"Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с башкирскими народными музыкальными инструментами"


Автор: Уелданова Айсиля Ураловна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

"Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с башкирскими народными музыкальными инструментами"

Краткое описание работы:     На современном этапе развития нашей многонациональной страны растет интерес к историческому прошлому разных народов, к духовным ценностям национальной, отечественной и общечеловеческой культуры. Нашей задачей является приобщение дошкольников к башкирской национальной культуре.   Успех приобщение дошкольников зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания.

          На современном этапе развития нашей многонациональной страны растет интерес к историческому прошлому разных народов, к духовным ценностям национальной, отечественной и общечеловеческой культуры. Нашей задачей является приобщение дошкольников к башкирской национальной культуре.   Успех приобщение дошкольников зависит от выбора форм и методов обучения и воспитания.

          Башкирский народ обладает громадным этнокультурным потенциалом. Ему не раз за свою, более чем тысячелетнюю, историю приходилось подвергаться тяжелым испытаниям, вставать на ноги после военного разгрома,  разрухи, находиться на грани уничтожения. Будучи малой, менее чем тысячной частицей человечества он внес ощутимый вклад в земную цивилизацию. Это в одинаковой мере относится как к духовной, так и к материальной культуре.

          Одними из главных задач являются - развитие у детей эмоционального, активного отношения, интереса к народной культуре башкир; ознакомление  детей дошкольного возраста с особенностями культуры, быта, традициями народа (жилище, народный костюм, национальная кухня); обогащение интеллектуальной, информационной стороны ребёнка. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.

          В работе с детьми широко используются народные музыкальные инструменты. Характерные для башкирской народной музыкальной культуры звуки, тембры, мелодии насыщают слуховое восприятие малыша и постепенно формируют в его художественном сознании национальные музыкальные стереотипы, самобытное национальное музыкальное мышление. Доступность народных инструментов, привлекательность и лёгкость игры на них в ансамбле приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях.

          В воспитании детей дошкольного возраста велика и ни с чем не сравнима роль народных песен. В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Песней сопровождались все события народной жизни - труд, праздники, игры, похороны и т.п. Поэтому и ныне в детском саду и семье, возможно, самое разное использование песни – от её разучивания и исполнения до анализа содержания музыки и настроения. Эти песни теперь звучат не только в детском саду, но и в семье, особенно на традиционных семейных праздниках. Также широко используются народные танцы, хороводы, игры с песнями.           Своеобразным, соединяющим в себе несколько различных жанров народного творчества средством приобщения к этнической культуре является народный праздник. Народные праздники были настоящим кодексом неписаных норм и обязанностей, но только в художественно-эмоциональной форме. Обряды, отображающие нравственные устои башкирского народа, закрепляющие чувства верности семье, друзьям (подругам), развивающие эстетические чувства детей и содержащие в себе многие другие педагогические элементы, ярко представлены в таких праздниках, как Сабантуй, Карга туй, и т.д. Вот почему приобщение детей к народным традициям целесообразнее проводить именно в форме детского праздника. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное их участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках. Праздники и развлечения - яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. Подготовка и проведение праздников и развлечений способствуют нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитываются основы коллективизма; произведения фольклора, песни и стихи о родной стране, о родной природе, труде формируют патриотические чувства. Разучивая народные песни, стихи, танцы, дети узнают много нового о своей стране, природе, о людях разных национальностей. Это расширяет их кругозор, развивает память, речь, воображение, способствует умственному развитию.

 

 

 

 

Конспект музыкального занятия

«Путешествие в страну музыкальных инструментов»

 

Задачи:

1. Познакомить детей с башкирским народным музыкальным инструментом - кураем. Разучить новый элемент польки. Продолжать учить внимательно слушать музыкальное произведение и анализировать его. Закрепить знания  государственной символики Республики Башкортостан.

2. Закрепить знания детей о видах музыкальных инструментов (струнные, духовые, ударные, клавишные). Закрепить знания детей о народных музыкальных инструментах (Италия - скрипка, Германия - аккордеон, Россия - балалайка).

3. Развивать внимание, память, речь.

4. Воспитывать интерес к народным музыкальным инструментам разных стран, композиторам, любовь к музыке, чувство патриотизма.

Демонстрационный материал: музыкальный инструмент курай, глобус, дидактические картинки - музыкальные инструменты.

