Лекция – концерт "Художник большой души", посвященный 140- летию А.Ф.Гедике


Автор: Муратова Елена Николаевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Сценарий мероприятия

Лекция – концерт «Художник большой души» Посвященный 140- летию А.Ф.Гедике

Краткое описание работы: Сценарий лекции-концерта, проведенный в ДШИ г.Фокино , в сопровождении мультимедийной презентации и концертных номеров

Лекция – концерт "Художник большой души"

Посвященный 140- летию А.Ф.Гедике.

Добрый день, дорогие друзья!   Сегодня мы вновь собрались в нашей  «Музыкальной гостиной».  Ребята, когда вы начинаете играть  музыкальные произведения по специальности -  задумываетесь ли вы, что за композитор написал его, каким он был, как прошла его жизнь, какие еще произведения были им написаны, для кого?..  Сейчас у вас есть возможность поближе познакомиться с творчеством одного из таких композиторов, пьесы которого вы  играете, побольше узнать о нём.  Речь идёт об  Александре Фёдоровиче Гедике – русском композиторе, педагоге,  пианисте, органисте.

Он является автором четырёх опер, кантат, множества симфонических, фортепианных и органных сочинений, концертов и камерных произведений для духовых инструментов, романсов, обработок русских народных песен. Но как ни странно, известен он больше как композитор, создавшим множество остроумных, высокоталантливых и полезных произведений для детей. В этом жанре Гедике можно сравнить с такими мастерами детской художественной литературы, как К. Чуковский и С. Маршак. Наверняка многие из вас уже играли его этюды и пьесы.

 Из случайно подслушанного разговора двух юных пианистов в ожидании урока: «А ты сколько в этом году гедиков сыграл?»

  Когда Гедике сочинял музыку для детей, он как бы перевоплощался в мальчика или девочку, старался в своем воображении жить их интересами. Вот почему дети с такой охотой играют пьесы "дедушки Гедике".
Предлагаю вам самим представить образы произведений, которые вы сегодня услышите в нашем концерте, т.к. названия у них простые : пьеса , миниатюра, прелюдия. Вы можете придумать названия к произведениям, которые услышите, а к тем произведениям, которые вам больше всего понравились и запомнились можете нарисовать рисунки и принести на уроки слушания музыки мне или Г. Н. Буданцевой.

 Александр Федорович создавал многочисленные циклы этюдов, упражнений и пьес для фортепиано,  способствующие развитию у детей  художественного вкуса и музыкального чутья и одновременно – различных сторон техники фортепианной игры. Они до сих пор пользуются огромной популярностью среди педагогов и очень любимы детьми. Сборники «60 пьес для начинающих», полифонические произведения, этюды для начинающих музыкантов, пьесы «Осенний дождь», «Иволги в лесу» « Гроза» - эти его программные произведения представляют собой своеобразные музыкальные картины, которые учитывают особенности детского восприятия, но вместе с тем обладают  собственными художественными достоинствами. Сочинение музыки было творческой потребностью Гедике; он сочинял её до последних дней жизни. А прожил он  80 лет.

Предки А. Ф. Гедике по отцовской линии были выходцами из Германии, давно переселившимися в Россию.(О пасторе новой лютеранской церкви Гейдеке упоминалось в журнале «Вестник Европы»  ещё в 1803г.) Среди представителей этой разветвленной обширной семьи были люди разных профессий:  Его троюродный брат – Роберт Андреевич Гедике (1829 – 1910) был выдающимся  архитектором, почетным членом Академии художеств. Двоюродный брат Владимир Владимирович Гедике был инженером путей сообщения, прокладывал железную дорогу Владивосток – Хабаровск. За тяжелую самоотверженную работу в трудных условиях непроходимой тайги одна из станций (613 км от Владивостока и 156 км не доезжая Хабаровска)  была  названа  его именем «Гедике». ( Я специально посмотрела карту и обнаружила, что эта станция до сих пор существует и рядом находится поселок «Гедике»)

 Но больше всего в этой семье было музыкантов — органистов, пианистов, вокалистов, композиторов.

 Александр Федорович Гедике начинает свою «родословную" от прадеда — Генриха-Георга (Андрея Ивановича)  ГЁдике  (так правильно произносится его фамилия). Он был пианистом-педагогом , органистом католической церкви в Петербурге и ректором Немецкого драматического театра, ин­спектором фортепианных классов   в  Смольном институте в Петербурге, пользовался уважением многих замечательных деятелей русской культуры.

