Сценарий познавательно-игрового экскурс-развлечения "С днем рождения, любимый город! " для детей старшего дошкольного возраста


Автор: Белоус Ирина Владимировна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Сценарий мероприятия

Сценарий познавательно-игрового экскурс-развлечения "С днем рождения, любимый город! " для детей старшего дошкольного возраста

Краткое описание работы: Мероприятие посвящено празднованию 60-летия города Южноуральск

 

 

«Воспитание, семейное и общественное,

вместе с влиянием литературы,

общественной жизни и других

общественных сил, может иметь

сильное и решительное влияние на

образование нравственного

достоинства в человеке».

К. Д. Ушинский

 

Цель развлечения:

  1. Формирование и воспитание нравственно-патриотических чувств дошкольников; интереса к родному городу, к памятным и историческим местам, желание больше узнать о городе.

 

Задачи:

  1. Формировать и расширять представления детей о современном городе, его новостройках и достопримечательностях.
  2. Воспитывать любовь к родному городу.
  3. Создавать праздничное настроение в связи с празднованием юбилея города.

 

Участники:

         Дети подготовительных к школе групп ДОУ.

 

Работа над подготовкой и проведением данного развлечения включала в себя: 

1) постановку цели; 

2)  разработку содержания  учебно-воспитательного процесса на основе заданной тематики;

3) организацию (пополнение, обновление) развивающей, познавательной, предметной среды через работу с родителями, социумом;

4) организацию совместной (с педагогами, родителями и детьми) творческой, поисковой и практической деятельности при подготовке и реализации развлечения;

5) репетиционную работу с педагогами, задействованными в развлечении, коррекцию сценарного материала;

6) рассылку пригласительных открыток на развлечение участникам, гостям, родителям.

8) проведение развлечения.

При подготовке развлечения были проведены следующие виды работ.

 

Предварительная работа с детьми:

  1. Чтение стихов местных поэтов, произведений художественной литературы о родном крае, регионе.
  2. Заучивание стихов.
  3. Целевые экскурсии по городу, в краеведческий музей.
  4. Разучивание песенного материала.

Предварительная работа с воспитателями:

  1. Подбор литературного ряда, произведений живописи, репродукций, фотографий.
  2. Составление, чтение рассказов о Южном Урале на основе исторических данных, адекватных возрасту детей.
  3. Знакомство с творчеством писателей, музыкантов, пишущих на заданную тематику.
  4. Проведений целевых (тематических) экскурсий по городу. Организация похода в краеведческий музей города.
  5. Взаимодействие с социумом (детская библиотека).
  6. Разучивание (репетиционная работа) песенного материала.
  7. Подбор игр и заданий для развлечения.

 

Предварительная работа с родителями воспитанников:

  1. Накопление фото- и видеоматериалов для оформления заключительной слайд-презентации.
  2. Сочинение рассказов, стихов о родном городе, детском саде.
  3. Организация выставки народных промыслов (каслинское литье, изделия из камня, предметов рукоделия и т.д.).  

 

Используемый материал:

  1. Фотовыставка «Любимый город».
  2. Выставка народных умельцев.
  3. Средства мультимедиа.
  4. Слайд-презентация.
  5. Гимн Южноуральска в грамзаписи (сл. Елены Морозовой, музыка Евгения Мишустина).
  6. Нотный материал:
  • «Моя Россия» сл. Н. Соловьевой, муз. Г. Струве;
  • «Уральский хоровод» сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко;
  • «Детская песенка» сл. А.Каминской, муз. И. Белоус.

 

Интегрируемые образовательные области при организации и проведении мероприятия:

  • Физическая культура (соревнования, конкурсы);
  • Социализация (игровая направленность мероприятия);
  • Познание (развитие кругозора);
  • Коммуникация (коммуникативные танцы, совместные игры);
  • Чтение художественной литературы (чтение стихов);
  • Художественное творчество (изготовление коллективного коллажа «Мой город»);
  • Музыка (пение песен, танцевальная деятельность, восприятие музыкальных произведений).

