Музыка в жизни аутичных детей


Автор: Кардаш Ольга Александровна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Музыка в жизни аутичных детей

Краткое описание работы: Чем привлекает музыка аутичных детей: 1. как известно, одной из главных проблем при налаживании взаимодействия с аутичными ребенком есть отсутствие его внимание, пребывание на "своей волне". Особенно подобранная музыка привлекает внимание и организовывает относительную устойчивость процесса восприятия ребенка с РДА («Особенно подобранная музыка» –это музыка обладающая музыкально-терапевтическим эффектом, как известно, в большей степени это музыка В.Моцарта, которая звучит при входе ребенка в музыкальный кабинет или для того, чтобы успокоить ребенка, настроить на общение); 2. обнаружена большая приверженность аутистов в отношении к предметам, чем к людям обуславливает эффективность налаживания диалога с ними опосредованно, например, через музыкальные инструменты.

Начну с общей цели влияния музыки на аутичных детей: занятия музыкой помогают детям социализироваться в жизни, развивают  коммуникативные навыки общения, предоставляют детям возможность общаться с другими людьми: родителями, другими детьми, педагогами. Развиваются умственные способности, речь, двигательные навыки. Пение, игра на музыкальном инструменте – все это помогает детям исследовать новую сторону себя и окружающего мира и, конечно же, развить свой творческий потенциал.

Всем занятиям предшествует первая встреча, которая является очень важной, чтобы выяснить имеет ли ребенок особенную тягу к музыке или эмоционально уязвим в восприятии музыки,  установить физический и эмоциональный контакт.  Наблюдаю как ребенок выражает свои эмоции: какие звуки издает -кричит, вокализирует, стучит по поверхности, хлопает в ладоши. Звук служит выражением эмоций. Пробую к нему присоединиться, вступить с ним в музыкальный диалог на его уровне. Если ему нравятся прикосновения, использую мягкие ритмичные прикосновения при пении, танце. («Дай ладошечку, моя крошечка»). Смотрю, что из этого доставляет удовольствие, побуждает общаться, продолжать играть, а что отталкивает. Даю право на свободное творчество. Важно: исследовать и побуждать, мягко не навязчиво бережно с большим уважением. Стараюсь найти индивидуальный подход к ребѐнку,  подстроится к нему, чтобы он впустил меня в свое личное пространство, другими словами – стараюсь заслужить доверие. Это помогает выстроить диалог с ребенком и определить дальнейшие цели занятий по развитию слухового воспрития или обучения пению и игре на муз. инструменте.

                                                                                    

Чем привлекает музыка аутичных детей:

1. как известно, одной из главных проблем при налаживании взаимодействия с аутичными ребенком есть отсутствие его внимание, пребывание на "своей волне". Особенно подобранная музыка привлекает внимание и организовывает относительную устойчивость процесса восприятия ребенка с РДА («Особенно подобранная музыка» –это музыка обладающая музыкально-терапевтическим эффектом, как известно, в большей степени это музыка В.Моцарта, которая звучит при входе ребенка в музыкальный кабинет или для того, чтобы успокоить ребенка, настроить на общение);
2. обнаружена большая приверженность аутистов в отношении к предметам, чем к людям обуславливает эффективность налаживания диалога с ними опосредованно, например, через музыкальные инструменты.

Хорошо известно, что детей с аутизмом привлекают геометрические формы. Он делает пальцем круговые движения по бубну, трогает струны скрипки или цитры, следуя не поперек, а вдоль струн, возводит строения из барабанов Может лизнуть, понюхать, коснуться их губами. Такой контакт помогает «чувствовать» через прикосновение к предмету и его исследование. Чтобы ребенок приобрел опыт физического взаимодействия, не нужны ни слова, ни объяснения. Посредством издаваемых музыкальными инструментами звуков может выразить свое эмоциональное состояние.

Обычно музыкальные опыты детей с аутизмом, начиная с самого простого уровня, носят характер импровизации, поскольку они свободны от каких бы то ни было рамок и законов. Чаще всего импровизация – это какие-то непостижимые поиски без определенной цели. Иногда кажется, что это средство выразить настроение – гнев, протест, уход в себя. Поначалу она нередко бывает похожа на размышление, прежде чем рождается нечто, напоминающее «нашу» музыку. Если она и короткая, то все равно имеет лаконичную временную форму. Власть над инструментом и игра на нем могут пробудить у ребенка желание импровизировать все дольше и дольше, поскольку в таком случае расширяется поле для музыкальных опытов. Даже играя глиссандо на глокеншпиле, ребенок становился активнее, сосредоточеннее, отчетливо ускорял темп игры. Музицируя, ребенок просто вынужден наблюдать за собой и контролировать свои действия. Временами я сознательно не участвовала в музицировании, чтобы очень настороженный ребенок, находясь в безопасном окружении, почувствовал независимость, обрел инициативу и нашел средства спонтанно выразить себя через музыку Очевидно, что лишь немногие из этих импровизаций соответствуют или хотя бы сравнимы с принятыми в музыке стандартами. Их ценность лежит в какой-то иной области, вероятно, она заключается в их тесной связи с миром аутизма. Через импровизацию в детях развивается музыкальная личность, уверенность в себе, есть определенные успехи в пении и игре на инструменте. Импровизация обыкновенно помогает развивать технику игры.

