Ансамблевое музицирование на уроках сольфеджио в детской музыкальной школе (2-3 классы)


Автор: Башарова Ирина Раисовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Дети

Тип материала: Методические разработки

Ансамблевое музицирование на уроках сольфеджио в детской музыкальной школе (2-3 классы)

Краткое описание работы: Современные методики преподавания сольфеджио в детской школе ис¬кусств ставят целью воспитание не только собственно музыкального, но, пре¬жде всего, ин¬тонационного, или "мыслящего слуха" (Б. Яворский). В этой связи сольфеджио в креативном направлении могут расширить такие области знания, как музы¬кальная семантика и риторика. Именно они дают возможность разви¬тия творче¬ского воображения учащихся, восприятия ими музыкального текста в содержательном (смысловом) аспекте, то есть выявления в нём образов героев, персо¬нажей, музыкальных "слов"-интонаций, диалога и сюжета. Одной из форм ансамблевого творческого музицирования на уроке соль¬феджио является интонационный этюд. Данная форма осмысленного и творче¬ски активного взаимодействия исполнителя с музыкальным текстом была раз¬рабо¬тана учёным-музыковедом Л.Н. Шаймухаметовой и широко развёрнута в исследо¬ваниях Лабо¬ратории музыкальной семантики Уфимского гос. института искусств . Далее в работе предлагаются разработки интонационных этюдов, создан¬ные на основе мелодий из распространённых в педагоги¬ческой прак¬тике учеб¬ников "Сольфеджио" - А. Барабошкиной для 2-го класса [2] и Е. Давы¬до¬вой, С. Запорожец для 3-го класса музыкальной школы [4]. Методика преобразования "номеров", изданных для сольфеджи¬рования, в интонационные этюды опирается на поиск в тексте мелодий ключе¬вых интона¬ций. Они наиболее часто повторяются, "мигрируют" из текста в текст с закреп¬лёнными предметно-образными значениями. Технология разработки интонационного этюда включает: 1) нахождение в заданном, первичном тексте мелодий ключевых инто¬на¬ций и расшифровку их семантических значений, 2) создание на их основе смы¬сло¬вой партитуры (вторичный текст), в которой участники ролевой игры рас¬пределяют между собой реплики и выступают в диалоге и ансамбле (дуэт, трио, квартет, хор). В мелодиях избранных песен встречаются различные по эти¬моло¬гии смы¬словые структуры: 1) голосовые (интона¬ция колыбельной песни, "голоса" Ку¬кушки, Воробья), 2) ин¬струмен¬тальные (фан¬фара, бурдонный бас, интона¬ция дудочки, "звон коло¬кольчиков"), 3) пластические, или танце¬вальные фигуры (ритм притопа, "пере¬пляс" и др.). Они стано¬вятся атрибу¬тами героев и персо¬нажей: людей, жи¬вотных, птиц (изображая их голоса, речь, движения), или яв¬лений природы. Кроме того, они воссоздают акустические образы музы¬кальных ин¬стру¬мен¬тов (волынки, дудочки, трубы, скрипки, контрабаса и др.). В этой связи в процессе творческого музицирования учащиеся воспроиз¬водят ключевые интонации не только го¬лосом, во¬кально, но также в пластиче¬ской форме и при игре на музыкальных инструмен¬тах: фортепиано, а также иг¬рушечных ударных и духовых. Тем самым автор разработки включает в испол¬нение интонационного этюда метод Орф-педагогики.

От автора

 

Современные методики преподавания сольфеджио в детской школе ис­кусств ставят целью воспитание не только собственно музыкального, но, пре­жде всего, ин­тонационного, или "мыслящего слуха" (Б. Яворский). В этой связи сольфеджио в креативном направлении могут расширить такие области знания, как музы­кальная семантика и риторика. Именно они дают возможность разви­тия творче­ского воображения учащихся, восприятия ими музыкального текста в содержательном (смысловом) аспекте, то есть выявления в нём образов героев, персо­нажей, музыкальных "слов"-интонаций, диалога и сюжета.

