Автор: Пильщикова Ирина Борисовна
Предмет: Инструментальное исполнительство
Класс: Педагоги
Тип материала: Сценарий мероприятия
Краткое описание работы: На современном этапе развития музыкального образования актуален поиск новых способов выявления, развития и поддержки творчески одарённых детей. Зачастую степень успешности, как педагога, так и воспитанников оценивается по результатам исполнительских конкурсов. Вместе с тем, опыт показывает, что в процессе подготовки и в условиях конкурса ученик работает на повышенной самоотдаче, поэтому неизбежны стрессы, психологические срывы, опустошения, особенно после неудачных выступлений. «Чтобы минимизировать психологический дискомфорт, как альтернатива традиционным конкурсам нами предлагается новая форма (мероприятия) – игровой музыкальный фестиваль
Пояснительная записка
На современном этапе развития музыкального образования актуален поиск новых способов выявления, развития и поддержки творчески одарённых детей. Зачастую степень успешности, как педагога, так и воспитанников оценивается по результатам исполнительских конкурсов. Вместе с тем, опыт показывает, что в процессе подготовки и в условиях конкурса ученик работает на повышенной самоотдаче, поэтому неизбежны стрессы, психологические срывы, опустошения, особенно после неудачных выступлений. «Чтобы минимизировать психологический дискомфорт, как альтернатива традиционным конкурсам нами предлагается новая форма (мероприятия) – игровой музыкальный фестиваль (далее – Фестиваль)» [4].
Напомним, что фестиваль – это широкая праздничная встреча с привлечением разных видов искусств. Используя для создания музыкально-художественного образов элементы разных видов искусств, дети могут развивать на фестивале многие свои способности, проявлять свой творческий потенциал, индивидуальной одарённость.
Регулярное участие в научно-практических конференциях, публикации статей, проведение городских и областных семинаров на темы о творческом развитии и воспитании юных музыкантов помогли автору-организатору накопить и далее изложить свой опыт в учебно-методическом пособии «Создание творческой среды в обучении юных пианистов через синтез искусств»[2]. Во 2 главе методического пособия представлены традиции Фестиваля «В гостях у Музыки» [2, с. 99-110]. На основе опыта проведения многих Фестивалей можно сделать вывод, что у детей появляется дополнительная мотивация к совместному творчеству и личным достижениям.
В данной работе предпринята попытка продемонстрировать процесс выявления и поддержки одарённых детей на Фестивале.
Дальше определим цель, задачи, состав участников, номинации, новизну, практическую значимость и перспективы развития данного мероприятия.
Создание оптимальных условий для проявления музыкальной и творческой одарённости детей на основе синтеза искусств.
– Развитие мотивации к творчеству через создание и воплощение музыкально-художественных образов;
– Воспитание художественно-эстетического вкуса и духовно-нравственных ценностей;
– Создание пространства для творческого общения детей, педагогов и родителей.
3.1. Участники – учащиеся инструментальных отделений ДШИ, ЦДТ, ДМШ,
а также члены их семей, родственники, друзья и педагоги.
3.2. Возрастные группы:
– Младшая-дебют, 1 класс, подготовительный;
– Младшая, 2 – 4 классы;
– Старшая, 5 – 8 классы;
– Смешанная возрастная группа.
Учащиеся сольно играют на музыкальном инструменте, используя для создания музыкально-художественного образа произведения элементы синтеза искусств (стихи, свободную пластику движений, инсценировку образа, слайд-шоу…).
Участниками могут быть как инструментальные ансамбли, так и группы детей от 2-х до 4-х человек. Основная задача – создание музыкально-художественного образа в сотворчестве детей. Примеры: один участник играет на музыкальном инструменте, другой поёт или читает стихи, прозу, танцует и т.п. Во время исполнения музыкального произведения возможен показ слайд–шоу созвучного характеру и содержанию музыкального образа (приветствуются авторские рисунки).
