"Вопросы воспитательной работы в образовательном процессе ДШИ"


Автор: Мисник Олеся Николаевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

"Вопросы воспитательной работы в образовательном процессе ДШИ"

Краткое описание работы: Работа о неразрывности воспитательных и учебных задач в образовательном процессе детей. Роли педагога и форм проведения обучающих занятий в реализации задач воспитания в работе ДЩИ.

 

«Нужно смотреть не на то, чтобы сделать детей богатыми серебром или золотом и тому подобным, но чтобы они были богаче всех благочестием, любомудрием и другими добродетелями».

                                                                       Иоанн Златоуст.

 

 

 

Богатство любой страны, любого народа – высоконравственный, духовно развитый человек. Как воспитать доброго, отзывчивого, трудолюбивого члена общества? Через труд, через общение, через искреннюю заботу о нем.

Детские школы искусств и детские музыкальные школы – это не только близость к прекрасному, это воспитание работоспособности, целеустремленности, умения достигать цель.

Художественное образование воздействует на самые тонкие струны человеческой души, пробуждает в ребенке лучшие качества, способствует формированию у подрастающего поколения гуманистических ориентиров.

Воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, ориентированная на создание условий для развития духовного мира обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном и гражданском становлении, создание условий для самореализации личности.

 Ни окружающая среда общения, ни даже семейное воспитание не помогут в полной мере адекватно активизировать процесс социализации наших подростков. Именно дополнительное образование, где уделяется внимание каждому ребенку, способно помочь подрастающему поколению найти свое место в жизни, адаптироваться в быстро меняющихся реалиях современного общества.

ДШИ является центром эстетического, культурного развития детей и подростков, в котором учащиеся получают качественное музыкальное и художественное образование, обогащаются духовно. Обучение в ДШИ способствует творческому развитию детей, адаптации в обществе, накоплению жизненного опыта, а также их самоопределению.

Детские школы искусств используют разнообразные формы внеклассной и воспитательной работы, которые призваны разнообразить повседневную практику, сделать учебный процесс увлекательным, привлечь новых учеников в школу, а также внести вклад в культурное развитие города, области.

Основная задача школы – становление и развитие личности ребёнка, формирование здорового образа жизни, организация содержательного досуга, формирование общей культуры, создание условий для творчества, поддержка одарённых детей.

В ДШИ ребёнок имеет возможность осознать свои предпочтения, испытать радость общения с единомышленниками, научиться трудиться. Здесь создаются условия и предпосылки личностного и профессионального развития. Детская школа искусств является важнейшим, неотъемлемым звеном культурного развития общества. Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский считал: «Через красивое – к человечному». Эти великие слова стали девизом для многих школ.

В педагогической практике получили развитие авторские концепции воспитательного направления в обучении. Концепция группы психологов во главе с И. А. Зимней строится с позиции понимания воспитания как процесса формирования отношений человека к миру. Концепция В. А. Караковского основывается на общечеловеческих ценностях, включенных в содержание воспитания. Концепция И. М. Ильинского и П. И. Бабочкина имеет целью формирование жизнеспособного поколения. Концепция Н. Л. Селивановой предусматривает оценивание результатов воспитания личности не через набор определенных качеств, а через динамику личностного роста.

В работе ДШИ необходимо иметь как общую концепцию воспитательной работы в ходе образовательного процесса, так и самостоятельность позиций отдельных преподавателей в выборе конкретных задач, форм и методов воспитательной работы. Хорошими ориентирами в воспитательной работе могут стать работы известных педагогов, ученых: Антона Макаренко, Дмитрия Лихачева («Письма о добром и прекрасном»), Януша Корчака («Как любить ребёнка»), Василия Сухомлинского, Шалвы Амонашвили («Здравствуйте, дети!»). Но какие бы методы и формы ни использовали учителя, педагогика любви была и остается самым эффективным способом воспитания ребенка. В образовании необходима любовь умная, продуктивная, педагогическая.

Педагоги дополнительного образования обратили внимание, что в последнее время все чаще они выступают в роли психолога. Дети особенно много и горячо делятся с ними своими проблемами, мыслями. Значит, не хватает общения, хочется поддержки, совета, просто поговорить. Учитель-друг – без доверительных отношений, когда «глаза в глаза», не построишь продуктивного процесса обучения. Современным детям взрослеть труднее. И важно сохранить для них приоритет позитивных ценностей над негативными. Чтобы неудачи не огорчали, а становились ступенькой для движения вперед.

