Исторические предпосылки формирования вокальной школы Казанской консерватории


Автор: Нигматуллина Резеда Равилевна

Предмет: Вокал

Класс: Педагоги

Тип материала: Исследовательская работа

Исторические предпосылки формирования вокальной школы Казанской консерватории

Краткое описание работы: Хочу представить вашему вниманию мою исследовательскую работу, о том как зарождалось академическое пение в Казани, как открыли Казанскую консерваторию, о вокальных школах.

Казанская вокально-исполнительская школа представляет собой самобытное явление, особенности которого на разных этапах формирования и развития до настоящего времени изучены недостаточно.

         Рассматривая исторические предпосылки формирования вокальной школы Казанской консерватории, необходимо отметить, что истоки ее становления и развития уходят глубоко корнями в XVIII век. В Казани первый публичный театр был открыт в 1791 году. Следует подчеркнуть, что в Казанском театре в этот период наряду с драматическими спектаклями ставились и оперные спектакли.В 1803 году открывается публичный театр П. П. Есипова. В этом театре в должности капельмейстера работал талантливый музыкант, певец и композитор А. В. Новиков, который в течение ряда лет также давал уроки музыки многочисленным ученикам. Поэтому творческая деятельность А. В. Новикова является значительным вкладом в области музыкального просветительства.

        Выдающуюся роль играет открытие Казанского университета в 1804 году. Казань становится одним из центров культурной жизни России, в город приезжают многие известные представители науки и культуры, артисты и музыканты. В эти годы музыкальная жизнь Казани связана с работой казанских театров: оперного и драматического, чьи спектакли сопровождались музыкой. Также следует особо подчеркнуть значение открывшихся в городе частных музыкальных школ Л. К. Новицкого и                            А. A. Орлова-Соколовского. В школе, помимо занятий, включающих и обучение пению, проводятся камерные концерты, где принимают активное участие артисты Казанской оперы и музыканты оркестра. С приездом в Казань выпускника Петербургской консерватории Р. А. Гуммерта начинается новый этап развития музыкального образования. В 1891 году он открывает свою частную музыкальную школу. Особое значение имело основание в 1904 Казанского музыкального училища, директором которого был назначен                       Р. А. Гуммерт. Для обучения вокалистов были приглашены певцы Мариинского театра М. Михайлов и С. Гепнер. Казанское музыкальное училище сыграло большую роль в становлении музыкального образования во всем Поволжье. Важное значение имело и то, что концертная жизнь Казани в этот период наполнена яркими культурными событиями.   В эти годы в Казани выступали с концертами такие выдающиеся певцы как А. Нежданова,                            Л. Собинов, Н. Фигнер.

Открытие в 1919 году в Казани Центральной музыкальной школы, преобразованной в 1921 году в Восточную консерваторию, способствовало решению важных задач воспитания национальных кадров. В 1922 году музыкальная школа и Восточная консерватория были преобразованы в Казанский восточный музыкальный техникум, директором которого стал А.     А. Литвинов.   Следует отметить, что в постановках опер «Фауст» Ш.  Гуно и «Русалка» А. С. Даргомыжского принимали участие и учащиеся оперного класса музыкального техникума. Также важнейшую роль в становлении татарского музыкально-театрального искусства имели постановки первых татарских опер «Сания» (1925 год) и «Эшче» Султана Габаши, в которых наряду с артистами Татарского драматического театра тоже участвовали и учащиеся музыкального техникума. Казанский восточный музыкальный техникум окончили такие выдающиеся представители татарской музыкальной культуры, как певицы З. Байрашева, М. Рахманкулова, Г. Сулейманова, Г. Кайбицкая, Н. Рахматуллина.