 

Время и место проведения:

         Музыкальный зал.

Ход развлечения:

Музыкальный руководитель: Здравствуйте дорогие ребята и взрослые! Сегодня мы очень рады приветствовать всех, кто здесь собрался в нашем саду.

В 2023 году наш любимый город Южноуральск празднует свое 60-летие. Итак, немного истории.

Небольшой промышленный городок в Челябинской области Южноуральск уютно расположился на реке Увелька. Город был основан в 1963 году на месте рабочего поселка, рождение которому дала Южноуральская государственная районная электростанция.

Однако история этого поселения уходит к XVIII веку, когда вблизи этой территории казаки Исетского войска основали Нижнеувельскую крепость, которая была призвана связывать Челябинскую и Троицкую крепости.

Город наш лишь маленькая частичка огромной страны, имя которой – Россия.

 

Дети исполняют песню «Моя Россия»  (сл. Н. Соловьевой, муз. Г. Струве)

 

Музыкальный руководитель: Мы с вами только что послушали песню о нашей замечательной стране. Она состоит из множества больших и малых городов, и в одном из них, живем мы с вами, ребята, и называется наш город (дети называют все вместе). Да, наш город называется Южноуральск. Очень правильное название у нашего города, потому что он расположен на самом юге Урала.

Много есть городов –

Но с тобой ни один не сравнится!

Город наш молодой –

Ты большого Урала частица.

 

(Показ слайда)

Музыкальный руководитель: (продолжает). Город наш действительно молод и очень красив. Но он не всегда был таким, каким мы его видим сейчас. Раньше он был крепостью, где можно было укрыться от нападения. Затем он стал называться казачьей станицей,  и был похож больше на деревеньку с небольшими домиками и грунтовой дорогой, (Показ слайда).

И только потом, когда началось строительство Гидроэлектростанции (Показ слайда) и на стройку приехало много людей из разных уголков нашей страны, город начал быстро строиться и появились первые высотные дома. (Показ слайда)

Сегодня я предлагаю, ребята, отправиться в день рождения нашего города на необычную экскурсию и побывать в некоторых наиболее интересных местах.

Итак, мы отправляемся из нашего детского сада «Рябинка» (Показ слайда) и первая остановка у нас будет в Городском парке культуры и отдыха. (Показ слайда).

Я думаю, что вы наверняка не один раз бывали в парке с родителями и знаете, как много там всего интересного. Видели там  интересные аттракционы и катались на них. В парке проходят многие городские мероприятия: Масленица, День защиты детей, городской выпускной бал. А еще, ребята, вы обратили внимание на то, какие там красивые деревья. И вот, чтобы нам всегда было там приятно бывать и нам всегда были рады, мы должны быть аккуратными гостями. Поскольку мы с вами находимся в парке, а там так много интересного, то мы обязательно должны принять участие в каком-нибудь состязании. И вот сейчас мы проведем ....

 

Конкурс с веревочками «Самый ловкий».

Объясняет правила конкурса с веревочками, вызывает игроков принять участие в конкурсе.

Музыкальный руководитель: Мы продолжаем наше путешествие, и следующая остановка будет в нашем краеведческом музее. (Показ слайда). Музей наш был основан больше 40 лет назад. 

В музее, ребята,  хранится много старинных вещей, документов об истории нашего края, города. Есть здесь и отдел 250-летней истории города, отдел природы с огромной коллекцией чучел и выставочный зал художественного творчества местных мастеров. Кто у нас побывал в Южноуральске, никогда не упускает возможности купить себе на память себе, своим друзьям, близким изделия из фарфора и керамики местных заводов (ЗРК, ЮАИЗ)

А еще мы сможем увидеть главные символы нашего города – это флаг и герб. (Показ слайда). Я предлагаю послушать главную песню нашего города – Гимн Южноуральска.

Звучит в грамзаписи Гимн Южноуральска, дети во время исполнения встают.

По окончании дети садятся на стульчики, а музыкальный руководитель продолжает.

А еще в музее можно познакомиться с природой нашего края,  и узнать какие животные обитают в нашей местности.

