Образовательный проект "Народный фольклор, как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры


Автор: Макеева Анастасия Денисовна

Предмет: Музыкальный фольклор

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Образовательный проект "Народный фольклор, как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

Краткое описание работы: Народный фольклор, как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры

 

Оглавление

Паспорт проекта……………………………………………………….…..3

Актуальность………………………………………………….…………...4

Постановка проблемы……………………………………………………..4

Пояснительная записка………………………………………………..…..5

Задачи проекта……………………………………………………………..6

Этапы реализации проекта………………………………………………..9

Организация образовательного процесса………………………………..9

План реализации проекта………………………………………………..10

Методы и приёмы, используемые в работе……………………………..13

Заключение………………………………………………………………..14

 

Паспорт проекта

1.

Наименование проекта

«Народный фольклор, как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»

2.

Автор проекта

Макеева А.Д., музыкальный руководитель МКДОУ детский сад №10 г. Нижние Серги

3.

Цель и задачи проекта

Цель:

-Приобщение детей к истокам русской народной культуры, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей духовно-нравственных основ.

Задачи:

-Повысить профессиональные знания педагогов по приобщению малышей к истокам русской народной культуры;

-Повысит эффективность работы с детьми по ознакомлению с фольклором;

-Приобщать детей к русскому народному творчеству (играм, хороводам, потешкам, сказкам, песням) в разных видах деятельности.

-Развивать устойчивый интерес к художественным произведениям, и декоративно-прикладному искусству.

4.

Сроки реализации проекта

Долгосрочный, 9 месяцев (сентябрь – май)

5.

Тип проекта

Творческий, групповой.

6.

Участники проекта

Музыкальный руководитель, воспитатели,  дети старшей группы, родители.

 

 

Актуальность проекта.

Актуальность данной проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о русских народных традициях, малой родине, стране, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Поэтому, необходимо как можно раньше пробуждать в детях любовь к земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны.

Свою работу я условно разделяю на несколько направлений:

- слушаний народной музыки, в том числе колыбельных.

- знакомство с музыкальными играми, хороводами и танцами.

- знакомство с народными музыкальными инструментами.

- знакомство с традициями и обрядами русского народа.

Вся работа строится на обрядах, потому что для ребенка это в первую очередь встреча со сказкой. Дети с огромным удовольствием принимают участие в календарных и обрядовых праздников, потому что они, спонтанны и основываются на знакомом фольклорном материале.

В последнее время массовая культура зарубежных стран активно проникает в нашу жизнь, мировоззрение современных детей. Происходит замещение исконно-русских ценностей таких как: справедливость, целомудрие, уважение к старшим и т.д. ценностями современной западной культуры. Внедряются чужеродные праздники и традиции, а русская-народная культура забывается или отходит на второй план. А ведь, именно, народное искусство, глубоко воздействует на воспитание дошкольников в русле русских национальных традиции.

Постановка проблемы

«Когда ваш ребёнок  станет взрослым,  что он вспомнит из своего детства? Поверьте: он забудет и лакомства, и обновки, но не забудет, как родители играли с ним и читали ему сказки.»

И это воспоминание согреет ему душу!

В.Сухомлинский.

Отсутствие системы приобщения дошкольников к  народной культуре и использовании её в различных видах детской деятельности.

 

 

Пояснительная записка

Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. Понятие эстетического развития включает в себя две составляющие: первое – формирование эстетического отношения к миру, в том числе к освоению и активному преобразованию окружающего пространства; второе – художественное развитие – приобщение к искусству и художественной деятельности под влиянием окружающей среды у ребенка формируются основы эстетического сознания, художественного вкуса.

Одной из главных задач художественного развития детей дошкольного возраста является формирование специальных художественных способностей – музыкальных, литературных; способностей к изобретательной деятельности, танцевальных, певческих – в соответствующих видах деятельности; а также развитие на основе художественных качеств личности, что является одной из ведущих задач воспитания подрастающего поколения сегодня.