Большое значение для развития вокального мастерства имело открытие в 1934 году Татарской оперной студии при Московской консерватории. Воспитанниками оперной студии были певцы: Ф. Насретдинов, З. Байрашева, М. Рахманкулова, Г. Кайбицкая, С. Садыкова, А. Измайлова, У. Альмеев, Н. Даутов, А. Сайфутдинов, Л. Маев, Л. Верниковский, Х. Тухватуллин, С. Зарова и другие. Значительным событием явилось открытие в 1939 году спектаклем «Качкын» Н. Г. Жиганова Татарского государственного театра оперы и балета, в котором начали работать выпускники оперной студии.

Также важнейшим событием в развитии музыкальной культуры стало открытие Казанской государственной консерватории в 1945 году. Для преподавательской работы ректор консерватории Н. Г. Жиганов приглашает высококвалифицированных специалистов, выпускников Московской и Ленинградской консерваторий, преподавателей музыкального училища, известнейших музыкантов. В классе сольного пения начинают преподавать В. А. Рошковская,    Е. Г.  Ковелькова, с 1947 года – К. Е. Цветов и З. Г. Байрашева.  Преподаватели сольного пения, стоявшие у истоков консерватории, обладали высокой музыкальной культурой и первоклассной вокальной школой, так как были воспитаны выдающимися русскими и итальянскими педагогами. На уроках преподаватели акцентировали внимание на основных принципах вокально-исполнительского процесса. Как вспоминают студенты, на занятиях царила гармоничная, творческая и доброжелательная обстановка.

       В 1950 году состоялся первый выпуск вокального факультета, который окончили девять вокалистов. Среди них, прежде всего, необходимо отметить талантливых, состоявшихся в своей профессиональной деятельности мастеров. Это – выдающаяся певица, солистка ТГАТОиБ, народная артистка России и Татарстана, профессор Казанской консерватории З. Г. Хисматуллина; профессор Казанской и Санкт-Петербургской консерватории Е. А. Абросимова; народная артистка Татарстана, профессор Казанской консерватории Г. И. Сайфуллина; заслуженная артистка Татарстана, профессор Казанской консерватории Н. Н. Лучинина.

       Вокальное мастерство, методические принципы вокальной школы основателей кафедры сольного пения с успехом восприняли и продолжили выпускники Казанской консерватории: заслуженный деятель искусств Татарстана, профессор В. А. Лазько, заслуженный деятель искусств Татарстана,  профессор В. А. Воронов, доцент М. Ф. Кольцов, заслуженный деятель искусств Татарстана,  профессор С. Н. Жиганова.

      Особо следует отметить вклад в развитие казанской вокальной школы выдающегося педагога кафедры сольного пения Казанской государственной консерватории Валентины Андреевны Лазько. Окончив вокальный факультет Казанской государственной консерватории в 1952 году (класс профессора К. Е. Цветова),  Валентина Андреевна преподавала в консерватории с  1952 по 1983 годы. Признанный в России специалист в области вокальной педагогики, участница всесоюзных и всероссийских вокальных конференций, семинаров, мастер-классов, член жюри конкурсов и фестивалей, В. А. Лазько, являясь  талантливым, высококвалифицированным педагогом, все знания, силы и богатейший опыт посвятила подготовке молодых музыкантов-певцов. Многие из них с успехом работают солистами оперных театров Казани, Перми, Уфы, Саранска и других городов и стран, солистами филармоний и преподают в учебных заведениях.

       Для певца вокальная школа имеет огромное значение и В. А. Лазько в совершенстве владеет ее секретами. Она умеет раскрывать индивидуальность каждого ученика. Особенность школы В. А. Лазько в том, что голос ее учеников долго сохраняется молодым, это позволяет певцам на протяжении всей творческой деятельности находиться в отличной профессиональной форме.

В настоящее время традиции вокальной школы успешно развиваются преподавателями кафедры сольного пения, которые также являются ее выпускниками. Среди них – выдающиеся исполнители-вокалисты, передающие свое мастерство начинающим певцам и с достоинством продолжающие развивать профессиональные основы, раскрывать специфику вокальной школы Казанской консерватории.