Автор: Тынянская Елена Владимировна
Предмет: Инструментальное музицирование
Класс: Педагоги
Тип материала: Методические разработки
Краткое описание работы: Задания, представленные в данной методической разработке, позволяют определить уровень освоения обучающимися теоретического материала дополнительной общеобразовательной программы по фортепиано
Методическая разработка занятия «Подводим итоги»
Аннотация. Задания, представленные в данной методической разра-ботке, позволяют определить уровень освоения обучающимися теоретиче-ского материала дополнительной общеобразовательной программы «Играем с удовольствием».
Материалы методической разработки могут быть рекомендованы педа-гогам системы дополнительного образования, детских музыкальных школ, школ искусств, музыкальных студий, а также обучающимся для самостоя-тельной подготовки к аттестационным процедурам.
Тема: «Подводим итоги».
Время и место проведения занятия: 16.05. 2019 г., МБУ ДО ДТДиМ, каб. № 2/2.
Участники занятия: дети 7 - 9 лет (дополнительная общеобразова-тельная общеразвивающая программа «Играем с удовольствием», группы 1 - 2 года обучения).
Цель: определение уровня теоретической и практической подготовки обучающихся по программе.
Задачи:
провести диагностику обучающихся по предметным задачам про-граммы;
обобщить и закрепить пройденный материал;
подвести итоги учебного года.
Планируемые результаты:
диагностика обучающихся по предметным задачам программы;
обобщение и закрепление пройденного материала;
подведение итогов учебного года.
Форма проведения: итоговое занятие.
Вид контроля: тематический.
Оборудование, дидактический материал: музыкальные инструменты (фортепиано, синтезатор) вопросы викторины, индивидуальные задания, кар-точки.
Ход занятия
1 этап: организационный
Обучающиеся рассаживаются на стулья, педагог сообщает тему и цель занятия, создаёт благоприятный психологический настрой. Затем педагог определяет очерёдность, с которой выступают (отвечают) обучающиеся.
2 этап: основной
Обучающиеся по очереди (по одному) подходят к столу педагога, берут карточки с заданиями и вопросами. Читают задания вслух, выполняют их, отвечают на вопросы. Затем исполняют музыкальные произведения на фор-тепиано и синтезаторе, подготовленные к итоговому занятию.
3 этап: итоговый
Педагог отмечает успехи и достижения каждого ребенка, подводит итоги учебного года. Рефлексия.
Задания на определение уровня теоретических знаний обучающихся
Задание №1. В цепочке слов убери лишнее.
Таблица 1
Цепочка слов |
Правильный ответ |
|
|
темп, нота, этюд, свисток |
свисток |
|
|
пьеса, солист, шум, тарелки |
шум |
|
|
цезура, элемент, фраза, ансамбль |
элемент |
|
|
штрихи, аппликатура, пример, размер |
пример |
|
|
мотив, крещендо, такт, шанс |
шанс |
|
|
барабан, хоровод, ложки, куплет |
хоровод |
|
|
оркестр, чтец, хор, композитор |
чтец |
|
|
голос, песня, стихотворение, аккомпане- |
стихотворение |
мент |
|
Задание №2. Ответь на вопросы.
|
Таблица 2 |
Вопросы |
Правильный ответ |
|
|
Что такое аколлада? |
Аколлада - это фигурная скобка, объеди- |
|
няющая нотные станы |
|
|
Как отличается запись восьмых нот по от- |
Отдельные восьмые ноты пишутся с «хво- |
дельности и тогда, когда они стоят по не- |
стиками», несколько нот объединяются |
сколько штук? |
общей чертой («крышей») |
|
|
Можно ли использовать другие длительно- |
Да, можно |
сти в такте, кроме тех, которые значатся в |
|
размере такта? |
|
|
|
Что такое аккомпанемент? |
Аккомпанемент - это сопровождение ме- |
|
лодии |
|
|
Как называется пьеса, под которую удобно |
Пьеса, под которую удобно шагать называ- |
шагать? |
ется марш |
|
|
Что означает стаккато? |
Стаккато означает отрывистое звучание |
|
|
Сколько пальцевых «косточек» выделяются |
При правильной постановке руки выделя- |
при правильной постановке руки? |
ются три пальцевых «косточки» |
Как называется часть руки, соединяющая |
Часть руки, соединяющая кисть и предпле- |
кисть и предплечье? |
чье называется запястье |
Задание № 3. Тест. Выбери правильный ответ.