Одной из форм ансамблевого творческого музицирования на уроке соль­феджио является интонационный этюд. Данная форма осмысленного и творче­ски активного взаимодействия исполнителя с музыкальным текстом была раз­рабо­тана учёным-музыковедом Л.Н. Шаймухаметовой и широко развёрнута в исследо­ваниях Лабо­ратории музыкальной семантики Уфимского гос. института искусств[1].

Далее в работе предлагаются разработки интонационных этюдов, создан­ные на основе мелодий из распространённых в педагоги­ческой прак­тике учеб­ников "Сольфеджио" - А. Барабошкиной для 2-го класса [2] и Е. Давы­до­вой, С. Запорожец для 3-го класса музыкальной школы [4].

Методика преобразования "номеров", изданных для сольфеджи­рования, в интонационные этюды опирается на поиск в тексте мелодий ключе­вых интона­ций. Они наиболее часто повторяются, "мигрируют" из текста в текст с закреп­лёнными предметно-образными значениями.

Технология разработки интонационного этюда включает:

1) нахождение в заданном, первичном тексте мелодий ключевых инто­на­ций и расшифровку их семантических значений, 2) создание на их основе смы­сло­вой партитуры (вторичный текст), в которой участники ролевой игры рас­пределяют между собой реплики и выступают в диалоге и ансамбле (дуэт, трио, квартет, хор).

В мелодиях избранных песен встречаются различные по эти­моло­гии смы­словые структуры: 1) голосовые (интона­ция колыбельной песни, "голоса" Ку­кушки, Воробья), 2) ин­струмен­тальные (фан­фара, бурдонный бас, интона­ция дудочки, "звон коло­кольчиков"), 3) пластические, или танце­вальные фигуры (ритм притопа, "пере­пляс" и др.). Они стано­вятся атрибу­тами героев и персо­нажей: людей, жи­вотных, птиц (изображая их голоса, речь, движения), или яв­лений природы. Кроме того, они воссоздают акустические образы музы­кальных ин­стру­мен­тов (волынки, дудочки, трубы, скрипки, контрабаса и др.).

В этой связи в процессе творческого музицирования учащиеся воспроиз­водят ключевые интонации не только го­лосом, во­кально, но также в пластиче­ской форме и при игре на музыкальных инструмен­тах: фортепиано, а также иг­рушечных ударных и духовых. Тем самым автор разработки включает в испол­нение интонационного этюда метод Орф-педагогики. 

 

Раздел 1. Образ народной плясовой

Интонационный этюд "Задорная плясовая Лисы и Беге­мота"

"Плясовая" песня Т. Ломова содержит две ключевые интонации: ритм притопа (т.2, т.4, т.6) и "топот с переворотом" (т.7-т.8).

Пример №1

Вопросы и задания:

1. Хор споёт мелодию со словами и в пластической форме воспроизве­дёт ключевые ритмы: притоп и "топот с переворотом"[2].

2. Солисты-ударники продублируют их на деревянных ложках.

3. Выберем солистов, играющих роли героев на фортепиано. Так, первый ученик ис­пол­нит партию Лисы (т.1-т.4) в первой октаве фортепиано. Второй уче­ник - партию Бегемота (т.5-т.8) в малой октаве. А третий ученик оз­вучит скрытую в тексте интонацию колокольчиков. Он исполнит непрерывное ostinato большой секунды "фа-соль" четвертями ("динь-дон") на staccato в верхнем ре­гистре инструмента.

4. В ансамбль музыкантов можно также включить тембры колокольчика или бубенцов (интонация колокольчиков).

 

Инто­национный этюд "Топ, топотушки"

Основу венгерской народной песни составляет фигура "перепляса" (т.1-т.2) с её вариантными преобразованиями (т.3-т.4, т.5-т.6), а завершает мело­дию ещё одна танцевальная фигура "топота" (т.7-т.8)[3].