Еще один момент не стоить забывать. Самая главная ценность – жизнь и здоровье человека. Профессия музыканта требует огромного трудолюбия. Уже с 6-7 лет – это две школы. В дальнейшем – постоянное самообразование. Важно сохранить здоровье, без которого, понятно, ничего не будет. Речь идет о здоровье физическом и психическом. Во многих профессиях, в том числе и в музыке, необходимо быть невероятно здоровым, так как профессия требует многих психоэмоциональных затрат. Задача учителей, преподавателей, воплощая свои педагогические замыслы в жизнь, сохранить здоровое поколение.

 

Цели воспитательной работы:

 

Учебная и воспитательная работа тесно связаны между собой. Воспитательная работа ведется систематически: на уроках и вне класса. Внеклассная работа является одним из определяющих факторов в образовании учащихся, способствующих развитию личности, как в интеллектуальном плане, так и в нравственно-эстетическом.

Привлекая детей к участию в различных творческих мероприятиях, выставках, выступлениях, Детская школа искусств дает им возможность ощутить радость сопричастности к общему делу, формирует желание жить и позитивно участвовать в улучшении общества, развивает культуру творческой деятельности. Поэтому помимо реализации образовательных программ художественной направленности школой ведется огромная культурно-просветительская работа, постоянно решаются задачи воспитания и образования детей и родителей.

 

Задачи воспитательной системы:

 

- формирование у учащихся гражданско-патриотического сознания, духовно- нравственных ценностей, потребности здорового образа жизни;

- воспитание у детей любви к искусству, раскрытие творческого потенциала обучающихся;

- выявление одаренных детей и освоение ими предпрофессиональных образовательных программ;

- формирование будущей аудитории культурного слушателя, способного к восприятию и осмыслению искусства;

- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- воспитание творчески мобильной личности, умеющей найти соответствующее своим профессиональным качествам место в быстро меняющемся мире;

- повышение статуса творческих профессий;

- обеспечение качества и преемственности в реализации предпрофессиональных программ, являющихся основными условиями функционирования системы образования в области искусств;

- создание современной образовательной среды с целью повышения разностороннего творческого развития и самореализации личности, культурного уровня населения страны.

 

Личностно-ориентированное обучение и воспитание.

 

В Законе РФ «Об образовании» принципами государственной политики в области образования провозглашены гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Таким образом, на первый план выдвинуты ценности свободного развития личности в противовес прежней установке воспитания, когда личные интересы были подчинены общественным.

В последние десятилетия существенно изменилась практика воспитания. На смену авторитарному по характеру подходу пришла парадигма гуманистического, личностно-ориентированного воспитания.    

Что личностно-ориентированное воспитание означает для нас, преподавателей музыкальных школ? Педагог должен иметь потребность так организовать свой труд, чтобы он был радостным и успешным. А это зависит от личности педагога, умеющего правильно и научно обоснованно построить свою работу, быть душевным, чутким, справедливым, гуманным, а главное, любить детей. Чрезвычайно важно отношение к ребенку как к личности, признание личности ребенка. Умение увидеть, принять ребенка таким, каков он есть, и суметь раскрыть его ресурсы. Опора на его положительные качества, уважительное отношение к нему, способность увидеть то хорошее, что другие, возможно, не видят, вселить уверенность в свои силы.

Традиционная система обучения основана на репродуктивном методе. Ученик должен запомнить материал, тогда как самостоятельное мышление блокируется. Наряду с традиционными методами обучения (объяснение, показ, повторение) необходимо вводить такие формы работы, как совместный поиск правильного решения, диалог, учет мнения ученика. Недопустимо ограничиваться лишь передачей ученикам знаний, т.к. это не развивает в них способность самостоятельно принимать решения, самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.

В современном мире много соблазнов, много негативного. Ребенок должен уметь думать, делать выбор. В процессе совместного творчества педагог, чтобы добиться цели, должен и сам стать немножко ребенком. Урок-игра, урок-спектакль становятся ведущей деятельностью преподавателей ДШИ. В таком случае педагоги школы стремятся управлять не личностью растущего человека, а процессом, направленным на её развитие. На первый план выдвигаются диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие способностей ребёнка через разнообразную творческую деятельность. Тогда ребенок станет интересным собеседником, будет иметь свое мнение, сможет его аргументированно изложить. Развитие личности подрастающего человека происходит всегда и везде: на уроке, во время внеурочных мероприятий, во время неформального общения.

