"Развитие чувства ритма и развитие речи детей дошкольного возраста посредством музыки"


Автор: Надыршина Гульнара Минравиловна

Предмет: Иное

Класс: Педагоги

Тип материала: Мастер-класс

"Развитие чувства ритма и развитие речи детей дошкольного возраста посредством музыки"

Краткое описание работы: За что отвечает чувство ритма у человека,как развить чувство ритма у ребенка.Игры и упражнения для развития чувство ритма у ребенка.

Мастер-класс для педагогов «Развитие  чувства ритма и развитие речи  детей дошкольного возраста посредством музыки»

 Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в развитии речи детей посредством музыки.

Задачи:

• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.

• Представить педагогам приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства.

План выступления:

1. Теоретическая часть: вступительное слово.

2. Практическая часть: игры на развитие чувства ритма.

Структура мастер-класса:

1. Теоретическая часть: «Вступительное слово по теме «Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»

2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма.

 

  1. Теоретическая часть.

 

Здравствуйте, уважаемые педагоги! Согласитесь, многие привыкли думать, что чувствовать и воспроизводить ритм — это удел музыкантов и танцоров. А вот и нет! С этим качеством мы сталкиваемся практически ежедневно, и, к счастью, его можно развить. Чувство ритма лежит в основе многих природных процессов.Ещё будучи в утробе, малыш слышит сердцебиение матери, поэтому успокаивается, когда мама берёт его к себе на руки и прижимает к груди. Это одно из первых знакомств маленького человека с ощущением ритма.

.Ритмично функционируют и другие системы человеческой жизнедеятельности:

  • Дыхание.
  • Бодрствование и сон.
  • Желудочно-кишечный тракт.

Ритмами пронизана вся природа. Благодаря им происходят:

  • Смена времён года.
  • Смена времени суток.
  • Приливы и отливы.

Человек — часть природы, поэтому нет людей, у которых полностью отсутствует чувство ритма. Оно может быть недостаточно развитым, но это вполне поправимо.

В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Один из способов развития речи детей-дошкольников – системное использование средств музыкального воспитания. Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей.

Речь и музыка имеют общие основы. Как и речь, музыка начинается со звука. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.

Выразительность языка музыки сходна с выразительностью речи, музыка, как и речь, имеет интонационную природу. И у музыки и у речи есть особый письменный код - это ноты и азбука.

Музыка, пение, движение под музыку – самые приятные для детей способы обучения. Они развивают слуховое внимание, слуховое восприятия, дыхание, голос, общую и мелкую моторику, формируют чувство ритма и темпа, улучшают дикцию, координируют слух и голос.

Сегодня мы с вами подробно остановимся на развитии чувства ритма.Что же такое ритм? Ритм в общем смысле — это равномерное чередование элементов. Он есть в музыке, живописи, литературе, архитектуре. В музыке ритм – это чередование долгих и коротких длительностей.

Чувство ритма – это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.

За что отвечает чувство ритма у человека?

  • Координация движений. Она нужна при ходьбе, поворотах, танцах, однообразных движениях, играх. Ребёнок с развитым чувством ритма меньше расходует свою энергию, а значит, меньше устаёт, быстрее реагирует на препятствия и меньше травмируется.
  • Речь. Она становится более выразительной, управляемой, ребёнок умеет ставить акценты в нужных местах. Его становится легко выслушать и понять. Малыш быстрее усваивает информацию, а значит, более успешен в учёбе. Он выразительно рассказывает стихи и читает, выделяя паузами знаки препинания.
  • Уравновешивание эмоций. Благодаря чувству ритма происходит правильное чередование напряжения и расслабления при движениях и общении. Это даёт возможность крохе быстрее успокаиваться после встречи с раздражающими факторами.
  • Адекватное отношение к временным интервалам. На смену спешке и суете приходят продуманные действия и логика. Например, дожидаясь зелёного света светофора, ребёнок будет вести себя спокойно.

Улучшаются аналитические способности ребёнка. Он может более точно оценивать скорость движения, расстояние, глубину и высоту — и, следовательно, грамотно рассчитывать свои действия и силы.

Как развить чувство ритма у ребёнка?

Как всегда, непринуждённо, легко, в форме игры!

  • Один из самых эффективных способов формирования чувства ритма – это игры со звучащими жестами.

Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:

  •  хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
  • шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
  • притопы (всей стопой, пяткой, носком);
  • щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Все ритмические игры вызывают у детей интерес, и они с воодушевлением включаются в игру.

Сейчас я предлагаю на время мастер-класса превратиться в детей  и немного подвигаться вместе со мной! Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

 

2. Практическая часть.

Давайте сначала мы с вами познакомимся.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро! 

Ритмическая игра-приветствие «Здравствуйте» (с музыкальными инструментами). Педагоги выбирают себе музыкальный инструмент. Все вместе произносят: «Здрав-ствуй-те», отбивая ритм на музыкальном инструменте. Затем точно так же каждый по очереди называет своё имя.

Ведущий рассказывает педагогам о вариантах этой игры и её использовании в отработке любой лексической темы.

Ритмическая игра «С барабаном ходит ёжик»

Прочитайте детям стихотворение про ёжика и попросите их на каждый слог «бум» ударить в барабан или сделать хлопок в ладошки. Ну кто же откажется развивать чувство ритма через игру на музыкальных инструментах? Это будет звучать так:

С барабаном ходит ёжик.
Бум-бум-бум! (можно бум-бум-бум-бум-бум-бум)
Целый день играет ёжик:
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами —
Бум-бум-бум! —
Ёжик в сад забрёл случайно.
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он.
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он.
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались:
Бум-бум-бум!
И удары раздавались:
Бум-бум-бум!

Ритмическая игра «Аист  длинноногий»

Педагог надевает ободок с клювом аиста и произносит слова. Дети выполняют движения по показу педагога.

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придёшь домой!

Ритмическая игра «Дождик» (попросит детей играть на металлофоне на слова кап-кап-кап-кап)

Мелкий дождик моросит
Кап - кап - кап - кап!
В листьях сада шелестит
Кап - кап - кап - кап!
Мокнет мячик у ворот,
Кап - кап - кап - кап!
Мокнет поле, огород
Кап-кап-кап-кап!

 -А давайте позовём солнышко!

Ритмическая игра «Солнышко» (звучащие жесты)

К солнышку стучим в окно (Хлопки)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук. (Стучим кулачками друг о друга)

Ведь тебя мы ждем давно (Хлопки)

Тук-тук-тук, тук-тук-тук. (Стучим кулачками друг о друга)

Лучики нам протяни, (Потирание ладоней вытянутыми руками)

Нас покрепче обними. (Шлепки по груди)

 Ритмическая игра «Тук-тук молотком». (Познакомить с песенкой. Педагог поет дети постукивают кулачком об кулачок. Песню нужно повторять два три раза подряд) Первый раз нужно выбрать хорошо слышащего ребенка.

Тук-тук молотком
Мы построим новый дом.

Игра «Весёлый оркестр»

«Бум-бум! Трам-там-там!»-
Застучал барабан!
«Тук-туки-тош-ки!»-
Заиграли ложки.
«Чётки-чётки»-
Бряцают трещотки.
«Дин-дон, дин-дон!»-
Зазвенел металлофон!
«Бан-бан-балалал!»
Треугольник застучал.
«Бумба-бумба»-
Застучала румба.
А теперь нам нужно
Заиграть всем дружно!