Дед -  Карл Андреевич (по документам — Генрихович), был преподавателем хорового пения в Москве и служил органистом московской католической церкви Святого Людовика Французского. Отец, Фёдор Карлович (по метрике — Фридрих-Александр-Пауль Гёдике), работал органистом в той же церкви, был пианистом в оркестре Большого театра, преподавал в Московской консерватории  фортепиано.
Двоюродным братом Гёдике был композитор Николай Карлович Метнер.

Мама будущего композитора Жюстен-Адель родилась во Франции, переехав в 1870 году в Россию, она, вместе со своей сестрой, обосновалась в Москве.  Позже сам Гедике пишет:  «Музыка занимала в нашей жизни большое место. К отцу, служившему в Большом театре, постоянно приходили музыканты, готовившиеся к конкурсу, и мы внимательно их слушали. Тут бывали скрипачи, виолончелисты, духовики. Невольно мы изучали звучание, и свойства того или иного инструмента. Отец был хорошим пианистом…., мы всегда с интересом слушали его игру, особенно любили мы Шопена».

В 1887 году Гедике поступил в гимназию, с большим удовольствием занимался там хоровым пением и рисованием. «Начиная с 12 лет, я заменял отца во французской церкви в качестве органиста, и делал это неплохо, а главное с удовольствием. Я умел недурно импровизировать». Дома у Гедике часто звучала музыка П.И.Чайковского, И.С.Баха, в исполнении семейного ансамбля, который состоял из двоюродных братьев Александра Фёдоровича. Переложение для этого ансамбля делал сам Александр.

В 1891 году Гедике перешёл в четвёртый класс гимназии, но музыка поглощает все его силы и внимание. И тогда он решает готовиться к поступлению в консерваторию. Подготовив программу по специальности, сдав сольфеджио, Александра принимают в консерваторию. «Поступив в консерваторию, я ясно увидел, что не ошибся в своих мечтах, и, что воздух, которым я стал дышать, совсем не похож на воздух гимназии. Сестра композитора О.Ф.Метнер (Гедике) писала: «Как он горячо принялся за дело! Каждый день в 8 часов утра садился за рояль, играл гаммы, этюды, пьесы и своего любимого И.С.Баха. Он был рассеян и, кроме музыки, казалось, ни о чем не думал».

Он делал большие успехи, интересовался всем, посещал театры, концерты  симфонической музыки. В этот период он начал давать частные уроки музыки, а также начал сочинять. «В консерватории в 1894 году я закончил скрипичную сонату. Написал марш, элегию и фугу для большого оркестра». Часто выступал на вечерах в консерватории: играл Ф.Листа, Ф.Шуберта, Л.Бетховена, продолжал заниматься на органе, а также пишет  ряд произведений для разных инструментов.

В 1898 году Александр Фёдорович оканчивает консерваторию с золотой медалью, а в 1900 году едет на конкурс в Вену. Как композитор, он получает первую и единственную на конкурсе премию, и удостоился почетного отзыва как пианист. Известный музыкант - педагог А.Б.Гольденвейзер писал: «Александра Федорович был большим композитором, с очень здоровым оптимистическим мировоззрением. Он обладал первоклассным техническим мастерством. Сочинения Александра Фёдоровича выявили большую многогранность таланта… Игра Александра Фёдоровича отличалась мужественностью, полным, красивым звуком, безукоризненным техническим мастерством и непогрешимым ритмом».

В сентябре 1909 года началась работа в  Московской консерватории, где Гедике вёл класс специального фортепиано, а позже с начала 20-тых годов и класс органа и камерного ансамбля. В дальнейшем жизнь и творчество Гедике уже неотделимы от его Alma mater, ставшей музыканту вторым домом. Гедике делает много обработок для органа – это камерные и симфонические произведения Ф.Листа, Э.Грига, Р.Вагнера, и сам сочиняет пьесы для органа.  И. С. Бах был его любимым композитором, и порою, он до слез был захвачен гениальной музыкой и тихонько повторял: «Боже мой, боже мой», не переставая играть.

Любовь к природе приучила Александра Федоровича к большой наблюдательности. Он зорко подмечал малейшие изменения в окружающем его мире. Каждая набухшая весною почка приводила его в восторг.

