"Формирование навыков чтения нот с листа в классе фортепиано"


Автор: Кущева Елена Ивановна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

"Формирование навыков чтения нот с листа в классе фортепиано"

Краткое описание работы: В работе описывается развитие навыков чтения нот с листа на начальном этапе обучения

Формирование навыков чтения нот с листа в классе фортепиано.

В связи с введением Федеральных государственных требований в школах художественного образования внедрен новый учебный предмет «Специальность и чтение с листа» к ДПОП в области музыкального искусства «Фортепиано», где «чтение с листа» - один из важнейших разделов этого предмета, требующий определенных исполнительских умений и навыков. Поэтому эта тема приобретает актуальное значение и становится одной из интересных проблем музыкальной педагогики сегодняшнего дня.

Формирование навыков чтения нот с листа, умения самостоятельно разобраться в нотном тексте - процесс длительный и непростой.

Неумение прочитать и разобрать нотный текст является большим тормозом в   развитии ученика. Такие дети, как правило, проходят небольшое количество музыкальных произведений, поэтому их музыкально-исполнительский опыт и музыкальные впечатления невелики; трудности чтения отталкивают их, и ребенок быстро теряет интерес к занятиям музыкой.

Заниматься чтением с листа надо начинать с первых шагов музыкального воспитания ребенка, поэтому в данном докладе ставится задача - поделиться своими знаниями и опытом обучения детей чтению нот с листа, полученными в процессе анализа специальной литературы, передового опыта и собственной педагогической практики.

На практике существует два основных вида исполнения по нотам незнакомого произведения – это разбор – изучение или эскизное проигрывание и чтение с листа.

Разбор – изучение или эскизное проигрывание — это медленное проигрывание пьесы с остановками, с замедлениями для более тщательного изучения текста. Внимание может быть направлено на различные элементы текста, на подбор удобной аппликатуры.

Чтение с листа - исполнение незнакомой пьесы без предварительного разучивания, предполагающее обязательную передачу эмоционально – образного смысла музыки, при некоторой приблизительности воспроизведения нотной записи.

Чтение с листа, как разновидность игры по нотам, не всегда в полной мере возможно с учащимися детской музыкальной школы в силу недостаточной подготовленности и недостаточной развитости музыкальных способностей начинающих пианистов.

Таким образом, разбор-изучение или эскизное проигрывание, чаще всего используется в младших классах, а чтение с листа начиная в средних и старших классах.

Я начинаю формировать комплекс навыков чтения нот с музыкального алфавита. Ученик должен знать семь нотных последовательностей.

Первый круг алфавита: До Ре Ми Фа Соль Ля Си До - До Си Ля Соль Фа Ми Ре. До Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре – Ре До Си Ля Соль Фа Ми Ре и т д.

Между учениками я устраиваю соревнования на скороговорку алфавита, чтобы добиться быстроты.

Второй круг музыкального алфавита образуют ноты, которые располагаются через ступень – «терциевые» последовательности:

До Ми Соль Си Ре Фа Ля До – До Ля Фа Ре Си Соль Ми До
Соль Си Ре Фа Ля До Ми – Ми До Ля Фа Ре Си Соль Ми и т.д.

Этот круг помогает видеть и прочитывать ученику нотный стан, где все ноты располагаются либо на линейках, либо между линейками. Здесь заложена также структура трезвучий и септаккордов, и читать их намного проще.

Ноты могут располагаться и через две ступени - такие «квартовые» последовательности дают нам третий круг музыкального алфавита:
До Фа Си Ми Ля Ре Соль До – До Соль Ре Ля Ми Си Фа До
Фа Си Ми Ля Ре Соль До Фа – Фа До Соль Ре Ля Ми Си Фа и т.д.
Знание этого круга помогает читать скачкообразные мелодии и обращения аккордов. Алфавит – основа для скоростного чтения нот с листа, каркас для понимания теории музыки.

Самую важную часть работы во время чтения текста выполняет зрение. Вот главные трудности, возникающие при чтении нот:
• Неспособность отличить постепенное движение от скачков через ступень;
• Неспособность быстро определять, где какая линейка и промежуток между линейками;
• Несоответствие между «право-лево» (клавиши) и «верх-низ» (ноты);
• Нет развитого «музыкального глазомера» - точного видения расстояний между нотами (клавишами).