Репертуар: звук движения  поезда, "Осень" А. Вивальди, немецкая народная мелодия "Полька", русская народная песня "Два весёлых гуся", башкирская народная мелодия, исполняемая на курае, гимн Республики Башкортостан, музыкальное приветствие "Я здороваюсь везде", музыкальное приветствие "Здравствуйте, ребята!".

          Ход занятия

I часть - организационный момент.

Дети под музыку входят в зал, садятся на свои места.

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие, занятие - путешествие по разным странам. А помогут нам в этом музыкальные инструменты и наш волшебный глобус. Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте с вами поздороваемся.

Музыкальное приветствие "Я здороваюсь везде":

Я здороваюсь везде

Дома и на улице,

Даже "Здравствуй!" говорю

На соседней улице.

"Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, летний ветерок,

Здравствуй, маленький дубок,

Здравствуй, утро,

Здравствуй, день", -

Мне здороваться не лень.

Музыкальный руководитель: А теперь давайте поздороваемся с нашими гостями и друг с другом.

Музыкальное приветствие "Здравствуйте, ребята!"

Музыкальный руководитель: Итак, давайте закроем глаза, представим, что мы садимся в поезд и отправляемся в путешествие.

Звук движения поезда.

II часть - слушание музыкального произведения.

Музыкальный руководитель: Открываем глаза, крутим глобус. Слушаем  музыкальное произведение и угадываем, в какую страну мы попали.

Звучит "Осень" А. Вивальди, дети  называют композитора, название произведения.

Музыкальный руководитель: Ребята, мы оказались с вами в Италии. Композитор А. Вивальди жил в Италии, мы прослушали его произведение "Осень", какое оно по характеру, темпу? На каком инструменте исполняется? (На скрипке). К какому виду музыкальных инструментов относится скрипка? (Струнные инструменты).

III часть - музыкально-дидактическая игра.

Музыкально-дидактическая игра  "Найди струнный инструмент": дети находят на панно картинку со струнным инструментом: балалайку, виолончель, гитару, домбру и т.д..

IV  часть - музыкально-ритмические движения.

Музыкальный руководитель: Отправляемся дальше, закрываем глаза и едем на нашем поезде.

Звук движения поезда.

Музыкальный руководитель: Открываем глаза, крутим наш глобус и слушаем отрывок из музыкального произведения.

Звучит немецкая народная мелодия "Полька".

Музыкальный руководитель: Ребята, мы оказались с вами в Германии. Вы услышали, на каком музыкальном инструменте исполняется эта мелодия? (На аккордеоне).  К какому виду музыкальных инструментов относится аккордеон? (Клавишные). Какие ещё вы знаете клавишные музыкальные инструменты? (Фортепиано, рояль, синтезатор). Какое по характеру  и темпу это произведение? Ребята, это звучала "Полька" - народный немецкий танец. Я предлагаю вам встать в круг парами и разучить элемент польки в паре.

Дети встают парами в круг, разучивают элемент польки. Садятся на места.

V часть - пение русской народной песни "Два весёлых гуся".

Музыкальный руководитель: Немного отдохнули и отправляемся дальше, закрываем глаза, едем на нашем поезде.

Звук движения поезда.

Музыкальный руководитель: Открываем глаза, крутим наш глобус, слушаем новую мелодию и угадываем страну, в какую попали.

Звучит русская народная песня "Два весёлых гуся".

Музыкальный руководитель: Ребята, мы оказались с вами в нашей стране - России. Какие русские народные музыкальные инструменты вы услышали? (Балалайку, трещотку, дудочку, деревянные ложки).  Какая эта песня по характеру, темпу? Давайте мы с вами  споём сейчас эту весёлую песню.

Дети поют песню "Два весёлых гуся".

VI  часть - беседа о башкирском народном инструменте - курае.

Музыкальный руководитель: Давайте закроем глаза и очутимся ещё в одном прекрасном месте и родном для нас месте.

Звук движения поезда.

Музыкальный руководитель: Открываем глаза, крутим наш глобус, слушаем новую мелодию. Я думаю, вы сразу догадаетесь, где мы с вами очутились.

Звучит башкирская народная мелодия, исполняемая на курае. Дети рассматривают музыкальный инструмент и цветок курая.

