Такая история...


Автор: Александрова Людмила Дмитриевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

Такая история...

Краткое описание работы: Интеграция музыки и истории на уроках музыкальной литературы.

  «У нас урок музлитературы, при чем здесь история?» - признаюсь, нечасто, но приходится слышать эти слова от детей. Действительно, при чем?

     Ответ очень прост. Музыкальная литература — это название предмета  именно в музыкальной школе, то есть на начальной ступени профессионального образования. В дальнейшем эта учебная дисциплина перерастет в предмет, который называется История музыки. Вот так быстро и конкретно появляется нужное слово и ответ на вопрос «при чем» - История музыки.

     Музыкальная литература становится начальным этапом в процессе создания историко-теоретической базы любого музыканта, независимо от его профессии. Это дисциплина  в основе своей комплексная. Она интегрирует знания, полученные нами из самых разных гуманитарных наук, обобщает их. В этом ряду история занимает не последнее место.

     Без исторического контекста невозможно полноценное понимание жизни и творчества музыкантов. Каждый из них жил в конкретное время, у которого было свое, только ему присущее «лицо». Это в полной мере касается и  персонажей, созданных художниками.

     В чем сложность таких путешествий во времени? В том, что временное восприятие детей еще не вполне сформировано, понятие единиц времени для них абстрактно. Малые проме-жутки времени  сжаты, большие — гипертрофированы. Век, эпоха — в  представлении детей это что-то большое и неопределенное. Отсюда и возникают неожиданные веселые моменты на уроках, когда по векам свободно перемещаются как герои опер, так и их авторы. Фигаро, например, пытается жениться веке в ...тринадцатом?...нет, не угадал?  ...в девятнадцатом? С русской музыкой так же печально и весело.

     Что может помочь? Думается, прежде всего, визуализация. Время не увидишь, не услышишь, но мы попробуем его нарисовать. Всегда на уроках музыкальной литературы использую хронологическую ленту. Одно дело воспринимать  даты на слух, другое дело — зрительно. Обозначим рубежи веков. И тогда, может быть, при ответе на вопрос «В каком веке жил Моцарт?» визуальная память даст подсказку: всплывут цифры 1700 и 1800, именно  на этом участке ленты было три имени венских классиков.

     Исторические события могут фиксироваться на отдельной ленте, а могут быть вплетены в ленту жизни и творчества композитора. В курсе зарубежной музыки обязательной датой стал 1789 год, год начала Великой французской революции.

     В курсе русской музыки обязательных дат гораздо больше, не знать историю своей страны стыдно. 1812, 1825, 1861, 1905, 1914, 1917... Особая лента посвящена событиям рубежа  XVI - XVII веков. К этому периоду относятся события двух великих русских опер, включенных в программу - «Ивана Сусанина» и «Бориса Годунова». Без знания исторической подоплеки изучение этих опер  сводится к поверхностному знакомству. А вот разобравшись с хитросплетениями исторических событий, можно вместе с музлитературными знаниями получить еще и запас информации для уроков истории, ведь обычно в общеобразовательной школе Смутное время изучают позже. Очень часто дети радостно сообщают, что про Смуту, Бориса Годунова, ЛжеДмитрия они в классе знали больше всех.

   Не всем сразу удается разделить даты из жизни композитора и даты событий, происходящих в опере. Поэтому Глинка часто оказывается в 1613 году вместе со своим  бесстраш-ным героем. А сам Сусанин по велению ученика переносится на пару веков вперед, в 1812 год, прямо на войну с Наполеоном.

     В начале  курса русской  музыкальной литературы каждый ученик по моей просьбе делает небольшую рабочую заготовку. В тетрадь вкладывается лист с перечнем всех русских правителей, начиная с Ивана Грозного и заканчивая Николаем Вторым. Не бывает лишней информация о том, кто  правил нашей страной в то или иное время, особенно если в этом списке можно встретить и оперных персонажей.

     Отдельный разговор о ХХ веке. Вроде бы здесь проблем должно быть меньше: этот век ближе к нашему времени. Но на деле события двадцатого века — терра инкогнита для детей. О том, что происходило в прошлом столетии они имеют очень слабое представление, то же касается персоналий. К сожалению, при мощном информационном потоке, который захлестывает детей, культурная составляющая сводится к минимуму, а в некоторых случаях отсутствует. А ведь понять масштабы личностей, живших в то  время, без исторического фона нереально. Разве можно говорить о жизни Прокофьева и Шостаковича, не упоминая те переломные для всего мира события, которыми полон двадцатый век?  Поэтому уроки музыкальной литературы становятся и уроками истории нашей страны и нашей культуры.

     Вот только нельзя забывать о важном условии. Можно старательно выучить  имена и даты. Но голые факты никогда не останутся в памяти надолго. Одна из интереснейших и сложных задач педагога при рассказе о жизненном пути композитора — «оживить» время  и место действия, идет ли разговор о его судьбе или же о судьбе его персонажей. Тогда появляется некий эффект присутствия, подключается мощная эмоциональная память, наиболее действенная и долговечная. И тогда в пропедевтическом курсе истории музыки рождаются музыкальные истории.

     Итак, ключевые итоговые слова -  визуализация и временная погруженность. Именно они помогут в работе на уроке музыкальной литературы соединить двух гуманитарных колоссов - музыку и историю.