Автор: Панькова Юлия Васильевна
Предмет: Музыка
Класс: Педагоги
Тип материала: Открытый урок
Краткое описание работы: Представлены разные формы проверочных заданий для учащихся
Открытый урок.
Тема: "Проверочные задания на уроке музыкальная литература, на примере творчества зарубежных композиторов".
Предмет - музыкальная литература 5 класс.
Цель урока: Повторение и закрепление теоретических сведений,биографических данных, музыкальных произведений композиторов эпохи барокко и классицизма.
Задачи урока: Обучающая:систематизация знаний учащихся,полученных на уроках музыкальной литературы.
Развивающая:уметь применять теоретические понятия,полученные на уроках музыкальной литературы в пройденных произведениях. Уметь систематизировать и обощать полученные знания в поставленных вопросах на уроке. Уметь определять особенности музыкальных жанров в творчестве композиторов разных эпох.
Тип урока: урок закрепление изученного материала.
Форма работы на уроке: коллективная и индивидуальная.
Оборудование: ноутбук,карточки, таблицы,экран телевизора.
План урока:
1. Вводная часть. Обозначение темы и цели урока.
2. Основная часть. Повторение и закрепление теоретических понятий,биографических данных, написание викторины.
3. Вывод.
Ход урока.
Всем добрый день. Сегодня на уроке мы с вами ребята повторим основные жанры эпохи барокко и классицизма, вспомним фрагменты биографий композиторов этих эпох, напишем небольшую музыкальную викторину.
Посмотрите на экран телевизора и назовите чьи портреты здесь представлены.
Ответ: композитор эпохи барокко И.С.Бах, венские классики Й.Гайдн, В.А. Моцарт, Л.В.Бетховен.
Да правильно,эти композиторы жили очень давно, несколько столетий назад, и не смотря на это, сочинения их до сих пор очень популярны и интересны слушателям. В творчестве этих композиторов были сформированы лучшие образцы классических жанров и форм в музыке.
1.Задание. Теоретическая разминка.
1.Вопрос. Какой состав оркестра исполняет симфонии,увертюры,концерты?
Ответ-симфонический оркестр.
2.Вопрос. Сколько групп инструментов входят в состав этого оркестра?
Ответ- 4 группы.
3 Вопрос.Из предложенных карточек нужно собрать инструменты симфонического оркестра по группам и перечислить инструменты и группы.
Ответ: 1. Струнно-смычковая группа: скрипки. альты, виолонели, контрабасы.
2. Деревянно- духовая: флейты, гобои, кларнеты, фаготы.
3. Медно-духовая: трубы, тромбоны, валторны,тубы.
4. Ударная: тарелки, литавры, барабаны, ксилофон.
4 Вопрос. На следующей карточке представлены 3 раздела(экспозиция, разработка, реприза).Какая музыкальная форма включает эти разделы?
Ответ: сонатная форма.
5 Вопрос. В каких музыкальных произведениях используется эта форма и в каких частях?
Ответ. Эта форма обычно используется в 1 частях сонат и симфоний.
6 Вопрос. Как называется музыкально-театральный жанр в переводе с итальянского"труд", "дело"?
Ответ: опера.
7 Вопрос. Как называется полифоническое произведение, в переводе с французского "бег"?
Ответ: фуга.
8 Вопрос. Как называется литературный текст оперы?
Ответ: либретто.
9 Вопрос. Многоастное произведение, в переводе с француского ряд, последовательность?
Ответ: сюита.
10 Вопрос.Небольшие двух и трёхголосные полифонические произведения, в переводе с латинского изобретение, выдумка.
Ответ: инвенция.
2 Задание. Перед вами представлены 4 нотных фрагмента, нужно определить тональность и назвать композитора по каждому музыкальному фрагменту.
Ответ 1 В. А. Моцарт симфония №40,тональность соль минор.
Ответ 2 И. С. Бах Токката и фуга, тональность ре минор.
Ответ 3 Л. В. Бетховен симфония №5, тональность до минор.
Ответ4 Й. Гайдн симфония №103, тональность миb мажор.
3 Задание. Называется биографическая путаница.
Снова работаем по карточке на которой представлена таблица. Таблица состоит из 5 строк. В каждой строчке под портретами даны не правильные ответы.
В 1 строчке представлены портреты композиторов, которые были представлены на экране телевизора в начале урока. Ответы принимаются со 2 строчки заданий.
В 2 строчке не правильно указаны фамилия и имя, нужно найти ошибки и правильно назвать каждого композитора.
В 3 строчке не правильно указано место рождения композитора, нужно также дать правильный ответ.
В 4 строчке не правильно написаны годы жизни композитора, назовите их.
В 5 строчке не правильно перечисленны самые популярные произведения каждого композитора,назовите правильно.
И прежде чем приступить к выполнению выше указанного задания, скажите о каком композиторе идёт речь в данном стихотворении и с него мы и начнём:
Великий (........), ты - музыка Вселенной
Дыхание органа обуздав,
И в 21 веке современном
Ты будешб в человеческих сердцах.
Ручьём сольётся мощное звучанье
В последний, торжествующий аккорд
И человек- частица мирозданья
Почувствует бессмертия восторг.
4 Задание. Музыкальная викторина.
Преподаватель раздаёт карточки для письменных ответов.
В картоке указать порядковый номер услышанного произведения, композитора, название произведения и часть, состав исполнителей.
В викторину включены 8 номеров, 4 аудиозависи, 4 видеофрагмента.
(Задание можно проверять в 2 вариантах:1 вариант- все номера угаданы и обсудить ответы,2 вариант- после каждого угаданного номера обсуждать правильный ответ)
На уроке была полностью написана викторина и потом обсуждались правильные ответы.
Список номеров:
1. Л. В. Бетховен.Симфония №5 до минор 1 часть
2. В. А. Моцарт Симфония №40 соль минор 1 часть
3. И. С. Бах ХТК 1 том Прелюдия и фуга до минор (фуга)
4. Й. Гайдн Симфония №103 миb мажор 1 часть
5. В. А. Моцарт Опера"Свадьба Фигаро" Увертюра
6. Л. В. Бетховен Соната №14"Лунная" 1часть
7. И. С. Бах Инвенция до мажор
8. Й. Гайдн Соната ми минор 1 часть
Вывод: Сегодня на уроке мы повторили и закрепили:основные музыкальные жанры композиторов 2 эпох, музыкальные инструменты на которых исполняются произведения, биографические сведения.
На уроке все работали внимательно, вдумчиво. Всем спасибо за активную работу.
Список литературы:
1. Столова Е.Ю.Музыкальная литература.Экспресс-курс.СПБ 2016 г.
2. Олимпиадные задания.Красноярск 2017г.