фестиваля «В гостях у Музыки» [2, с. 99-110]. На основе опыта проведения многих Фестивалей можно сделать вывод, что  у детей появляется дополнительная мотивация к совместному творчеству и личным достижениям.

В данной работе предпринята попытка продемонстрировать процесс выявления и поддержки одарённых детей на Фестивале.

Дальше  определим цель, задачи, состав участников, номинации, новизну, практическую значимость и перспективы развития данного мероприятия.

  1. Основная цель Фестиваля:

Создание оптимальных условий для проявления музыкальной и творческой одарённости детей на основе синтеза искусств.

  1. Задачи:

– Развитие мотивации к творчеству через создание и воплощение музыкально-художественных образов;

– Воспитание художественно-эстетического вкуса и духовно-нравственных ценностей;

– Создание пространства для творческого общения детей, педагогов и родителей.

  1. Участники и возрастные группы

3.1. Участники – учащиеся инструментальных  отделений  ДШИ, ЦДТ, ДМШ,

а также члены их семей, родственники, друзья и педагоги.

3.2. Возрастные группы:

 – Младшая-дебют, 1 класс, подготовительный;

 – Младшая, 2 – 4 классы;

 – Старшая,  5 – 8 классы;

 – Смешанная возрастная группа.

  1. 4.   Номинации
  • Солист-исполнитель

Учащиеся сольно играют на музыкальном инструменте, используя для создания музыкально-художественного образа произведения элементы синтеза искусств (стихи, свободную пластику движений, инсценировку образа, слайд-шоу…).

  • Творческие партнёры

Участниками могут быть как  инструментальные ансамбли, так и группы детей от 2-х до 4-х человек. Основная задача – создание музыкально-художественного образа в сотворчестве детей. Примеры: один участник играет на музыкальном инструменте, другой поёт или читает стихи, прозу, танцует и т.п. Во время исполнения музыкального произведения возможен показ слайд–шоу созвучного характеру и содержанию музыкального образа (приветствуются авторские рисунки).

  • Творческая семья

Участники номинации – учащиеся инструментальных классов, а также их братья, сёстры и родители. Примеры  участия: инструментальный ансамбль (при наличии музыкального образования у старших членов семьи), декламация стихов, прозы (в том числе  авторской). Во время исполнения произведения возможен показ слайд-шоу.

  • Юный музыкант-импровизатор

Участники номинации – дети с творческой одарённостью к импровизации.  Им предлагаются игры-импровизации на заданные темы (известны заранее). Ведущий-старшеклассник или педагог рассказывают содержание игры-импровизации, показывая изображения-рисунки на заданные темы.  Примерные темы: «стихии природы», «мир животных», «различные цвета», «портреты» и т.п. Участники выбирают изображения и готовятся к выступлению 5-7 минут. Перед импровизацией на музыкальном инструменте желательно показать характер образа в свободной пластике движений или через мимику и жесты.

  •  Юный композитор

Участники номинации дети-композиторы. Представляя своё авторское сочинение, участник играет на музыкальном инструменте, а также использует элементы синтеза искусств (чтение стихов, прозы, свободную пластику движений, показ слайд-шоу, видео и т.п.). Членам жюри предоставляется запись нотного текста (рукопись или компьютерный вариант).

5.   Новизна предлагаемого мероприятия

5.1. Новизна Фестиваля – это развитие способности создания художественного образа с помощью использования элементов разных видов искусств, и умение применить эти навыки в игре Благодаря комплексу умений происходит развитие многих способностей детей.

5.2. Теоретические аспекты

Учёт индивидуальной одарённости детей на основе:  

разных видов интеллекта  по теории Х. Гарднера (подробнее см. Схема 1.), базовых способностей человека, которые, успешно можно применить в музыкальном обучении [1, 35-43].

Схема 1.

Виды интеллекта  по теории Х. Гарднера «Multiple intelligtncies»

          

– ведущих каналов сенсорного восприятия (аудиал, визуал, кинестетик), на основе которых выбираются близкие для участника элементы искусств;

– ведущего вида деятельности (исполнительской и\или импровизационно-композиторской и/или исследовательской)  [5, 204-206].

Отметим, что индивидуальная одарённость в предлагаемом опыте работы с детьми определяется на основе педагогического наблюдения, бесед с родителями,  анкетирования. Теоретические обоснования индивидуальной одарённости детей рассмотрены в ряде научных статей, которые  опубликованы как в материалах научно-практических конференций, так и в учебно-методическом пособии автора конкурсной работы [2, 195-223].

