"Элементарное музицирование в дошкольном возрасте"


Автор: Елена Владимировна Петрова

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

"Элементарное музицирование в дошкольном возрасте"

Краткое описание работы: доклад

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ТЕМА «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ»

I -«ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ, КАК ВАЖНЫЙ ВИД ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»…………………………………………………………….6

II- «РОЛЬ ДЕТСКОГО ОРКЕСТРА В СИСТЕМАХ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»………………………………………………………………...11

ВЫВОД

ЛИТЕРАТУРА

 

ВВЕДЕНИЕ

Эстетика – наука, изучающая закономерности художественного освоения внешнего мира личностью. Она описывает сущность и формы восприятия и преобразования действительности, роль искусства в развитии общества, сформированное эстетическое сознание и эстетическое поведение личности.

Ключевым элементом эстетического сознания являются эстетические чувства: оценка, вкус, идеалы. Именно они позволяют эстетическому сознанию как форме общественного сознания реализоваться через художественно-эмоциональное познание действительности. Выражается эстетическое познание в творчестве и эстетических взглядах.

Эстетическое восприятие – это совокупность чувств и эмоций, проявление, радости, недовольства, печали, счастья, удовольствия.

В процессе эстетического воспитания задача педагога – состоит в том, чтобы направлять ребенка в его эмоциях, оставляя ему свободу выбора в творчестве. В процессе эстетического воспитания у детей происходит переход отбезотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Система эстетического воспитания подразумевает такое педагогическое воздействие на ребенка, которое способствует развитию у него способности воспринимать прекрасное вокруг себя, отличать красивое, гармоничное от безобразного

На этапе раннего детства заметную роль в эстетическом развитии детей играет музыка – как источник эстетического восприятия и первых эмоциональных переживаний.Исполнительство на детских музыкальных инструментах - важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в дошкольных учреждениях наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями.

 

Цель: - Развитие музыкальных и творческих способности детей средствами детского оркестра.

Задачи:

 Развитие творческих способностей дошкольников

 Знакомство детей с разнообразными формами музыкального искусства

 Развивать исполнительские навыки на детских музыкальных инструментах

 Обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке.

 Сформировать основы музыкальной культуры

 Научить чувствовать ритм.

 

Актуальность: - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста обуславливает возрастающая потребность общества в творческих личностях. Дошкольный период детства общепризнан как начальный этап развития внутреннего мира ребенка, его духовности, формирования общечеловеческих ценностей. Этот возраст является временем интенсивного развития и музыкальной восприимчивости. Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Музыкальное искусство должно являться стержневым компонентом современного дошкольного образовательного процесса, так как именно музыка наиболее эффективно влияет на формирование целостной, всесторонне и гармонично развитой личности ребенка, становление его культуры, потребностей, интересов, способностей, мотиваций, необходимых для дальнейшего успешного обучения, развития, социализации. Музыка обладает неограниченными возможностями интеграции с другими искусствами и науками.

 

«ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКИ»

I -«ИГРА НА ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ, КАК ВАЖНЫЙ ВИД ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Исполнительство на детских музыкальных инструментах - важный вид детской деятельности в процессе музыкально-эстетического воспитания дошкольников наряду с пением, восприятием музыки, музыкально-ритмическими движениями. Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре (ансамбле).

Игре на детских музыкальных инструментах, я как музыкальный руководитель, уделяю особое внимание, так как именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость, сплачивает детский коллектив.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются творческие и музыкальные способности. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, качество музыкально-ритмических движений; благодаря развитию мелкой моторики, у детей лучше формируется речь, развивается координация. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.

Большие возможности открываются у детей, с раннего возраста вовлеченных в групповые формы музицирования, в частности, в детский шумовой оркестр. Этот вид деятельности всегда меня привлекал. Самым излюбленным видом детского оркестра является оркестр, который позволяет сочетать метроритмические и мелодические инструменты.

Знакомство с музыкальными игрушками и инструментами начинается уже с младшей группы. Знакомить детей с музыкальными инструментами я начинаю с того, что учу детей различать звуки по высоте (высокое и низкое) узнавать и различать звуки бубна, погремушки, маракаса .