 

А сейчас вы все, ребятки

Отгадайте-ка загадки.

Музыкальный руководитель загадывает детям загадки о животных, обитающих в Челябинской области и на Южном Урале.

 

Этот мастер-лесоруб

Разгрызает даже дуб –

Зубы. крепче, чем топор!

Что за зверь такой? (бобер)

 

Шустрый маленький зверек –

По деревьям скок да скок!

Вот с гостинцами тарелка!

Погрызи орешков, … (белка)

 

Ушки на макушке

У лесной зверушки.

Ты его узнай-ка!

Это серый … (зайка)

 

Есть такой зверек, ребята:

Хвост пушистый, полосатый.

Он в густом лесу живет,

Называется… (енот).

 

Из него торчат иголки,

Прямо, как из нашей елки.

Он колюч, как елка, тоже,

Познакомьтесь, это … (ежик)

 

Хитренько взглянула,

Хвостиком махнула

И исчезла – чудеса!

Где ты, рыжая… (лиса)

 

Любит он охоту очень,

Но не днем, а темной ночью,

Землю сумерки укрыли -

Кто в лесу летает? (филин)

 

Ой, зайчишкам не до смеха

От его клыков и меха.

В зайцах с детства знает толк

Злой, зубастый серый..(волк)

 

Музыкальный руководитель: Итак, ребята, мы вновь продолжаем наше путешествие и следующая наша остановка – городской стадион. (Показ слайда).

За последнее время он очень преобразился. В летнее время можно побегать по новой очень хорошей беговой дорожке, а зимой – на лыжах или погонять футбол на снегу. Мы с вами сегодня тоже проведем свое небольшое спортивное соревнование.

Проводится соревнование «Попади мячом в корзину».

Для выполнения задания выбираются 2 участника, которые должны из положения стоя попасть мячиком в корзину. Выигрывает игрок, попавшим в корзину большим количеством мячей.

Музыкальный руководитель: (продолжает). Дальше, ребята, по пути нашего следования мы посетим нашу детскую библиотеку «Радуга». Здесь собрано очень много самых интересных и полезных книг. Ребята всего города любят бывать здесь и узнают тут много нового. В библиотеке много книг с интересными рассказами, сказками и стихами. И я знаю, что вы, ребята,  приготовили стихи о нашем городе, о Южном Урале, и мы все вместе с удовольствием их сейчас послушаем.

Дети исполняют стихи авторов местного литературного клуба «Лира»

 

«Город мой»

Я люблю свою землю

И люблю свою Русь

И простые слова

Сложить в рифму берусь.

Это было давно, был 17 век

Емельян Пугачев (был такой человек)

В этих чудных местах побывал,

Еще Пушкин об этом писал.

Защищая границы от набегов чужих

Крепость здесь лишь стояла

Горстка юных, простых молодых казаков

Эту крепость свою охраняла

Время шло, все заметно менялось

Небольшое село, а кругом шумел лес…

Но пришел человек и построил здесь ГРЭС

Небольшая река, голубая вода

Человеку вдруг покорилась

В город добрый, рабочий с названьем простым

Эта чудная мысль претворилась

Город мой молодой и красивый такой

И зовется он Южноуральском

Город юности нашей, мечты и труда

И судьба его гордая в этом

Как хотелось бы стать

Настоящим поэтом

И воспеть этот город в стихах.

Он весною красив и зимою хорош

И другого такого ты нигде не найдешь

Смена наша и надежда наша

Это все уже ваше

Так любите свой дом, берегите его

В память предков своих

Не забудьте о том.

 

***

ЮУ ГРЭС дала свет и тепло

Рядом с ней чудный город расцвел

Пусть полвека с тех пор утекло

Помним, кто эти трубы возвел.

Энергетики вклад свой несут.

Чтоб страна  наша вновь расцвела

Дарят людям тепло и уют.

Чтобы жизнь наша лучше была

Так работай родная ЮУ ГРЭС

Ведь для многих ты стала родной

Пусть сегодня тебе 50

Оставайся всегда молодой.