Пример №2

Вопросы и задания:

1. Просольфеджируйте мелодию хором с названием нот, а затем разу­чите её со словами:

Топ, топотушки,

Пляшут на опушке

Зайки и лисята,

А за ними медвежата.

К песне можно применить "звучащие жесты": на сильную долю такта - хлопок, а на слабую - щелчок пальцами.

При этом учитель посредством "разложен­ных" аккордов гармонического сопровождения фортепиано будет изображать народный инструмент гусли.

2. Добавим к пению хора игру солистов, которые исполнят на форте­пиано роли Зайца-трубача (т.1-т.2 в первой октаве), Лисёнка-скрипача (т.3-т.4 с пере­носом во вторую октаву) и Медведя-контрабасиста (т.7-т.8 с переносом в боль­шую октаву). В т.5-т.6 Заяц и Лисёнок "играют" в октаву (приём дубли­ровки).

3. Другие ученики, перевоплотившись, к примеру, в озорных Белочек, со­проводят "Весёлый танец зверюшек" головным ритмом "перепляса" на дере­вянных ложках, бубне, трещотке с бубенцами и оркестровых кас­тань­етах с ру­кояткой. Для точности исполнения этого остинатного ритма нужно тихо дек­ла­мировать фразу "Топ, топотушки, топ, топотушки...".

4. Солисты-ударники в образе Ёжиков бу­дут акцентировать первые доли четы­рёх фраз "танца" звуками рубеля и тре­щотки.

 

 

 

Интонационный этюд "А мы просо сеяли"

 

По сюжету игровой русской народной песни, две группы хора движутся навстречу друг другу в ритме шага и шутливо "спорят". Ритм шага передаёт скрытая фигура ровных чет­вертей в двухдольном метре. При этом первая группа хора поёт первое предложение периода в тональности Фа мажор (т.1-т.6), а вто­рая группа хора - второе предложение в параллельной то­нальности ре минор (т.7-т.12). Здесь звучит переменный лад. Реплики хора при повторе инто­нируются на crescendo.

Пример №3

Вопросы и задания:

1. Пропойте мелодию песни с названием ном, а затем выучите её со сло­вами, разделившись на две группы хора. Исполнители этюда будут притопты­вать в кадансе тан­цевальный ритм (т.3, т.6, т.9, т.12).

2. Два ученика-солиста подберут на фортепиано аккордовое сопровожде­ние к мелодии. Это будут тоники обеих тональностей на сильных долях так­тов: Фа мажора в третьей октаве (т.1-т.6) и ре минора - в первой (т.7-т.12).

3. Партии солистов-ударников:

Сильные доли каждого такта - рубель,

Ритм четвертного шага - трещотка с бубен­цами, бубенцы, бубен или там­бурин (звенящий тембр).

  

Раздел 2. Образы пасторали и сюжеты музицирования

Интонационный этюд "Дудочка"

Интонационная лексика русской Колыбельной песни воссоздаёт бы­товую пастораль. Ключевая интонация мелодии - инструментальное клише ду­дочки (флейты) - опирается на ин­тер­вал кварты ("сигнал" в т.1.-т.2). А скрытую инто­нацию мелодии составляет "знак бурдона" (чистая квинта). Разучив интона­ции дудочки, волынки и колокольчиков, учащиеся представят сцену музицирова­ния.

Пример №4

Вопросы и задания:

1. Разучим колыбельную песню со словами, дирижируя на 2/4.

2. Солист сыграет интонацию дудочки на флейте, добавляя к по­след­нему тону "ля" характерные для духового инстру­мента мелизмы: фор­шлаг (т.2, т.6) и мордент (т.10, т.14)[4].

Эта интонация ярко прозвучит на фортепиано с имитацией тембра ду­дочки во второй октаве.

3. Второй солист озвучит "знак бурдона" путём равномерного чередова­ния в такте двух одинаковых интер­валов - чистых квинт: тонической (t) и до­минантовой (d) в низком и среднем регистрах фортепиано, изображая при этом звучание волынки.

Для исполнения этой интонации можно привлечь ученика-гитариста.