     Аутичные дети часто могут совершать непроизвольные телесные реакции, которые проявляются в ответ на высоту, громкость, темп или тембр звучащей музыки, когда предмет бессмысленно вертят в руках. Нередко кажется, что они не знают, как обращаться с предметом, как держать палочку, колотушку или тарелочки, или же что они просто избегают контакта с этими вещами. Например, они часто держат предмет между указательным или безымянным и средним пальцами так, что он болтается, и не пользуются большим пальцем. Инструменты, которыми надо трясти в воздухе (например, маракасы), не дают ребенку с аутизмом такого ощущения опоры. Они не несут в себе идею соприкосновения с объектом во времени и пространстве, которое связано с конкретным тактом и ритмом. В основе любой инструментальной техники лежит физическое сопротивление самого предмета, стимулирующее у ребенка осознание воспринимаемого: например клавиши фортепьяно сопротивляются нажатию, струны – касанию руки или смычка, барабан – ударам палочек и т. д. Поэтому знакомлю ребенка со всеми возможными видами контактов, основанных на ощущении физического сопротивления, поскольку оно способно зародить в нем ощущение силы и чувство опоры одновременно. Стараюсь побудить ребенка к тому, чтобы он осознанно прикасался к инструменту с целью извлечь звук.

Все приемы обучения основаны на чувстве удовольствия – от самого звука, от инструмента в своих руках, от повторения удачного рисунка или звуков, от самоутверждения в безопасной обстановке. Временами ребенок начинает осознавать, что означает музыкальное поведение и какие требования оно к нему предъявляет.

    Я использую  разные техники обучения

– смесь «мультисенсорных» техник обучения. Например, отбивать ритм ногами, хлопать ритм в ладоши, «танцевать» четверти (раскачиваемся из стороны в сторону), половинки (шагаем широким шагом) и восьмые( бег по кругу мелким шагом), двигаясь по муз.залу, Отстукивали ритм на разных муз. инструментах, проигрывали мелодию на  металлофоне, ксилофоне.

– Отличный подход – выбор произведений на основе интересов ребенка ( Рита очень восприимчива к муз. ладу: не любит минор, поэтому выбирала пьесы в мажоре , Некоторые предложенные мной пьесы ей не нравились, выбирали вместе)

 

- Как с обычными детьми,  сначала это небольшие песенки в одну руку, в ансамбле со мной, затем более сложные, когда Рита научилась играть в две руки.

Каждое новое занятие это для меня открытием возможностей (никогда не встречала ребенка, причем аутиста с абсолютным слухом) И вместе с тем я сама постигала науку взаимодействия с таким ребенком в сфере общения. Рита часто могла отказываться от занятий на фортепиано, тогда мы только играли. Но игры представляли собой различные свободные импровизации: ритмические на муз. инструментах или вокальные или танцевальные, где я была непосредственным участником, а темы для импровизаций (мелодию пьесы, которую я наметила для разучивания) я тихонько подсказывала, т.е напевала, наигрывала, и когда Рита привыкала к ней, у нее уже самой появлялось желание сесть за инструмент подобрать или разучить пьесу.   

   Большинство детей так и не осваивают ноты, не нужно делать, т.к для многих это тяжкий труд, Многие дети аутисты играют на слух, имеют способность к импровизации. С Ритой играли с рук, но я рассказывала ей о начальной музыкальной грамоте, но силой не заставляла запоминать ноты, это способствовало раскрепощенности, импровизации, сочинению собственных пьес.

   Обучение игре на музыкальных инструментах детей с аутизмом приносит много пользы. Это способствует развитию координации движений и абстрактного мышления, концентрации внимания, укреплению краткосрочной и долговременной памяти,  возможность управлять своими спонтанными эмоциональными реакциями. А ещё важнее тот фактор, что занятия на музыкальных инструментах придаёт аутичному ребёнку больше уверенности в собственных силах, способствует самовыражению, даёт дополнительную возможность в установлении социальных связей.

 

   Занятия музыкой с аутичными детьми, способствуют развитию творческого воображения, то есть сочинительства. Дети испытывают гордость, когда знают, что сами могут сочинять музыку, даже в виде простых музыкальных произведений. Если ребёнок может принимать творческие решения, действовать без указаний взрослых и наглядно видеть и слышать результат, то это вызывает огромный интерес к данному виду деятельности.

