Автор: Башарова Ирина Раисовна
Предмет: Творческие работы и методические разработки
Класс: Дети
Тип материала: Методические разработки
Краткое описание работы: Современные методики преподавания сольфеджио в детской школе ис¬кусств ставят целью воспитание не только собственно музыкального, но, пре¬жде всего, ин¬тонационного, или "мыслящего слуха" (Б. Яворский). В этой связи сольфеджио в креативном направлении могут расширить такие области знания, как музы¬кальная семантика и риторика. Именно они дают возможность разви¬тия творче¬ского воображения учащихся, восприятия ими музыкального текста в содержательном (смысловом) аспекте, то есть выявления в нём образов героев, персо¬нажей, музыкальных "слов"-интонаций, диалога и сюжета. Одной из форм ансамблевого творческого музицирования на уроке соль¬феджио является интонационный этюд. Данная форма осмысленного и творче¬ски активного взаимодействия исполнителя с музыкальным текстом была раз¬рабо¬тана учёным-музыковедом Л.Н. Шаймухаметовой и широко развёрнута в исследо¬ваниях Лабо¬ратории музыкальной семантики Уфимского гос. института искусств . Далее в работе предлагаются разработки интонационных этюдов, создан¬ные на основе мелодий из распространённых в педагоги¬ческой прак¬тике учеб¬ников "Сольфеджио" - А. Барабошкиной для 2-го класса [2] и Е. Давы¬до¬вой, С. Запорожец для 3-го класса музыкальной школы [4]. Методика преобразования "номеров", изданных для сольфеджи¬рования, в интонационные этюды опирается на поиск в тексте мелодий ключе¬вых интона¬ций. Они наиболее часто повторяются, "мигрируют" из текста в текст с закреп¬лёнными предметно-образными значениями. Технология разработки интонационного этюда включает: 1) нахождение в заданном, первичном тексте мелодий ключевых инто¬на¬ций и расшифровку их семантических значений, 2) создание на их основе смы¬сло¬вой партитуры (вторичный текст), в которой участники ролевой игры рас¬пределяют между собой реплики и выступают в диалоге и ансамбле (дуэт, трио, квартет, хор). В мелодиях избранных песен встречаются различные по эти¬моло¬гии смы¬словые структуры: 1) голосовые (интона¬ция колыбельной песни, "голоса" Ку¬кушки, Воробья), 2) ин¬струмен¬тальные (фан¬фара, бурдонный бас, интона¬ция дудочки, "звон коло¬кольчиков"), 3) пластические, или танце¬вальные фигуры (ритм притопа, "пере¬пляс" и др.). Они стано¬вятся атрибу¬тами героев и персо¬нажей: людей, жи¬вотных, птиц (изображая их голоса, речь, движения), или яв¬лений природы. Кроме того, они воссоздают акустические образы музы¬кальных ин¬стру¬мен¬тов (волынки, дудочки, трубы, скрипки, контрабаса и др.). В этой связи в процессе творческого музицирования учащиеся воспроиз¬водят ключевые интонации не только го¬лосом, во¬кально, но также в пластиче¬ской форме и при игре на музыкальных инструмен¬тах: фортепиано, а также иг¬рушечных ударных и духовых. Тем самым автор разработки включает в испол¬нение интонационного этюда метод Орф-педагогики.
От автора
Современные методики преподавания сольфеджио в детской школе искусств ставят целью воспитание не только собственно музыкального, но, прежде всего, интонационного, или "мыслящего слуха" (Б. Яворский). В этой связи сольфеджио в креативном направлении могут расширить такие области знания, как музыкальная семантика и риторика. Именно они дают возможность развития творческого воображения учащихся, восприятия ими музыкального текста в содержательном (смысловом) аспекте, то есть выявления в нём образов героев, персонажей, музыкальных "слов"-интонаций, диалога и сюжета.
Одной из форм ансамблевого творческого музицирования на уроке сольфеджио является интонационный этюд. Данная форма осмысленного и творчески активного взаимодействия исполнителя с музыкальным текстом была разработана учёным-музыковедом Л.Н. Шаймухаметовой и широко развёрнута в исследованиях Лаборатории музыкальной семантики Уфимского гос. института искусств[1].