4. Другие солисты воспроизведут кадансовую фигуру (т.4, т.8, т.12, т. 16) позваниванием колокольчика и с помощью остинатного звука "соль" во второй октаве металлофона.

5. Следует обратить внимание на то, что ладовая интонация I-VII-I в на­туральном миноре подчёркивает народный характер песни. Нату­ральный минор содержит те же звуки, что и параллельный ма­жор.

6. Подумайте, какой темп, а также знаки динамики и артикуляции подой­дут для исполнения интонационного этюда (Andante, mp, legato)?

 

Интонационный этюд "Свирель и волынка"

Преобразуем мелодию русской народной песни "Ой, ты утка, утица" в сцену музицирования с участием двух героев - деревенских музыкантов. Один из них играет на свирели, а другой - на волынке.

Пример №5

Вопросы и задания:

1. Проинтонируем мелодию хором с названием нот.

2. Один ученик исполнит мелодию октавой выше, подражая тембру сви­рели. Другой ученик воспроизведёт "скрытую" в мелодии интонацию "бурдон­ного баса" путём остинатного повтора половинными нотами тонической квинты "до-соль" в малой октаве фортепиано.

3. На примере этой песни можно познакомить детей с полифоническими приёмами преобразования мелодии:

а) головной мотив в т.1 и т.3 спеть в ракоходе "ми-соль-ля-соль";

б) в кадансе (т.7-т.9) ввести подголосок, второй нижний голос, составив его из мотивов самой мелодии. Мотив шестнадцатых из т.2 переместить в т.7 и т.9, а мотив восьмых из т.5 "соль-фа-ми-до" - в т.8;

в) повторите интонационный этюд в зеркальной инверсии, поменявшись ролями-партиями ("свирель" зазвучит в нижнем регистре, а "волынка" -  в верх­нем).

 

Интонационный этюд "Колокольчики"

Чешская народная песня "Колокольчик" словно "рисует" звучащую кар­тину лес­ного пейзажа.

Пример №6

Вопросы и задания:

1. Просольфеджируем мелодию одноголосно, дирижируя на 4/4. Обратим внимание на диатоническую секвенцию.

2. Исполним песню со словами двухголосно (каноном).

Учитель подберёт гармоническое сопровождение в виде плагального обо­рота (T53-II2) на тоническом органном пункте.

3. Попытаемся воссоздать в интонационном этюде образы звучащих коло­кольчиков при помощи звенящих ударных инструментов:

- маленький колокольчик или бубенцы - ostinato четвертей с т.1, либо ме­таллофон на высоком тоне - тонике "ре" второй октавы,

- ма­ленький треугольник - ostinato половинных с т.3,

- большой треугольник и валдайский колокольчик - osti­nato целых с т.5.

Их поочерёдное появление отразит эффект нарастания звучности и образ распускающихся весенних цветков. 

 

Раздел 3. Образы олицетворённых героев

Интонационный этюд "Кукушка"

Героями лесной сцены-пасторали в песне Е. Тиличеевой являются Дети и Кукушка. Участникам интонационного этюда предстоит изобразить их в ситуа­ции тембрового диалога.

Пример №7

Вопросы и задания:

1. Просольфеджируем мелодию хором, сопроводив её дирижированием на 3/4. Обратим внимание на затакт.

2. Найдём в музыкальном тексте интонацию Кукушки и выпишем её в тетрадь (т.4-т.7, т.11-т.14).

3. Разделившись на две группы хора, прорепетируйте "высказывания" ге­роев: Детей (затакт-т.4, т.7-т.11) и Кукушки (т.4-т.7, т.11-т.14). Их реплики зву­чат последовательно. Такой диалог называется го­ри­зонтальным. Для "высказы­ваний" героев выберите подходящие знаки ар­тикуля­ции: плавно, legato (Дети) и более отрывисто, non legato (Кукушка).

К партии Детей учитель подберёт аккомпанемент из ак­кордов T-D65.