Каждый народ имеет национальную культуру. В которой существуют пласты народной и профессиональной культуры. С древнейших времен люди выражали в фольклоре свои взгляды на жизнь, природу, общество и человека. Эти воззрения, основанные на жизненном опыте и мудрости, передавались молодому поколению в художественной форме. Задолго до создания педагогических теорий люди стремились воспитать молодежь, развивая чувство прекрасного, прививая подрастающему поколению такие качества, как честность, любовь к труду. Гуманное отношение к человеку, преданность человеческим идеалам. Однако долгие годы формирования основ духовной и эстетической культуры подрастающего поколения было ущербным – народное искусство не изучалось, не преподавалось, не воспитывалось отношение к нему как к национальному достоянию.

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов массового музыкального образования и воспитания, на первый план выдвигается задача воспитания личности ребёнка, обладающего базовой культурой; формирование его культурных потребностей и эмоциональной отзывчивости.

Поэтому художественное и эстетическое воспитание не может полноценно развиваться без такого важного компонента, как народная культура, которую, на наш взгляд, следует рассматривать не только как самобытную художественную систему, но и как специфическое средство для формирования творческих способностей личности.

Сегодня в дошкольной педагогике делают шаги в этом направлении. Музыкальные руководители и воспитатели, владеющие знаниями и методами фольклорного творчества, пытаются строить музыкально – воспитательную работу на материале народных песен, игр, танцев. Опираясь на методические разработки, собственные знания, педагоги – практики предлагают свои оригинальные методики по ознакомлению детей с народным искусством, разрабатывают новые приемы обучения исполнению народных песен и танцев, пытаются применить их в разных группах детского сада.

Перед современной системой образования стоит задача, приобщение нового поколения к исторической памяти народа, а значит и сохранения ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу.

Наше прошлое – это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог здоровья в будущем. Поэтому развивать понимание культурного наследия и воспитать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста, так как детские впечатления неизгладимы и остаются на всю жизнь. Именно в дошкольном возрасте, приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.

 

Задачи проекта

Для детей:

ü Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов;

ü Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на шумовых инструментах;

ü Закреплять умение детей двигаться в хороводе;

ü Совершенствовать умение петь с инструментальным сопровождением и без него;

ü Развивать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки;

ü Воспитывать устойчивый познавательный интерес к народному творчеству.

Для родителей:

ü Помочь родителям осознать педагогическую ценность детских фольклорных произведений.

ü Расширить поле позитивного взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса.

ü Вызвать интерес к культурному наследию народа.

Для воспитателей:

ü Привлечь воспитателей к активному тесному взаимодействию в процессе работы по реализации проекта.

ü Обогатить развивающую предметно-пространственную среду в группе.

ü Актуализировать интерес к воспитательному потенциалу культурного наследия русского народа.

Ожидаемый результат проектной деятельности:

Для музыкального руководителя:

ü освоение проектного метода;

ü повышение престижности профессии музыкального руководителя, напоминание общественности о его роли в жизни ребенка и всего общества;

ü повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности;

ü повышение качества взаимоотношений с родителями.

Для детей:

ü сформированы представления о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;

ü сформированы умения музыкального сопровождения детьми простых фольклорных мелодий;

ü сформировано бережное отношение к культурным традициям своего народа;

ü развитие координации слов с движениями, фонематического слуха, темпа и ритма;

ü повышение уровня познавательного развития;

ü развитие творческих способностей;

ü развитие умения работать в коллективе, навыков коммуникативного общении.

 

Для родителей:

ü обогащение знаний о значимости влияния русской культуры на развитие речи их детей;

ü повышение интереса к русскому народному творчеству;

ü развитие партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации выставок, праздников для детей.

Для воспитателей:

ü Активное тесное взаимодействие в процессе работы по реализации проекта.

ü Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы

ü Применение фольклорных произведений в работе с воспитанниками.

Гипотеза: Использование фольклора наряду с современными технологиями, развивает музыкальные способности, обогащает речь дошкольника и повышает уровень его познавательно- творческой деятельности.