Чтобы помочь ученикам справиться с этими трудностями, на начальном этапе я использую цветовые превращения нот на нотном стане с помощью карточек и письменных упражнений.

Задача цвета – сделать графику нотного стана понятнее, а не усложнять её. Поэтому, в первую очередь, мы приступаем к развитию музыкального глазомера с помощью двух цветов.

Ноты на линейках закрашиваем красным цветом – и называем их «девочками», а между линейками голубым цветом и называем их «мальчиками». Дети быстро откликаются на такую ассоциацию.

Также в своей практике использую дидактическую игру: «Ноты -птички»

На картонной бумаге сделаны три кармана с обозначением расположения нот:  а) на одном звуке; б) по порядку; в) через клавишу.

Перемешав карточки (20-30 шт.), на которых написаны небольшие отрывки мелодий с разным расположением нот, ребенок как можно быстрее должен правильно разложить их по нужным карманам или же выбрать карточки одного вида по заданию учителя.

Научить графическому восприятию нотной записи поможет упражнение «Нотные бусы». Сначала с поступенным движение вверх и вниз, затем через ноту. После того как ребенок хорошо усвоил игру мелодических линий, усложняю задачу. Обучающийся играет «Нотные бусы» терциями, квинтами.

Предлагаю ребенку выбрать нижнюю или верхнюю ноту в интервале и по ней следить за движением мелодии.

Эффективной формой в развитии навыков чтения с листа считаю игру в ансамбле с преподавателем. Это придает уроку элемент игры, а также вырабатывает у учащихся умение предельно концентрировать свое внимание. Ученик вынужден подчиняться заданному темпу.

               Для свободной ориентировки пальцев и рук на клавиатуре использую игру – упражнение «Жмурка», где учащийся учится находить с закрытыми глазами группы их двух и трех черных клавиш, а затем, с ориентировкой на них, - всех белых клавиш.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Умение читать ноты с листа облегчает образовательный процесс для учащегося в детской школе искусств, создает предпосылки для желания музицировать, тем самым расширяет его кругозор и поддерживает интерес к занятиям, что очень важно сохранить и по окончании обучения в ДШИ.

Важно помнить, что детское внимание активно первые 20-25 минут урока. Целесообразнее заниматься чтением с листа в первой части урока, уделяя не более 5-7 минут. Ученику всегда должно быть интересно и легко, только тогда он доволен и с нетерпением ждёт следующего урока. Кроме того, нужно помнить о том, что дети думают медленнее, не нужно их дёргать, торопить с ответом, и уж тем более – не отвечать за них. Принуждение к        спешке с ответом ведёт к беспокойству, заставляет ребёнка нервничать, а ведь цель начального обучения – заинтересовать музыкой.

           В своей работе для чтения с листа с начинающими учащимися использую   сборник С. Барсуковой «Веселая музыкальная гимнастика» сборник пьес для фортепиано для учащихся подготовительного и первого класса ДМШ. Учебно-методическое пособие. 2010 г. В. Жакович «Чтение с листа для начинающих пианистов». Учебное пособие для ДМШ. 2014 г.  В. Жакович «Чтение с листа средние классы». Учебное пособие для ДМШ. 2015

Список используемой литературы:

1. Барсуков С. Веселая музыкальная гимнастика. Сборник пьес для фортепиано для учащихся подготовительного и первого класса ДМШ. Учебно- методическое пособие. Ростов-на Дону, 2010.

2. Брянская Ф.Д. Формирование и развитие навыка игры с листа в первые годы обучения пианиста / Ф. Брянская. - М.: ООО Издательский дом «Классика XXI», 2005.

3. Камаева Т.Ю., А. Ф. Камаев Чтение с листа на уроках фортепиано. Игровой курс. Классика XXI, 2006.

4. В. Жакович «Чтение с листа для начинающих пианистов». Учебное пособие для ДМШ. Ростов-на Дону, «Феникс» 2014.

5. В. Жакович «Чтение с листа средние классы». Учебное пособие для ДМШ. Ростов-на Дону, «Феникс» 2015.

6. Ляховицкая С. «Развитие навыков самостоятельности у юных музыкантов» Сб. Вопросы методики преподавания в ДМШ. - М.-Л.: Музгиз