Участники номинации – учащиеся инструментальных классов, а также их братья, сёстры и родители. Примеры участия: инструментальный ансамбль (при наличии музыкального образования у старших членов семьи), декламация стихов, прозы (в том числе авторской). Во время исполнения произведения возможен показ слайд-шоу.
Участники номинации – дети с творческой одарённостью к импровизации. Им предлагаются игры-импровизации на заданные темы (известны заранее). Ведущий-старшеклассник или педагог рассказывают содержание игры-импровизации, показывая изображения-рисунки на заданные темы. Примерные темы: «стихии природы», «мир животных», «различные цвета», «портреты» и т.п. Участники выбирают изображения и готовятся к выступлению 5-7 минут. Перед импровизацией на музыкальном инструменте желательно показать характер образа в свободной пластике движений или через мимику и жесты.
Участники номинации дети-композиторы. Представляя своё авторское сочинение, участник играет на музыкальном инструменте, а также использует элементы синтеза искусств (чтение стихов, прозы, свободную пластику движений, показ слайд-шоу, видео и т.п.). Членам жюри предоставляется запись нотного текста (рукопись или компьютерный вариант).
5. Новизна предлагаемого мероприятия
5.1. Новизна Фестиваля – это развитие способности создания художественного образа с помощью использования элементов разных видов искусств, и умение применить эти навыки в игре Благодаря комплексу умений происходит развитие многих способностей детей.
5.2. Теоретические аспекты
Учёт индивидуальной одарённости детей на основе:
– разных видов интеллекта по теории Х. Гарднера (подробнее см. Схема 1.), базовых способностей человека, которые, успешно можно применить в музыкальном обучении [1, 35-43].
Схема 1.
Виды интеллекта по теории Х. Гарднера «Multiple intelligtncies»
– ведущих каналов сенсорного восприятия (аудиал, визуал, кинестетик), на основе которых выбираются близкие для участника элементы искусств;
– ведущего вида деятельности (исполнительской и\или импровизационно-композиторской и/или исследовательской) [5, 204-206].
Отметим, что индивидуальная одарённость в предлагаемом опыте работы с детьми определяется на основе педагогического наблюдения, бесед с родителями, анкетирования. Теоретические обоснования индивидуальной одарённости детей рассмотрены в ряде научных статей, которые опубликованы как в материалах научно-практических конференций, так и в учебно-методическом пособии автора конкурсной работы [2, 195-223].
5.3. Практические аспекты Активно представлена номинация «Творческие партнёры», когда один участник фестиваля исполняет музыкальное произведение, а другой читает стихи, поёт, танцует и т.п. Таким образом, увеличивается объём восприятия музыкально-художественных образов [2; 100].
Схема 2.
Творческое партнёрство на музыкальном фестивале
«В процессе организации и проведения фестиваля наблюдается развитие многих способностей детей, что помогает раскрытию их творческой индивидуальности» [3, 184-185].
Схема 3.
Раскрытие творческой индивидуальности юных музыкантов
«Творческая семья» – важная номинация, благодаря которой укрепляются и развиваются традиции семейного художественного творчества. С помощью семьи и связи поколений осуществляется преемственность в воспитании художественно-эстетического вкуса и духовно-нравственных ценностей детей. Старшие получают эмоциональное обновление и радость от совместного творчества
«Юный музыкант-импровизатор» и «Юный композитор» – эти номинации являются своеобразной диагностикой творческого мышления детей. Одновременно с этим, участие в них развивает творческие способности. Так, игры-импровизации требуют от детей проявления оригинальности, гибкости, быстроты реакций, находчивости и смелости, пробуждается интуиция. Через сонастрой с образами дети учатся слышать себя и окружающий мир.
6. Достижения
Автор данной методической работы активно участвует в различных видах деятельности: исследовательской, композиторской и исполнительской. Поэтому плодотворно его сотворчество с детьми. Лучшие одарённые учащиеся класса выбрали музыку своей профессией. Благодаря нестандартному подходу к обучению дети пишут музыку, стихи, рисуют, увлекаются театром.