Далее в работе предлагаются разработки интонационных этюдов, созданные на основе мелодий из распространённых в педагогической практике учебников "Сольфеджио" - А. Барабошкиной для 2-го класса [2] и Е. Давыдовой, С. Запорожец для 3-го класса музыкальной школы [4].
Методика преобразования "номеров", изданных для сольфеджирования, в интонационные этюды опирается на поиск в тексте мелодий ключевых интонаций. Они наиболее часто повторяются, "мигрируют" из текста в текст с закреплёнными предметно-образными значениями.
Технология разработки интонационного этюда включает:
1) нахождение в заданном, первичном тексте мелодий ключевых интонаций и расшифровку их семантических значений, 2) создание на их основе смысловой партитуры (вторичный текст), в которой участники ролевой игры распределяют между собой реплики и выступают в диалоге и ансамбле (дуэт, трио, квартет, хор).
В мелодиях избранных песен встречаются различные по этимологии смысловые структуры: 1) голосовые (интонация колыбельной песни, "голоса" Кукушки, Воробья), 2) инструментальные (фанфара, бурдонный бас, интонация дудочки, "звон колокольчиков"), 3) пластические, или танцевальные фигуры (ритм притопа, "перепляс" и др.). Они становятся атрибутами героев и персонажей: людей, животных, птиц (изображая их голоса, речь, движения), или явлений природы. Кроме того, они воссоздают акустические образы музыкальных инструментов (волынки, дудочки, трубы, скрипки, контрабаса и др.).
В этой связи в процессе творческого музицирования учащиеся воспроизводят ключевые интонации не только голосом, вокально, но также в пластической форме и при игре на музыкальных инструментах: фортепиано, а также игрушечных ударных и духовых. Тем самым автор разработки включает в исполнение интонационного этюда метод Орф-педагогики.
Раздел 1. Образ народной плясовой
Интонационный этюд "Задорная плясовая Лисы и Бегемота"
"Плясовая" песня Т. Ломова содержит две ключевые интонации: ритм притопа (т.2, т.4, т.6) и "топот с переворотом" (т.7-т.8).
Пример №1
Вопросы и задания:
1. Хор споёт мелодию со словами и в пластической форме воспроизведёт ключевые ритмы: притоп и "топот с переворотом"[2].
2. Солисты-ударники продублируют их на деревянных ложках.
3. Выберем солистов, играющих роли героев на фортепиано. Так, первый ученик исполнит партию Лисы (т.1-т.4) в первой октаве фортепиано. Второй ученик - партию Бегемота (т.5-т.8) в малой октаве. А третий ученик озвучит скрытую в тексте интонацию колокольчиков. Он исполнит непрерывное ostinato большой секунды "фа-соль" четвертями ("динь-дон") на staccato в верхнем регистре инструмента.
4. В ансамбль музыкантов можно также включить тембры колокольчика или бубенцов (интонация колокольчиков).
Интонационный этюд "Топ, топотушки"
Основу венгерской народной песни составляет фигура "перепляса" (т.1-т.2) с её вариантными преобразованиями (т.3-т.4, т.5-т.6), а завершает мелодию ещё одна танцевальная фигура "топота" (т.7-т.8)[3].
Пример №2
Вопросы и задания:
1. Просольфеджируйте мелодию хором с названием нот, а затем разучите её со словами:
Топ, топотушки,
Пляшут на опушке
Зайки и лисята,
А за ними медвежата.
К песне можно применить "звучащие жесты": на сильную долю такта - хлопок, а на слабую - щелчок пальцами.
При этом учитель посредством "разложенных" аккордов гармонического сопровождения фортепиано будет изображать народный инструмент гусли.
2. Добавим к пению хора игру солистов, которые исполнят на фортепиано роли Зайца-трубача (т.1-т.2 в первой октаве), Лисёнка-скрипача (т.3-т.4 с переносом во вторую октаву) и Медведя-контрабасиста (т.7-т.8 с переносом в большую октаву). В т.5-т.6 Заяц и Лисёнок "играют" в октаву (приём дублировки).
3. Другие ученики, перевоплотившись, к примеру, в озорных Белочек, сопроводят "Весёлый танец зверюшек" головным ритмом "перепляса" на деревянных ложках, бубне, трещотке с бубенцами и оркестровых кастаньетах с рукояткой. Для точности исполнения этого остинатного ритма нужно тихо декламировать фразу "Топ, топотушки, топ, топотушки...".