Музыкальный руководитель: Это звучит курай -  башкирский народный инструмент, ему уже более 1000 лет,  это символ башкирского народа,  а мы с вами оказались в нашей республике - Республике Башкортостан.  О происхождении курая существуют множество легенд и сказок. В легенде «Курай» говорится  о жадном хане и храбром юноше, который  пошел навстречу звукам и увидел, как тростниковое растение издает на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл. Поэтому курай  относится к духовым музыкальным  инструментам, какие мы с вами уже знаем духовые музыкальные инструменты? (Труба, свирель, дудочка,  флейта, саксофон). На курае исполняют плясовые наигрыши, марши, народные протяжные мелодии. Цветок курая - символ нашей республики,  символ дружбы, семь его лепестков, расположенных в центре белой полосы, символизируют единство башкирских племен народов Башкортостана. Цветок курая расположен на государственном флаге и гербе нашей республики, а мелодия курая звучит в государственном гимне. Давайте все встанем и прослушаем гимн Республики Башкортостан, потому что, как мы уже знаем, гимн - это торжественное музыкальное произведение, которое нужно слушать стоя, не отвлекаться.

Звучит гимн Республики Башкортостан. Все встают.

Музыкальный руководитель: Ребята, вам понравилось сегодня наше путешествие? Какие народные музыкальные инструменты мы сегодня с вами услышали? Где мы с вами побывали с помощью нашего глобуса? За вашу работу на занятии  я хотела бы угостить вас башкирским национальным блюдом "чак - чак".

Угощение.

Конспект музыкального занятия

«Приобщение детей к

башкирскому народному музыкальному творчеству»

 

Цель: развивать у детей интерес и любовь к башкирскому народному музыкальному творчеству.

Задачи:

а) расширять знания детей о башкирском народном музыкальном искусстве;

б) познакомить с башкирской народной музыкой, башкирскими  народными песнями, башкирскими  народными  музыкальными инструментами (кубыз, думбыра); развивать эмоциональность и выразительность в исполнении башкирских  песен;

в) закрепить умение правильно и выразительно выполнять элементы башкирских народных плясок и игр; закрепить  заранее прослушанное музыкальное произведение; развивать ритмичность и пластику движений в элементах башкирских  народных плясок, сноровку в башкирских народных играх;

г) раскрыть понятия «оркестр», «дирижер», «исполнители», «певцы»;

д) воспитывать желание выразительно исполнять башкирские народные песни, плясовые движения, игры и использовать их в повседневной жизни.

Ход занятия

1. Речевое общение.

Музыкальный  руководитель: - Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с музыкальным творчеством нашего башкирского  народа. Вы услышите башкирскую народную музыку в исполнении оркестра башкирских народных инструментов, познакомитесь с русской народной песней. Сами примете участие в исполнении элементов башкирских народных танцев, поиграете в башкирские народные игры.

- С самой старины ведется, что наш башкирский народ любит петь, танцевать, веселиться. Башкиры  слагали песни, придумывали танцы,  игры, хороводы,  поэтому свое свободное время они проводили весело и интересно.  Они сами придумывали разные танцевальные шаги. Вот и мы, ребята, с вами знаем несколько таких танцевальных шагов. Назовите, какие вы уже знаете: хороводный, дробный, шаг с притопом, пружинящий.

- Молодцы! Названия танцевальных шагов вы хорошо знаете, а теперь я предлагаю вам показать их. Слушайте внимательно музыку и выполняйте шаги, которые подсказывает вам музыка.

2. Упражнения.

 Дети упражняются в выполнении танцевальных шагов (хороводный, дробный, пружинящий, шаг с притопом).

- А узнаете ли вот эту башкирскую народную песню?

Звучит мелодия башкирская народная песня «Салават».

- Вы узнали мелодию песни правильно! И шаг  вы знаете тоже. Давайте и его выполним.

Дети упражняются в шаге «лошадка» подскоки.

- Ну и еще один шаг вам предстоит вспомнить. Он очень похож на шаг «лошадка», только ногу не поднимаем и не сгибаем в колене, а протягиваем вперед, вытягивая носочек.

Дети упражняются в переменном шаге.

3. Слушание.

 - На башкирских музыкальных инструментах играют  музыканты. Когда музыканты играют на разных инструментах одновременно, такой коллектив называется оркестром.

