Методическая разработка по финансовой грамотности для дошкольников


Автор: Басистая Александра Львовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Методическая разработка по финансовой грамотности для дошкольников

Краткое описание работы: Методическая разработка-сценарий для проведения открытого занятия по финансовой грамотности для подготовительной группы

Цель методической разработки: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности;

Задачи:

- формировать у детей творческое умение использовать в игре знания о финансовых понятиях;

- развивать у детей умение находить в сказках простейшие экономические явления; выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев;

- развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников; развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе игровой деятельности; разумный подход к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.

Оборудование и дидактический материал: деньги (бумажные и металлические), кошельки, атрибуты для игры.

Технические средства обучения: ноутбук, презентация, мультимедийный проектор, экран.

Методика и технология проведения мероприятия:

Данное развлечение составлено для детей подготовительной к школе группы. В мероприятии используются игровые, наглядные, словесные методы и приемы, активизирующие мышление, воображение и поисковую деятельность.

Воспитатель помогает создавать игровую обстановку, наладить взаимоотношения между детьми, которые выбрали определенные роли; помогает реализовать в игре впечатления, полученные ранее.

Словарная работа: экономика, деньги, финансы, цена, покупка, продажа, бартер, экономия.

Основная часть.

Воспитатель: В рассыпную становитесь

И друг другу улыбнитесь!

Пожелать хочу вам я: утра доброго и дня!

Чтобы было интересней, поиграем с вами вместе?

Игра «Цифры» посадить!!!

ВЕД:  Приглашаю  вас, ребята, в необычную страну.

 Та страна – страна Финансов

Страна рынка, денег, шансов

 В ней меняют, продают

Экономят, в долг дают!

Есть загадка у меня, отгадаете-ка, друзья?

Реб: Есть они бумажные, есть медные, блестящие,

 Их платят за работу, они важны для всех!

 Кто правильно их тратит, ждёт денежный успех!                                            

ВЕД: Что это?

Дети: Деньги, монеты.

Воспитатель:  ПОКАЗЫВАЕТ  Правильно, это деньги и монеты. Деньги нужны всем людям в современном мире, без них прожить невозможно!

АРИНА: Мы читали книжки. В них герои сказок

Покупали, и меняли, и товар свой продавали.

И монеты зарывали, дерево из денег ждали.

Каждый счастлив был и рад: будет, будет он богат!

ВЕД: Кто же эти герои?

Дети: Муха-Цокотуха, Буратино, Кот Матроскин, Бременские музыканты.(по очереди, поднимая руку)

Вед: Тогда я предлагаю отправиться в страну финансов. Наш волшебный самолёт  отправляется в полёт, не упустим своих шансов, мы летим в страну финансов!

                                      «Самолет»  Песня «каля-маля» сели!!!

Воспитатель: Вот мы и прилетели.

Голос диспетчера: Внимание, Внимание! Самолет совершил посадку в аэропорту города «Денежный».

ВЕД: Отгадайте, кто встречает? Кто вас, дети, ожидает?

Именины кто справлял? А кого комар спасал?

Дети: Муха-цокотуха.

Звучит музыка (Выходит Муха).  

Муха: Здравствуйте, ребята!

Воспитатель: Дети, а что нашла муха, когда шла по полю?

Дети: Денежку.

Муха: А что такое «деньги»?

Дети: Это ценные бумаги, на которые можно что-то купить.

Муха: Молодцы!

Воспитатель: И что сделала Муха с этой денежкой?

Дети: «Пошла муха на базар и купила самовар».

Муха: А затем я пригласила всех на чай.

Танец «Самовар»

 Муха: Я хочу задать вам несколько задачек, вы готовы отвечать?

1. Бабушка подарила внуку на день рождения 4 монеты, дедушка добавил еще 3 монеты. Сколько всего монет подарили внуку?

2. У Фунтика было 10 монет, 5 монет он потерял. Сколько монет осталось у Фунтика?

3. Папа заработал 7 рублей. 3 рубля он потратил на продукты. Сколько рублей осталось у папы?

 А сейчас я предлагаю вам поиграть, игра называется «Монетки».

                                       Игра «Монетки»

«Мы не детки, мы не детки,

А веселые монетки. (Идут по кругу, держась за руки.)

Звонко катимся по кругу, (Идут вприпрыжку.)

Жмемся спинками друг к другу. (Прижимаются спинкой к соседу.)

Дружно скачем: скок да скок… — (Прыгают на месте.)

И обратно в кошелек.

(Монетки-дети должны успеть запрыгнуть в кошелек, пока он не захлопнулся – дети смыкают круг.)