Многие учащиеся сначала участвуют в различных номинациях фестиваля, а впоследствии представляют свои достижения в различного уровня конкурсах: городских, областных, региональных, всероссийских, международных.
7. Апробация
Апробация форм, методов, научное осмысление проведения Фестиваля происходит в классе педагога Пильщиковой И.Б. уже более 20 лет.
Фестиваль 2018 года можно назвать учрежденческим, так как участвуют многие педагоги и обучающиеся на музыкальных инструментах ДШИ№5.
Таблица 1.
Вовлечённость в проведение Фестиваля 2022
|
Участники- обучающиеся, юные музыканты-инструменталисты (кол-во человек) |
Участники- педагоги
(кол-во человек) |
Родители- организаторы, представители администрации (кол-во человек) |
Слушатели (родители, педагоги, гости)
(кол-во человек) |
|
23 |
6 |
8 |
42 |
Опыт проведения Фестиваля много раз демонстрировался на научно-практических конференциях разного уровня, неоднократно на городских семинарах творческой мастерской «Фортепиано» ЦЭВДМ г.о. Самара, руководитель В.Т. Семенов. В 2022 году на семинаре-практикуме «Создание творческой среды в бучении юных пианистов» (около 80 педагогов) в рамках межрегионального образовательного проекта «Педагог-Педагогу» учредитель проекта «ДШИ № 8» Радуга» г.о. Самара, руководитель Е.О. Головлёва.
8. Перспективы развития
Фестиваль стал магнитом, он привлекает внимание всё большее число творческих коллег-единомышленников. Перспективы развития Фестиваля – трансляция и масштабирование идей выявления, развития и поддержки одарённых детей, включение новых номинаций в программу Фестиваля и реализация задуманного проекта.
Сделаны практические шаги для выхода на городской уровень. В 2023 году (апрель) в департамент образования будет представлен проект городского музыкального фестиваля с новым название – «Пусть образ музыки звучит» (см.. В дальнейшей перспективы рассматривается выход на областной уровень.
В заключение скажем, что мы считаем – предлагаемый Фестиваль на основе синтеза искусств является уникальным сотворчеством детей, педагогов и родителей. Фестиваль помогает раскрывать творческую художественную одарённость, многие способности учащихся в единстве обучения и воспитания.
Сценарий музыкального фестиваля «В гостях у Музыки»
|
Вступление Педагог по классу фортепиано Детской школы искусств №5 – один из руководителей детского образцового коллектива исполнителей на клавишных инструментах «Арт-мастерской «Вдохновение» Ирина Борисовна Пильщикова (далее – И.Б.): – Здравствуйте, дорогие друзья! Мы вновь проводим музыкальный фестиваль! На нашем празднике артисты - музыканты могут проявить себя также как танцоры, актёры, художники и создать музыкально-художественный образ! Слово ведущим – Арине Мироновой и Анастасии Шириной (далее А., Н.). А. – Здравствуйте! Сегодня вас ждёт открытие новых талантов! Н. – Скоро мы начнём наш праздничный фестиваль «В гостях у Музыки»! А для начала давайте познакомимся. Представление А. – Представляем команду юных артистов-музыкантов. Участники образцового коллектива «Арт-мастерской «Вдохновение» встаньте, пожалуйста. Н. - Команда юных исполнителей на народных инструментах и ансамбль скрипачей, покажитесь нам (артисты встают). А.