Нестандартные уроки как средство формирования творческой активности и интереса в процессе изучения музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ.


Автор: Ольга Сергеевна Ложкина

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

Нестандартные уроки как средство формирования творческой активности и интереса в процессе изучения музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ.

Краткое описание работы: Описание форм работы нестандартных уроков на сольфеджио

Нестандартные уроки как средство формирования творческой активности и интереса в процессе изучения музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ.

      Способность к творчеству активизирует образно - конструктивное мышление, определяет взаимосвязь различных приёмов и методов для решения любых задач и для достижения практических целей. Важными факторами, активизирующими процесс  творческой деятельности, становятся такие качества обучающегося как: способность к синтезу и обобщению; умение соотносить разнородный материал; развития воображения; способности воспринимать гармонично и целостно окружающий мир.

     Все перечисленные способности человека развиваются прежде всего в процессе занятий. Именно образовательный процесс является основополагающим в формирования синтеза эмоциональной отзывчивости и мышления, абстрактного и конкретного, логики и интуиции, способности самостоятельно принимать решение. Именно творческое начало ребёнка прямо связано с самостоятельными действиями, умением оперировать имеющимися знаниями и опытом в разных видах практической деятельности.

    Познавательно-поисковая музыкальная практика формируется, полно и ярко проявляется во время проведения нестандартных уроков по музыкально – теоретическим дисциплинам. Ценность творческого участия обучающихся в подобных мероприятиях позволяет самостоятельно открыть что-то новое в осмыслений понятий, в самом себе, «в образном видении мира».

    Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Создание подобных уроков – вынужденная мера в связи с тенденцией снижения интереса обучаемых к занятиям. Они возникли в 70-е годы, чтобы устранить отчуждение любыми способами. Поскольку урок – это основная форм организации учебного процесса, возникла необходимость внедрения в образовательную сферу новых технологий, а нестандартный урок становиться местом встречи с личностью обучаемого. Чем ярче, увлекательнее и убедительнее она проходит, тем успешнее, радостнее идёт дальнейшее обучение. Каждый ученик изначально открыт не только для новых знаний, но и личностных контактов. Поэтому  важно поставить цель, не просто наполнять знаниями, умениями и навыками, а постоянно развивать понимание данных компетенций и создавать условия для осмысления их значений и ценностей. Именно нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность учащихся и способствуют  поддерживанию стабильного интереса к учебной работе, а так же лучшему усвоению программного материала.

 

 

Классификация нестандартных уроков

Основания

Цели

Формы

Нетрадиционные способы

организации.

Развитие осмысленного отношения к знаниям.

Урок-деловая игра, урок- творческий отчёт, пресс-конференция, дискуссия, диспут, семинар.

Опора на фантазию.

Становление творческих способностей при работе с содержанием  учебного материала.

Урок-сказка, урок-передача, урок-сюрприз.

Имитация действий.

Расширение кругозора.

Урок-гостиная, урок –прогулка, урок-путешествие, урок-панорама.

Состязательно-игровая основа.

Стимулирование познавательного интереса.

Урок-кроссворд, урок-викторина, урок-КВН, Что, Где, Когда.

Трансформация стандартных способов организаций.

Развитие нестандартных умений учебной работы.

Урок-эссе, экспресс – опрос.

Оригинальная организация

Учебного материала.

Становление способностей к общему переживанию.

Уроки взаимного обучения, которые проводят обучающиеся: урок-портрет, урок-памятка, урок-интервью.

Аналогия с организованными событиями.

Приобщение к активным формам внешкольной жизни.

Урок-аукцион, урок-концерт, конкурс, турнир.

 

     Сейчас рассмотрим несколько видов нетрадиционных уроков.

1.Урок – концерт.  

      Разновидность обобщающего урока в конце года. Цель его - наглядно продемонстрировать уровень музыкальной культуры учащихся, достигнутый в течение учебного года. Урок- концерт необходимо проводить в торжественной обстановке. На уроке- концерте должны быть представлены разнообразные по характеру и содержанию произведения, выученные школьниками в течение года. Это музыка для хорового и сольного пения, (народная, классическая и современная), включающая музыкально- ритмические движения.

Завершается урок- концерт исполнением песни вместе с родителями. Это всегда вызывает особый подъем, воодушевление, что так важно для урока- концерта в целом.

2. Урок – игра.

