Проверочные задания на уроке музыкальной литературы, на примере творчества зарубежных композиторов 5 класс


Автор: Панькова Юлия Васильевна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Открытый урок

Проверочные задания на уроке музыкальной литературы, на примере творчества зарубежных композиторов 5 класс

Краткое описание работы: Представлены разные формы проверочных заданий для учащихся

Открытый урок.

Тема: "Проверочные задания на уроке музыкальная литература, на примере творчества зарубежных композиторов".

Предмет - музыкальная литература 5 класс.

Цель урока: Повторение и закрепление теоретических сведений,биографических данных, музыкальных произведений композиторов эпохи барокко и классицизма.

Задачи урока: Обучающая:систематизация знаний учащихся,полученных на уроках музыкальной литературы.

Развивающая:уметь применять теоретические понятия,полученные на уроках музыкальной литературы в пройденных произведениях. Уметь систематизировать и обощать полученные знания в поставленных вопросах на уроке. Уметь определять особенности музыкальных жанров в творчестве композиторов разных эпох.

Тип урока: урок закрепление изученного материала.

Форма работы на уроке: коллективная и индивидуальная.

Оборудование: ноутбук,карточки, таблицы,экран телевизора.

План урока:

1. Вводная часть. Обозначение темы и цели урока.

2. Основная часть. Повторение и закрепление теоретических понятий,биографических данных, написание викторины.

3. Вывод.

Ход урока.

Всем добрый день. Сегодня на уроке мы с вами ребята повторим основные жанры эпохи барокко и классицизма, вспомним фрагменты  биографий композиторов этих эпох, напишем небольшую музыкальную викторину.

Посмотрите на экран телевизора и назовите чьи портреты здесь представлены.

Ответ: композитор эпохи барокко И.С.Бах, венские классики Й.Гайдн, В.А. Моцарт, Л.В.Бетховен.

Да правильно,эти композиторы жили очень давно, несколько столетий назад, и не смотря на это, сочинения их до сих пор очень популярны и интересны слушателям. В творчестве этих композиторов были сформированы лучшие образцы классических жанров и форм в музыке.

1.Задание. Теоретическая разминка.

1.Вопрос. Какой состав оркестра исполняет симфонии,увертюры,концерты?

Ответ-симфонический оркестр.

2.Вопрос. Сколько групп инструментов входят в состав этого оркестра?

Ответ- 4 группы.

3 Вопрос.Из предложенных карточек нужно собрать инструменты симфонического оркестра по группам и перечислить инструменты и группы.

Ответ: 1. Струнно-смычковая группа: скрипки. альты, виолонели, контрабасы.

           2. Деревянно- духовая: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.

           3. Медно-духовая: трубы, тромбоны, валторны,тубы.

           4. Ударная: тарелки, литавры, барабаны, ксилофон.

4 Вопрос. На следующей карточке представлены 3 раздела(экспозиция, разработка, реприза).Какая музыкальная форма включает эти разделы?

Ответ: сонатная форма.

5 Вопрос. В каких музыкальных произведениях используется эта форма и в каких частях?

Ответ. Эта форма обычно используется в 1 частях сонат и симфоний.

6 Вопрос. Как называется музыкально-театральный жанр в переводе с итальянского"труд", "дело"?

Ответ: опера.

7 Вопрос. Как называется полифоническое произведение, в переводе с французского "бег"?

Ответ: фуга.

8 Вопрос. Как называется литературный текст оперы?

Ответ: либретто.

9 Вопрос. Многоастное произведение, в переводе с француского ряд, последовательность?

Ответ: сюита.

10 Вопрос.Небольшие двух и трёхголосные полифонические произведения, в переводе с латинского изобретение, выдумка.

Ответ: инвенция.

2 Задание. Перед вами представлены 4 нотных фрагмента, нужно определить тональность и назвать композитора по каждому музыкальному фрагменту.

Ответ 1 В. А. Моцарт симфония №40,тональность соль минор.

Ответ 2 И. С. Бах Токката и фуга, тональность ре минор.

Ответ 3 Л. В. Бетховен симфония №5, тональность до минор.

Ответ4 Й. Гайдн симфония №103, тональность миb мажор.

3 Задание. Называется биографическая путаница.

Снова работаем по карточке на которой представлена таблица. Таблица состоит из 5 строк. В каждой строчке под портретами даны не правильные ответы.

В 1 строчке представлены портреты композиторов,  которые были представлены на экране телевизора в начале урока. Ответы принимаются со 2 строчки заданий.

 В 2 строчке не правильно указаны фамилия и имя, нужно найти ошибки и правильно назвать каждого композитора.

В 3 строчке не правильно указано место рождения   композитора, нужно также дать  правильный ответ.

В 4 строчке не правильно написаны годы жизни композитора, назовите их.

В 5 строчке не правильно перечисленны самые популярные произведения каждого композитора,назовите правильно.

И прежде чем приступить к  выполнению выше указанного задания, скажите о каком композиторе идёт речь в данном стихотворении и с него мы и начнём:

Великий (........), ты - музыка Вселенной

Дыхание органа обуздав,

И в 21 веке современном

Ты будешб в человеческих сердцах.

Ручьём сольётся мощное звучанье

В последний, торжествующий аккорд

И человек- частица мирозданья

Почувствует бессмертия восторг.

4 Задание. Музыкальная викторина.

Преподаватель раздаёт карточки для письменных ответов.

В картоке указать порядковый номер услышанного произведения, композитора, название произведения и часть, состав исполнителей.

В викторину включены 8 номеров, 4 аудиозависи, 4 видеофрагмента.

(Задание можно проверять в 2 вариантах:1 вариант- все номера угаданы и обсудить ответы,2 вариант- после каждого угаданного номера обсуждать правильный ответ)

На уроке была полностью написана викторина и потом обсуждались правильные ответы.

Список номеров:

1. Л. В. Бетховен.Симфония №5 до минор 1 часть 

2. В. А. Моцарт Симфония №40 соль минор 1 часть

3. И. С. Бах ХТК 1 том Прелюдия и фуга до минор (фуга)

4. Й. Гайдн Симфония №103 миb мажор 1 часть

5. В. А. Моцарт Опера"Свадьба Фигаро" Увертюра

6. Л. В. Бетховен Соната №14"Лунная" 1часть

7. И. С. Бах Инвенция до мажор

8. Й. Гайдн Соната ми минор 1 часть

Вывод:  Сегодня на уроке мы повторили и закрепили:основные музыкальные жанры композиторов 2 эпох, музыкальные инструменты на которых исполняются произведения,  биографические сведения.

На уроке все работали внимательно, вдумчиво. Всем спасибо за активную работу.

Список литературы:

1. Столова Е.Ю.Музыкальная литература.Экспресс-курс.СПБ 2016 г.

2. Олимпиадные задания.Красноярск 2017г.