– Представляем членов жюри. Директор нашей школы искусств, она же музыкант и поэтесса – Людмила Алексеевна Серёгина. Н.– Доцент кафедры Самарского гос. института культуры, руководитель творческой мастерской «Фортепиано», Почётный член Самарской организации Союза композиторов России – Виталий Тимофеевич Семёнов. А. – Педагог детской школы искусств №8 «Радуга», заслуженный работник образования, руководитель межрегионального проекта «Педагог-Педагогу» – Елена Олеговна Головлёва. Н. – Выпускница нашей школы искусств, а сегодня педагог Белова Любовь Владимировна! А. – Член родительского комитета, выпускница фортепианного факультета Саратовской консерватории имени Собинова, педагог-музыкант – Елена Сергеевна Кожевникова. Н. – Мы рады приветствовать всех дорогих родителей и гостей фестиваля! А.– Пришло время начать праздник игры и фантазии! Творчества и музыки! Внимание на экран! (Приглушается свет, включается презентация). Н. – Давайте слушать, смотреть и активно поддерживать наших артистов аплодисментами! Содержание Начинаем выступления артистов-музыкантов. |
|||||||||||
|
Музыкально- художественный образ (элементы искусств) |
Хро- номе траж |
|||||||||
|
1. Творческая семья 2. Витя Фомин, Елена Сергеевна Кожевникова (ф-ый ансамбль ) 3.Млад.-дебют, родитель |
Украинский народный танец «Казачок»
|
Музыка и слово (стихи) «Что ждёшь? Плясать пошли! Эх, сапожки не в пыли. Топ, топ - на каблучок, Ай, да танец, казачок!» (М. Лапитова) |
2 мин. |
||||||||
|
1.Творческие партнёры 2.Таня Сатинова, Витя Фомин, Карина Мкртчян (фортепиано) 3. Младшая-дебют |
Французская народная песня «На мосту Авиньон» |
Музыка и слово (вокал, песня) «Ох, не прост этот мост Авиньонский, Авиньонский, Там весь год напролёт Песни, танцы, хоровод» |
2 мин. |
||||||||
|
1.Творческие партнёры 2.Таня Сатинова, Витя Фомин, Карина Мкртчян (фортепиано) 3. Младшая - дебют |
Русская народная песня «Как повадился коток» |
Музыка и слово (вокал, стихи), пластика движений «Как повадился коток Во деревню в погребок, По сметанку, по творог»… |
2,5 мин. |
||||||||
|
1.Творческие партнёры 2.Агния Бортей, Елизавета Сапарова, Полина Мартынова (фортепиано) 3. Младшая группа |
Ольга Геталова «Утро в лесу»
|
Музыка, слово, живопись Ночь сдаёт свои посты, Утро наступает. Как же хорошо в лесу. Утром на рассвете! Лес ветвями сосен тихо шелестит, озеро лесное блестит (А. Гофт), рисунок Агнии Бортей |
3 мин. |
||||||||
|
1. Юный композитор 2. Автор – исполнитель Полина Мартынова (фортепиано) 3. Младшая группа |
Полина Мартынова «Моя война» |
Музыка, слово, живопись рассказ – Полина Мартынова, слайд-шоу – И.А. Мартынова |
3 мин. |
||||||||
|
Диалог ведущих Н. – И снова мы приглашаем «творческих партнёров». А. – Настя, а чем помогает такое сотворчество? Н. – Оно даёт поддержку, смелость на выступлениях, большую полноту и объём восприятия образа. Мы дополняем друг друга и усиливаем. А. – Поняла, если одному не справиться, то вместе мы – сила! |
|||||||||||
|
1.Творческие партнёры 2.Елизавета Сапарова, Агния Бортей, Полина Мартынова (фортепиано) 3.Младшая группа |
Людвиг ван Бетховен Рондо -каприччио
|
Музыка, театр пластика движений Елизавета Сапарова – ф-но; А. Бортей, П.Мартынова – инсценировка, танец |
3 мин.