5.3. Практические аспекты Активно представлена номинация «Творческие партнёры», когда один участник фестиваля исполняет музыкальное произведение, а другой читает стихи, поёт, танцует и т.п. Таким образом, увеличивается объём восприятия музыкально-художественных образов [2; 100].

Схема 2.

Творческое партнёрство на музыкальном фестивале

 

                      

                                                                                           

«В процессе организации и проведения фестиваля наблюдается развитие многих способностей  детей, что помогает раскрытию их творческой индивидуальности» [3, 184-185].

Схема 3.                                                                                         

Раскрытие творческой индивидуальности юных музыкантов       

«Творческая семья» – важная номинация, благодаря которой укрепляются и развиваются традиции семейного художественного творчества. С  помощью семьи и связи поколений осуществляется преемственность в воспитании художественно-эстетического вкуса и духовно-нравственных ценностей детей. Старшие получают эмоциональное обновление и радость от совместного творчества

«Юный музыкант-импровизатор» и «Юный композитор» – эти номинации  являются своеобразной диагностикой творческого мышления детей. Одновременно с этим, участие в них развивает творческие способности. Так, игры-импровизации требуют от детей проявления оригинальности, гибкости, быстроты реакций, находчивости и смелости, пробуждается интуиция. Через сонастрой  с образами дети учатся слышать себя и окружающий мир.

6. Достижения

Автор данной методической работы активно участвует в различных видах деятельности:  исследовательской, композиторской и исполнительской. Поэтому плодотворно его  сотворчество с детьми. Лучшие одарённые учащиеся класса  выбрали музыку своей профессией. Благодаря  нестандартному подходу к обучению дети пишут музыку, стихи, рисуют, увлекаются театром.

Многие учащиеся сначала участвуют в различных номинациях фестиваля, а впоследствии представляют свои достижения в различного уровня конкурсах: городских, областных, региональных, всероссийских, международных.

7. Апробация

Апробация форм, методов, научное осмысление проведения Фестиваля происходит в классе педагога Пильщиковой И.Б. уже более 20 лет.

Фестиваль 2018 года можно назвать учрежденческим, так как участвуют многие педагоги и обучающиеся на музыкальных инструментах ДШИ№5.  

Таблица 1.

Вовлечённость в проведение Фестиваля  2022

Участники-

обучающиеся,

юные музыканты-инструменталисты

(кол-во человек)

Участники-

педагоги

 

 

(кол-во человек)

Родители-

организаторы, представители администрации

(кол-во человек)

Слушатели

(родители,

педагоги, гости)

 

(кол-во человек)

        23

           6

               8

              42

 Опыт  проведения Фестиваля  много раз демонстрировался на научно-практических конференциях разного уровня, неоднократно на городских семинарах творческой мастерской «Фортепиано» ЦЭВДМ  г.о. Самара, руководитель  В.Т. Семенов.  В  2022 году  на семинаре-практикуме  «Создание творческой среды в бучении юных пианистов» (около 80 педагогов) в рамках межрегионального образовательного проекта «Педагог-Педагогу» учредитель проекта «ДШИ № 8» Радуга» г.о. Самара, руководитель Е.О. Головлёва.

8. Перспективы развития

Фестиваль стал магнитом, он привлекает внимание всё большее число творческих коллег-единомышленников. Перспективы развития Фестиваля  –   трансляция и масштабирование идей выявления, развития и поддержки одарённых детей, включение новых номинаций в программу Фестиваля и реализация задуманного проекта.

Сделаны практические шаги для  выхода на городской уровень. В 2023 году (апрель) в департамент образования будет представлен проект  городского музыкального фестиваля с новым название – «Пусть образ музыки звучит» (см.. В дальнейшей перспективы рассматривается выход на областной уровень.

В заключение скажем, что мы считаем – предлагаемый Фестиваль на основе синтеза искусств является уникальным сотворчеством детей, педагогов и родителей. Фестиваль помогает  раскрывать  творческую художественную одарённость, многие способности  учащихся в единстве обучения и воспитания.

 

Сценарий  музыкального фестиваля «В гостях у Музыки»

Вступление

Педагог по классу фортепиано Детской школы искусств №5 – один из руководителей детского образцового коллектива исполнителей на клавишных инструментах «Арт-мастерской «Вдохновение» Ирина Борисовна Пильщикова (далее – И.Б.):

– Здравствуйте, дорогие друзья! Мы вновь проводим  музыкальный фестиваль!