   Девиз нестандартного урока – «Где детвора, там и игра!». А основная задача – возбуждать, поддерживать живой интерес к учению, воспитывать и развивать играя. Игра - это вид деятельности в ситуациях, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Игра дает возможность обучающемуся, включаясь в игровую ситуацию, испытать яркие эмоциональные переживания успеха или неудачи. Также дети и подростки в процессе игры развивают способности, необходимые в области деловых и социальных отношений, - проявлять инициативу, ставить и решать проблему, планировать деятельность, решать коммуникативные задачи; учатся самостоятельности, кооперативности, толерантности, чувству товарищества и партнерства, учатся вести диалог, идти на компромисс. Игра способствует также развитию личности, формируя такие качества, как уверенность в себе, инициативность, стремление к творчеству. Учебные игры дают возможность глубже познать окружающую действительность, погрузиться в профессию, ситуацию и т. д.

     Ролевая игра-основная форма игровой деятельности, в которой участники берут на себя роли взрослых, или должностные, или социальные роли и в специально создаваемой игровой ситуации воссоздают деятельность людей и отношения между ними.

3. Урок – зачёт.

    Зачет выполняет не только контролирующую функцию, но и основное его назначение – систематизировать и обобщать материал по теме или разделу, уточнить знания по основным вопросам. Для зачета можно использовать итоговые уроки, уроки обобщающего повторения или уроки контроля и проверки знаний, умений и навыков.

4. Урок – путешествие.

 «Морское путешествие» «Путешествие на машине времени».

5. Бинарный урок (Интегрированный )

(урок, сочитающий музыку с любым другим предметом: музыку и литературу, ИЗО, историю, иностранный язык) – «Пейзаж в музыке. Образы природы в творчестве музыкантов» ( музыка и Изо) , «Хоровод. Построения хороводов» «Танец Полька» ( музыка и ритмика)

6. Урок- сказка ( сказка «Теремок»).

7. Урок-семинар.

Семинар – это один из видов урока.

Цель семинара: более углубленное самостоятельное изучение вопроса, темы, проблемы учебного предмета, овладение научно-теоретической и конструктивной методологией. В условиях школы семинар – один из основных видов практических занятий, состоящих в обсуждении учащимися сообщений, докладов, рефератов, презентаций выполненных по результатам самостоятельного исследования, опыта, доказательства. ( «Балалайка. История инструмента» «Музыкальная азбука») Для учащихся самое важное – подготовка доклада, реферата ; для учителя хорошо подготовить и провести семинарские занятия. На одну и ту же тему или вопрос может быть предоставлен не один, а два-три реферата, доклада. Один для заслушивания, наиболее полно раскрывающий тему, вопрос. А авторы других рефератов по данному вопросу могут выступить с дополнением.

Урок-выставка: демонстрация творческих работ, демонстрация рисунков, «Я и мой мир музыки». « Баба яга» Коллаж из портретов композиторов одной эпохи, Музыкальная афиша.

8.Урок-исследование.

   Урок-исследование - это деятельность обучающихся и педагога, связанная с решением учащимися (при поддержке педагога) творческой, исследовательской задачи (с заранее известным, но не знакомым ученикам результатом), ограниченная временными рамками урока и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: Главная цель урока-исследования - приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа получения новых прочных знаний (знания добываются самостоятельно и поэтому являются личностно значимыми, а значит, прочными), развитие исследовательского типа мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе. Таким образом, итогом урока-исследования должен явиться интеллектуальный, творческий продукт (знания), устанавливающий истину в результате процедуры исследования.

     «Мой любимый композитор». Уроки-исследования - прогрессивная форма нетрадиционного занятия, которая открывает в молодых людях способность генерировать идеи, вести научный поиск, использовать межпредметные связи и в дальнейшем вносить свой вклад в инновационное развитие науки, техники, культуры нашей страны.

 

9. Урок – экскурсия. 

    Во внеурочной деятельности. Экскурсия - форма учебной работы, особенностью которой является реализация процесса обучения не в условиях учебной аудитории, а на природе, в музее, на

улицах города, в парках, на производствах и т. д., при непосредственном восприятии обучающимися окружающего мира. Проводить экскурсию может сам преподаватель или экскурсовод, но именно педагог останется организатором и руководителем познавательной деятельности учащихся на протяжении всего мероприятия. Методика проведения экскурсии зависит от темы, дидактической цели, возраста учащихся, их развития, а также от объекта экскурсии. В основе экскурсионной методики лежит наглядный показ и рассказ. Также урок-экскурсия должен включать самостоятельную работу обучающихся по плану: наблюдение, составление схем, зарисовок, сбор наглядно-иллюстративного материала (фотографирование) и т. д.