4. Во 2-ом варианте интонационного этюда реплики Кукушки озвучит со­лист на металлофоне, или ксилофоне октавой выше написанного (приём реги­стровки). В этом случае сложится тембровый диалог: голос (хор) - инстру­мент (штабшпиль). Можно продублировать реплику Кукушки на фортепиано.

5. С помощью водной игрушки-свистульки ещё один солист будет звуко­подражать голосу Свиристели (затакт - т.4, т.7-т.11).

 

Инто­национный этюд "Петрушка"

В музыкальном тексте песни чередуются две ключевые интонации: звона погремушки (на словах "Дили, дили, динь!", шестнадцатые в т.1) и лёгкого, под­прыгивающего шага Петрушки (на словах "Пришёл петрушка", восьмые в т.1-т.2).

Пример №8

Вопросы и задания:

1. Споём мелодию, называя ноты, затем разучим её со словами.

2. Перепишем песню "Петрушка" Й. Брамса в инструментальной группи­ровке. Обратим внимание на то, как сгруппировать четыре шестнадцатые ноты вместе, и на шестнадцатую паузу.

3. Звону колокольчиков будут подражать два инструмен­та: погремушка с бу­бенцами и фортепиано. При этом солист-пианист, исполь­зуя приём дубли­ровки, будет быстро шестнадцатыми нотами чередовать терции на тонике (I) и ввод­ной (VII) ступени (т.1, т.3), а также сексты на III и II ступе­нях (т.5, т.7).

Шаг Петрушки (т.1-т.2 и т.д.) "сухим" стучащим звуком изобразит солист на деревянных ударных (тон-блок, гуиро, деревянные ложки, обратная сторона рубеля) или барабане.

 

 

 

Интонационный этюд "Будильник"

Пример №9

Ключевая интонация песни В. Витлина воспроизводит часовой механизм, и неодушевлённый предмет Будильник приобретает облик олицетворённого ге­роя.

1. Разучим мелодию с сольфеджированием, дирижируя на 4/4. Обозначим затакт.

2. Споём песню со словами двумя группами хора. Первая группа испол­нит реплики Девочки (затакт-т.2, т.4-т.6), а вторая - Будильника на словах "Тик-так, тик-тик-так" (т.3-т.4) и "тик-так, ти-ки, ти-ки, ти-ки, так" (т.7-т.8). Таким образом сложится горизонтальный диалог двух партий хора.

3. Во втором варианте преобразуем мелодию в смысловую партитуру: со­листы изобразят на разных инструментах ход стрелок часов путём озвучи­вания пульсации трёх ритмов:

половинные - большой треугольник или тарелка,

чет­верт­ные - малый треугольник или барабан,

восьмые - барабан или деревянный шумовой инструмент (па­лочки, коро­бочка, тон-блок).

Прорепетируем их ostinato на протяжении всего интонационного этюда. 

 

 

Раздел 4. Музыкальные диалоги

Интонационный этюд "Зайчик и лисичка"

В роли ключевой интонации бытовой сценки-песни выступает фанфара-приветствие Зайчика к Лисичке (т.1-т.2). Другая важная структура - это кадан­со­вая фигура притопа, придающая му­зыке песни танцевальный характер (т.3, т.6, т.9, т.12).

Пример №10

Вопросы и задания:

1. Две группы хора разделят мелодию на фразы по 3 такта. При этом вто­рая группа хора будет повторять мелодию первой, но в тихой динамике, во­площая тем самым образ лесного Эха. Гармоническое сопровождение на форте­пиано исполнит учитель.

2. Выпишем ключевую интонацию фанфары в тетрадь.

3. Солист-пианист исполнит интонацию фанфары, также имитируя эхо-эффект: сначала в первой октаве на f (т.1-т.2), затем во второй октаве на p (т.4-т.5).

Её может сыграть учащийся на флейте, блокфлейте или медном духовом инструменте (баритоне).

4. Ударники на маракасе, кастаньетах, деревянных ложках и других шу­мовых инст­ру­ментах воспроизведут ритм притопа.