Игра повторяется – дети меняются ролями. посадить

 Муха: Что же, мне пора прощаться, в свою сказку возвращаться!!

Воспитатель:  Наш волшебный самолёт, продолжает свой полёт!                                    (песня)

Голос диспетчера: Внимание, Внимание! Самолет совершил посадку в аэропорту города «Бюджетный». Посадить!!

Буратино:  Здравствуй, здравствуй, детвора!

Видеть вас я рад, друзья! Чтобы вам не унывать, научу вас танцевать!

 Танец «Птичка польку танцевала»

 

Буратино: Здорово танцуете! А играть вы любите? Моя игра называется «Отражение»

                                        (С мячом).

Помощниками нам в этом будут слова - наооборот. Я называю слово, а вы - его «отражение»! Давайте попробуем!

Покупатель – продавец

Покупка - продажа

Дорого – дешево   …. добавить

Воспитатель: А теперь попробуем наоборот. Дети будут называть слова, а ты, Буратино, их «отражение», согласен?

Дети:

Доход - расход

Тратить - копить

Наличные – безналичные

Высокие /цены/ - низкие /цены/

Игра с мячом посадить!!

Буратино: Какие Молодцы!

Вед: Буратино, а ты можешь нас пригласить в свой театр?

Буратино: А у вас есть деньги?

Вед: Нет!!

Буратино:А как же вы купите билеты?

Воспитатель: Давай произведем бартер: мы с тобой играли, а ты нам билеты в театр.

Буратино: Договорились! Вот билетики берите, и на память сохраните! А сегодня в этот час, куклы выступят для вас

Танец –куклы (Группа №3) .

Буратино:  Как хорошо, что мы с вами встретились!. Теперь вы знаете, что такое «бартер».

Что же, мне пора прощаться, в свою сказку возвращаться!!

                                                   Уходит

Воспитатель: Наш волшебный самолёт, продолжает свой полёт!  …                                          Песня 3 куплет

Голос диспетчера: Самолет совершил посадку в аэропорту города «Экономный».

Звучит смех Кощея (в записи)

Кощей: Здравствуйте, детвора!

Воспитатель: Ой! Кто это?

Кощей: Зовут меня Кощеем, Кощеюшкой зовут,

              Услышу я про деньги, и сей же час я тут!

             Все говорят, я - жадный, все говорят - скупой!

             Я просто экономный, запасливый такой!

 Воспитатель: Дети, а экономить - это хорошо?

Дети: Да!

Кощей: А как вы можете сэкономить и помочь родителям?

Дети: 1.Не лить зря воду; 2.уходя, выключать свет, 3. беречь свое здоровье, чтобы не покупать лекарства, 4.бережно относиться к своим вещам, 5. помогать выращивать овощи и фрукты, чтобы их не покупать.

Кощей: На сэкономленные деньги родители могут вам покупать игрушки, сладости, ездить в отпуск, устраивать семейные праздники. А я вам хочу задать вопрос: «Знаете ли вы поговорки об экономии и бережливости?» Давайте проверим. Я начинаю, а вы заканчиваете! Готовы?

 - Рубль трудовой, потому  и дорогой.

 - Запас человека не портит.

- Бережливость – не скупость! Отвечают дети окончание

Кощей: А я что говорю? Продолжаем!

 - Чего сегодня сбережешь – завтра пригодится!

 - Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

 Какие молодцы! Теперь вы знаете, что значит «быть экономным».

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что лежало в сундуках Кощея? (ответы детей) золото и серебро..

КОЩЕЙ: У меня друзья кроты

Важным делом заняты

 Под зёмлёй они живут, золотишко стерегут

 Всё на свете любит счёт

Не сочтёшь – уйдёт в расход, день и ночь они считают, экономить помогают!

Танец кротов

Кроты: Сэкономить мы смогли, много денег сберегли!

Кощей: В другой город вы летите, себе что-нибудь купите! Даёт шкатулку с деньгами)

Мне пришла пора прощаться, в свою сказку возвращаться! (ушёл)

Воспитатель: Наш волшебный самолёт, продолжает свой полёт                     (песня) 1 куплет

Голос диспетчера: Внимание, Внимание! Самолет совершил посадку в аэропорту города  Ярморочный.

Коробейник: 1.Всему доброму люду, здравствуйте!

.Тары-бары, тары-бары, продаю разные товары!

Эй, народ, налетай, да товары раскупай!

Но, сначала для порядка, отгадайте-ка, загадки!

 И врачу, и акробату выдают за труд….(зарплату)

Мебель, хлеб и огурцы продают нам….(продавцы)

Как то место называется, где покупки совершаются? (рынок, магазин, базар)

Коробейник : Продаю ложки резные, продаю ложки расписные!  Цена  за пару 5 рублей, покупайте поскорей!