10. Урок–спектакль «Колядки».

   Многообразие типов нестандартных уроков позволяет использовать их на всех ступенях образования детей и на разных предметах. А внедрение новых технологий в учебный процесс – компьютеризация школ, оснащение школ проекторами – позволяет придумывать новые нестандартные уроки.

   Нестандартные уроки лучше запоминаются, их особенно хорошо использовать на вводных и обобщающих уроках. Не стоит использовать их постоянно, потому что они хоть и интересны, но в некоторых случаях могут быть менее информативны и полезны

   Конечно, весь учебный процесс переводить на "нетрадиционные рельсы" не нужно. Именно традиционный урок должен быть основной формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс нестандартными занятиями необходимо, т. к. они помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся, развить их творческие способности, повысить мотивированность к учению. А при проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет являться выигрышной, т. к. в нее можно включить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала, и различные виды коллективной и групповой работы учащихся.

   Таким образом, чтобы уроки не были пустой тратой времени, но приносили пользу, учитель должен быть готовым к уроку и, используя все видовое многообразие уроков и методик их проведения, уметь найти индивидуальный подход к каждому ученику. Необходимо помнить, что в деле духовно-нравственного воспитания юного музыканта, его профессионализма и мировоззрения у педагога по специальности гораздо больше возможностей, чем у других учителей и это надо использовать.

         Благодаря подобным занятиям и мероприятиям процесс обучения не сводиться к передаче знаний, а выливается в многогранные отношения между педагогом и учащимися, детей между собой, позволяет повысить уровень мотивации, раскрыть творческую индивидуальность каждого ребёнка. Для успешного  проведения урока необходимо осуществить его чёткую организацию, привлечь учащихся, повысить их самостоятельность и творческую активность, правильно выбрать методы, приёмы и технологии, обучения, повысить степень интенсивности учебного процесса.

       Проведение нестандартных уроков помогает педагогу выйти за пределы шаблона в построении методической структуры занятия. Но из таких уроков невозможно построить весь процесс обучения: по самой своей сути они хороши как разрядка, как праздник для учащихся. Вводить в систему проведение подобных уроков не стоит, так как использование связано с большой потерей времени, невысокой результативностью и поверхностным получением знаний. Трудоёмкая подготовительная работа к таким урокам не позволяет часто прибегать к этим формам обучения. Основной формой организации учебно-воспитательного процесса остаётся урок традиционный, в структуру которого, на мой взгляд, целесообразно вводить отдельные элементы вышеперечисленных нестандартных уроков.

     К числу приоритетных на сегодняшний день педагогических технологий, развивающих личность, формирующих творческое мышление, относится метод проектов, который позволяет по – новому организовать традиционный процесс обучения, взаимоотношения между преподавателем и учеником, создать условия их сотрудничества.

      Перспективы усовершенствования урока как основной формы учебно-воспитательной работы следует искать в следующих направлениях:

- повышение заинтересованности учащихся самой формой проведения урока, его внешними признаками (проведение нестандартных типов уроков);

- углубление содержательной части урока за счёт реализации межпредметных связей (это интегрированные уроки);

- реализация в ходе урока проблемно-поисковой, исследовательской работы обучающихся (за счёт проведения проблемно – диалогических уроков, внедрения проектной учебной деятельности);

- усовершенствование форм контроля знаний, умений и навыков (урок-диспут, урок-конкурс, турнир, урок семинар и т.д.)

  В заключение хочется сказать, что именно о нас, преподавателей, в большой степени зависит – останется ли наш очередной урок скучным, незначительным звеном музыкального образования или же вызовет интерес учащегося, а интерес, как известно, является стимулом познания и мотивирует процесс обучения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

  1. Амонашвили Ш.А. Психологические основы педагогики сотрудничества: книга для учителя. – Киев: Освита, 1991.

 

  1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.

 

  1. 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

 

 

  1. Иванов С.В. Типы и структура уроков.-М.: Учпедгиз, 1952.

 

  1. Эльконин Д.Б. Психология игры.2-е изд. – М.: Владос, 1999.