Подводим итоги


Автор: Тынянская Елена Владимировна

Предмет: Инструментальное музицирование

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Подводим итоги

Краткое описание работы: Задания, представленные в данной методической разработке, позволяют определить уровень освоения обучающимися теоретического материала дополнительной общеобразовательной программы по фортепиано

Методическая разработка занятия «Подводим итоги»

 

Аннотация. Задания, представленные в данной методической разра-ботке, позволяют определить уровень освоения обучающимися теоретиче-ского материала дополнительной общеобразовательной программы «Играем с удовольствием».
Материалы методической разработки могут быть рекомендованы педа-гогам системы дополнительного образования, детских музыкальных школ, школ искусств, музыкальных студий, а также обучающимся для самостоя-тельной подготовки к аттестационным процедурам.
Тема: «Подводим итоги».
Время и место проведения занятия: 16.05. 2019 г., МБУ ДО ДТДиМ, каб. № 2/2.
Участники занятия: дети 7 - 9 лет (дополнительная общеобразова-тельная общеразвивающая программа «Играем с удовольствием», группы 1 - 2 года обучения).
Цель: определение уровня теоретической и практической подготовки обучающихся по программе.
Задачи:
провести диагностику обучающихся по предметным задачам про-граммы;
обобщить и закрепить пройденный материал;
подвести итоги учебного года.
Планируемые результаты:
диагностика обучающихся по предметным задачам программы;
обобщение и закрепление пройденного материала;
подведение итогов учебного года.
Форма проведения: итоговое занятие.
Вид контроля: тематический.
Оборудование, дидактический материал: музыкальные инструменты (фортепиано, синтезатор) вопросы викторины, индивидуальные задания, кар-точки.

 Ход занятия

1 этап: организационный
Обучающиеся рассаживаются на стулья, педагог сообщает тему и цель занятия, создаёт благоприятный психологический настрой. Затем педагог определяет очерёдность, с которой выступают (отвечают) обучающиеся.

 2 этап: основной
Обучающиеся по очереди (по одному) подходят к столу педагога, берут карточки с заданиями и вопросами. Читают задания вслух, выполняют их, отвечают на вопросы. Затем исполняют музыкальные произведения на фор-тепиано и синтезаторе, подготовленные к итоговому занятию.

 3 этап: итоговый
Педагог отмечает успехи и достижения каждого ребенка, подводит итоги учебного года. Рефлексия.

 Задания на определение уровня теоретических знаний обучающихся

 Задание №1. В цепочке слов убери лишнее.

Таблица 1

Цепочка слов

Правильный ответ

 

 

темп, нота, этюд, свисток

свисток

 

 

пьеса, солист, шум, тарелки

шум

 

 

цезура, элемент, фраза, ансамбль

элемент

 

 

штрихи, аппликатура, пример, размер

пример

 

 

мотив, крещендо, такт, шанс

шанс

 

 

барабан, хоровод, ложки, куплет

хоровод

 

 

оркестр, чтец, хор, композитор

чтец

 

 

голос, песня, стихотворение, аккомпане-

стихотворение

мент

 

 

Задание №2. Ответь на вопросы.

 

Таблица 2

Вопросы

Правильный ответ

 

 

Что такое аколлада?

Аколлада - это фигурная скобка, объеди-

 

няющая нотные станы

 

 

Как отличается запись восьмых нот по от-

Отдельные восьмые ноты пишутся с «хво-

дельности и тогда, когда они стоят по не-

стиками», несколько нот объединяются

сколько штук?

общей чертой («крышей»)

 

 

Можно ли использовать другие длительно-

Да, можно

сти в такте, кроме тех, которые значатся в

 

размере такта?

 

 

 

Что такое аккомпанемент?

Аккомпанемент  - это сопровождение ме-

 

лодии

 

 

Как называется пьеса, под которую удобно

Пьеса, под которую удобно шагать называ-

шагать?

ется марш

 

 

Что означает стаккато?

Стаккато означает отрывистое звучание

 

 

Сколько пальцевых «косточек» выделяются

При правильной постановке руки выделя-

при правильной постановке руки?

ются три пальцевых «косточки»

Как называется часть руки, соединяющая

Часть руки, соединяющая кисть и предпле-

кисть и предплечье?

чье называется запястье

Задание № 3. Тест. Выбери правильный ответ.

 

 

Таблица 3

Вопросы

 

Правильный ответ

Вопрос № 1. Что такое аппликатура?

 

Аппликатура - это расстановка, «номера»

Ответы:

 

пальцев

- расстановка, «номера» пальцев

 

 

- упражнение

 

 

- музыкальная пьеса.

 

 

Вопрос № 2. Агогика - это

 

Агогика – это небольшие отклонения от

Ответы:

 

темпа (замедления, ускорения) с целью ху-

- древнегреческая богиня

 

дожественной выразительности

- музыкальный знак

 

 

- небольшие отклонения от темпа (замедле-

 

 

ния, ускорения) с целью художественной

 

 

выразительности.