- А теперь осталось уточнить. Если этот оркестр играет на башкирских народных инструментах, то как же такой оркестр будет называться?

(оркестр башкирских народных инструментов)

- Эх, оркестр народный,

Раздольный, хороводный.

Если грянет плясовую –

Я со всеми затанцую!

Если песню грустную –

Грусть в душе почувствую!

А если «Апипа» заиграет –

Прямо сердце замирает!

То он плачет, то хохочет –

С нами делает, что хочет!

- Послушайте в исполнении оркестра башкирских народных инструментов башкирскую плясовую  "Апипа".  Обратите внимание, звуки каких народных инструментов показались вам знакомы?

Звучит башкирская плясовая «Апипа».

- Итак, ребята, какое музыкальное произведение вы услышали, как оно называется? Звуки каких знакомых вам баш. народных инструментов вы услышали? А теперь вспомните, звучание инструментов вместе, одновременно, как называется?

- Оркестр, как и любое государство, имеет свои законы. У него есть даже президент – он называется дирижером. Дирижер умеет заставить инструменты играть так, как он этого хочет, не произнося при этом ни слова. Он пользуется только палочкой.

- Ребята, в оркестре звучали для вас еще незнакомые башкирские музыкальные инструменты под названием «кубыз» и «думбыра».Кубыз является язычково-щипковым инструментом. В нем соединены отдельные признаки языковых, щипковых и духовых инструментов. На кубызе играли плясовые мелодии во время праздников и ритуалов. О происхождение кубыза в народе сложена легенда: "Однажды бедный пастух-сирота Бикбай смастерил себе кубыз из клена и научился играть на нем плясовые мелодии. Когда молодежь выезжала в поле, то пела и плясала под его кубыз…Как-то Бикбая пригласили на йыйын. Когда он играл на кубызе, то все девушки плясали под его музыку, а старшая дочь бая Гульсум непрерывно на него смотрела. Бикбаю тоже нравилась это девушка. Он подарил ей свой кубыз". Мастером, прославившим башкирский кубыз   всему миру, является музыкант кураист и кубызист Роберт Загретдинов.

Показ иллюстрации музыкального инструмента кубыз.

                                                   Скачет,скачет,напевает

                                                    Звонкий язычок стальной.

                                                    Не удержишься на месте,

                                                   С нами веселись и пой.

- Думбыра - башкирский  струнный щипковый музыкальный инструмент. Думбыра - традиционный инструмент сэсэнов-сказителей. На думбре играл башкирский национальный герой Салават Юлаев.

Показ картинки музыкального инструмента думбыра.

4. Пение.

- А теперь нас ждет встреча с башкирской песней «Салават батыр» Р.Ураксиной.

Дети прослушивают песню от начала до конца. Затем ведется работа по разучиванию песни, уделяется внимание распеву в песне: «топ-топ-цок-цок-цок… » в интонационном и ритмическом плане.

5. Игры.

- Ой, ребята! Что-то мы с вами засиделись! Хорошо поем! А поиграть хотите? Игры башкирские  народные мы с вами тоже знаем. Предлагаю вам игру «Тюбетейка» и «Платок».

- Ну вот, ребята, мы с вами много сегодня узнали о музыкальном творчестве нашего народа. Помните и не забывайте башкирскую  народную музыку, песни, танцы и игры. И я надеюсь, что вы с удовольствием будете петь и танцевать башкирские  народные  песни и пляски и играть в башкирские  народные игры, а также познакомите с ними и других знакомых вам детей.

Конспект музыкального занятия "Мандолина"

 

          Цель: формирование первичных представлений о социокультурных ценностях нашего народа в процессе ознакомления с башкирским  народным инструментом мандолиной.

          Задачи:

Формировать представления детей об истории появления мандолины, о её строении и звучании.

Разучить новую песню «Мандолина» Р.Ураксиной, А.Зиннуровой.

Развивать умение отличать звучание  мандолины от других инструментов, менять движения в соответствии с характером музыки, побуждать принимать активное участие в игре.

Развивать музыкальную память и внимание.

Упражнять в выработке чистоты пения.

Продолжать совершенствовать умение детей двигаться в соответствии с музыкой с бодрым характером «Марша» И.Дунаевского.

Закрепить ранее изученную музыкальную подвижную игру «Юрта».

Воспитывать интерес к  башкирским народным музыкальным инструментам.