Во все времена в основе воспитания лежат нравственные ценности, традиция и культура своего народа, уважение и принятие представителей других культур. Основным смыслом российского менталитета является идея милосердия и сострадания, о которой не забывает ни одна система воспитания.

Но принципы того или иного подхода к воспитательному компоненту образования – это не готовые рецепты. Они не заменят живого общения, непрестанной мысли педагога.

Детская школа искусств как воспитательное учреждение имеет свои особенности и огромные возможности. Это школа, которую выбрал ребенок. Здесь он будет взрослеть, умнеть, набираться опыта, учиться жить в коллективе. Преподаватели школы совершенно справедливо считают: воспитание – это дело не только семьи и общеобразовательной школы. Все, что окружает ребенка, формирует его личность.

Новая парадигма образования – личностно-ориентированный подход – требует движения в работе от каждого из нас. Именно Детские школы искусств обладают огромным, возможно, более действенным воспитательным потенциалом. Они способствуют воспитанию учащихся в духе созидания.

Гуманистическая педагогика склоняется к тому, что детям необходимо долго и терпеливо объяснять, что, зачем и почему следует делать, поступать и действовать так, а не иначе. Но только объяснениями результатов не добьешься. Важен личный пример.

Задача преподавателей Детской школы искусств или музыкальной школы сделать процесс обучения интересным, а процесс воспитания – ненавязчивым. Талант воспитателя состоит в том, чтобы расположить воспитанника к педагогическим влияниям. Педагогическая позиция должна быть деликатной, незаметной, возможно более скрытой от воспитанника. Нужно растить ребенка другом. Сколько бы ни было проведено хороших бесед, объяснений и увещеваний – практического результата не будет. Организующая и направляющая сила воспитательного процесса тем значительнее, чем больше в ней демократизма, творческой свободы. В душе и сердце ребенка должна оставаться радость и мечта, хорошие светлые мысли и чувство красоты, понимание, что его любят, стремление к развитию и желание жить.

Еще Аристотель писал, что искусство способно оказывать влияние на душу человека. Искусство способно вдохновлять, воодушевлять, захватывать, дарить настроение и радость, порой заставляя задуматься, взглянуть под другим ракурсом на, казалось, знакомые вещи. По мнению Д. Лихачева дети должны переживать как можно больше эмоций. Чем больше эмоций, тем чище душа.

Главная цель воспитательного процесса – деятельность. Задача коллектива Детской школы искусств или Детской музыкальной школы – вовлечение учащихся в подготовку и проведение мероприятий: классные часы; лекции-концерты, праздники, концерты, посвященные знаменательным датам.

 

Формы воспитательной работы:

 

1. Концерты, тематические концерты, посвященные знаменательным датам и

государственным праздникам.

2. Праздники, вечера.

3. Классные концерты.

4. Лекции – концерты, беседы – концерты.

5. Конкурсы, фестивали: школьные, областные, российские, международные.

6. Музыкально–театрализованные представления, литературно–музыкальные

композиции.

7. Викторины, презентации.

8. Встречи с интересными людьми.

9.Учебно-образовательные поездки, коллективные посещения концертов, театров.

10. Творческие встречи, совместные концерты и мероприятия с учреждениями

образования и культуры, с коллективами школ области.

11. Родительские собрания.

 

 

Воспитательная роль конкурсной части учебного процесса.

 

Публичное выступление ученика – неотъемлемая часть учебного процесса. Через него проявляется активность ученика, выявляются его способности, его энергетика. Именно выступление является той деятельностью, которая становится фактором, формирующим начинающего исполнителя.

Выступление — результат напряженного творческого труда ученика и преподавателя – является ответственным актом, стимулирующим дальнейший творческий рост и ученика, и преподавателя. Каждый педагог, увлеченный и влюбленный в свою профессию, мечтает о том, чтобы его ученики как можно чаще выступали на сцене. Конкурс как творческое соревнование юных музыкантов всегда являлся большим стимулом в развитии. На таких состязаниях воспитывается воля, сценическая выдержка, мастерство и много других качеств, формирующих не только будущих музыкантов или художников.