5. Сюжетно-диалогическую сцену разнообразит пальчиковый те­атр: кукла-Зайчик (1-ый куплет) и кукла-Лисичка (2-ой куплет). При этом в пласти­ческой форме "кукловоды" изобразят ритм шага (остинато четвертей). Его зву­ко­вой ва­риант поручим солисту-барабанщику.

 

Интонационный этюд "Воробышки и Кот"

Героями этого интонационного этюда являются Кот и два Воробышка. По сюжету Кот крадётся (т.1-т.2, т.5-т.6) и падает в лужу (т.8), а Воробышки озорно прыгают и чирикают (т.3-т.4, т.7).

Пример №11

1. Разучим мелодию хором сначала с названием нот (сольфеджирова­ние), а затем со словами.

2. Шаг Кота воспроизведёт на фортепиано первый солист, интонируя ме­лодию ровных четвертей в артикуляции non legato (т.1-т.2, т.5-т.6). А на заклю­чи­тельной тонике (т.8) он изобразит "Кота в луже", нажав кластер от звука "ре".

Второй солист изобразит прыгающего Воробышка на staccato, переместив мелодию в более высокую вторую октаву (т.3-т.4, т.7). В другом варианте для партии Воробышка можно использовать металлофон, или ксилофон.

А третий солист будет имитировать чириканье второго Воробья в четвёр­той ок­таве фортепиано с помощью ostinato форшлага "до-диез - ре" в т.3-т.4, т.7-т.8.

3. Ещё два солиста в ритмопластической форме (отстукивая ритмы) озву­чат реплики Кота (ostinato четвертей в т.1-т.2, т.5-т.6) и Воро­бышков (восьмые в т.3-т.4, т.7-т.8). Можно усложнить задачу, сочетая ритмы в левой (Кот) и пра­вой руках (Воробышки) одновременно.

4. Выберем Дирижёра интонационного этюда; он будет показывать слож­ный ди­рижёрский жест на 4/4.

 

Интонационный этюд "Девочка и кошка"

В тексте литовской народной песни "Про кошку" зашифрована пластиче­ская интонация мягкого, крадущегося шага Кошки (ostinato четвертных долей). В то же время эта "скрытая" интонация становится здесь ключевой.

Пример №12

Вопросы и задания:

1. Просольфеджируем мелодию песни с названием нот. Обратим внима­ние на знак репризы. Затем разучим песню со словами.

2. Перепишем в тетрадь мелодию без текста, изменив вокальную группи­ровку на инструментальную.

3. Интонацию шага Кошки исполнит ученик в малой октаве фортепиано. Для этого нужно построить большие терции на главных ступенях мажорной то­нальности, а в процессе игры чередовать их по типу основ­ных функций: б.3 на I ступени (т.1-т.2, т.4, т.6-т.8, т.10, т.12), б.3 на IV ступени (т.5, т.9) и б.3 на V ступени (т.3, т.7, т.11).

4. Танцевальную фигуру притопа (т.10-т.12, т.14-т.16) озвучат солисты на ударных инструментах (деревянные ложки, тон-блок, маракас, бубен, тамбу­рин и др.).

5) Введём в интонационный этюд интонацию прыжков и чириканья Воро­бья. Так, второй солист-пианист доба­вит форшлаг на тонике в верхнем регистре фортепиано и будет играть его не­прерывно, на протяжении всей песни, в ритме равномерных четвертей.

Итак, применение интонационных этюдов во многом расширяет границы предмета Сольфеджио. Одним из главных его аспектов становится постижение семантико-содержательного слоя музыкального текста. А практика пения и му­зицирования в ансамбле способствует высвобожде­нию творческого потенциала, присущего гибкому детскому мышлению и во­ображению.