|
|
Таблица 3 |
Вопросы |
|
Правильный ответ |
Вопрос № 1. Что такое аппликатура? |
|
Аппликатура - это расстановка, «номера» |
Ответы: |
|
пальцев |
- расстановка, «номера» пальцев |
|
|
- упражнение |
|
|
- музыкальная пьеса. |
|
|
Вопрос № 2. Агогика - это |
|
Агогика – это небольшие отклонения от |
Ответы: |
|
темпа (замедления, ускорения) с целью ху- |
- древнегреческая богиня |
|
дожественной выразительности |
- музыкальный знак |
|
|
- небольшие отклонения от темпа (замедле- |
|
|
ния, ускорения) с целью художественной |
|
|
выразительности. |
|
|
Вопрос № 3. Октава - это |
|
Октава – это 8 ступеней гаммы, расстояние |
Ответы: |
|
между одноимёнными звуками |
- очень низкий звук |
|
|
- 8 ступеней гаммы, расстояние между од- |
|
|
ноимёнными звуками |
|
|
- длительность звука. |
|
|
Вопрос № 4. Ансамбль - это |
|
Ансамбль – это совместное исполнение му- |
Ответы: |
|
зыкального произведения |
- совместное исполнение музыкального |
|
|
произведения |
|
|
- музыкальный штрих |
|
|
- знак альтерации. |
|
|
|
4 |
Вопрос № 5. Фермата это |
Фермата - это знак увеличения музыкаль- |
Ответы: |
ной длительности |
- знак молчания |
|
- движение руки, плеча |
|
- знак увеличения музыкальной длительно- |
|
сти. |
|
Вопрос № 6. Что такое динамические от- |
Динамические оттенки в музыке – это му- |
тенки в музыке? |
зыкальные термины, обозначающие гром- |
Ответы: |
кость звука |
- музыкальные термины, обозначающие |
|
громкость звука |
|
- сильные доли в музыке |
|
- музыкальный штрих. |
|
Вопрос № 7. Форте - это |
Форте – это громкое звучание музыки |
Ответы: |
|
- название балета |
|
- громкое звучание музыки |
|
- знак окончания музыки. |
|
|
|
Вопрос № 8. Диминуэндо - это |
Диминуэндо – это постепенное затихание |
Ответы: |
звука |
- музыкальная пьеса |
|
- тихое звучание музыки |
|
- постепенное затихание звука. |
|
Порядок выступления обучающихся, исполняемые произведения
Информационные источники, литература:
Королёва Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках. - М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
Клёнов А.С. Там, где музыка живёт. – 2-е изд. – М.: Педагогика, 1986. – 152 с.
Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. – Л.: Советский композитор, 1991. – 115 с.
https://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-tematicheskogo-prazdnika.html
https://yandex.by/images/
Приложение № 1
Формы фиксации полученных данных
Оценка педагогом уровня теоретических знаний и практических умений обучающихся проходит по трём уровням:
Средний уровень (1-2 балла).
Выше среднего уровень (3-4 балла).
Высокий уровень (5-6 баллов).
Таблица диагностики уровня теоретических знаний
и практических умений обучающихся
|
|
|
|
|
|
Таблица 6 |
|
Пара-метры |
Крите- |
рии |
Степень выраженности критерия |
Форма, метод |
|||
|
|
|
диагностики |
||||
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
Средний |
Выше среднего |
Высокий |
|
|
|
|
|
(1-2 б.) |
(3-4 б.) |
(5-6 б.) |
|
|
Теоретическиезнания |
Знаниеоснов-ныхпонятий,терминологии,предусмот-реннойвДООП |
Ребёнок овла- |
Объём усвоенных |
Ребёнок освоил |
Педагогиче- |
||
дел менее чем |
знаний составляет |
весь объём мате- |
ское наблю- |
||||
|
|
|
|||||
|
|
|
½ объёма ма- |
более ½). |
риала по данной |
дение, анализ |
|
|
|
|
териала дан- |
|
теме |
|
|
|
|
|
ной темы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практическиеумения |
|
|
Слабый слу- |
Единство темпа, |
Техническая |
Педагогиче- |
|
Умениевыступать |
передаудиторией |
ховой кон- |
недостаточный |
оснащённость, |
ское наблю- |
||
троль, темпо- |
слуховой кон- |
артистичность, |
дение, про- |
||||
|
|
|
|||||
|
|
|
ритмическая |
троль, |
применение |
слушивание, |
|
|
|
|
неорганизо- |
попытка передачи |
средств музы- |
анализ |
|
|
|
|
ванность, од- |
динамического |
кальной вырази- |
|
|
|
|
|
нообразие и |
разнообразия |
тельности, инто- |
|
|
|
|
|
монотонность |
|
нирование |
|
|
|
|
|
звучания |
|
|
|
Все диагностические данные по определению уровня теоретических знаний и практических умений обучающихся заносятся в индивидуальную карту обучающегося, затем в сводную таблицу диагностики в коллективе.
Индивидуальная карта уровня теоретических знаний
и практических умений обучающихся
Фамилия, имя обучающегося:
Результаты:
|
|
Таблица 7 |
Теоретические знания |
Практические умения |
Средний балл, уровень |
(балл) |
(балл) |
|
|
|
|
Приложение № 2
Образцы дидактического материала занятия