 

 

Вопрос № 3. Октава - это

 

Октава – это 8 ступеней гаммы, расстояние

Ответы:

 

между одноимёнными звуками

- очень низкий звук

 

 

- 8 ступеней гаммы, расстояние между од-

 

 

ноимёнными звуками

 

 

- длительность звука.

 

 

Вопрос № 4. Ансамбль - это

 

Ансамбль – это совместное исполнение му-

Ответы:

 

зыкального произведения

- совместное исполнение музыкального

 

 

произведения

 

 

- музыкальный штрих

 

 

- знак альтерации.

 

 

 

4

Вопрос № 5. Фермата это

Фермата - это знак увеличения музыкаль-

Ответы:

ной длительности

- знак молчания

 

- движение руки, плеча

 

- знак увеличения музыкальной длительно-

 

сти.

 

Вопрос № 6. Что такое динамические от-

Динамические оттенки в музыке – это му-

тенки в музыке?

зыкальные термины, обозначающие гром-

Ответы:

кость звука

- музыкальные термины, обозначающие

 

громкость звука

 

- сильные доли в музыке

 

- музыкальный штрих.

 

Вопрос № 7. Форте - это

Форте – это громкое звучание музыки

Ответы:

 

- название балета

 

- громкое звучание музыки

 

- знак окончания музыки.

 

 

 

Вопрос № 8. Диминуэндо - это

Диминуэндо – это постепенное затихание

Ответы:

звука

- музыкальная пьеса

 

- тихое звучание музыки

 

- постепенное затихание звука.

 

  

Порядок выступления обучающихся, исполняемые произведения

 

  1. София З. Л. Шакирова «Рыба-меч», «Зайки», р.н.п. «Калинка»
  2. Даша К. Лёвина «Детский сад», К.Гурлитт «Мелодический экзерсис»
  3. Давид Л. И. Иордан «Охота за бабочкой»
  4. Костя Т. Э. Морриконе «Ветер и крик» (синтезатор)
  5. Ваня П. Э. Градески «Настоящий взрыв» (ф-но), «С днём рождения!» (синтезатор)
  6. Рита П. Укр.н.п. «Идёт дождь», «Колыбельная»
  7. Катя С. О. Геталова «Утро в лесу».
  8. Оля Б. И. Накада «Танец дикарей».

Информационные источники, литература:

Королёва Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. - М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
Клёнов А.С. Там, где музыка живёт. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1986. – 152  с.
Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. – Л.: Советский композитор, 1991. – 115 с.
https://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-tematicheskogo-prazdnika.html
https://yandex.by/images/

 

Приложение № 1

 

Формы фиксации полученных данных

 Оценка педагогом уровня теоретических знаний и практических умений обучающихся проходит по трём уровням:

 Средний уровень (1-2 балла).
Выше среднего уровень (3-4 балла).
Высокий уровень (5-6 баллов).

 

Таблица диагностики уровня теоретических знаний

и практических умений обучающихся

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 6

Пара-метры

Крите-

рии

Степень выраженности критерия

Форма, метод

 

 

 

диагностики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средний

Выше среднего

Высокий

 

 

 

 

(1-2 б.)

(3-4 б.)

(5-6 б.)

 

Теоретическиезнания

Знаниеоснов-ныхпонятий,терминологии,предусмот-реннойвДООП

Ребёнок овла-

Объём усвоенных

Ребёнок освоил

Педагогиче-

дел менее чем

знаний составляет

весь объём мате-

ское наблю-

 

 

 

 

 

 

½ объёма ма-

более ½).

риала по данной

дение, анализ

 

 

 

териала дан-

 

теме

 

 

 

 

ной темы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическиеумения

 

 

Слабый слу-

Единство темпа,

Техническая

Педагогиче-

Умениевыступать

передаудиторией

ховой кон-

недостаточный

оснащённость,

ское наблю-

троль, темпо-

слуховой кон-

артистичность,

дение, про-

 

 

 

 

 

 

ритмическая

троль,

применение

слушивание,

 

 

 

неорганизо-

попытка передачи

средств музы-

анализ

 

 

 

ванность, од-

динамического

кальной вырази-

 

 

 

 

нообразие и

разнообразия

тельности, инто-

 

 

 

 

монотонность

 

нирование

 

 

 

 

звучания

 

 

 

 

Все диагностические данные по определению уровня теоретических знаний и практических умений обучающихся заносятся в индивидуальную карту обучающегося, затем в сводную таблицу диагностики в коллективе.

 

Индивидуальная карта уровня теоретических знаний

и практических умений обучающихся

 

Фамилия, имя обучающегося:

Результаты:

 

 

Таблица 7

Теоретические знания

Практические умения

Средний балл, уровень

(балл)

(балл)

 

 

 

 

 

Приложение № 2

Образцы дидактического материала занятия