Особенности русского народного танца «Дробушки» как основа развития техники танца.


Автор: Мартыненко Анастасия Олеговна

Руководитель:

Должность руководителя:

Место работы руководителя:

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Особенности русского народного танца «Дробушки» как основа развития техники танца.

Краткое описание работы: В данной работе - я приведу пример открытого урока и традиционных движений и понятий по народно-сценическому танцу, которые по принципу чередований движений подготавливают учащихся к выполнению технически сложных движений, разрабатывают определенные группы мышц, эластичность связок, выразительность, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, способствуют развитию ритма, прыжка, вырабатывают силу и вместе с тем мягкость и четкость движений.

СОДЕРЖАНИЕ

 

  1. Введение…………………………………………………...…………… 3
  2. Методы развития техники танца……………………..………………..6
  3. Особенности русского - народного танца………………………..……8
  4. Основные фигуры танцев………………………………………....…..10
  5. Пример открытого урока………………………………...……………12
  6. Заключение………………………………………………………….…19
  7. Список литературы……………………………………………..……..21

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Методика преподавания народно-сценического танца приобретает  важное  значение, в связи с единством требований к сценическому мастерству. Хореографические отделения Детских школ искусств, являются первым и главным звеном в получении навыков и знаний в области танцевального искусства. 

 Под техникой исполнения танцевальных движений понимают умение правильно и точно исполнить танцевальные движения. «Содержание и глубина хореографического произведения могут быть верно и полно раскрыты только с помощью точной исполнительской техники танца.

Самое сложное в современном искусстве танца - это умение выразить своё эмоциональное состояние, свое  отношение к каждому движению. Если учащиеся испытывают удовольствие, внутренний подъём и радость оттого, чем они занимаются, что они делают, значит, они подлинные хранители народного искусства.

В данной работе -  я приведу пример открытого урока и  традиционных движений и понятий по народно-сценическому танцу,  которые по принципу чередований движений  подготавливают учащихся  к выполнению  технически сложных движений, разрабатывают определенные группы мышц, эластичность связок,  выразительность, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы,  способствуют развитию ритма, прыжка,  вырабатывают силу и вместе с тем мягкость и четкость движений.

 

Актуальность данного вопроса в том, что «Дроби» - один из самых важных элементов русского народного танца, в наши дни дроби еще больше усложнились. Дроби очень разнообразны в ритмическом отношении. Они получили новые смелые ритмические сочетания. Посещая занятия хореографии, изучая учебный материал, учащиеся расширяют свой кругозор, формируют знания и умения в области хореографии.  Проблема развития мастерства исполнения танца волнует всех, кто участвует в той или иной мере в хореографическом процессе: родителей учащихся, преподавателей хореографов,  – ведь исполнительское мастерство и техника танца – главный показатель эффективности обучения танцу. Именно дробные комбинации развивают все эти качества у обучающихся.

 

Цели методической разработки:

- помощь педагогам хореографических отделений детских школ искусств в использовании предложенного теоретического материала по работе над обучением Дробей и техникой исполнения.

- укрепление здоровья, воспитание трудолюбия, развитие личности учащегося.

-овладение методикой исполнения дробных выстукиваний и формирование навыков творческого самовыражения обучающихся средствами русского народного танца.

 

Задачи методической разработки:

- развитие исполнительского мастерства,  профессиональных данных  и овладение навыками и приемами для занятий народно-сценическим танцем;

 - активация интереса к русскому народному танцу;

 - развитие пластичности, координации, хореографической памяти, внимания, формирование технических навыков;

- воспитание силы, выносливости, укрепление нервной системы;     

- раскрытие индивидуальности.

-приобщение детей к изучению традиционного культурного наследия через искусство хореографии. Как только владеющие этим качеством танцоры смогут добиться успеха в выполнении танца, донести до зрителя смысл хореографического произведения.            

 

Развитие мастерства и техники исполнения танца имеет большое значение для детей, занимающихся в хореографическом объединении. Развивая танцевальные способности до уровня мастерства, юные любители танца приобретают уверенность в себе, у них формируется глубокий интерес к хореографическому искусству, что часто приводит к профессиональному

самоопределению. Появление вслед за этим чувства удовлетворенности

собственным трудом содействует к достижению мастерства, основанное

на постоянном напряжении мышц всего тела, приводит к физическому

совершенству.