 

Маленькая столица.

 

Маленькая столица-

Город, где я живу.

Ночью мне только снится

Днем вижу наяву.

Сказка – не город. Честно

Прямо могу сказать.

В нем никому не тесно

В нем хочется дышать.

Если сведут дороги

Буду сюда спешить

Здесь лишь уйдут тревоги

Здесь я мечтаю жить

Город, где небо синее,

Выросший на века –

Капля большой России

Властная, как река.

Имя Южноуральску

Было дано судьбой

В поисках жизни райской

Буду всегда с тобой.

Город мой. Не забуду

Южноуральск никогда!

Маленькая столица,

Будь такой всегда.

 

Затем музыкальный руководитель предлагает детям отгадать загадки о сказочных персонажах – героях детских книг.

1.

На завтрак съел он только луковку,

Но никогда он не был плаксой.

Писать учился носом буковки

И посадил в тетрадке кляксу.

Не слушался совсем Мальвину

Сын папы Карло ... (Буратино)

 

2.

Лечит он мышей и крыс,

Крокодилов, зайцев, лис,

Перевязывает  ранки

Африканской обезьянке.

И любой нам подтвердит:

Это - доктор ...  (Айболит)

 

3.

Хоть он стоек был и смел,

Но в огне не уцелел.

Младший сын столовой ложки,

Он стоял на крепкой ножке.

Не железный, не стеклянный,

Был солдатик ... (оловянный)

 

4.

Все девчонки и мальчишки

Полюбить его успели.

Он - герой веселой книжки,

За спиной его - пропеллер.

Над Стокгольмом он взлетает

Высоко, но не до Марса.

И малыш его узнает.

Кто же это? Хитрый ...(Карлсон)

5

"Зеркальце, скажи, будь мило,

Кто  на свете всех белее?" -

Как-то мачеха спросила,

Та, что всех хитрей и злее.

И ответило, сверкая,

Зеркальце, чуть-чуть помешкав:

"Всех прекрасней молодая

Падчерица ..." (принцесса)

6

Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг - только грязь и зола.

А звали красавицу ...

(Золушка)

 

Музыкальный руководитель: Наше путешествие, ребята,  продолжается, и мы посетим Детскую школу искусств. Многие из вас  уже занимаются в школе: кто-то художественным творчеством, кто-то музыкой и играет на каком-то музыкальном инструменте, кто-то учится танцевать.

В любом случае – это очень интересно и необходимо здорово потрудиться, чтобы научиться хорошо выполнять что-то. А сейчас мы предлагаем вам вместе попробовать освоить небольшой музыкальный номер.

Музыкальный руководитель предлагает детям пригласить друг друга на коммуникативный танец и вместе станцевать его.

Дети исполняют «Мы хотели танцевать» (музыка звучит в записи), музыкальный руководитель помогает им. По окончании танца музыкальный руководитель предлагает детям расположиться около столиков, где приготовлены ватман, ножницы, карандашный клей, фломастеры, карандаши, маркеры, фотографии города. Под музыку Ю.Антонова «Есть улицы центральные…» дети оформляют коллективный творческий коллаж, посвященный празднованию 60-лети города Южноуральска. Воспитатели групп помогают детям. Полученные работы фотографируются. 

Музыкальный руководитель: Сегодня мы с вами, ребята, побывали только в нескольких интересных уголках нашего города и сколько еще интересного о нем вам, ребята, предстоит узнать в будущем. Я думаю, что очень многое вам смогут рассказать о нашем замечательном городе ваши мамы и папы, а так же дедушки и бабушки. На их глазах город наш строился и хорошел.

К нам в гости приезжает много гостей из других городов и даже стран. Мы рады видеть всех гостей! Я предлагаю нам всем вместе спеть замечательную песенку «Уральский хоровод».

Дети исполняют песню «Уральский хоровод» (А. Филиппенко)

Затем звучит музыка (по выбору музыкального руководителя), на экран проецируется  слайд-презентация  «Ты – Урала большого частица!».