Дети покупают ложки, исполняют

 Танец с ложками. «Горница»

 Коробейник: Кто участвовал – молодец, каждому молодцу –

-по сладкому леденцу! ( отдаёт воспитателю) Ну, а мне пора прощаться, и делами заниматься, буду ложки вырезать, чтоб на ярмарке продать! (уходит)

Воспитатель: Вам понравилось путешествие?...(ответы) В каких городах вы побывали? Что нового узнали? (ответы)..А как вы думаете, все ли деньги из своего бюджета надо тратить?

Дети: Нет. Остатки можно положить в копилку!

Воспитатель: Чтобы деньги не лежали просто так в копилке, нужно заставить их работать. И сейчас я вам расскажу, как это можно сделать!

 В банке счёт открою срочный, заработать я хочу.

Нужно знать мне очень точно, что проценты получу.

Если что-то ты захочешь срочно для себя купить

В  этом банк тебе поможет все мечты осуществить!

Подходит к банку, кладёт монету, оттуда золотой мешок с медальками!

 Мы с вами многое узнали,  гораздо грамотнее стали. Путешествию конец, а кто смотрел, тот молодец. А каждому молодцу по сладкому леденцу! Ну а нам пора прощаться, в свою группу возвращаться. Раздать гостям.

                  

 

ПРИКЛЮЧЕНИЯ ФУНТИКА

 Цель: создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности детей.

Задачи:

Образовательная: формировать умения детей использовать в игре знания о финансовых понятиях;

Развивающая: развивать умение давать нравственную оценку поступкам героев; развивать речь, способность к мыслительным операциям, логическое мышление.

Воспитательная: способствовать воспитанию нравственных качеств, воспитывать любознательность в процессе игровой деятельности.

Действующие лица: Ведущий (воспитатель1, Фунтик (воспитатель 2)

Материалы и оборудование: экран, презентация, монетки разного достоинства, стаканчики для монеток; дид. игра «Производственные цепочки», ребусы.

Ход занятия

Раздается стук в дверь. Входит сыщик и передает письмо от Белладонны.

Воспитатель: Честно – честно, Фунтик, мы постараемся.

Воспитатель: Ну что же, задание 1.

Задание 1. «Разложи монетки»

Ребята раскладывают смешанные и сложенные кучкой монеты разного достоинства в специальные стаканчики.

Воспитатель: Какие же вы молодцы. Справились! И заработали от Белладонны 2 монеты.

(На экране появляется картинка с двумя монетами.)

Воспитатель: А вот и второе задание. Нужно отгадать загадки.

отдохнем?

Тогда я предлагаю вам поиграть, игра называется «Монетки».

Игра «Монетки»

«Мы не детки, мы не детки,

А веселые монетки. (Идут по кругу, держась за руки.)

Звонко катимся по кругу, (Идут вприпрыжку.)

Жмемся спинками друг к другу. (Прижимаются спинкой к соседу.)

Дружно скачем: скок да скок… — (Прыгают на месте.)

И обратно в кошелек.

(Монетки-дети должны успеть запрыгнуть в кошелек, пока он не захлопнулся – дети смыкают круг.)

Игра повторяется – дети меняются ролями.

Воспитатель: Ну что ребята, возвращаемся к заданиям, и задание третье.

Задание 3 «Что, откуда и почему?»

Воспитатель: Молодцы ребята, и выложили правильно и всё объяснили. Ну что Фунтик, плюс еще две монеты. Белладонна честно соблюдает все условия. (На экране прибавляется еще 2 монеты.)

Фунтик: Ой, ребята, у нас осталось последнее задание, что – то я так волнуюсь!

Воспитатель: Не волнуйся Фунтик, мы обязательно справимся!

Фунтик: Правда-правда? Честно – честно?

Воспитатель: Честно – честно. Последнее задание самое сложное. Нужно решить задачи. (Дети выходят к доске и решают задачи).

Задание 4. «Задачи»

1. Бабушка подарила внуку на день рождения 4 монеты, дедушка добавил еще 3 монеты. Сколько всего монет подарили внуку?

2. У Фунтика было 10 монет, 5 монет он потерял. Сколько монет осталось у Фунтика?

3. Папа заработал 7 рублей. 3 рубля он потратил на продукты. Сколько рублей осталось у папы?

Воспитатель: вы отлично справились! Правильно! И помогли Фунтику заработать целых 2 монеты!(На экране появляются еще 2 монеты.)

Воспитатель: Фунтик, посчитай вместе с ребятами, сколько монет у тебя всего стало?(Дети вместе с Фунтиком считают.)