На нашем празднике  артисты - музыканты  могут  проявить себя также как танцоры, актёры, художники и создать музыкально-художественный образ!

Слово ведущим – Арине  Мироновой и Анастасии Шириной (далее А., Н.).

А. – Здравствуйте!  Сегодня  вас ждёт открытие новых талантов!

Н. –  Скоро мы начнём наш праздничный фестиваль «В гостях у Музыки»!

А для начала давайте познакомимся.

                                              Представление

А. – Представляем команду юных артистов-музыкантов. Участники образцового коллектива «Арт-мастерской «Вдохновение» встаньте, пожалуйста.

Н. - Команда юных исполнителей на народных инструментах и ансамбль скрипачей, покажитесь нам (артисты встают).

А.– Представляем членов жюри. Директор нашей школы искусств, она же музыкант и поэтесса – Людмила Алексеевна Серёгина.

Н.– Доцент кафедры Самарского гос. института культуры, руководитель творческой мастерской «Фортепиано», Почётный член Самарской организации Союза композиторов России – Виталий Тимофеевич Семёнов.

А. – Педагог детской школы искусств №8 «Радуга», заслуженный работник образования, руководитель межрегионального проекта «Педагог-Педагогу»  – Елена Олеговна Головлёва.

Н. – Выпускница нашей школы искусств, а сегодня педагог Белова Любовь Владимировна!

А. – Член родительского комитета, выпускница фортепианного факультета Саратовской консерватории имени Собинова, педагог-музыкант – Елена Сергеевна Кожевникова.

Н. – Мы рады приветствовать всех дорогих родителей и гостей фестиваля!            

А.– Пришло время начать праздник игры и фантазии! Творчества и музыки!

Внимание на экран! (Приглушается свет, включается презентация).

Н. – Давайте слушать, смотреть и активно поддерживать наших артистов аплодисментами!

Содержание

Начинаем выступления  артистов-музыкантов.

  • Номинация
  • Участники
  • Возрастная группа
  • ·Автор  
  • ·Произведение

Музыкально-

художественный образ

(элементы   искусств)

Хро-

номе

траж

1. Творческая семья

2. Витя Фомин,   Елена Сергеевна Кожевникова (ф-ый ансамбль )

3.Млад.-дебют, родитель

Украинский народный  танец

«Казачок»

 

Музыка и слово (стихи)

«Что ждёшь? Плясать пошли! Эх, сапожки не в пыли. Топ, топ  - на каблучок, Ай, да танец, казачок!» (М. Лапитова)                        

2

мин.

1.Творческие партнёры

2.Таня Сатинова, Витя Фомин, Карина Мкртчян

(фортепиано)

3. Младшая-дебют

Французская народная песня

«На мосту Авиньон»

Музыка и слово (вокал, песня)

«Ох, не прост этот мост

Авиньонский, Авиньонский,

Там весь год напролёт

Песни, танцы, хоровод»

   2

мин.

1.Творческие партнёры

2.Таня Сатинова, Витя Фомин, Карина Мкртчян

(фортепиано)

3. Младшая - дебют

Русская народная песня

«Как повадился коток»

Музыка и слово (вокал, стихи), пластика движений

«Как повадился коток

Во деревню в   погребок, По сметанку,  по творог»…

  2,5

мин.

1.Творческие партнёры

2.Агния Бортей,

   Елизавета Сапарова,

   Полина  Мартынова

(фортепиано)

3. Младшая группа

Ольга  Геталова

«Утро в лесу»

 

Музыка, слово, живопись

Ночь сдаёт свои посты, Утро наступает. Как же  хорошо в лесу. Утром на рассвете! Лес ветвями сосен тихо шелестит, озеро лесное блестит (А. Гофт), рисунок Агнии Бортей

  3

мин.

1. Юный композитор                       2. Автор – исполнитель Полина Мартынова

(фортепиано)                          

3. Младшая  группа

Полина Мартынова

«Моя война»

Музыка, слово, живопись

 рассказ – Полина Мартынова,

 слайд-шоу – 

 И.А. Мартынова

3

мин.

Диалог ведущих

Н. – И снова мы приглашаем «творческих партнёров».                                                                А. – Настя, а чем помогает такое сотворчество? 