|
||||||||
|
1.Творческая семья 2.Михаил Балашов (ф-но) и бабушка Раиса Григорьевна Кулагина (авторские стихи, презентация) 3.Младшая группа, родитель |
Р.-Д. Вандалл Водопад
|
Музыка, слово, живопись слайд - шоу На вершинах гор высоких белой шапкой снег сверкает. Под лучами солнца тает и водою вниз стекает. (Р. Кулагина) |
3,5 мин. |
||||||||
|
1.Солист-исполнитель 2.Михаил Балашов (ф-но) 3.младшая группа |
А. Хевелев Баба-Яга |
Музыка и живопись слайд – шоу
|
1 мин. |
||||||||
|
1.Творческие партнёры 2.Анна Мурадян, Михаил Балашов (фортепиано) 3.Младшая группа |
П.Чайковский Трепак из балета Щелкунчик |
Музыка и живопись слайд - шоу
|
2,5 мин. |
||||||||
|
Инструментальная мозаика (диалог ведущих) А. – Музыка пробуждает наши сердца. Как сказал поэт: «Одному, чтобы пробудится, нужен барабан, другому флейта или скрипка» Н. – Поэтому сейчас мы будем слушать разные музыкальные инструменты! |
|||||||||||
|
1.Творческие партнёры 2. Ярослав Новиков, Артур Хайрулин, Андрей Пашистов, педагог М.Н. Шевырёва (скрипка) 3.Смешанная группа |
Исаак Дунаевский Колыбельная
|
Музыка и живопись На экране рисунок Насти Ананьевой
|
2,5 мин.
|
||||||||
|
1. Солист-исполнитель 2. Ярослав Новиков (баян) 3. Младшая группа |
Франц Шуберт Вечерняя серенада |
Музыка и слово (стихи) Песнь моя летит с мольбою Тихо в час ночной... (Л.Рельштаб) |
2 мин. |
||||||||
|
1.Творческие партнёры 2.Полина Хаперская, Елизавета Шаракина, Никита Матыцин, Георгий Волков, Ярослав Новиков, пед. Т.В. Кузнецова (баян) 3 Смешанная группа |
А.Беляев Кадриль |
Музыка и живопись слайд-шоу
|
2,5 мин. |
||||||||
|
1.Солист-исполнитель 2.Матвей Шустиков (гитара) 3.Старшая группа 1.Творческие партнёры 2.Глеб Бортей, Матвей |
Юрий Смирнов Романс
Александр Виницкий |
Музыка и слово (стихи) Когда останутся лишь звёзды и ты со мной. И позабудутся все слёзы…(О.Пильщиков) Музыка и живопись слайд-шоу |
2,5 мин.
2 мин. |
||||||||
|
Шустиков (гитара) 3.Старшая группа |
Песня дождя
|
рисунки – Глеб Бортей
|
1,5 мин. |
||||||||
|
1.Творческие партнёры 2.Матвей Медведев, педагог И.Н.Морозова (гитара, домра) 3.Старшая группа, педагог |
Ф. Миницетти Вечер в Венеции |
Музыка и живопись Иллюстрации Венеции из интернета, фрагмент видео |
3 мин. |
||||||||
|
1.Юный композитор 2.Арина Миронова (ф-но) 3.Старшая группа |
Сочинение Весеннее настроение |
Музыка и живопись картина Евгении Хаустовой (мама Арины Мироновой) |
2,5 мин. |
||||||||
|
1.Солист-исполнитель 2.Настя Ширина (ф-но) 3.Старшая группа |
М. Глинка Тарантелла |
Музыка и слово Если встречусь с тобой Иль увижу тебя.А.Кольцов |
2 мин. |
||||||||
|
Игры – импровизации (диалог ведущих) А. – А теперь начинаем музыкальные игры – импровизации. Игра - импровизация для младшей группы – «Символы стихий природы». Н. – Какие бывают стихии природы? Земля, вода, воздух, огонь… А. – Приглашаем юных артистов, которые покажут «стихии» через пластику движений, а затем сыграют импровизации на музыкальных инструментах. Н. – Члены жюри могут выступить в роли «любителей природы». А. – На подготовку команде – пять минут (ведущие помогают) |
|||||||||||
|
1.Творческие партнёры 2. Лиза Сапарова, Полина Мартынова, Агния Бортей, 3. Младшая группа, ф-но |
Игра-импровизация «Стихии природы» |
Музыка и пластика движений (импровизации)
|
4 мин. |
||||||||
|
1.Творческие партнёры 2.Пашистов Андрей, Ананьева Настя 3.Младш. гр., скрипка |
Игра-импровизация «Стихии природы» |
Музыка и пластика движений (импровизации)
|
4 мин.