Многие дети с рождения имеют абсолютный слух, необыкновенное чувство ритма и умение различать тональности. Если у обычных людей абсолютный слух встречается 1 на 1000, то у аутистов 1 на 20 человек, т.е. немало одаренных детей, с которыми нужно не только заниматься  развивающими занятиями, но и  продолжать обучение в муз. школах.

К сожалению, несмотря на это родителям может быть чрезвычайно сложно найти педагога, который согласится систематически учить их игре на инструменте или пению. А найти преподавателя для подростка или взрослого с аутизмом может быть еще сложнее. Музыкальные преподаватели не имеют опыта работы с детьми в спектре аутизма и крайне редко проходят обучение  (В муз. школу Риту не брали, только со второй попытки)  От педагога требуется  бесконечное терпение, умение быстро адаптироваться и перестраиваться, импровизировать не только на инструменте, но и в зависимости от поведения ребенка и различных возникающих ситуаций и даже  чувство юмора.

Музыка вызывает в ребенке естественную реакцию: желание издать звук, напеть или промычать что-либо про себя, вокализировать, проявляет желание слушать пение педагога, подпевать.

Начинаю с простого, побуждая ребенка соотносить свое имя с каким-либо интервалом из двух нот, спетых или сыгранных на музыкальном инструменте, знакомом ребенку. Я пропеваю его имя. Ребенок, бывает, и не отвечает, но, как правило, слушает.

У детей с аутизмом голос часто странный, однообразный, негибкий. Это можно изменить, помогая ребенку правильнее держать долгие звуки, повышать или понижать тон, переходить из тональности в тональность, пропевая гласные, такие как «А» или «У».

Можно подтолкнуть ребенка к осознанию вокального процесса, если, в то время когда он поет, «рисовать» линию на бумаге или рукой в воздухе, иллюстрирующую движение звука. Линия, возникающая у него перед глазами, является представлением звука, который он поет. («Самолет летит у-у-уу-у»)

Играем с ритмом. Ритм—это «рисунки», состоящие из звуков различной длительности и силы. По мнению музыкальных терапевтов,  легче всего воспринимать, запоминать и использовать такой ритм: две четвертных ноты и затем одна половинная. Производит на ребенка с аутизмом непосредственное и глубокое впечатление, поскольку большинство детей способны соотнести его с аналогичным ритмом, выраженном в словах, (иди спать, хочу есть, я устал)-пропеваем на « ля-ля-ля», «ту-ру-ру»

У ребенка должно развиваться более сознательное отношение к себе, к своему желанию самовыразиться.

Дети, которые в общении не используют речь, могут петь  песни, с большими текстами. (Логопеда и психолога очень удивила Рита, которая не общалась с ними на занятии и выступила на досуговом мероприи, исполнив небольшую роль и песенку)   

В качестве приемов обучения использую небольшие песенки-распевки с понятным текстом и сюжетом, инсценируем эти песенки (сопровождаем проговаривание или пропевание подходящими по смыслу действиями) использую предметы или игрушки, которые упоминаются в тексте, иллюстрации. Аутичный ребенок любит заканчивать знакомую фразу – договорить слово, строку в стихотворении, допеть песенку – для развития активной речи.

 

Занимаясь с более одаренными детьми,  усложняю ритмический рисунок и мелодическую линию. Постепенно приходим к разучивание целых песен.

Очень важно выработать у ребенка психологическую уверенность в том, что приобретенные знания окажутся полезными, помогут адаптироваться в социуме (Рита всегда при разучивании новой песни определяет для себя, где будет ее исполнять- Новый год, День Победы, День защиты детей (или я об этом говорю сама). Аутичному ребенку необходимо видеть результат своего труда, видеть положительную оценку, чувствовать радость от исполненного.

Большинство детей с аутизмом мало боятся публичных выступлений – «страх сцены» у них может вообще отсутствовать как таковой. Пение для зрителя, выступление на сцене способствует росту уверенности в себе, поиску друзей и обретению самоуважения. Это не только практика в исполнении музыкальных произведений, но и подготовка к самому процессу выступления – ждать своей очереди, выйти на сцену, исполнить произведение, вовремя и правильно покинуть сцену. Игра в ансамбле  или пение в хоре предсказуема и основана на многократных повторениях – это прекрасные условия для людей с аутизмом, и это позволяет им работать с другими людьми, сводя стресс от взаимодействия с ними к минимуму. С другой стороны, это требует развитых навыков исполнения и способности сохранять тишину, когда другие поют или играют.

Поэтому возникла идея организации музыкального фестиваля «Музыка без границ», где тети выступают на большой сцене и исполняют песни в сопровождении оркестра рни.

Если у ребёнка с аутизмом появится в дальнейшем желание заниматься музыкой, это будет свидетельствовать о том, что он стал развиваться как личность… Опыт многих специалистов показывает, что игра на музыкальных инструментах и пение могут стать для них не только способом общения, но и раскрыть настоящий творческий потенциал, двигаться по пути взросления и жить более полноценной жизнью.