Н. – Оно даёт поддержку, смелость на выступлениях, большую полноту и  объём   восприятия образа. Мы дополняем друг друга и усиливаем.

А. – Поняла, если одному не справиться, то вместе мы  – сила!

1.Творческие партнёры

2.Елизавета Сапарова, Агния Бортей, Полина

Мартынова

 (фортепиано)

3.Младшая группа

Людвиг ван Бетховен

Рондо -каприччио

 

Музыка, театр

пластика движений

Елизавета Сапарова  – ф-но; А. Бортей, П.Мартынова  – инсценировка, танец

3

мин.

 

 

 

1.Творческая семья

2.Михаил Балашов (ф-но)

и  бабушка  Раиса Григорьевна  Кулагина (авторские стихи, презентация)

3.Младшая группа, родитель

Р.-Д. Вандалл

Водопад

 

 

Музыка, слово, живопись слайд - шоу

На вершинах гор высоких белой шапкой снег сверкает.

Под лучами солнца тает и водою вниз стекает.

 (Р. Кулагина)

3,5

мин.

1.Солист-исполнитель

2.Михаил Балашов (ф-но)

3.младшая группа

А. Хевелев

Баба-Яга

Музыка и живопись

слайд – шоу

 

1

мин.

1.Творческие партнёры

2.Анна Мурадян, Михаил Балашов (фортепиано)

3.Младшая группа

П.Чайковский

Трепак из балета

Щелкунчик

Музыка и живопись

слайд - шоу

 

2,5

мин.

Инструментальная мозаика  (диалог ведущих)

А. – Музыка пробуждает наши сердца. Как сказал поэт: «Одному, чтобы пробудится, нужен барабан, другому флейта или скрипка»

Н. – Поэтому сейчас мы будем слушать разные музыкальные инструменты!

1.Творческие партнёры

2. Ярослав Новиков, Артур Хайрулин,  Андрей Пашистов, педагог

М.Н. Шевырёва (скрипка)

3.Смешанная группа

Исаак Дунаевский

Колыбельная

 

 

 

Музыка и живопись

На экране  рисунок

Насти Ананьевой

 

 

2,5

мин.

 

1. Солист-исполнитель

2. Ярослав Новиков (баян)

3. Младшая группа 

Франц Шуберт Вечерняя серенада

Музыка и слово (стихи)

Песнь моя летит с мольбою

Тихо в час ночной...

 (Л.Рельштаб)

2

мин.

1.Творческие партнёры

2.Полина Хаперская, Елизавета  Шаракина, Никита  Матыцин, Георгий Волков, Ярослав Новиков,  пед. Т.В. Кузнецова (баян)

3 Смешанная группа

А.Беляев

Кадриль

Музыка и живопись

        слайд-шоу

 

2,5 мин.

1.Солист-исполнитель

2.Матвей Шустиков

(гитара)

3.Старшая группа

1.Творческие партнёры

2.Глеб Бортей, Матвей

Юрий Смирнов

Романс

 

Александр Виницкий

Музыка и слово (стихи)

Когда останутся лишь звёзды  и ты со мной.

И позабудутся все слёзы…(О.Пильщиков)

Музыка и живопись

слайд-шоу

2,5

мин.

 

 

2

мин.

Шустиков (гитара)

3.Старшая группа

Песня дождя

 

рисунки  – Глеб Бортей

 

1,5

мин.

1.Творческие партнёры

2.Матвей Медведев, педагог И.Н.Морозова

(гитара, домра)

3.Старшая группа, педагог

Ф. Миницетти

Вечер в Венеции

Музыка и живопись

Иллюстрации Венеции из интернета, фрагмент видео

3

мин.

1.Юный композитор

2.Арина Миронова (ф-но)

3.Старшая группа

Сочинение

Весеннее настроение

Музыка и живопись

картина Евгении Хаустовой (мама  Арины Мироновой)

2,5

мин.

1.Солист-исполнитель

2.Настя Ширина (ф-но)

3.Старшая группа

    М. Глинка

   Тарантелла

Музыка и слово

Если встречусь с тобой

Иль увижу тебя.А.Кольцов

2 мин.

Игры – импровизации (диалог ведущих)

А. – А теперь начинаем музыкальные игры – импровизации.  Игра - импровизация для младшей группы  –  «Символы стихий природы».

Н. – Какие бывают стихии природы? Земля, вода, воздух, огонь…

А. – Приглашаем юных артистов, которые  покажут «стихии» через пластику движений, а затем сыграют  импровизации  на музыкальных инструментах.

