Норвежский сказочник Э.Григ


Автор: Писарева Елена Георгиевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Сценарий мероприятия

Норвежский сказочник Э.Григ

Краткое описание работы: сценарий мероприятия для учащихся ДШИ

Цели:

1. Формирование эстетических взглядов, нравственных установок.

2. Воспитание эстетически развитой личности.

3. Формирование навыков общения со слушателями, навыков публичных выступлений

Задачи:

1. Ознакомление с творчеством Э.Грига

2. Приобретение понятий о стиле и жанрах музыки Э.Грига

3. Воспитание и формирование интереса к классической музыке

 

Ведущая: 

 

Сегодня наше мероприятие посвящено юбилейной дате 180-летию со дня рождения Э.Грига. Эдвард Григ – норвежский композитор, поставивший музыкальную культуру Норвегии в один ряд с передовыми национальными школами Европы.

 

1 чтец:

НОРВЕГИЯ  -
Страна, где срываются с круч водопады, 
И к низу стремятся отвесной стеной, 
Где берег морской весь изрезали фьорды, 
Там волны нашли свой приют и покой. 

2 чтец:
Здесь пела Сольвейг свои дивные песни, 
И музыка Грига звучала порой, 
Напевы её и легки и прекрасны, 
И радуют слух не земной красотой. 

3 чтец:
Здесь прячутся гномы за ветками леса, 
И феи порхают в тумане морском, 
Здесь скалы круты и обрывы отвесны, 
И снежные шапки белеют кругом. 

4 чтец:
Страна рек холодных и льдов Заполярья, 
Ты радуешь взоры в убранстве своём, 

Ты даришь минуты огромного счастья, 
И дышится вольно в просторе твоём.

 

Ведущая: 

Подобно Глинке в России, Григ является основоположником норвежской музыкальной классики. Григ относится к тем художникам, роль которых оказалась решающей для развития отечественной культуры.

Начав творческий путь в маленькой провинциальной стране Норвегии, композитор силой своего гения возвысил норвежскую музыку до вершин мировой классики.

Э. Григ родился 15 июня 1843г. в Бергене, маленьком городке на берегу Норвежского моря. Этот город называли городом кислой погоды. И часто маленький Эдвард сидел у окна и смотрел на  мрачные скалы. На холодное море. Но лишь на небе рассеивались тучи. И начинало светить солнце, город преображался: горы розовели от солнца и отражались  разноцветными переливами моря.

В такие светлые дни Эдвард с отцом и другими детьми отправлялся на прогулку в горы и леса. Первые музыкальные впечатления, любовь к музыке получил от матери, которая окончила консерваторию и была незаурядной пианисткой и его первой учительницей.

Встреча с Уле Буллем, норвежским скрипачом сыграла огромную роль в судьбе Грига. По его совету Григ поступает в Лейпцигскую консерваторию в 1858г., которую окончил в 1862г.

С 1863г. по 1866г. Григ совершенствует свое мастерство в Копенгагене – центре культуры всей Скандинавии. Здесь он знакомится со скандинавской литературой и искусством, знакомится с их видными представителями такими как Г.Х. Андерсен. Живя в Копенгагене, Григ написал Поэтические картинки, юморески, сонату для фортепиано, первую скрипичную сонату, песни.

Следующие 8 лет жизни Грига в Кристиании (Осло) были периодом напряженной работы. Он стал дирижером филармонического общества, в концертах которого звучали произведения Венских классиков Гайдна, Моцарта, Бетховена, композиторов – романтиков Шумана, Листа, Вагнера.

Э. Григ выступал как пианист, пропагандист норвежской музыки, писал статьи. В тот период он пишет знаменитый фортепианный концерт, который с первого исполнения завоевал сердца слушателей, и является популярным  в наши дни. Начало концерта, где используется яркая трехзвучная интонация, надолго остается в памяти слушателей.

( Запись первой части Концерта для фортепиано с оркестром).

Ведущая: 

В обширном наследии Грига представлены основные музыкальные жанры: сценическая и хоровая музыка, симфонические произведения, камерные ансамбли, фортепианные произведения, романсы. Наиболее полно Григ проявил себя в области фортепианного и камерного вокального творчества. В этих жанрах сказались лучшие стороны его дарования, тонкий и задушевный лиризм. Фортепианное творчество Грига многообразно. В нем нашли отражение и образы природы, и поэтические картины народной жизни.

Его небольшие фортепианные пьесы можно сравнить с лирическими стихотворениями. Таковы фортепианные циклы, которые композитор писал на протяжении всего творческого пути. Это «Лирические пьесы», «Поэтические картинки», «Норвежские танцы и песни».

Цикл этот задуман как ряд несложных пьес, доступных широким кругам любителей музыки. Композитор часто обращается к жанрово – бытовым зарисовкам. В которых использует ритмы народной музыки и танцев таких как Спрингданс, Халлинг, Гангар.  В своём творчестве Григ неоднократно обращается к такому  народному танцу как Халлинг. Это сольный мужской танец, в котором танцор мог проявить свою ловкость, он изобилует акробатическими трюками, в основном исполнялся под волынку или скрипку. Очень популярен норвежский танец Грига, который можно услышать в  исполнении учащихся и преподавателей музыкальных школ.