 Александр Федорович был очень разносторонний музыкант, он много концертировал, принимал участие в концертах для  рабочих и крестьян  Москвы и Подмосковья.  Много сочинял.  Композитор тесно связан в своём творчестве с традициями русской музыкальной классики. К лучшим его произведениям принадлежат обработки русских народных песен.

Все знакомые и ученики указывали на необыкновенные личные качества А. Ф. Гедике. За всю жизнь не было ни одного случая, чтобы он сказал ученику резкость. Хотя он часто говорил ученикам, что вот-вот рассердится, — он никогда не сердился. Его невероятная благожелательность, деликатность, искренность и бесхитростность сделали Александра Гедике душой консерватории, вызвали любовь и глубокую преданность учеников. А когда кто-либо из его знакомых оказывался в беде, Гедике первый спешил на помощь, помогал и делами, и материально.

Гедике был человеком довольно высокого роста,  ходил с тростью, не спеша.  Любил поглаживать бороду и теребить цепочку карманных часов. Разговаривал Гедике низким басом, его  отличал яркий образный язык, использование народных выражений, он часто говорил ученикам: "Не дубась!", "Не балуй!", "Не размусоливай!". Из-за этого, а также из-за бороды и неизменной «авоськи» Гедике иногда принимали за пожилого крестьянина, что его забавляло, но он никогда не сердился.

 Отдельного упоминания заслуживает любовь Гедике к животным. В его квартире жило до дюжины кошек, выхоженная им покалеченная собака, а все птицы вокруг консерватории узнавали его, потому что он всегда кормил их по утрам.

Александр Федорович Гедике был неутомимым тружеником. Помня завет великого композитора П. И. Чайковского – "работать нужно всегда!", – Гедике сочинял, занимался на органе, рояле ежедневно. Не ждал "подходящего настроения". Он очень много успевал сделать за день.

А. Ф. Гедике был чрезвычайно пунктуальным человеком, любил обстоятельность.    У Александра Федоровича был определенный режим дня, которого он неукоснительно придерживался всю жизнь. Он вставал всегда в 6 утра, а ложился спать в 9–10 часов вечера.

 С утра Гедике шел в Консерваторию заниматься на органе, а затем с учениками. Не было случая, чтобы он когда-либо пропустил занятия или опоздал. По нему можно было проверять часы. Даже когда он приходил на занятия очень больным, уговорить его вернуться домой было сложнейшей задачей

 Редкая душевная чистота и благородство снискали музыканту всеобщую любовь и признание. А сама его жизнь стала символом бескорыстного и преданного служения делу. В нем сочетались доброжелательность и строгость, требовательность к ученикам и к себе. Он был невероятно добр и знаменитое «гедиковское» высказывание « ну, это совсем плохо, четверка!» вошло в историю

 Много раз ученикам А.Ф. приходилось слышать от своего учителя, что исполнителю прежде всего необходимо постичь художественную идею произведения, проникнуть в его сущность, а лишь потом стремится применить все имеющиеся технические и красочные средства, чтобы передать воплотить эту идею наиболее ярким образом. «Понимаете,- говорил А.Ф.,- музыка только тогда хороша, когда она создает какие-то образы, а так – это просто раздражение уха колебаниями частиц воздуха».

 Историческое значение творчества А.Ф. Гедике невозможно переоценить. В стране, пережившей менее чем за полвека Первую мировую, Гражданскую и Великую Отечественную войны, создавал фундамент отечественного органного искусства, способствовал сохранению и развитию традиций Московской консерватории в классах специального фортепиано, органа и камерно-инструментального ансамбля. Благодаря творческому, профессиональному подходу к своему делу Гедике удалось вырастить целую плеяду музыкантов-исполнителей, достойно продолживших и укрепивших традиции московской органной школы. А  популярность Гедике, как композитора для детей, до сих пор почти не имеет себе равной. В память о А.Ф.Гедике  в Московской консерватории ежегодно проходят  концерты и Международный органный фестиваль.

 И закончить наш лекцию - концерт хочется словами известного пианиста и педагога Г.Нейгауза : «Как композитор А.Ф. Гедике никак не принадлежал к «потрясателям основ», новаторам и «дерзателям», но он так благородно и спокойно шёл по путям, на которые вступила музыка до него (великолепным путям, по которым ещё следовало и можно было ходить), что многие из его лучших произведений продолжают доставлять любителю и знатоку музыки искреннее удовольствие и радость».