Н.  – Члены жюри  могут выступить в роли  «любителей природы».

А. – На подготовку команде – пять минут (ведущие помогают)

1.Творческие партнёры

2. Лиза  Сапарова,

 Полина Мартынова, Агния Бортей,

3. Младшая группа,  ф-но

Игра-импровизация «Стихии природы»

Музыка и пластика  движений (импровизации)

  1. Пластика  движений
  2. 2.                На фортепиано

4 мин.

1.Творческие партнёры

2.Пашистов Андрей, Ананьева Настя

3.Младш. гр.,  скрипка

   Игра-импровизация «Стихии природы»

Музыка и пластика  движений (импровизации)

  1. Пластика  движений
  2. На скрипке

4

мин.

 

А. – Продолжаем наши  игры – импровизации. Игра - импровизация  для старшей группы –  «Маски-настроения»! Приглашаем участников.

Н. – Участники игры выбирайте маски-настроения (иллюстрации в цвете, маски из «Дневника творческого развития» В.Г. Ражникова). А теперь ваши импровизации.

1.Солист-исполнитель

2.Матвей Шустиков (гитара)3.Старшая группа

Игра-импрови

зация «Маски-настроения»

Музыка и театр

1.Показ через жесты, движения 2. На гитаре

 

3,5

мин.

1.Солист-исполнитель

2.Арина Шихашвили

(ф-но) 3.Старшая группа

Игра-импрови

зация «Маски-настроения»

Музыка и театр

1.Показ через жесты, движения 2. На ф-но

3,5

мин.

 

Единение  всех участников фестиваля – «Сцена со свечой»

И.Б. – Друзья, музыка является источником наполнения души! Она может очищать, исцелять, вдохновлять и преображать нас. И пусть эта свеча, как символ музыки, коснётся каждого и подарит свет и тепло. (Звучит музыка).

1.Солист-исполнитель

2. Мария Староверова

3.Выпускница (ф-но)

Д. Шостакович

Романс

Музыка и театр

Под музыку все передают свечу.

4 мин.

Жюри удаляется на обсуждение

Совместное хоровое пение (участники фестиваля)

1.Творческая семья

2.Агния и Глеб Бортей

(ф-но, гитара)

3.Смешанная группа

муз.Б. Савельев, сл.А. Хайт

«Песня кота Леопольда"

Музыка, слово, живопись

 «В небесах высоко

ярко солнце светит…»,

 рисунки Агнии Бортей

2

мин.

Совместное хоровое пение, партия фортепиано

 Настя  Ширина

муз. Г.Гладкова,

сл. Ю. Энтина «Песенка друзей»

Музыка, слово, живопись

Слова песни на экране, фрагмент видео.

2,5

мин.

Совместное хоровое пение, партия ф-но

Педагог И.Б. Пильщикова

Гимн фестиваля

сл.О. Пильщикова, муз.А.Миронова

Музыка, слово, живопись

Слова песни на экране, картина Е. Хаустовой

2,5

мин.

Заключительная часть. Слово жюри.

Подведение итогов фестиваля и награждение всех участников по номинациям.

И.Б.До новых встреч на музыкальном фестивале!

 

 

Литература

1. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты – XXI век, – 2004. – 496 с.

2.  Пильщикова И.Б. Создание творческой среды в обучении юных пианистов через синтез искусств: учебно-методическое пособие. – Самара, ООО «СамЛюксПринт», 2016. – 232 с.

3. Пильщикова И.Б., Белова Л.В. Музыкальный фестиваль как способ раскрытия творческой индивидуальности юных пианистов. Материалы и тезисы докладов VII Международной научно-практической конференции «Новое поколение» – Самара: ООО «Прайм», 2018. – 195 с.

4. Пильщикова И.Б. Игровой музыкальный фестиваль как условие реализации художественной одарённости детей. Материалы региональной конференции по теме: «Художественные конкурсы в развитии одарённых детей: опыт, проблемы, перспективы» 10 апреля 2018 года. – Самара, Издательство ИПК «Мечта», 2018. – 76 с.

5. Пильщикова И.Б. Развитие одарённости детей в обучении игре на муз инструментах на основе включения в разные виды деятельности. Материалы научно-практической конференции по проблемам работы с одарёнными детьми 13 февраля 2018 года – Самара: Издательство «СНЦ», 2018. – 389 с.