  

Приложение

Краткий словарь терминов[5]

 

  1. Семантика - область знания, изучающая музыкальные знаки и их значе­ния в тексте произведения.
  2. Интонационный этюд - учебная форма творческого музицирования, пред­полагающая преобразование мелодии в звуча­щую "смысловую пар­титуру" на основе анализа клю­чевых интонаций музыкального текста и его последующего вариантного испол­не­ния ансамблем (хором, на форте­пиано, с привлечением ор­кест­ровых и иг­рушечных инструментов).
  3. Семантическая фигура - интонация, или ритмический оборот с закреп­лён­ным значением, мигрирующая в текстах и узнаваемая в связи с оп­ре­делённым образным представлением, эмотивным признаком и т.п.
  4. Ключевая интонация - главная, наиболее часто встречающаяся в тек­сте мелодии интонация с закреплённым значением, которая опре­деляет образ героя, персонажа или сюжет музыкального произведения.
  5. Скрытая интонация - интонация, которая не обозначена в тек­сте явно (но­тографически определённо), однако может быть "зашиф­ро­вана" в опор­ных тонах мелодии, интервальных ходах, ритме-пульсе и т.п. (к при­меру, скрытая интонация фанфары, "золотого хода" двух вал­торн, во­лынки, или бур­донного баса, а также ритм шага и др.).
  6. Герой (персонаж) - действующее лицо музыкального произведения.
  7. Реплика - граница высказывания героя.
  8. Монолог - развёрнутое высказывание одного героя.
  9. Диалог - форма взаимодействия двух и более героев, находящихся в си­туа­ции речевого общения или сюжетного действия: пластического, тан­цеваль­ного, театрального.
  10. Сюжет - процесс развёртывания действий героев (персонажей) в содержа­нии музы­каль­ного произведения.
  11. Основные приёмы свободного музицирования:

1) дублировка - удвоение (дублирование) голоса в какой-либо интервал, чаще - в октаву, терцию или сексту.

2) регистровка - смена регистра в процессе преобразования мело­дии, свя­занная с имитацией на фортепиано других инструментальных тембров.

3) инверсияер­кальное отражение) - смена ролей-партий (например, ле­вой и правой рук клавирного текста) при сохранении их регистровой пози­ции.

4) техника колорирования - украшение мелодии мелизмами и др. ви­дами музыкального "орнамента".

5) ракоход - "прочтение" мелодического мотива, или ритма в обратном дви­жении, от последней ноты к первой.

6) введение подголоска (второго голоса) к мелодии.

 

Музыкальные инструменты Карла Орфа[6]

 

Ударные инструменты

1. Ударные с неопределённой высотой звука (в их числе много шумо­вых): трещотки (круговая, трещотка с бубенцами), деревянные па­лочки (кла­весы) и коробочки, тон-блоки (однотоновые, двухтоновые - двой­ные, трёхто­новые - тройные и мультитоновые по типу кругового ксилофона - большого и малого), гуиро - малый, большой и двойной, маракасы, агого, бар чаймс, ру­бель, дере­вянные ложки, небольшие тарелочки (пальцевые таре­лочки) и та­релки (подве­шенные тарелки), маленький и большой треугольники, кастань­еты (с руко­ят­кой), бубенцы и колокольчики, различного рода деревянные и кожаные ба­ра­баны (маленький и большой, раменый барабан, барабан с бу­бенчиками - он же бу­бен), тамбу­рин, гонг, барабаны конга и бонго, джембе, китайский барабан­чик (дамару) и мн. др.

2. Ударные с определённой высотой звука (мелодические): маленькие ли­тавры (танцевальные), разной формы штаб­шпили (гло­кеншпили - сопрано­вые и альтовые, металлофоны - сопрановые, альтовые и басовые, ксилофоны - альто­вые и басовые, стеклянные сосуды), колоколь­чики с кнопкой.

Струнные инструменты (смычковые и щипковые): гамбы и фидели (разного высотного диапазона), псалтерионы (гусли), лютни, гитары.

Как басовые инструменты, "бас" (наряду с литаврами, басовыми кси­ло­фонами) используются басовый фидель, гамба, виолончель и контрабас.

Духовые инструменты: блокфлейты, загнутый книзу гобой и др.

Клавишные инструменты (в функции заменяющих): клавесин и клави­корд.