(звучит «Норвежский танец»)

Ведущая: 

Первое место среди фортепианных циклов занимают «Лирические пьесы» в 10 тетрадях. В этих пьесах Григ по-новому продолжает традиции романтической программности и создает своеобразный дневник впечатлений художника. «Лирические пьесы» составляют большую часть фортепианного творчества Грига. По «Лирическим пьесам» видно, как много пьес  Григ посвятил своей Родине.  Это «Родная песня», «На родине», «Народный напев», «Народная песня». Тема Родины продолжается в музыкальных пейзажах, к которым относится «Ноктюрн» - лирический пейзаж о ночной лесной тишине.

(звучит «Ноктюрн»)

Ведущая: 

Грига привлекали фольклор, народные легенды, сказки. Поэтому много пьес композитора посвящены сказочным персонажам. Сказочные образы предстают в  таких пьесах Грига как «Шествие гномов», «Кобольд», «Танец эльфов». «Шествие гномов» - один из великих образцов музыкальной фантастики Грига.

В контрастной композиции пьесы противопоставлены друг другу причудливость сказочного мира, подземного царства троллей и чарующая красота и ясность природы. Крайние части отличаются яркой динамичностью, в стремительном движении мелькают фантастические очертания «Шествия». Светлое звучание средней части подобно звучанию народной мелодии.

 (звучит Шествие  гномов.).

Ведущая: 

 Одним из самых радостных ярких произведений является «Свадебнй день в Трольхаугене». По виртуозному блеску и свои масштабам она близка к типу концертной пьесы. Композитор посвятил ее своей жене Нине Хагеруп в честь 25- летия их свадьбы.

(звучит «Свадебнй день в Трольхаугене»).

Ведущая: 

На протяжении всей своей жизни Григ писал романсы и песни. Первый цикл романсов появился в год окончания консерватории. А последний в конце его творческого пути. Многие песни были исполнены певицей. Женой композитора. Песня «Избушка» - картина счастья человека на лоне природы. Жаровая основа песни баркарола. Автор стихов песни Г.Х. Андерсен.

Всемирно известным Грига сделала музыка, написанная к пьесе норвежского драматурга Г.Ибсена «Пер Гюнт». «Пер Гюнт» получил широкое признание в виде двух оркестровых сюит.

Ведущая: 

Самые поэтические страницы драмы Ибсена связаны с образом Сольвейг, крестьянской девушки. Всю жизнь Сольвейг ждала Пера в лесной хижине в горах. Григ с особым художественным чутьем сумел передать и самое существо образа Сольвейг – ее душевную чистоту и силу духа и те внешние черты, с которыми мы связываем свои представления о Сольвейг.

Песня «Сольвейг» тонко лирична, словно соткана из интонаций и ритмов народных напевов. До и после самой песни звучит чудесный народный наигрыш, близкий по характеру протяжным и задумчивым наигрышам рожка. Сама песня на редкость чистая и целомудренная, принадлежит к лучшим поэтическим созданиям Грига. Мастерски в песню включены интонации и ритмы спрингданса – они звучат словно в дымке воспоминаний. Легкий и нежный танцевальный припев открывает иную грань образа: радость и свет юности, которые сохранила в душе Сольвейг.

(Звучит Песня Сольвейг)

Ведущая: 

Пьеса из сюиты «В пещере горного короля» – это фантастические персонажи народного фольклора. Маршевость, характерная для норвежской народной музыки, составляет основу этой пьесы.

Постепенное увеличение звучности от пианиссимо до фортиссимо и увеличение темпа для изображения дикой пляски – основные выразительные черты этой пьесы. Эта пьеса очень популярна в наши дни, и исполняется современными исполнителями. Пьеса «В пещере горного короля» есть в репертуаре пианиста Дениса Мацуева.

 (звучит пьеса «В пещере горного короля»).

Ведущая: 

Признанием заслуг Грига было избрание его членом ряда академий: шведской (1872г), французской(1890г.). Доктором Кембриджского университета Э. Григ был избран вместе с П.И. Чайковским, с которым он был лично знаком еще с 1888года. П.И. Чайковский так писал о творчестве Э Грига: « Григ сумел сразу и навсегла завоевать русские сердца. В его музыке. Проникнутой чарующей меланхолией, отражающей  в себе красоты норвежской природы. То величественно широкой  и грандиозной, то серенькой, скромной, убогой, но для души северянина есть что – то нам близкое, родное, немедленно  находящее   в нашем сердце  горячий отклик».

(Звучит концерт для ф- но с оркестром)

На такой прекрасной ноте мы завершаем нашу встречу с творчеством выдающегося, гениального композитора Эдварда Грига. Спасибо всем слушателям.