Чтение с листа в классе фортепиано


Автор: Фомина Людмила Михайловна

Предмет: Инструментальное музицирование

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Чтение с листа в классе фортепиано

Краткое описание работы: Приобретение необходимых навыков чтения с листа в классе фортепиано,разбор и методические рекомендации,в работе с учащимися младших классов.

Владение музыкальным инструментом, певческим голосом, умение подбирать по слуху и читать с листа нотный текст (в том числе и хоровые и вокальные партитуры), во многом определяет успех деятельности юного музыканта «Хоровой Капеллы Мальчиков».
Чтение с листа - один из ведущих компонентов профессиональной подготовки ученика, занимающегося вокально-хоровым и фортепианным искусством. Этот навык можно отнести к числу обязательных и практически необходимых. Вместе с тем, отсутствие достаточно выстроенной  системы обучению нот с листа в классе фортепиано отрицательным образом сказывается на качестве музыкального образования в целом.

Неумение ученика осмысленно и достаточно быстро читать нотный текст часто приводит к потере интереса к  музыкальному исполнительству, трудности в разучивании текстов ведут  к нежеланию «учить по нотам». Чтение с листа - очень важное и полезное дело. «Сколько читаем, столько и знаем», в процессе обучения чтению с листа, развиваются музыкальные способности ребёнка. На работу по чтению с листа следует обратить особое внимание с самых первых уроков, как только ученик выучил ноты. Произведения, записанные на двух строчках, проигрываются на уроке двумя руками, но если ребенок не справляется  сразу, то преподаватель играет партию одной рукой, ученик второй, но условие – следить за двумя строчками глазами. Занятие по чтению с листа надо проводить систематически, на каждом уроке уделять ему по 10-15 минут. На дом можно задавать номера с пьесками, которые на уроке «проанализировали», обратили внимание, какие есть трудности (ритмические, аппликатурные, штриховые, координационные, ладовые)…

Из чего же состоит комплекс навыков, позволяющий свободно читать музыкальное произведение?
В первую очередь следует научиться быстро прочитывать нотные знаки. В отличии от буквенных они размещаются и по горизонтали, и по вертикали, что представляет дополнительную трудность. Для быстрого чтения мало знать название каждого звука- нужно  мгновенно определять рисунок последовательностей( гаммообразных,  арпеджированных), расстояния между  звуками ( в интервалах, аккордах), осознавать их интонационно-смысловые связи ( структуру мотивов, фраз), узнавать начальные и  кадансовые обороты, направление мелодического движения.
Необходимо привыкнуть быстро и не глядя на клавиатуру находить на инструменте всё увиденное в нотах. Если преподаватель работает над  инструктивными этюдами, он формирует не только навыки технические, беглости пальцев, но и чтения с листа.

В основе перспективной методики занятий должен быть принцип «вижу- слышу- исполняю».

На первых порах преподавателю следует подробно обсуждать исполнение каждой пьесы с учеником, приучая его «схватывать» главные особенности сочинения: строение фраз, темп, лад, тональный план, изменения фактуры. Я на уроках даю несложную пьесу, сначала анализируем, обращаем внимание на смену ритмического рисунка, в какой тональности написана пьеса, что в ней происходит, на что обратить внимание, а затем пробуем сыграть по нотам, если ребёнок  уверенно прочитал по нотам, прошу его попробовать сыграть на память, что запомнил.
При формировании навыков чтения с листа нужно заботиться о том, чтобы ребёнок видел ноты впереди элемента, исполняемого в данный момент. Развитию этого качества способствует тренировка, которую можно назвать «фотографированием". Проводить следует так: ребёнку показывают на короткое время какой- либо фрагмент пьесы и затем предлагают сыграть его без нот. Постепенно у ученика вырабатывается привычка опережающего чтения текста, необходимая для того, чтобы  её успеть представить себе музыкальные интонации, настроиться на верные движения рук.
Надо научить ученика понимать:
1. Тональность произведения
2. Размер
3. Ритмический рисунок
4. Особенности фактуры
5. Характер музыки
6. Исполнительские приёмы (динамика, артикуляция, темп, педализация и. т. п)
7. Действие рук (аппликатура, активность пальцев)

В процессе чтения с листа желательно соблюдать указанный темпо ритм, в этом случае у ребёнка развиваются цепкость внимания, пианистические навыки, быстрота реакции, способность ясно осознавать смысловые связи музыкальных звуков.
Я с малышами начинаю с лёгких песенок, ставим задачи: вначале хлопаем  ритмический рисунок, смотрим, что происходит с мелодией и куда «она двигается». Хорошо если мелодия знакома ребёнку и он может без затруднений выполнить задание. Затем переходим к исполнению песенки на инструменте. Надо помнить, что,«текст»  усваивается ребёнком лучше, если его изучение связано с активными действиями (пением, игрой на инструменте, записью нот,). Увеличивать количество звуков в прочитываемых пьесах надо постепенно. Не следует избегать текста со знаками альтерации, в басовом  ключе, с расположением звуков на двух нотных станах. Большое подспорье в развитии музыкального мышления ребёнку оказывает  транспонирование. В практике раньше других появляется транспонирование по слуху (подбор песен от разных нот). Развитию беглости чтения с листа служит также игра в ансамбле с преподавателем, а затем и с товарищем. Необходимость слышать и быть ответственным за партию партнёра тренирует быстроту реакции и стимулирует сообразительность.

Памятка пианиста
Вижу-слышу-играю


1. Внимательно смотрю в ноты, пытаться охватить взглядом «музыкальный текст» - смотрю вперёд на 3-4 т
2. С помощью «внутреннего слуха» попытаться преобразить ноты в звуковую картину
3. Помни, что быстрое «чтение с листа» - умение видеть и слышать вперёд - развивается в результате постоянной кропотливой работы в классе и дома.
4. Открывая ноты и впервые «читая» новое музыкальное произведение, попробуй не спешить, внимательно просмотри текст глазами, обращая своё внимание на самые важные моменты в тексте.
5. Постарайся ни в коем случае не останавливаться и не делать поправки: мелкие неточности при первом исполнении не учитываются.

Волшебная страна музыки ждёт тебя, в добрый путь!