Музыкальный руководитель: Ребята, я предлагаю закончить наше мероприятие веселым флешмобом.

Дети встают свободно по залу и выполняют танцевальные движения с шариками, лентами, флажками под музыку Т.Залужной «С днем рождения» (исп. группа «Барбарики»)

По окончании дети прощаются друг с другом и под музыку Б. Савельева «Большой хоровод» выходят из зала. 

 

 

Итог проведенной работы.

 

Основная цель при проведении развлечения – формирование у детей основ нравственно-патриотического воспитания средствами музыкальной, художественной и эстетической культуры, создание богатого внутреннего мира ребёнка, развитие творческого потенциала детей в интеграции различных образовательных областей.

В процессе подготовки развлечения детям было обеспечено:

  • эмоционально-психологическое благополучие;
  • формирование музыкально-эстетического сознания;
  • накопление опыта восприятия различных видов искусства;
  • обогащение активного словаря детей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие ассоциативного мышления;
  • активизация в проявлении творчества.
  • развитие коммуникативности.

 

Реализуя все вышеперечисленные мероприятия, мы руководствовались следующими принципами:

 

  1. учёт возрастных особенностей;
  2. интеграция образовательных областей;
  3. координация деятельности педагогов;
  4. преемственность во взаимодействии с ребёнком в условиях ДОУ и семье.

 

Проводимая работа над организацией и проведением развлечения органично вписалась в педагогический процесс детского сада и на практике показала свою значимость и эффективность.

Мероприятие может быть предложено для использования педагогами в педагогической практике.

 

Список используемой литературы

 

  1. Южноуральские писатели детям, хрестоматия (составитель Т.Н. Крохалева), Челябинск, «Взгляд», 2007 г.
  2. Природа Южного Урала(автор Е.В.Григорьева, Челябинск, 2000 г.)
  3. Хрестоматия по литературе родного края (составители А.Б.Горская, Н.А.Капитонова, Челябинск, «Взгляд», 2002 г.)
  4. 7.     Гербы и символы: история российского герба (автор Г.В. Калашников, СПб., Детство-пресс, 2006 г.)
  5. 8.     Гербы и символы: Челябинск и Челябинская область (автор  Г.В. Калашников, СПб., Детство-пресс, 2007 г.)
  6. 9.     История родного края (автор А.И. Александров, Челябинск, 1978 г.)
  7. 10.                       В каждом городе сказка живет (автор Е.Раннева, библиотечка журнала «Единоросик», Челябинск)
  8. 11.                       Уральские промыслы (авторы Л.Н.Коротовских, Л.К.Месеренко, Л.А. Москвина, Челябинск, «Взгляд», 2003 г.)
  9. 12.                       Челябинск в разных измерениях (составитель А.А.Золотов, Челябинск, 1986 г.)
  10. 13.                       Челябинская область вчера, сегодня, завтра, буклет к 70-летию со дня образования Челябинской области (Челябинск, 2009 г.)
  11. 14.                       Южноуральский городской округ, тетрадь юного краеведа, ( авторы М.С. Гитис, С.О.Кирочкина, А.П.Моисеев, А.А.Сунцова, Челябинск, «Абрис», 2007 г.)
  12. 15.                       55 лет Южноуральской ГРЭС, юбилейный буклет, Челябинск, 2007 г.
  13. 16.                       С юности и на всю жизнь….(автор Т.А.Чугунов, Южноуральск, 2006 г.)
  14. 17.                       Конкурс Южноуральск – Зальцбург, сборник информационных материалов, Южноуральск, 2008, 2011гг.
  15. 18.                       Опорный край державы (авторы-составители В.Белковский, Н.Карташов, Москва, «Советская Россия», 1982 г.)
  16. 19.                       Моим маленьким друзьям (автор В.Суслов, Челябинск, 1993 г.)
  17. 20.                       Чудесный самолет (автор Р.А. Дышаленкова, Челябинск, 1989 г)
  18. 21.                       Веселая горка (автор Р.Шагалеев, Челябинск, 1991 г.)