|
||||||||
|
А. – Продолжаем наши игры – импровизации. Игра - импровизация для старшей группы – «Маски-настроения»! Приглашаем участников. Н. – Участники игры выбирайте маски-настроения (иллюстрации в цвете, маски из «Дневника творческого развития» В.Г. Ражникова). А теперь ваши импровизации. |
|||||||||||
|
1.Солист-исполнитель 2.Матвей Шустиков (гитара)3.Старшая группа |
Игра-импрови зация «Маски-настроения» |
Музыка и театр 1.Показ через жесты, движения 2. На гитаре |
3,5 мин. |
||||||||
|
1.Солист-исполнитель 2.Арина Шихашвили (ф-но) 3.Старшая группа |
Игра-импрови зация «Маски-настроения» |
Музыка и театр 1.Показ через жесты, движения 2. На ф-но |
3,5 мин.
|
||||||||
|
Единение всех участников фестиваля – «Сцена со свечой» И.Б. – Друзья, музыка является источником наполнения души! Она может очищать, исцелять, вдохновлять и преображать нас. И пусть эта свеча, как символ музыки, коснётся каждого и подарит свет и тепло. (Звучит музыка). |
|||||||||||
|
1.Солист-исполнитель 2. Мария Староверова 3.Выпускница (ф-но) |
Д. Шостакович Романс |
Музыка и театр Под музыку все передают свечу. |
4 мин. |
||||||||
|
Жюри удаляется на обсуждение |
|||||||||||
|
Совместное хоровое пение (участники фестиваля) |
|||||||||||
|
1.Творческая семья 2.Агния и Глеб Бортей (ф-но, гитара) 3.Смешанная группа |
муз.Б. Савельев, сл.А. Хайт «Песня кота Леопольда" |
Музыка, слово, живопись «В небесах высоко ярко солнце светит…», рисунки Агнии Бортей |
2 мин. |
||||||||
|
Совместное хоровое пение, партия фортепиано Настя Ширина |
муз. Г.Гладкова, сл. Ю. Энтина «Песенка друзей» |
Музыка, слово, живопись Слова песни на экране, фрагмент видео. |
2,5 мин. |
||||||||
|
Совместное хоровое пение, партия ф-но Педагог И.Б. Пильщикова |
Гимн фестиваля сл.О. Пильщикова, муз.А.Миронова |
Музыка, слово, живопись Слова песни на экране, картина Е. Хаустовой |
2,5 мин. |
||||||||
|
Заключительная часть. Слово жюри. Подведение итогов фестиваля и награждение всех участников по номинациям. И.Б. – До новых встреч на музыкальном фестивале! |
|||||||||||
|
|
|||||||||||
Литература
1. Кирнарская Д.К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. – М.: Таланты – XXI век, – 2004. – 496 с.
2. Пильщикова И.Б. Создание творческой среды в обучении юных пианистов через синтез искусств: учебно-методическое пособие. – Самара, ООО «СамЛюксПринт», 2016. – 232 с.
3. Пильщикова И.Б., Белова Л.В. Музыкальный фестиваль как способ раскрытия творческой индивидуальности юных пианистов. Материалы и тезисы докладов VII Международной научно-практической конференции «Новое поколение» – Самара: ООО «Прайм», 2018. – 195 с.
4. Пильщикова И.Б. Игровой музыкальный фестиваль как условие реализации художественной одарённости детей. Материалы региональной конференции по теме: «Художественные конкурсы в развитии одарённых детей: опыт, проблемы, перспективы» 10 апреля 2018 года. – Самара, Издательство ИПК «Мечта», 2018. – 76 с.
5. Пильщикова И.Б. Развитие одарённости детей в обучении игре на муз инструментах на основе включения в разные виды деятельности. Материалы научно-практической конференции по проблемам работы с одарёнными детьми 13 февраля 2018 года – Самара: Издательство «СНЦ», 2018. – 389 с.