Новизной и отличительной особенностью проекта является приобщение детей к творческой деятельности; создание игровых миниатюр, инсценировок народных фольклорных праздников, а также знание истоков народного творчества. Русские народные игры, хороводы, пляски, народные песни, частушки, потешки, скороговорки, сказки, загадки, заклички, пословицы, поговорки являются богатейшим источником физического, познавательного и нравственного развития детей. В русском фольклоре особенным образом сочетается слово и музыкальный ритм, напевность, что способствует развитию речевых нарушений, фонематического слуха, темпа и ритма дыхания.

Тип проекта:

По продолжительности: долгосрочный (девять месяцев).

По доминирующей линии: познавательно-творческий.

По содержанию: социально-педагогический.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели групп, музыкальный руководитель, родители (законные представители).

 

 

 

 

Этапы реализации проекта

1 этап -  подготовительный:

- анкетирование родителей «Приобщение детей к культурно-ценностным ориентациям через народный фольклор в семье»;

- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;

- подбор методической литературы, песен, танцев, игр, сказок, потешек.

2 этап – основной:

- совместная деятельность музыкального руководителя, воспитателей, детей и родителей.

3 этап – заключительный:

- Итоговый, включающий в себя сбор и обработку диагностических результатов, и соотнесение поставленных задач, прогнозируемых результатов с полученными результатами.

 

Организация образовательного процесса.

Программа воспитания и обучения в детском саду рекомендует познакомить детей лишь с малой частью устного народного творчества. Это песенки, русские народные  потешки, скороговорки, русские народные сказки о животных и волшебные сказки. Но большой пласт русского народного творчества остался нетронутым.  Это бытовые песни и причеты, календарный фольклор с его необыкновенной обрядовой поэзией, заклички и приговорки, дразнилки, прибаутки, пословицы, поддевки и остроты, русские народные игры, бытовые русские сказки.

         Организуя педагогический долгосрочный проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры», я ставила задачу воспитания у детей интереса и любви к народному творчеству - музыкальному и устному. Хотелось, чтобы от простого любопытства ребенок шел к осознанному желанию узнать, услышать, запомнить понравившуюся ему закличку, песню, прибаутку. Мы - взрослые еще помним русские народные игры, мы в них играли в детстве, и наша задача - передать эти игры детям.

Работу планируется вести в направлении внедрения элементов фольклора в непосредственную образовательную деятельность, которые  отражаются в планировании;

Каждое музыкальное занятие имеет четкое построение и состоит из следующих видов художественно-эстетической деятельности:

ü Музыкально-ритмическое движение, развитие чувства ритма;

ü Распевание, работа над дыханием, пение;

ü Пальчиковая гимнастика;

ü Пляски, игры, хороводы;

ü Игра на детских шумовых и народных инструментах.

В процессе реализации проекта  «Народный фольклор, как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» применялись следующие формы работы:

ü Практические тематические занятия;

ü Беседы с детьми;

ü Слушание русских народных песен, сказок;

ü Инсценировки песен и малых фольклорных форм.

ü Разыгрывание для детей и самими детьми русских народных сказок взрослыми с привлечением родителей;

ü Фольклорные праздники;

При изучении тем задействовались:

ü Наглядные пособия;

ü Традиционные предметы домашнего обихода;

ü Национальные костюмы;

ü Фото, аудио, видеоматериалы;

 

План реализации проекта

Сроки

Планируемые действия по выполнению задач

Ответственные

Сентябрь

Анкетирование родителей.

Музыкальный руководитель, воспитатели.

 

Чтение потешек, закличек, считалок.

Слушание, пение колыбельных песен.

Музыкальный руководитель, воспитатели.

 

Рассказывание русских народных сказок «Зайкина избушка», «Кот, петух и лиса».

Воспитатели.

 

Кинозал. Просмотр мультфильма «Жихарка».

Музыкальный руководитель.

Октябрь

 Речевое развитие «Малые фольклорные формы».

Воспитатель.

 

 Художественно-эстетическое развитие рисование, дымковская игрушка «Лошадка».

Воспитатели.

 

 Художественно-эстетическое развитие музыка.  Знакомство с  песнями, танцами, играми.

Музыкальный руководитель, воспитатели.

 

Показ театра: «Колобок».