Каждую музыкальную игрушку вношу, создавая игровую ситуацию. Например, Кукла Маша принесла в корзине интересные вещи, ими оказались маракасы или погремушки. Дети с увлечением рассматривают их, щупают, учатся общаться с ними, извлекать звук, “Погремушки” муз. М. Раухвергера. Играется музыкальная пьеса, а дети вместе с воспитателем выполняют движения; под тихую музыку играют погремушкой перед собой, а под громкую поднимают еѐ вверх и встряхивают с большой силой. Эта игра доставляет малышам радость, учит различать тихое и громкое звучание.

Игра в маракас под музыку «Подвижная игра с движениями:- Солнышко и дождик»- дети играют в маракасах , затем как приходит дождик они прячут свои инструменты и делают паузы, дождик уходит они продолжают игру.

В средней группе закрепляем знания детей о музыкальных инструментах и игрушках, о которых они узнали в первой младшей группе, продолжаю знакомить с новыми – добавляю музыкальный инструменты треугольник и металлофон. Для развития чувства ритма детям предлагается такое упражнение. Закрепляя способы звукоизвлечения на бубнах, маракасах, ложках.

Для развития тембрового слуха уже в первой младшей группе проводится музыкально-дидактическая игра “Угадай какой инструмент?” Дети узнают погремушку, треугольник, бубен, колокольчик. Сначала даѐтся только два контрастных по звучанию инструмента, а затем количество увеличивается до четырѐх. Сначала не все дети правильно определяют звучащие инструменты, но через несколько занятий дети успешно справляются с заданием.

Работа с карточками : Сначала знакомлю детей с попевкой «Андрей воробей», показываю иллюстрацию, затем поѐм всей группой и индивидуально. Для этого предлагаю прохлопать ритмический рисунок попевки, используя различные ударные инструменты. Например : карточка « Утка с утятами» Большая утка произносим звук «Та», а маленькие утята «Ти».

В старшей группе немного усложняем «Игра на иструменте с попевкой и с движением». На примере взяли русскую народную песенку «Серенький козлик» дети поют песенку , играя на маракасах или погремушках исполняя движения

В подготовительной группе целью привлечения внимания детей к разнообразию звуков окружающего мира, в том числе и музыкальных, способам его образования было проведено познавательно-исследовательское занятие «Откуда приходят звуки» Дети были привлечены к исследованию звукообразования и смогли сделать собственные выводы и умозаключения о происхождении и распространении звуков, что звук - это колебания, которые распространяются в пространстве. Видеть их мы не можем - только слышим, но они могут сообщить нам много интересного. Дети стали внимательнее прислушиваться к окружающим их звукам и убеждаться в их богатстве и разнообразии. Перед тем как прислушаться к звукам дети поют песню «Комната наша».

Слушание музыки является одним из главных аспектов в изучении способности к эмоциональной отзывчивости на музыку, т.е. конгруэнтного переживания и смысловой рефлексии содержания музыки. Стимулирующий материал: музыкальные пьесы из "Детского альбома" П.И.Чайковского:

1. "Утреннее размышление"

2. "Сладкая грѐза"

3. "Баба-Яга"

4. "Болезнь куклы"

5. "Игра в лошадки"

Ребѐнку предлагается прослушать данные музыкальные пьесы и попробовать определить, какое настроение у него вызывает каждая из них, какие образы представляются во время звучания музыки.

 

II- «РОЛЬ ДЕТСКОГО ОРКЕСТРА В СИСТЕМАХ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Создание оркестра дошкольников очень сложное и трудоемкое дело, но весьма нужное, необходимое, интересное. Ребенок, приобщенный к миру музыки, познавший красоту звучания коллективного исполнения в оркестре, пронесут эту любовь через всю жизнь.

В начале своей трудовой деятельности, работая с дошкольниками, я поняла, что детей привлекает звучание различных музыкальных игрушек, инструментов. Тогда и возникла мысль о создании детского оркестра, который не только объединит ребят, углубит их музыкальные знания, но будет способствовать их всестороннему развитию. Провожу мотивирующим аспектом организации выполнения тестовых заданий выступает игровая форма их предъявления. Например практические диагностические тесты:"Ладошки". Для выявления уровня сформированности метроритмической способности использую детские песенки «Дин-дон», «Петушок», «Ёлочка» предлагаю ребѐнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши еѐ метрический рисунок. Затем ребѐнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.