          Демонстрационный материал: музыкальный инструмент мандолина, портрет композитора, платочки.

          Репертуар: «Марш» И.Дунаевского, «Лесенка» Е.Тиличеевой, «Мандолина» Р.Ураксиной, А.Зиннуровой, мелодия «Мандолина», «Юрта».

          Ход занятия

I часть -  организационный момент.

1.Музыкально - ритмическое упражнение. Дети под марш входят в зал. Музыкальный руководитель обращает внимание на осанку детей, качество исполнения, умение двигаться ритмично,  характер музыки. После окончания  упражнения под музыку дети  направляются к своим местам и рассаживаются.

2. Музыкально – дидактическая игра «Найди струнный инструмент». Музыкальный руководитель обращает внимание детей на иллюстрации  с изображениями музыкальных инструментов. Дети должны выбрать изображение струнного инструмента (гитара, скрипка, балалайка, мандолина).

Музыкальный руководитель: - Ребята, посмотрите, здесь,  среди струнных музыкальных инструментов, есть для вас незнакомый  струнный инструмент. Это – мандолина, относится  она к чашечно- шейковым лютням,  на ней играют на праздниках, в быту, на сцене.

Показ музыкального инструмента - мандолины.

3.Слушание.Башкирская народная мелодия «Мандолина».

Песня «Мандолина» Р.Ураксиной,А.Зиннуровой

4.Распевание. «Лесенка» Е.Тиличеевой.

Музыкальный  руководитель обращает внимание  на чистоту в исполнении, равномерное распределение дыхания, постепенное увеличение и уменьшение амплитуды звучания. Для лучшего усвоения при  пении дети помогают себе рукой, показывая движение каждого звука, увеличение силы его звучания.

5.Разучивание песни «Мандолина».

6.Музыкальная подвижная игра «Юрта».

7.Музыкально-дидактическая игра «На чем играю?» с использованием знакомых инструментов (определение инструментов по звучанию) 5 мин.

8.Беседа.Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? Какие башкирские народные музыкальные инструменты вы уже знаете? Какие из них струнные музыкальные инструменты, духовые? Мандолина к какому виду музыкальных инструментов относится?

 

 

Консультация для родителей

"Башкирские музыкальные инструменты"

 

      Башкирская инструментальная культура – наследие, уходящее своими корнями в глубокую древность. Ее изучение началось сравнительно недавно (первому подробному исследованию немногим более 100 лет, а регулярный поиск и систематизация инструментального творчества башкир начались только в 20-30 годы ХХ века). Но первые материалы показали, что речь идет о народности, которая, несмотря на многовековую сопредельность с множеством культур, сумела сохранить этноним "башкорт" и не раствориться во множестве этнических групп Поволжья и Урала.        Исторически сложилось так, что из всех доступных музыкальных инструментов башкиры отбирали мелодические, наиболее отвечающие эстетическим потребностям народа и позволяющие исполнять разветвленную мелодию. Видимо поэтому такое распространение получил курай, имеющий многовековую историю, более поздние – мандолина и скрипка, заменившие думбыру и кыл-кубыз, а также разновидности гармоней, отмечаемые в быту башкир с конца XIX века. Ударным инструментам башкиры отводили второстепенную роль, используя для этих целей бытовые предметы.

      Но было бы несправедливо ограничивать башкирскую музыкальную культуру даже таким образом. Устные предания донесли до наших дней названия 48 музыкальных инструментов.

