Роль и значение игровых методов на занятиях в младшем хоре


Автор: Индиченко Екатерина Витальевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Методическое сообщение

Роль и значение игровых методов на занятиях в младшем хоре

Краткое описание работы: Роль и значение игровых методов на занятиях в младшем хоре

 

Роль педагога в воспитании детей имеет первостепенное значение. Для руководителя хора важно уметь соединять сам процесс обучения  с умением видеть и понимать внутренний мир ребёнка, его творческую активность и заинтересованность на хоровых занятиях. Игровая деятельность – это один из важных элементов педагогического воздействия.

Мы знаем определённые возрастные психологические особенности детей младшего школьного возраста. К ним относятся:

1.Эмоциональная смена состояний.

2. Моторная активность.

3.Умение непосредственно переживать эмоциональные ситуации общения с персонажами музыкального произведения, общения со взрослыми.

Дети через игру общаются друг с другом, познают мир. Очень важно, чтобы в каждой игре присутствовала воспитательная цель. Она формирует ребёнка как личность. Игровое  строение хоровых занятий повышает заинтересованность ребят. Это очень помогает самому процессу запоминания музыкального материала. Уровень поведения ребёнка в игре значительно выше чем в реальной жизни.  Именно в игровых ситуациях педагог моделирует многие качества, необходимые ученику для дальнейших занятий, для развития интереса к вокально-хоровой деятельности.

Игровая деятельность даёт хороший результат при обучении робких и неуверенных в себе детей. При исполнении роли определённого персонажа ребёнок раскрепощается, проявляет актёрские способности. Применяя на уроках игровые методы, педагог через них доводит до сознания детей нужные сведения, более сложные термины  и понятия.

Во время игры ребята могут несколько раз повторять один и тот же сюжетный эпизод. Это даёт возможность педагогу закрепить пройденный на уроке материал. Полезно использовать наглядные пособия на уроках: картинки, карточки, альбомы, плакаты и т.д. На хоровых занятиях применяется игровой метод в следующих направлениях:

 

  1. Игровой характер репетиции в целом.
  2. Использование конкретных игр с определёнными правилами и названиями.

 

Перед педагогом стоит задача эмоционально раскрепостить детей; сделать занятие плодотворным, несущим за собой решение определённых творческих заданий. Так как дети младшего школьного возраста могут быстро утомляться, необходимо на занятиях использовать игры на отдых, расслабление.

Полезно включать игры на движение, ведь при исполнении музыкального произведения ребята должны чувствовать себя уверенно и свободно. На занятиях важно уметь создать спокойную и дружескую атмосферу, чтобы снять лишнее напряжение у робких и застенчивых детей.

Важным моментом является активизация творческих способностей, необходимых для развития личности ребёнка.

Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, интуицию, логику. Детская творческая деятельность неразрывно связана с игрой.

Поиск новых форм и приёмов обучения является важным моментом в процессе культурного воспитания детей.

Ребята на занятиях повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием и что доступно их пониманию.

Игра является одним из видов развивающего обучения, формой усвоения различных родов деятельности; одной из самых сложных способностей человека.

Игра – это регулятор всех жизненных позиций ребёнка. В ней он учитель и ученик одновременно. Игры в обучении – это не только развлекательный приём или способ организации познавательного материала. Нельзя допускать установку «Игра ради игры» в педагогическом процессе. Она может привести к смещению акцента с собранности и целеустремлённости ученика, его кропотливой работы на моменты развлечения.

В наше время существует множество методик, включающих в себя определённые игровые моменты, которые довольно широко применяются  хормейстерами. Среди них «относительная система сольмизации» ( К.Орф, З.Кодай), голосовые игры В.Емельянова,

 «художественное тактирование» и «ручные знаки» Д.Огороднова.

Музыкально-педагогическая деятельность сочетает в себе хормейстерскую, музыковедческую и исследовательскую виды работы; способность к импровизации с детьми младшего школьного возраста. Педагог должен творчески подходить к проведению хоровых занятий, чтобы постоянно поддерживать внимание ребят и их творческий интерес к предмету.

Можно выделить следующие задачи применения игровых методов обучения:

  1. Развивающие (развитие творческого мышления, практическое применение навыков и умений, полученных на уроках).

Например, игра «Зеркальное эхо», в которой ребята учатся исполнять мелодию не в обычном её звучании, а наоборот. Это развивает музыкальную память, способствует более быстрому запоминанию ступеней в ладу.

 

Игра «Угадай мелодию» развивает внутренний слух, так как ребята должны сначала проинтонировать её  мысленно, а только потом пропеть вслух. В этой игре две команды: участники одной исполняют мелодию, а участники другой должны её угадать.

 

Очень любят ребята игру «Маленький ёжик», в которой всё внимание уделяется тренировке дыхания: долгий вдох, задержка дыхания и быстрый выдох на «ф-ф-ф».

 

  1. Образовательные (положительная динамика усвоения учебного материала; расширение кругозора учащихся).

Например, игра «Кто это?» способствует развитию тембрального слуха. Ребята учатся определять по голосу, кто из учеников спел мелодию. При этом они не видят исполнителя, так как он находится за их спинами. В дальнейшем, этот вариант игры можно применять при знакомстве с различными музыкальными инструментами.

 

Интересна для ребят игра «Живой рояль», в которой  они играют роль живых клавиш. Обычно эта игра вызывает яркие  и положительные эмоции. Всем хочется в ней поучаствовать в роли живой клавиши. Данная игра развивает не только музыкально-творческие, но и организаторские, педагогические способности детей. В ней они могут выступать в роли учителя, дирижёра, исполнителя.

  1. Воспитательные (формирование правильной жизненной позиции, взглядов и убеждений ученика: воспитание всесторонне развитой личности).

Например, игра «Музыкальный альбом». В ней ребята заполняют большой альбом для рисования различными рисунками к песням, которые они разучивают на уроках. Это коллективная игра и каждый ученик обязательно принимает в ней участие, независимо от того, умеет он рисовать или нет. В ней каждый может почувствовать себя маленьким художником. Это очень важно для понимания ребят, что все они находятся в одинаковых условиях.

Специфика хоровых занятий в младшем хоре требует постоянной тренировки вокально-хоровых навыков, развития музыкальных и общих способностей. Не всегда такие качества как усидчивость, целеустремлённость, внимание находятся на должном уровне.

При длительном однообразном проведении занятий  внимание  детей  перестаёт быть концентрированным и они хуже начинают воспринимать изучаемый материал. Разнообразные игровые методы, объединённые одной учебной тематикой, позволяют избежать скучного, неинтересного и монотонного проведения хоровых занятий. Как говорил А.С.Макаренко: «Детский коллектив не играющий никогда не будет настоящим детским коллективом»

 

 

 

 

Методическая литература:

1.Г.Струве – «Ступеньки музыкальной грамотности»

Санкт-Петербург 1997г.

2.И.Роганова – «Современный хормейстер» Сборник статей.

М: «Композитор» 2013г.

3.Д.Огороднов – «Ритмическое воспитание детей»

Издательство -Киев, Музична.

4.Г.Терацуянц – «Кое-что из опыта хориста»

Петрозаводск 1995г.