 

Литература

 

  1. Алексеева И.В. Мелодия и орнамент. История о чудесных превраще­ниях мелодии в стране старинных танцев и музыкальных инструмен­тов: Ме­то­дическое издание / под ред. Л.Н. Шаймухаметовой. Уфа: РИЦ УГИИ, 2004. 19 с.: нот.
  2. Барабошкина А.В. Сольфеджио для 2-го класса ДМШ. Переизд. М.: Му­зыка, 1991. 64 с.
  3. Грошева С.Е. Музыкальные диалоги и ролевые игры на уроках сольфед­жио: учебно-методическое пособие для 1-го класса ДМШ. Уфа: Лабо­ра­тория музыкальной семантики УГАИ, 2005. 67 с.
  4. Давыдова Е.В, Запорожец С.Ф. Сольфеджио для 3-го класса ДМШ / под ред. Т. Зебряк. М.: Музыка, 2005. 80 с.
  5. Кильдиярова А.Г. Стихи на уроках сольфеджио: методическая раз­ра­ботка / Лаборатория музыкальной семантики УГАИ. Уфа, 2003. 75 с.: нот.
  6. Колокольчики. Семантика на уроках сольфеджио: методическая разра­ботка. В 4 вып. / общ. ред. Л.Н. Шаймухаметовой. Уфа, 1998.
  7. Креативное обучение в Детской музыкальной школе: Научно-методиче­ский вестник Лаборатории музыкальной семантики // Прило­жение к рос­сийскому специализированному журналу «Проблемы му­зыкальной науки» / автор и рук. проекта Л.Н. Шаймухаме­това. Уфа, 2008-2013. № 1-19.
  8. Музыкальная наука - педагогу-практику: учебно-методические мате­риалы КПК для преподавателей теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ, 27 февраля - 3 марта 2012 г. / сост., автор и рук. проекта Л.Н. Шаймуха­метова. Уфа: РУМЦ Минкультуры РБ, 2012. 74 с.
  9. Фёдорова Л.И. Весёлое сольфеджио: учебно-методическое пособие для 1-го класса ДМШ. Уфа: Лаборатория музыкальной семантики УГИИ, 2003. 88 с.: нот.
  10. Шаймухаметова Л.Н., Исламгулова Р.Х. Весёлые интервалы: учеб­ные тет­ради в ДМШ. В 6 вып. Вып. 6. Уфа: Лаборатория музыкальной се­ман­тики УГИИ, 2003. 24 с.: нот., ил.
  11. Шаймухаметова Л.Н., Исламгулова Р.Х. Музыкальный букварь в иг­рах, за­гадках, картинках: учебное пособие для ССМШ, ДМШ, школ ис­кусств, общеобразовательных школ-лицеев и студий эстетического воспита­ния. Уфа: РИЦ УГИИ, 2000. 160 с.: нот., цветн. ил.
  12. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа / ред.-сост. Л.А. Ба­ренбойм. М.: Сов. композитор, 1978. 368 с.


[1] См., к примеру, издания по практической семантике на уроках сольфеджио в ДШИ [3; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11].

[2] В практических занятиях по "Шульверку" Карла Орфа применяются "элементарные звуко-двигательные выразительные средства": хлопки, шлепки (по коленкам), щёлканье пальцами и притопы. Они названы им как "звучащие жесты" [12, с. 70].

[3] Песня содер­жит структуру "перемены в третий раз": a a1 a2 b.

[4] Различные виды мелодических украшений и техника орнаментиро­вания подробно описаны в методической разработке И.В. Алексеевой [1].

[5] Подробнее о терминах практической семантики и категориях музыкальной поэтики см.: На­учно-Методический Вестник Лаборатории музыкальной семантики "Креативное обуче­ние в ДМШ" / автор и руководитель проекта Л.Н. Шаймухаме­това. Уфа, 2009. № 4(6). С. 20-23.

[6] См. подробнее в книге: Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа / ред.-сост. Л.А. Баренбойм. М., 1978. С. 73, 227-254.