Думбыра

      Думбыра  — башкирский струнный щипковый музыкальный инструмент. Близкородственные инструменты распространены также у казахов (домбра), киргизов (комуз), узбеков, других тюркских народов, а также у таджиков. От казахской домбры отличается более коротким грифом, а также количеством струн (традиционно три). Думбыра — традиционный инструмент сэсэнов — башкирских сказителей. Под её аккомпанемент исполнялись эпические сказания и кубаиры, а также песни. Думбыра имела длину около 800 мм, три жильных струны, корпус выполнялся из долблёного дерева. Строй имела квинтово-квартовый. Играли на думбыре, ударяя одновременно по всем струнам. При этом нижние струны издают бурдонный звук, верхняя струна – мелодическая. Археолог, этнограф и краевед XIX века Р. Г. Игнатьев в своем труде «Салават Юлаев — пугачевский бригадир, певец и импровизатор» упоминал также «бандуру о пяти струнах». К концу ХІХ — началу XX века думбыра вышла из обихода. Это было связано с тем, что на протяжении XVII—XVIII веков сэсэны, будучи активными участниками и вдохновителями национально-освободительной борьбы, преследовались царскими властями и подвергались гонениям. Постепенно угасла традиция исполнения эпических сказаний, к началу XX века среди башкир стала популярной мандолина фабричного изготовления, которая стала использоваться частично вместо думбыры. Реконструкцию башкирской думбыры в 1980-х годах, опираясь на письменные источники и воспоминания старшего поколения, начал мастер В. Ш. Шугаюпов. Также над воссозданием этого инструмента работали мастера Г. Кубагушев, Ю. Зирин, А. Овчинников, В. В. Зубченко и А. Параев. В 1992 году при Уфимском государственном институте искусств была организована экспериментальная мастерская по производству башкирской думбыры и кыл-кубыза. В этой мастерской работали Р. М. Галимов, А. Я. Янгужин, А. Х. Байрамгулов, С. У. Баймухаметов. Современный инструмент пережил некоторые видоизменения, в частности, гриф стал изготавливаться с 19 врезными ладами, корпус часто делается не из долбленого дерева, а склеивается. Думбыра применяется как сольный и ансамблевый инструмент. Созданы оркестровые разновидности думбыры: сопрано, альт, бас.

Несколько слов о названии инструмента:
есть много версий, из которых можно отметить наиболее точную. Практически все аналогичные названия (в том числе и русское – “Домра“) происходят от арабского слова “Танбур”, что со времен Дервиш-Али в вольном переводе считается “…Тан – сердце, бура – терзать”. Все зависит от разного прочтения арабских знаков, где согласные свободно заменяются (“М” на “Н”, “Т” на “Д”), а гласные (кроме “А”, “У” и “И”) существуют в виде огласовок. Отсюда и идут производные слова: танбур – “домбур – дунбура – думбра – домбра – домр – домра”  и так далее. Башкирский вариант имеет русское написание “Думбыра”, где “ы” часто опускается (“Думб(ы)ра”), а “У” заменяется на “О” (“Домб(ы)ра”), что продиктовано национальной грамматикой и региональными диалектами.
Экспедиционные исследования по территории с проживанием коренного населения показали, что думбыра – достаточно известный башкирский народный музыкальный инструмент. Многие информаторы связывают исчезновение думбыры с влиянием городской культуры и появлением в продаже фабричной мандолины. Действительно, именно в 30-е годы вышла на полную производственную мощность ленинградская фабрика струнных инструментов, сначала довольно трудоемкая в изготовлении неаполитанская, затем более простая – португальская.

Традиционный башкирский кубыз

      Кубыз - разновидность варгана. Кубыз является язычково-щипковым инструментом. В нем соединены отдельные признаки языковых, щипковых и духовых инструментов. Ранее кубыз относили к самозвучащим щипковым инструментам (по классификации Э. Хорнбостеля и К. Закса), однако исследование акустических и конструктивных свойств кубыза, а также способов звукоизвлечения показывает, что этот инструмент выходит за рамки подобной классификации. Без усилий исполнителя кубыз не звучит. 
Вся гамма его тонов извлекается не только вибрацией язычка, но и энергией дыхательно-артикуляционного аппарата исполнителя.

Строение Кубыза:

1. Кольцо корпуса
2. Корпус
3. Внешние щечки корпуса
4. Внутренние щечки корпуса
5. Язычок
6. Колено язычка
7. Кончик язычка
8. Заклепка