Дроби любимы всеми. В них выражается удаль и нежность, они показывают мастерство, ловкость и доносят тонкую музыкальность исполнителя, его характер. По исполнению дроби должны быть четкими, острыми, громкими - стучащими, но они могут быть и тихими - журчащими. Чем мельче, бисернее удары в дробях и замысловатее их ритмический рисунок, чем виртуознее исполнение, тем интереснее дробь. Русская дробь очень разнообразна по своему исполнению. Дроби исполняются в различных темпах и характерах. Это зависит как от техники исполнения, так и от характера танца. Красота исполнения дробей - в их легкости. Дроби очень разнообразны в ритмическом отношении. Они могут быть и простыми, и очень сложными. Порой исполнитель не только выстукивает ритмический рисунок песни или музыки, сопровождающей танец, но и украшает, усложняет его своим ритмическим орнаментом, импровизируя непосредственно в момент исполнения.

Русская дробь имеет наиболее сложный и разнообразный ритмический орнамент по сравнению с дробными движениями, исполняемыми в танцах других народов. В процессе занятий воспитывается у учащихся умение правильно воспринимать музыку и передавать ее содержание в танце.

Основные элементы должны быть крепко и правильно освоены, поскольку это фундамент русского народного танца.

Каждый отдельный элемент или движение имеет определенное название. Одни названия связаны с бытом, жизнью русского человека (« веревочка»,

«гармошка»),  другие получили свое название исходя из характер движений

 («припадание», «моталочка», «присядка»), но те и другие названия одинаково ярко и образно раскрывают суть элемента.

Часто в некоторых местностях России один и тот же элемент имеет различные названия, и, хотя сущность его одна, манера исполнения может быть разной. Глубокое профессиональное овладение основными элементами – главное в процессе познания основ русского народного танца.

 

МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИКИ ТАНЦА

 

Для развития техники танца  используются следующие методы:

1. Варьирование темпа

Все движения дети сначала исполняют в медленном темпе, а затем он

увеличивается до нужного по мере усвоения танцевального материала.

Это позволяет основательно проработать все детали движения, усвоить

его построение в целом. Чем старше воспитанники, тем более ускоряется

темп исполнения движения, но подход к их разучиванию остается всегда

неизменным. Важно помнить, что изменение темпа является показателем степени технического совершенства исполнения движений.

2. Метод раскладки движений на составные элементы

Принцип использования основан на том, что танцевальные движения

раскладываются на простейшие элементы, которые разучиваются сначала

отдельно, а затем соединяются вместе, и чем лучше отработаны элементы, тем быстрей движение приобретет законченный вид и будет исполнено правильно и точно. Я в своей практике использую также прием постепенного усложнения движения.

3.Метод составления комбинированных заданий.

Комбинации движений могут быть элементарными и сложными, это

зависит от возраста и срока обучения детей, от уровня их знаний и умений, от содержания обучения и задач учебной программы.

4. Учебная работа над этюдами.

Хореографический этюд создается на основе музыкального произведения и состоит из заранее разученных движений. Главная задача этюда состоит в том, чтобы сформировать технику движений, включенных в материал программы.

5. Применение игры

Данный метод особенно продуктивен при обучении детей начального

звена, но и воспитанники среднего возраста с удовольствием участвуют в выполнении заданий такого характера. Цель его применения – избежать монотонности в репетиционной работе, добиться заинтересованности детей в выполнении заданий на повторение разученного материала.

6. Постановка новых задач

В основе приема лежит повторение пройденного материала: разученных

элементов и движений, - с новой задачей. Например, сначала исполнить

движение всем вместе, затем группой, затем по линиям, затем одному или по два, затем только мальчики и девочки и т.д. полезно также менять линии местами, в этом случае дети, выходя вперед, относятся к

выполнению задания более ответственно.