За участием в конкурсе стоит большой труд: одного обучения навыкам игры на инструменте мало. Необходимо воспитывать «бойца», способного самостоятельно мыслить, умеющего много трудиться и работать над ошибками, выдерживать большие физические и моральные нагрузки, не терять чувство оптимизма, а также быть способным проявить свои знания, умения и навыки на практике.

Любой конкурс – это напряженная работа целой команды: ученика, преподавателя, родителей и концертмейстера. Правильно построить работу этой команды, грамотно подобрать репертуар, найти взаимопонимание между членами, быть на одной эмоциональной «волне» – это есть составляющие успеха, победы на конкурсах. При умелом педагогическом влиянии каждое выступление подводит ученика к внутренним открытиям. Открытие себя как артиста, открытие красивой музыки, открытие в себе творческих возможностей. Выступление на концерте, конкурсе – это яркое событие. Оно является основой развития обучения, раскрывающего индивидуальность ученика.

Участие в конкурсах имеет разное значение: для ученика – это рост исполнительского мастерства и становление личности, для педагога и концертмейстера – повышение уровня профессионального педагогического мастерства, обмен опытом и возможность сориентироваться в потоке новых методических тенденций. Детские исполнительские конкурсы повсеместно играют большую роль в деле выявления молодых талантов. Но по отношению к конкурсам существуют разные мнения.

Сторонники считают, что конкурсы приносят реальную пользу, заключающуюся в общественном признании победителей, в возможности сравнивать творческие достижения других учеников и преподавателей. Противники указывают на чрезмерную нервную нагрузку, которую испытывают участники конкурсов, на существующую необъективность у членов жюри. При этом обе стороны, несомненно, правы: природа конкурсов действительно противоречива. Они объективно имеют и свои преимущества, и свои недостатки. Положительной стороной конкурсов является выявление новых талантов, которые до той поры были известны лишь собственному педагогу и небольшому кругу близких. Выявление и поощрение наиболее одарённых и способных детей, которые, возможно, впоследствии продолжат музыкальное образование и изберут музыку своей профессией, - безусловно, является одной из основных задач конкурсов.

Основной целью городских, краевых и особенно школьных конкурсов является развитие художественного вкуса, любви к музыке, исполнительства широкого круга учащихся с различными музыкальными способностями.

Кроме совершенствования исполнительского мастерства преподавателей и учащихся школы, выявления наиболее одарённых детей для дальнейшей профессиональной ориентации конкурсная деятельность обеспечивает тесное взаимное сотрудничество педагога и ученика, способствующее воспитанию дисциплинированности, ответственности, силы воли, целеустремлённости в достижении цели.

 «Учитель учится всю жизнь», – гласит известная истина. Но уже через несколько лет работы педагоги делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые методики, приемы, планы. Но есть и те, которые, несмотря на цикличность, повторяемость и однообразие учебной деятельности, постоянно ищут, вносят что-то новое. Настоящий педагог-профессионал находится в постоянном развитии, всю свою трудовую жизнь является исследователем и учит своих учеников активной жизненной и профессиональной позиции.

Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский так писал о проблеме самосовершенствования педагога: «Каждый из нас должен быть не абстрактным воплощением педагогической мудрости, а живой личностью, которая помогает подростку познать не только мир, но и самого себя. Решающее значение имеет то, каких людей увидит в нас подросток. Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни; лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать. Ничто так не удивляет, не увлекает подростков, ничто с такой силой не пробуждает желания стать лучше, как умный, интеллектуально богатый и щедрый человек».

Ядро воспитательной системы – деятельность творческих коллективов школы.

 

Ядром воспитательной системы и главным ее субъектом является творческий коллектив. Принцип воспитания в коллективе и через коллектив является одним из классических принципов российской педагогики и предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и деятельность.

Усилия руководителей коллективов направлены на достижение результата, который предполагает:

1. Общую социально значимую цель.

2. Общую совместную деятельность для достижения поставленной цели. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.

3. Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение). В коллективе воспитываются такие качества, как дружба, взаимная поддержка, терпение, терпимость, работоспособность, выносливость, ответственность, переживание за общее дело.

 

 Взаимодействие с родителями.