          Традиционный башкирский металлический кубыз состоит из фигурного (чаще всего дугообразного) основания, отходящих от него двух слегка ссужающихся концов - <дек> и упругого стального язычка. Основанием своим язычок прикреплен к внутренней стороне дуги, вся пластина его располагается между <деками>, а тонкий конец изгибается под прямым углом, образуя узкое колено, завершающееся свернутым кончиком. Маленькое отверстие в нем нередко заливается оловом или свинцом, количество которого определяет частоту колебаний язычка и тем самым высоту основного тона. Звучащим телом кубыза является язычок, а возбудителем звука - палец исполнителя, приводящий его в движение. Роль резонатора выполняет артикуляционный аппарат в совокупности всех его составляющих: полость рта, губы, зубы, язык, дыхательные пути, гортанная и надгортанная области, диафрагма, черепная коробка. Иногда в качестве дополнительного резонатора кубызист использует округло - согнутую кисть левой руки, в которой располагается основание инструмента. Усилителями звука являются воздушная струя, направляемая дыханием играющего, и соответственно выбранная позиция артикуляционного аппарата. Кроме того, громкость звука зависит от силы удара исполнителя по язычку кубыза. Колебания язычка производят один основной тон - бурдон. Высота его определяется размером инструмента (чем он меньше, тем тон выше), толщиной язычка и его кончика. Формируется бурдон преимущественно в малой октаве (реже в большой и первой). При открытой гортани он дублируется звуком, расположенным октавой ниже, возникающим в гортани исполнителя при расслабленных мышцах челюсти и наполненной воздухом полости рта.

Курай

      Кура́й (башк.ҡурай ) — башкирский национальный духовой музыкальный инструмент, разновидность открытой продольной тростниковой флейты. Относится к классу аэрофонов. Обладает своеобразным сипловатым тембром. Традиционно изготавливается из срезанных и высушенных стеблей уральского реброплодника. Курай несколько отличается от схожих музыкальных инструментов у соседних тюркских народов, например от казахского сыбызгы. Следует отличать курай от татарского народного инструмента с таким же названием, но по сути являющимся свистковой флейтой. Курай используется как сольный и ансамблевый инструмент.

      О происхождении курая существуют множество башкирских народных легенд и сказок. В легенде «Курай» юноша пошел навстречу звукам и увидел, как тростниковое растение издает на ветру нежный мелодичный звук. Юноша срезал тростник, приложил его к губам и заиграл. Курай является одним из самых древних духовых инструментов. Он упоминается в древних башкирских эпосах «Акбузат», «Кара юрга», "Заятуляк и Хыухылыу", башкирской легенде «Легенда об Акташе», датируемой эпохой царя Искандера (Александра Македонского). Народной мелодии Сыңрау торна ("Звенящие журавли"), исполняемой на курае, более 1000 лет. Необходимость массового производства инструмента стимулировала мастера В. Ш. Шугаюпова создать в 1979 году курай из строганого шпона. В 1970 году в башкирском издательстве "Китап" (г. Уфа) вышла книга "Курай" автор: Сулейманов Гата Зулкафилович. За эту книгу автор получил премию Салавата Юлаева в 1971 году.

Разновидности:

·        Кыйык-курай (ҡыйы ҡ ҡурай ).

·        Сор-курай (сор ҡурай ). Изготавливается из стебля степной травы в степных районах, где не растет реброплодник уральский. По сравнению с кыйык-курай инструмент короче, а стенки толще. Используется преимущественно для подачи сигналов.

·        Сыбызгы (һыбы ҙғы ).

·        Медный, серебряный курай.

          Инструмент изготавливается из прямого, высушенного полого стебля зонтичного растения Pleurospermum uralense Hoffm(Реброплодник уральский), произрастающего в степных и горных районах Южного Урала. Инструмент имеет пять отверстий, длина — около метра. Изготавливается он следующим образом: поочередно руками обхватывается стебель растения и откладывается 8-10 раз ширина ладони, после чего стебель срезается и изготавливаются отверстия. Начиная снизу, вырезается первое отверстие на расстоянии четырех — пяти пальцев, расстояние между последующими тремя отверстиями составляет два-два с половиной пальца. Одно отверстие вырезается на обратной стороне трубки, несколько ниже верхнего.

           Звукоряд образуется из сцепления двух мажорных пентатоник от основного тона на расстоянии кварты. Строй курая натуральный. Диапазон - около трех октав. Звучание поэтичное и возвышенное, тембр мягкий, при игре часто сопровождается горловым бурдонным звуком. В среднем регистре путем передувания воздуха в трубке формируется мажорный лад с повышенной IV и низкой VII ступенями. В верхнем регистре, используя тот же прием передувания воздуха, исполнитель получает мажорный лад, но с VI низкой ступенью. Возможности инструмента достаточно широки. Извлекаются мажорные (ионийский, лидийский, миксолидийский) и минорные (эолийский, фригийский, дорийский, гармонический) лады.