Выступление на сцене – это цель, к которой стремятся дети, ради нее

готовы они без устали трудиться, поэтому репетиционная работа в период подготовки к выступлениям, особенно к выступлениям на конкурсе, имеет огромное значение для развития техники танца.

 

ОСОБЕННОСТИ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

Русский народный танец ни за что не спутаешь с любым другим. Это особенный вид колоритной хореографии. У этого танца масса отличительных характеристик и  особенностей. Русский народный танец – это задорные пляски с прыжками и активными движениями, которые неизменно сопровождаются бесконечным юмором и смехом. Во-вторых, обязательным атрибутом этого танца являются национальные костюмы – не менее яркие и красивые, чем сами пляски. Русский народный танец очень богат на самые разнообразные хореографические па, в его основе лежит сразу несколько видов танца, а именно: пляска, хоровод и кадриль. Можно с полной уверенностью сказать, что русский народный танец – это своеобразное олицетворение характера русского человека и его души. Ведь нет, наверное, более веселого и обаятельного танца во всем мире. У русского человека неимоверно широкая и добрая душа – такой же и танец его народа. Остановимся подробнее на «Дробях».

Дробь — это распространенный вид движения в народном танце. Исполнитель русского танца, словно выстукивает ногами ритм: сильными, четкими, короткими и частыми движениями. Существует огромное количество дроби и их сочетаний с другими элементами.

Ковырялочка — это легкие последовательные удары носком и пяткой каждой ноги, со сменой ног и кратковременным перетаптыванием на месте. Исполняется из 3 позиции в сторону - носок, пятка. Сочетается с различными движениями рук, с дробями, с гармошкой и другими основными элементами русского народного танца. Комбинация, разучиваемая в этом уроке, состоит из ковырялочки и тройного притопа.

Моталочка — плясовое движение, которое заключается в поочередных маховых движениях ногами. Вперед нога распрямляется полностью, назад - просто сгибается в колене. Исполняется по 6-й позиции ног как мужчиной, так и женщиной. Существует 2 вида исполнения моталочки: простое и сложное. Мы начнем с простой, а увеличивать будем только темп.

Веревочка — очень распространенное движение в русском танце. Это танцевальное движение бывает пяти видов: 1) простая, 2) с двойным ударом, 3) простая с переступанием на всю стопу, 4) простая с переступанием на ребро каблука, 5) с двойным ударом с переступанием на всю стопу.

Ходы — в русском народном танце существует множество ходов и передвижений. Вот наиболее распространенные: ход простой, переменный ход, переменный ход с выносом ноги вперед, ход переменный с притопом, боковой ход припадание, мужской ход переменный с каблука

Хлопушки — это не сильные, но звонкие хлопки-удары по телу, в основном по ногам. Хлопушка считается мужским движением. Существует 2 вида хлопушек: 1) хлопушка с фиксированным ударом, 2) хлопушка со скользящим ударом. Начать лучше с простого удара ладонью по бедру.

Дробь одинарная — является основным движением в русском народном танце. Представляет из себя ритмичные удары стопой или пяткой по полу из положения, когда нога согнута в колене до уровня пояса. С одновременным небольшим подскоком.

Двойная дробь — в дробях этого вида как первый, так и второй удар может выполняться не только всей стопой, но также каблуком или подушечкой стопы. Акцентируется чаще второй, но иногда и первый удар. Данное танцевальное движение является продолжение дроби одинарной.

Гармошка — передвижение танцора боком, посредством последовательного сведения-разведения носков и пяток. Очень распространенное движение в русском народном танце.

Падебаск — очень эффектное танцевальное движение, которое в сочетании с другими составляет всю зажигательность русских плясовых танцев в исполнении мужчины. Оно заключается в неожиданной смены ног в прыжке с последующим переступанием.

 

ОСНОВНЫЕ ФИГУРЫ ТАНЦЕВ

В русских танцах исполнители держатся за руки или за платочек, образуя разнообразные рисунки — построения. Руки при построении таких фигур могут быть подняты вверх, раскрыты в стороны, опущены вниз и т.д. Фигуры могут образовываться одними девушками или юношами или юношами и девушками вместе.