В начале я подобрала все музыкальные инструменты, которые были в детском саду: погремушки, бубны, маракасы, ложки, музыкальные треугольники. Шумовой оркестр радовал не только детей, но и меня. На глазах ребята преобразовывались: улучшилась дисциплина, появился больший интерес к музыкальным занятиям. Дети стали обращаться к музыкальным игрушкам в часы досуга, организовывать игры с их применением, с большим желанием сопровождать знакомые песни игрой на них. Постепенно приобрели детские цветные синтезаторы и ударные барабаны. Занимаясь с детьми индивидуально, заметила, что дети с большим желанием осваивают новый инструмент, навыки и приемы звукоизвлечения. Дети с легкостью играют по нотам и быстро усваивают материал.

Инструменты в оркестре распределяются с учетом возможностей детей и их пожеланиями. Знакомство с музыкальным произведение, которое в дальнейшим будет звучать в оркестре, провожу на музыкальных занятиях.

Всей группой усваиваем ритмический рисунок произведения, движение мелодии. Чтобы усвоение ритма прошло успешно подбираю мини - попевки или музыкальные игры - упражнения с фрагментами ритмических рисунков. Затем объединяем весь ритмический рисунок в своей пьесе. Когда ритм и мелодия будут усвоены объединяем детей в соответствии с группами музыкальных инструментов, закрепляем их партии. Определяем какие инструменты и когда включаются в общий оркестр, и начинаем работу со всем оркестром. Различные по тембру детские музыкальные инструменты заинтересовывают слушателей способами звукоизвлечения и характером звучания. При комплектовании оркестра необходимо придерживаться соотношения всех групп инструментов. Мною учитывается, что инструментов с тихим звучанием (металлофоны, ксилофоны, колокольчики) должно быть больше, а инструментов ударной и духовой группы – меньше. Они, хоть и имеют насыщенное, громкое звучание, не должны заглушатьмелодию музыкального произведения, которая выполняется на металлофоне.Имеет значение размещения участников детского оркестра.

При организации детского оркестра важно следовать определѐнным правилам. Маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя. Они должны удобно сидеть или стоять, не мешая друг другу. Музыкальные инструменты лучше всего положить на небольшие подставки, а не класть на колени, чтобы дети, играя на них, не сидели согнувшись. Ударные инструменты до начала игры дети могут держать в опущенной руке и придать к себе, чтобы инструмент не шумел.

От расположения участников коллектива зависит качество звучания оркестра. Сидеть дети должны одинаково и на репетициях, и на выступлениях. Участников детского оркестра рассаживаю так, чтобы справа были низкие музыкальные инструменты, слева – высокозвучащие инструменты, а ударные инструменты размещаются сзади, в свободном порядке. С первых занятий приучаю маленьких оркестрантов к своим постоянным рабочим местам.

Дети искренне радуются каждому удачно исполненному ими произведению. Большое удовольствие им доставляют “публичные” выступления перед сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях перед гостями, на выездных конкурсах и концертах, проводимых в городско дворце культуры.

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения. У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

В своей практике я использовала как русские народные мелодии: Поппури русских народных песен, классическая музыка «Вальс шутка»Д.Шостаковича, «Анна полька» И.Штраус,

 

ВЫВОД:

Игра в оркестре обогащает музыкальное восприятие детей, развивает музыкальный слух как систему в единстве тембрового, динамического, мелодического и гармонического компонентов, формирует чувство лада, ритма, ансамбля; расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, раскрывает удивительный мир музыки.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ветлугина Н.А. Детский оркестр.- М.: Музыка, 1976

2.Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм». Композитор– Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки»

3 Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Левой-правой! Марши в детском саду.

4Пособие для музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений»Композитор – Санкт-Петербург, 2002, серия «Ладушки»

5 Радынова О.П., Катинене А.И., Паловаидишвили М.Я. Музыкальное воспитание дошкольников.- М., 1994 16