Музыкальный руководитель, воспитатели.

 

Праздник «Осенняя ярмарка»

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Ноябрь

Рассматривание иллюстраций к сказкам, потешкам.

Воспитатели.

 

Изготовление масок, костюмов, декораций.

Музыкальный руководитель, воспитатели.

 

Развлечение «В гостях у Петрушки».

Музыкальный руководитель, воспитатели.

 

 

Консультация для воспитателей: «Музыкальный фольклор, как средство развития творческих способностей дошкольников».

Музыкальный руководитель.

 

 

 

Консультация для родителей: «Детский фольклор».

 

Музыкальный руководитель.

 

Декабрь

Разучивание потешек, считалок, закличек.

Воспитатели.

 

Рассказывание русских народных сказок «Маша и медведь», «Лиса, заяц и петух».

Воспитатели.

 

Кинозал. Просмотр мультфильма «Лисичка-сестричка и серый волк».

Музыкальный руководитель.

Январь

 Речевое развитие «Потешки, заклички, поговорки».

Воспитатель.

 

 Художественно-эстетическое развитие рисование «Украсим матрёшке сарафан».

Воспитатель.

 

 

 Художественно-эстетическое развитие музыка. Разучивание песен, танцев, игр, игра на детских музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель, воспитатели.

 

Развлечение «К нам в гости пришла Матрёшка».

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Февраль

Вечер слушания музыки.

Музыкальный руководитель, воспитатели.

 

Художественно-эстетическое развитие музыка. Тема: «Развеселим Катеньку».

Музыкальный руководитель, воспитатели.

 

Консультация для воспитателей: «Фольклор в развитии младших дошкольников».

Музыкальный руководитель.

Март

Консультация для родителей: «Малый фольклор».

Музыкальный руководитель.

 

Совместное творчество бабушек, мам и детей: «Народная кукла своими руками»,

« Русский самовар», «Русский костюм».

Музыкальный руководитель, воспитатели.

 

Игровая деятельность: народные игры – хороводные и подвижные.

Музыкальный руководитель, воспитатели.

Апрель

Художественно-эстетическое развитие музыка.  Знакомство с  песнями, танцами, играми.

Музыкальный руководитель, воспитатели.

 

Беседа о празднике Пасхи. Знакомство с обрядами, играми.

Воспитатель.

 

Разучивание пасхальных приговорок.

Музыкальный руководитель, воспитатель.

Май

Игра на детских музыкальных инструментах.

Музыкальный руководитель.

 

Слушание колыбельной «Вы не дуйте, буйны ветры»

Музыкальный руководитель.

 

Оформление папки-передвижки для родителей «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

 

 

Развлечение «Встреча у околицы» - концерт для родителей.

Музыкальный руководитель, воспитатели.

 

Методы и приёмы, используемые в работе

Вся система работы включает в себя поэтапное, постепенное воспитание и развитие ребёнка на традициях народной культуры. Образовательную  деятельность с использованием русского фольклора мы рассматриваем как яркое общение с малышами. В своей работе используем словесные, игровые, наглядные методы.

В русском народном творчестве, как нигде больше сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, храбрости, правде, трудолюбии. Всё это мы можем увидеть в русских народных сказках.

Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, имеет несложные формы прямой речи. Это позволяет вовлечь ребёнка в активную речевую работу.

В работе использовалось:

  • Чтение русских народных сказок.
  • Просмотр сказок по телевизору.
  • Заучивание потешек, колыбельных песен.
  • Разучивание танцев, игр, песен.
  • Применение игрушек и изделий народных промыслов.
  • Использование разных видов театра.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Ознакомление  малышей с разными жанрами фольклора проходит через:
  • Регламентированную образовательную деятельность.
  • Самостоятельную деятельность детей.
  • Совместную деятельность в режимных моментах.

Заключение

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими эмоциями, способствуют формированию коллективных отношений. Приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

По итогам работы своим достижением считаем: создание в группе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, создание развивающей среды. В результате приобщения детей к фольклору мы на практике убедились, что народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. От того, как наши дети будут доброжелательны, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребёнка в жизни, становления его, как личности.