Круг

В этой фигуре число участвующих не ограничено, однако их должно быть не менее трех человек. Юноши и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят под небольшим углом от корпуса вниз или на верх. Движения по кругу, как правило, идут по часовой стрелке. Сделав мягкий полуоборот корпусом по ходу движения, юноши и девушки идут простым шагом или переменным, а также переменным шагом с притопом.

«Звездочка»

Юноши и девушки, стоя в затылок, друг другу по кругу, соединяют в центре образовавшегося круга правые или левые руки. Противоположные руки находятся в третьем или первом положении. Эта фигура может быть построена как из четного, так и из нечетного числа участвующих, однако не менее трех и не более восьми человек. В этом построении можно двигаться по кругу простым или переменным шагом, а также шагом с переступанием.

«Карусель»

Основой этой фигуры является «звездочка». Юноши образуют правыми руками «звездочку», а левыми держат правые руки девушек. В построении этой фигуры может участвовать не менее трех, но не более восьми пар.

«Корзиночка»

Она образуется из двух кругов — круг в круге. Стоя лицом к центру, юноши и девушки берутся за руки, образуя каждые свой круг. Внешний состоит из юношей, а внутренний из девушек. «Корзиночка» движется «гармошкой» или «припаданием». Головы исполнителей повернуты по ходу движения, к своему партнеру или к центру круга.

«Цепочка»

Участвующие стоят в одну линию, касаясь локтями, друг друга. Руки согнуты в локтях и подняты перед собой на уровне груди. Правая рука, описав полукруг сверху вниз, опускается локтем на левую руку стоящего справа партнера и, продолжая движение, проходить под его левой рукой. «Цепочка» может двигаться и вправо и влево «гармошкой» или «припаданием». Головы повернуты по ходу движения или сохраняют прямое положение.

Обращение с платочком (жен.)

А) Платочек находится со стороны ладони, повернутой к корпусу: пропустив конец платка между указательным и средним пальцами, выводим его короткий конец между средним и безымянным пальцами в сторону ладони.

Б) Платочек находится с тыльной стороны кисти, повернутой ладонью к корпусу: пропустив короткий конец платка между указательным и среднем пальцами, выводим его между указательным и большим пальцами.

Наиболее характерные положения рук с платочком у девушек

А) Правая рука с платочком слегка согнутыми пальцами касается подбородка. Ребро ладони направленно от себя. Левая рука, согнутая на уровне талии, поддерживает ладонью или тыльной стороной кисти локоть правой руки. Голова наклонена к правому плечу.

Б) Согнутые пальцы рук соединены «замком» ан уровне груди. Кисти рук немного отходят от корпуса; локти — на одной высоте с кистями.

В) Обе руки подняты вверх, локти слегка закруглены и направлены в стороны. Платок держится за концы обеими руками и «обыгрывается».

 

Наиболее характерные положения рук у юношей

А) Правая рука согнута в локте на уровне груди и сжата в кулак, направленный тыльной стороной кисти от корпуса. Левая рука, согнутая в локте, сжата в кулак, заведена за спину и направлена тыльной стороной кисти к корпусу. Руки не прикасаются к корпусу.

Б) Левая рука широко раскрыта в сторону ладонью вверх. Голова повернута по направлению руки. Правая рука, согнутая в локте, прикасается кончиками пальцев к затылку, как бы поддерживая шапку.

 

ПРИМЕР ОТКРЫТОГО УРОКА

Тема урока: «Дроби - один из самых важных элементов русского народного танца».

         Цель урока: Разучивание комбинации, состоящей из ключей. Закрепление основных дробных движений.

Задачи:

Отработка навыков исполнения «дробей»  в русском танце, для дальнейшего использования их в постановочной работе.

Изучение движений народно – сценического танца, правильно воспроизводить элементы народного танца.

Развивать танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве.

Развитие устойчивости,   правильной осанки, пластичности движений, легкость исполнения.

Воспитывать бережное отношение к искусству народно-сценического танца, к традициям народного творчества.

Эстетическое совершенствование, гармоничное, духовное и физическое развитие детей.