 

Чтобы обучение и воспитание было успешным, необходимо усилие трех сторон: педагог, ученик, родители. Только это триединство может обеспечить хороший результат. Задача педагогического коллектива в вовлечении родителей в жизнь школы, в укреплении внутрисемейных отношений, отношений семьи и школы, в повышении активности родительской общественности. Формирование единого духовного пространства семьи и школы – цель всего педагогического коллектива.

Успешное воспитание детей становится возможным при соблюдении следующих условий:

- единство требований педагогов и родителей к учебно-воспитательному процессу;

- распределение обязанностей и ответственности за результат совместного воздействия на ребенка;

- заинтересованность родительской общественности в развитии школы.

Педагоги не устают повторять родителям своих учеников известные слова: завтра начинается сегодня! Когда вы занимаетесь со своим ребенком, допустим, скрипкой, когда вы погружаетесь в проблемы круглого мизинчика на трости смычка, большого пальца правой руки, который они так любят выпрямлять, знайте: наша задача не в том, чтобы стать именно музыкантами. Наша задача развить интеллект, мышление, умение думать, работать, а это пригодится в любой сфере деятельности. Умные родители понимают и мыслят еще шире. В эти минуты происходит сближение с ребенком, в процессе совместного труда формируются ваши взаимоотношения, возникает необходимое единение. Потом, в сложный переходный период вы увидите: как хорошо, что ребенок занят делом и вдвойне хорошо, что он соприкасается с прекрасным. Человек, не знающий, что такое прекрасное, не ведает, что такое добро. И именно в пустой голове рождаются ненужные мысли.

У многих родителей и детей при первых трудностях опускаются руки. Скорее всего, не только дети, но и взрослые не ожидали, скорее всего, с какими трудностями придется столкнуться. Обучение игре на любом инструменте – это труд. И успех в большой степени зависит от мудрости и настойчивости родителей. Да, как сказал философ: «Прекрасное – трудно». Но надо запомнить: успех – это 90% трудолюбия и лишь 10% таланта и вдохновения.

 

 

Заключение.

 

Мир стоит на разных людях: кто-то работает физически, кто-то интеллектуально, кто-то в сфере искусства. Но в любом деле нужна увлеченность, нужна определённая человеческая культура. Вся воспитательная работа школы направлена на развитие творческой активности учащихся.

Чтобы добиться успеха в современном обществе (при сохранении духовных качеств человека), необходимы креативное мышление, способность мыслить быстро, четко, находить интересные решения, непрерывно повышать свой уровень развития в течение всей жизни. Эти качества не появятся сами по себе, они воспитываются с детства.

Всем нам хочется, чтобы наши дети выросли порядочными, успешными, здоровыми, счастливыми, смогли адаптироваться в обществе, были уважаемыми людьми. Как видим, воспитание подрастающего поколения должно учитывать множественные аспекты.

Влияние художественного образования на формирование личности ребенка невозможно переоценить. Художественное образование не только способствует приобщению подрастающего поколения к музыкальному и изобразительному творчеству, но и является мощным средством воспитания гражданина, Человека с большой буквы.  Процесс обучения не может идти в отрыве от воспитания. Анализируя многие общественные события последних лет, особенно отчетливо становится ясно: приоритет в образовании принадлежит именно воспитанию, которое должно стать органичной составляющей педагогической деятельности.

 

 

 

 

 

Использованные материалы:

 

1. https://gigabaza.ru/doc/102915.html

2.https://www.mkrf.ru/documents/programma-razvitiya-sistemy-rossiyskogo-muzykalnogo- obrazovaniya

3. https://infourok.ru/material.html?mid=3516 

4. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании: сб. статей / Б. В. Асафьев - Л.: Музыка, 1973, изд. 2-е. - 144 с.

5. Ильченко, Е.И. Индивидуальный подход к учащимся при организации домашней работы / Е. И. Ильченко - М.: Просвещение, 2004. - 213 с.

6. Кабалевский, Д. Б. Воспитание ума и сердца. Книга для учителя / Д. Б. Кабалевский - М.: Просвещение, 1984. - 206 с.

7. Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников / Е. С. Рабунский - М.: Педагогика, 2000. – 184 с.

8. Цыпин, Г.М. Человек. Талант. Труд. Музыкант в современном мире. Книга для учителя / Г. М. Цыпин - М.: Просвещение, 1992. - 240 с.