Автор: Надыршина Гульнара Минравиловна
Предмет: Иное
Класс: Педагоги
Тип материала: Мастер-класс
Краткое описание работы: За что отвечает чувство ритма у человека,как развить чувство ритма у ребенка.Игры и упражнения для развития чувство ритма у ребенка.
Мастер-класс для педагогов «Развитие чувства ритма и развитие речи детей дошкольного возраста посредством музыки»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в развитии речи детей посредством музыки.
Задачи:
• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
• Представить педагогам приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства.
План выступления:
1. Теоретическая часть: вступительное слово.
2. Практическая часть: игры на развитие чувства ритма.
Структура мастер-класса:
1. Теоретическая часть: «Вступительное слово по теме «Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма.
Здравствуйте, уважаемые педагоги! Согласитесь, многие привыкли думать, что чувствовать и воспроизводить ритм — это удел музыкантов и танцоров. А вот и нет! С этим качеством мы сталкиваемся практически ежедневно, и, к счастью, его можно развить. Чувство ритма лежит в основе многих природных процессов.Ещё будучи в утробе, малыш слышит сердцебиение матери, поэтому успокаивается, когда мама берёт его к себе на руки и прижимает к груди. Это одно из первых знакомств маленького человека с ощущением ритма.
.Ритмично функционируют и другие системы человеческой жизнедеятельности:
Ритмами пронизана вся природа. Благодаря им происходят:
Человек — часть природы, поэтому нет людей, у которых полностью отсутствует чувство ритма. Оно может быть недостаточно развитым, но это вполне поправимо.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Один из способов развития речи детей-дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания. Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей.
Речь и музыка имеют общие основы. Как и речь, музыка начинается со звука. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.
Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи, музыка, как и речь, имеет интонационную природу. И у музыки и у речи есть особый письменный код - это ноты и азбука.
Музыка, пение, движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают слуховое внимание, слуховое восприятия, дыхание, голос, общую и мелкую моторику, формируют чувство ритма и темпа, улучшают дикцию, координируют слух и голос.
Сегодня мы с вами подробно остановимся на развитии чувства ритма.Что же такое ритм? Ритм в общем смысле — это равномерное чередование элементов. Он есть в музыке, живописи, литературе, архитектуре. В музыке ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.
Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.
За что отвечает чувство ритма у человека?
Улучшаются аналитические способности ребёнка. Он может более точно оценивать скорость движения, расстояние, глубину и высоту — и, следовательно, грамотно рассчитывать свои действия и силы.
Как развить чувство ритма у ребёнка?
Как всегда, непринуждённо, легко, в форме игры!
Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:
Все ритмические игры вызывают у детей интерес, и они с воодушевлением включаются в игру.
Сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей и немного подвигаться вместе со мной! Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
2. Практическая часть.
Давайте сначала мы с вами познакомимся.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Ритмическая игра-приветствие «Здравствуйте» (с музыкальными инструментами). Педагоги выбирают себе музыкальный инструмент. Все вместе произносят: «Здрав-ствуй-те», отбивая ритм на музыкальном инструменте. Затем точно так же каждый по очереди называет своё имя.
Ведущий рассказывает педагогам о вариантах этой игры и её использовании в отработке любой лексической темы.
Ритмическая игра «С барабаном ходит ёжик»
Прочитайте детям стихотворение про ёжика и попросите их на каждый слог «бум» ударить в барабан или сделать хлопок в ладошки. Ну кто же откажется развивать чувство ритма через игру на музыкальных инструментах? Это будет звучать так:
С барабаном ходит ёжик.
Бум-бум-бум! (можно бум-бум-бум-бум-бум-бум)
Целый день играет ёжик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами —
Бум-бум-бум! —
Ёжик в сад забрёл случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!
Ритмическая игра «Аист длинноногий»
Педагог надевает ободок с клювом аиста и произносит слова. Дети выполняют движения по показу педагога.
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придёшь домой!
Ритмическая игра «Дождик» (попросит детей играть на металлофоне на слова кап-кап-кап-кап)
Мелкий дождик моросит
Кап - кап - кап - кап!
В листьях сада шелестит
Кап - кап - кап - кап!
Мокнет мячик у ворот,
Кап - кап - кап - кап!
Мокнет поле, огород
Кап-кап-кап-кап!
-А давайте позовём солнышко!
Ритмическая игра «Солнышко» (звучащие жесты)
К солнышку стучим в окно (Хлопки)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук. (Стучим кулачками друг о друга)
Ведь тебя мы ждем давно (Хлопки)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук. (Стучим кулачками друг о друга)
Лучики нам протяни, (Потирание ладоней вытянутыми руками)
Нас покрепче обними. (Шлепки по груди)
Ритмическая игра «Тук-тук молотком». (Познакомить с песенкой. Педагог поет дети постукивают кулачком об кулачок. Песню нужно повторять два три раза подряд) Первый раз нужно выбрать хорошо слышащего ребенка.
Тук-тук молотком
Мы построим новый дом.
Игра «Весёлый оркестр»
«Бум-бум! Трам-там-там!»-
Застучал барабан!
«Тук-туки-тош-ки!»-
Заиграли ложки.
«Чётки-чётки»-
Бряцают трещотки.
«Дин-дон, дин-дон!»-
Зазвенел металлофон!
«Бан-бан-балалал!»
Треугольник застучал.
«Бумба-бумба»-
Застучала румба.
А теперь нам нужно
Заиграть всем дружно!