      Наиболее опытные исполнители при игре народных мелодий используют особую технику, называемую «Узляу» – бурдон , исполняемый голосом ниже рабочего диапазона голосовых связок. "Узляу" чем-то напоминает сольное горловое двухголосное пение тюркских и монгольских народов, но имеет другие истоки и традиции.

      Под названием"Узляу" в Башкортостане отмечаются два вида двухголосия:

1. Сольное горловое двухголосное, в особой вокально-инструментальной манере.

 2. Горловое бурдонирующее сопровождение игры на курае. Горловое двухголосное "Узляу" довольно редкий вид национального искусства. Описаний башкирского "Узляу" пока не было, нет и какой-то классификации, но известно, что под названием "Узляу" на территории современного Башкортостана отмечено три разновидности горлового пения:

1. Кара-узляу или Тюбен-узляу – темное или низкое горловое пение.

2. Югары-узляу – высокое горловое пение.

3. Бала-узляу или Катын-узляу – детское или женское горловое пение.

      Курайное узляу не представляет собой статичный бурдон и отличается от него большей подвижностью и более широкой сферой применения. Гортанный бурдонирующий звук подключается к основной мелодии только в эпизодах, определенных исполнительской традицией

      Репертуар курая включает в себя практически все музыкальные жанры, связанные с традициями национального исполнительства:

1. - Узун-кюй (протяжный мотив, наигрыш) – свободное мелодическое построение в широком амбитусе, в свободном метро-ритме, с широкими интервальными скачками, с прихотливой орнаментикой.

2. - Халмак-кюй (неторопливый, плавный мотив) – наигрыши умеренного темпа с четким, простым ритмом, квадратным построением куплетной формы, в сравнительно узком амбитусе.

3. - Кыска-кюй (короткий мотив) – быстрые наигрыши с четким простым ритмом, квадратным строением, бодрые и энергичные, исполняемые на всех известных музыкальных орудиях башкир. Чаще всего это – сопровождения к танцам, такмакам и, в отдельных случаях, самостоятельные инструментальные пьесы.

·        Салават Юлаев

·        Кахым-турэ

·        Ишмулла Дильмухаметов

·        Гата Сулейманов

·        Сарбаев Гайфулла Фахрисламович

·        Азат Аиткулов

·        Роберт Юлдашев

·        Юмабай Исанбаев

·        Расуль Карабулатов

·        Азат Бикчурин

·        Рамиль Гайзуллин

·        Рустам Шарипов

·        Рушан Биктимеров

·        Ильшат Ишмуратов

·        Ишмурат Ильбаков

·        Айнур Фатихов

·        Кубагуш сэсэн

·        Баик сэсэн

·        И. Мурзакаев

·        Г. Аргинбаев

·        Юмабай Исянбаев

·        К. Дияров

·        Р. Рахимов,

·        Юлай Ишбулдович Гайнетдинов

·        Адигам Динисламович Искужин

·        Мухаммат Усманович Тулыбаев

Мандолина

      Мандолина и скрипка. Из струнных музыкальных инструментов наибольшее распространение в Республике имеют мандолина и скрипка. Они используются башкирскими музыкантами в их классической форме, квинтовом строе и названии. По Хорнбостелю-Заксу мандолина относится к чашечным - шейковым лютням, а скрипка – к коробчато-шейковым лютням. Мандолина и скрипка являются неотъемлемой частью башкирского этномузицирования. На них играют повсеместно: на праздниках, в быту, на самодеятельной сцене и даже на уроках музыки в национальных средних школах. Профессионального обучения на мандолине нет, данный инструмент – яркий представитель устного инструментального творчества. Мандолина и скрипка в Башкирии – инструменты сольной традиции, но на них не редкость игра в ансамбле с кураем, кубызом, баяном, ударными. С 1985 года ведется реконструкция башкирской «думбыры» (предшественника мандолины) и смычкового «кыл-кубыза» (разновидности вертикальной скрипки). Удалось восстановить и их репертуар – преимущественно аккомпанемент к пению песен исторического или мистического содержания (Кубаиры, Харнау, Хар-харнау и др.). Наиболее удачные варианты инструментов связаны с именами мастеров В.Шугаюпова, А.Овчинникова и А.Владимирова. По преданиям были и другие хордофоны: «Гэзле» (иногда - «Гюслэ») и «Ятаган», на которых играли щипком или ударом специальных палочек.