Методика проведения урока – ход урока.

 

В ходе урока я использую следующие методы работы:                           

Основные методы работы:

Наглядный - (практический показ, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков).

Словесный  -  (рассказ, беседа, объяснение, обсуждение и др.)

Ступенчатый – творческий -  (метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений).

Игровой  -  (используется  при проведение музыкально-ритмических игр).

Оборудование:

наличие специально оборудованного зала со станками, зеркалами, хорошо проветриваемое и оформлением наглядными пособиями.

мультимедийное  оборудование для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.

 

ВВЕДЕНИЕ

Дробь может сочиняться, и исполнятся на музыкальную фразу любой длительности.

Все дроби могут на месте, с продвижением вперед или назад, с поворотами. Дроби легко комбинируются со всеми элементами русского танца.

Существуют целые пляски, состоящие из одних дробей, которые так и называются «Дробушечка», «Топтуша», «Дроботуха», «Топотуха», «Дробач», «Оттопы» и другие.

Ход  урока:

  1. Вводная часть урока (3 минуты)

- Вход учащихся в танцевальный зал. Учащиеся выстраиваются в три линии в шахматном порядке хороводным шагом.

- Поклон педагогу в русском характере, поклон гостям

- Обозначение темы и цели урока.

  1. Подготовительная часть урока (7 минут)

Перестроение на круг хороводным шагом.

Разминка по кругу на основе движений русского народного танца (различные виды ходов и бега):

- простой ход с носка;

- хороводный ход на полу пальцах;

- переменный ход;

- переменный ход с полу пальцами;

- переменный ход с притопом;

- переменный ход с выносом ноги через 1 позицию;

- припадание (лицом и спиной в круг);

- бег с захлёстом ног;

- бег с захлёстом ног с молоточком (четыре бега, два молоточка);

- бег с чередованием ног с молоточком (два бега, один молоточек);

- бег с молоточком (восемь молоточков назад, восемь молоточков вперёд).

  1. Основная часть урока (25 минут)

Перестроение на середине зала на три линии в шахматном порядке хороводным шагом.

1. Повторение материала. Учащиеся отвечают на вопросы:

- Что такое дробь?

- Какая самая простая дробь?

-  Всего мы знаем сколько ключей?

2.  Разучивание комбинации, состоящей из ключей (все вместе и по линиям):

-  Как правильно мы исполняем дроби?

-  Все удары и выстукивания в дробях должны быть четкими, ритмичными, легкими и короткими. Сидим на плие никуда не выскакиваем.

-  Как мы поднимаем ноги?

Учащиеся сначала отхлопывают ритмический рисунок ладошками, затем исполняют ногами (по линиям).

-  ключ № 1;

- Чем отличается второй ключ от первого?

- Двойная дробь – это два удара ногой на один счёт.

- Когда исполняется двойная дробь?

- ключ № 2;

- Чем отличается третий ключ?

- ключ № 3;

- А сейчас мы выучим новое движение пол ключа.

- пол ключа на месте;

- пол ключа по точкам из точки1 в точку 3, 5,7,1;

- пол ключа из точки 1 в точку 5, из точки 5 в точку 1;

- пол ключа из точки 1 в точку 1.

Комбинация из ключей: ключ № 1, ключ № 2, ключ № 3, пол ключа с двойным притопом (все вместе и по линиям).

Построение тройками. Исполнение простых и сложных ритмических композиций, и орнаментов, разнообразных дробей:

- дробная дорожка;

- простая дробь с подскоком;

- тройной притоп в продвижении с правой и левой ноги;

- переменный ход на ребро каблука с притопом на всю стопу;

- двойная дробь с проскальзыванием;

- двойная дробь с притопами правой и левой ногой (с правой и левой ноги);

- двойная дробь правой, левой, правой ногой и два притопа (с правой и левой ноги);

- дробь с перескоком и ударом каблуком (с правой и левой ноги);

- дробная комбинация (переменный ход на ребро каблука с притопом и ковырялочкой).

Методика исполнения

Простая дробь.