Воспитатель: Фунтик, за все задания ты заработал 8 монет, плюс есть те монеты, которые ты сегодня растерял, тебе хватит этого для исполнения твоей мечты?

Фунтик: боюсь, что этого будет мало.

Воспитатель: думаю, что ребята смогут тебе подсказать, что можно сделать, чтобы их у тебя стало больше. Они расскажут об этом в стихах.

Воспитатель: Фунтик, ты знаешь, что деньги зарабатываются трудом, а вот потратить их очень легко, но благодаря советам ребят ты сможешь приумножить вой капитал. Уверены, что у тебя все получится!

Фунтик: Ребята, огромное вам спасибо! Вы мне помогли сделать шаг к моей мечте! Без вас я так и остался бы с госпожой Белладонной! Вы настоящие друзья. Мне пора идти и я уже решил, что сделаю с деньгами. До свидания!

Дети прощаются с Фунтиком и тот уходит под песню «Хорошо бродить по свету».

Воспитатель: ну, что ребята, а нам с вами пора в свою группу. До свидания!

 

 

Сценарий развлечения по экономическому воспитанию детей 5-6 лет.

«ЯРМАРКА».

Сценарий составила

Бухарова Валентина Ивановна

музыкальный руководитель

ОГКУЗ «Иркутский областной специализированный дом ребёнка №1»

Цельразвивать элементарные экономические представления при помощи игровых ситуаций, создать праздничную атмосферу. Доставить детям радость.

Задачи:

1. закреплять знания о профессиях, ремёслах, трудовых действиях

2. обогащать словарный запас детейразвивать речь

3. формировать коммуникативные навыки

4. воспитывать положительное отношение и интерес к экономической деятельности, уважение к людям труда

Действующие лица:

Ведущий, коробейники 2

Дети: матрёшки, поварята, кузнецы

Оборудование: 2 короба с товаром (платочки, музыкальные молотки, карусель, ложки деревянные, деньги (рубли, монетки, ложки деревянные, карусель из лент.

Ход мероприятия.

Под звуки ярмарки дети входят в зал, рассаживаются.

Ведущий: В давние стародавние времена ходили по ярмаркам в городах да сёлах торговцы-коробейники.

(под песню Н. Некрасова «Коробейники» входят два коробейника с коробами)

Коробейники: Всему доброму люду, здравствуйте!

Тары-бары, тары-бары, продаём разные товары!

Ведущий: Подождите, для начала разминка! (пальчиковая гимнастика)

Разминаемся, в счете упражняемся!

Раз, два, три, четыре, пять шагаем на месте

Будем денежки считать! сжимаем и разжимаем пальцы рук

Один и два оплатим дом пальцы в кулак, отгибаем мизинец и

Дом, в котором мы живём! безымянный

Третья монета – одёжку купить отгибаем средний палец

На четвёртую монету купим есть да пить! отгибаем указательный

Коробейник 1: Вижу со счётом всё в порядке!

А угадайте-ка, загадки!

Коробейник 2:

И врачу, и акробату выдают за труд….(зарплату)

Мебель, хлеб и огурцы продают нам….(продавцы)

Как то место называется,

Где покупки совершаются? (рынок, магазин, базар)

Коробейник 1: Денежки посчитали,

Загадки угадали,

А теперь, народ, налетай,

Да товары раскупай!

Ведущий: К коробейникам матрёшки прибегали,

За рубли платочки покупали.

Матрё шки: Мы с платочками попляшем,

Мы платочками помашем!

Исполняют «Мы весёлые матрёшки» муз. Ю. Слонов, сл. Л. Некрасовой

Ведущий: Кузнецы на ярмарку приходили,

Молотки на ярмарке купили.

Инсценировка русской народной песни «Во кузнице»

Ведущий: Вижу поварята,

Развесёлые ребята

К коробейникам спешат,

Только фартуки шуршат.

Поварята: Мы хотим блинов испечь,

Продайте нам муки мешков пять или шесть!

Исполняется русская народная песня «Ой, блины, блины.»

Коробейник 1: Эй, ребятки, верь не верь,

У меня есть карусель!

Готовьте монеты,

Покупайте билеты!

Проводится игра «Еле-еле, завертелись карусели»

Коробейник 2: Продаю ложки резные,

Продаю ложки расписные!

Где тут, где тут ложкари?

Ложки звонкие бери!

Дети покупают ложки, исполняют Танец с ложками.

Коробейник 1: Проходи через ворота все,

Кому играть охота.

Проводится игра «Золотые ворота»

Ведущий: Вот и ярмарке конец,

Кто участвовал – молодец!

Коробейники: Каждому молодцу –

-по сладкому леденцу!