 1 такт:     На «раз» ударить об пол каблуком  левой ноги,   правую слегка приподнять;  на «и» правую ногу опустить на каблук;  на «два» слегка притопнуть  правой ногой;  на «и» притопнуть левой ногой, одновременно приподнять  каблук правой ноги.

2 такт:     На «раз» ударить каблуком правой ноги об пол и сразу приподнять правую ногу; на «и» слегка приподнять левую ногу; на «два» притопнуть левой ногой;  на  «и» притопнуть  правой  ногой и приподнять левый каблук. Простая   дробь  исполняется с продвижением вперед.

Дробь с притопами.

На «раз» подскочить на левой ноге, одновременно приподнять   правую,  согнутую в колене и опустить на каблук, потом на носок; на «два»   - шаг левой ногой вперед; на «и» - шаг правой ногой вперед с ударом  всей стопой о пол. Движение повторяется с правой ноги.

Дробь  «в три ножки».

На «раз - и»  сделать правой ногой небольшой шаг вперед на каблук,  а левую (с ударом всей стопой) приставить к правой,  опуская в этот момент правую ногу на всю стопу. На «два - и»   повторить движение. Движение исполняется без остановки, с одной и той же ноги.

Мелкая дробь.

На «раз»  ударить  об пол   правым каблуком;  на «и»  ударить носком правой ноги;  на «два»   притопнуть левой ногой;  на «и» притопнуть правой ногой. Затем  движение повторяется с другой ноги.

Мелкая дробь с притопом.

На «раз» ударить об пол правы каблуком;  на «и»  ударить носком правой ноги;  на «два»  притопнуть левой ногой;  на «и» притопнуть правой ногой. Затем движение повторяется с другой ноги.

Дробь с  ковырялочкой.

На «раз» подскочить вперед на левой ноге,  а правую поставить в сторону на носок каблуком вверх,   колено повернуть влево; на «и»   повернуть правую ногу носком вверх, колено отвести вправо;  на «два» притопнуть правой ногой; на «и» - пауза.  Движение повторяется с другой ноги.

Дробь – концовка.

На «раз» прыгнуть на обеих ногах вперед, руки согнуть в локтях перед грудью; на «и» - шаг назад правой ногой, затем левой ногой, руки опустить; на «два» подскочить на левой ноге, одновременно правую,  согнутую в колене,  отделить от пола,  руки согнуть в локтях;  на «и» опустить правую ногу с ударом  всей ступней о пол, руки раскрыть в сторону.

В русской пляске  «концовка» является «точкой»,  заканчивающей танцевальное движение.

Все  изученные движения  на  данном уроке - исполняются  учащимися сначала  с правой,  затем с левой ноги,  постепенно в работу  добавляются   движения рук.

Заканчивается урок обязательными вращениями и прыжками для развития  танцевальной техники, овладения  танцевальным мастерством без которого не может быть творческого развития коллектива, танцевального ансамбля.

4. Заключительная часть урока (10 мин.)

Перестроение на середине зала на три линии в шахматном порядке хороводным шагом.

Упражнения для восстановления дыхания (пор де бра в русском народном характере).

- Подведение итогов урока.  Отметить работу каждого учащегося, поощрение за успешную работу, установка на дальнейшую деятельность.

- Поклон педагогу в русском характере – земной поклон, поклон гостям

- Выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение.

 

Музыка и костюм как составные части целого

 

Музыка – душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа). Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью и напевностью. Долгое время в народном быту танцы были связанны с песнями и исполнялись под них. Но постепенно стали появляться танцы, исполняемые только под музыку.

Поскольку каждый народный танец  имеет множество вариантов, то и музыка меняется от танца к танцу. Традиционные народные мелодии имеют в основе двух – и трёхдольную метрическую структуру. В каждом танце музыка должна соответствовать сюжету, рисунку, лексике и костюму.

Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм – это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием, является его "визитной карточкой". В многочисленных вариантах народного костюма есть множество общего, это придаёт ему национальный характер, поэтому при конструировании сценического костюма необходимо учитывать характерные особенности танца и народа (выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление, крой). Случайно подобранный костюм, не характерный для данного региона, мелодии, ритма и движений значительно снижает убедительность постановки. Русская народная одежда, используемая в танце, многообразна, отличается высоким художественным вкусом.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Умение исполнить танец технично, то есть точно и грамотно, необходимо формировать с первых шагов детей в хореографии, а затем неуклонно и систематически совершенствовать. Для развития техники движений какого-либо вида танца необходимо использовать соответствующую систему упражнений, каждое из которых выполняется по определенным правилам, но при это важно помнить, что в основе подготовки будущих исполнителей должна лежать система классического танца.

Начинать изучение народного танца нужно после того, как учащиеся освоили основы классики. Урок народно-сценического танца строится таким образом, чтобы движения чередовались правильно и гармонично, переключая нагрузку с одних групп мышц и связок на другие. Особое внимание обращается на необходимость чередования движений, которые выполняются на согнутых и вытянутых ногах. Урок народно-сценического танца должен стать основой совершенствования техники исполнения движений, помочь овладеть стилистикой народной хореографии, умением передать ее национальные особенности и характерную манеру исполнения. Настоящая программа включает в себя огромный арсенал народного танца, давая учащимся большой объем знаний и навыков. В конце каждого года обучения необходимо использовать развернутую композицию или небольшой законченный танец, где, наряду с усвоением элементов, можно было бы проследить за воспитанием чувства ансамбля и созданием сценического образа у детей.

Особое внимание следует  уделить музыкальному сопровождению, так как она оказывает эмоциональное воздействие, помогает  правильно разобрать ритмический рисунок дробей, поможет создать характер и динамику.

Всем учащимся в конце урока даю творческое задание, на изученные движения самим создать полноценное дробное выстукивание на русском материале, с применением различных шагов, движений рук, поворотов. Лучшие дробные композиции учащихся, затем используются  на дальнейших уроках по народно-сценическому танцу.

Дробные комбинации  и техника их исполнения  происходит на занятиях, которые организует и проводит педагог, и от его знаний, умений и опыта зависит, насколько эффективно будет происходить этот процесс. Педагог-хореограф, обучающий детей народному танцу, а именно Дробям должен:

  • · Владеть методикой преподавания выбранного для обучения вида танца, и, в первую очередь, основ классического танца;
  • · Применять педагогические методы и приемы для эффективного развития техники танца с учетом возрастных особенностей детей;
  • · Доходчиво объяснять и показывать танцевальный материал, заинтересовать воспитанников в выполнении заданий;
  • · Тщательно подбирать музыку для занятий, отражающую особенности техники танца;
  • · Правильно выстраивать занятие с учетом принципа «от простого к сложному» и чередования нагрузки на различные группы мышц и частей тела;
  • · Уметь составить учебные комбинации, этюда и композиции, способствующие формированию и совершенствованию техники танца;
  • · Быть требовательным, добиваться от детей соблюдения правил выполнения упражнений, точности исполнения танцевальных движений.

Другими словами, педагог должен использовать максимум средств для того, чтобы разить, а затем усовершенствовать технику    и мастерство исполнения танцевальных движений, выполняемых детьми, что обязательно приведет к желаемому результату обучении  – мастерству исполнения русского народного танца.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. https://almanahpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=1024

  1. h ttps://nsportal.ru/kultura/narodnaya-khudozhestvennaya-kultura
  2. https://vk.com/wall-9068269_38708
  3. https://zdshi.tls.muzkult.ru/media/2018/09/13/1217960287/n7.pdf
  4. Барышникова Т. Азбука хореографии
  5.  Гусев Г. Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка
  6. Зацепина, К. Народно-сценический танец. Учеб. – метод. пособие  Иск, 1976.
  7. Бачинская Н. «Русские хороводы и хороводные песни»,М.-Л.,Музгиз,1958
  8. Иноземцева Г.В. «Народный танец», М., Знание, 1978
  9. Климов А.А. «Основы русского народного танца», М., Искусство, 1981
  10. Надеждина Н. «Русские танцы», М., 1951
  11.  «Русские кадрили», М., 1956
  12. «Русские народные танцы», М., 1949