4. Солисты-ударники в образе Ёжиков будут акцентировать первые доли четырёх фраз "танца" звуками рубеля и трещотки.
Интонационный этюд "А мы просо сеяли"
По сюжету игровой русской народной песни, две группы хора движутся навстречу друг другу в ритме шага и шутливо "спорят". Ритм шага передаёт скрытая фигура ровных четвертей в двухдольном метре. При этом первая группа хора поёт первое предложение периода в тональности Фа мажор (т.1-т.6), а вторая группа хора - второе предложение в параллельной тональности ре минор (т.7-т.12). Здесь звучит переменный лад. Реплики хора при повторе интонируются на crescendo.
Пример №3
Вопросы и задания:
1. Пропойте мелодию песни с названием ном, а затем выучите её со словами, разделившись на две группы хора. Исполнители этюда будут притоптывать в кадансе танцевальный ритм (т.3, т.6, т.9, т.12).
2. Два ученика-солиста подберут на фортепиано аккордовое сопровождение к мелодии. Это будут тоники обеих тональностей на сильных долях тактов: Фа мажора в третьей октаве (т.1-т.6) и ре минора - в первой (т.7-т.12).
3. Партии солистов-ударников:
Сильные доли каждого такта - рубель,
Ритм четвертного шага - трещотка с бубенцами, бубенцы, бубен или тамбурин (звенящий тембр).
Раздел 2. Образы пасторали и сюжеты музицирования
Интонационный этюд "Дудочка"
Интонационная лексика русской Колыбельной песни воссоздаёт бытовую пастораль. Ключевая интонация мелодии - инструментальное клише дудочки (флейты) - опирается на интервал кварты ("сигнал" в т.1.-т.2). А скрытую интонацию мелодии составляет "знак бурдона" (чистая квинта). Разучив интонации дудочки, волынки и колокольчиков, учащиеся представят сцену музицирования.
Пример №4
Вопросы и задания:
1. Разучим колыбельную песню со словами, дирижируя на 2/4.
2. Солист сыграет интонацию дудочки на флейте, добавляя к последнему тону "ля" характерные для духового инструмента мелизмы: форшлаг (т.2, т.6) и мордент (т.10, т.14)[4].
Эта интонация ярко прозвучит на фортепиано с имитацией тембра дудочки во второй октаве.
3. Второй солист озвучит "знак бурдона" путём равномерного чередования в такте двух одинаковых интервалов - чистых квинт: тонической (t) и доминантовой (d) в низком и среднем регистрах фортепиано, изображая при этом звучание волынки.
Для исполнения этой интонации можно привлечь ученика-гитариста.
4. Другие солисты воспроизведут кадансовую фигуру (т.4, т.8, т.12, т. 16) позваниванием колокольчика и с помощью остинатного звука "соль" во второй октаве металлофона.
5. Следует обратить внимание на то, что ладовая интонация I-VII-I в натуральном миноре подчёркивает народный характер песни. Натуральный минор содержит те же звуки, что и параллельный мажор.
6. Подумайте, какой темп, а также знаки динамики и артикуляции подойдут для исполнения интонационного этюда (Andante, mp, legato)?
Интонационный этюд "Свирель и волынка"
Преобразуем мелодию русской народной песни "Ой, ты утка, утица" в сцену музицирования с участием двух героев - деревенских музыкантов. Один из них играет на свирели, а другой - на волынке.
Пример №5
Вопросы и задания:
1. Проинтонируем мелодию хором с названием нот.
2. Один ученик исполнит мелодию октавой выше, подражая тембру свирели. Другой ученик воспроизведёт "скрытую" в мелодии интонацию "бурдонного баса" путём остинатного повтора половинными нотами тонической квинты "до-соль" в малой октаве фортепиано.
3. На примере этой песни можно познакомить детей с полифоническими приёмами преобразования мелодии:
а) головной мотив в т.1 и т.3 спеть в ракоходе "ми-соль-ля-соль";
б) в кадансе (т.7-т.9) ввести подголосок, второй нижний голос, составив его из мотивов самой мелодии. Мотив шестнадцатых из т.2 переместить в т.7 и т.9, а мотив восьмых из т.5 "соль-фа-ми-до" - в т.8;
в) повторите интонационный этюд в зеркальной инверсии, поменявшись ролями-партиями ("свирель" зазвучит в нижнем регистре, а "волынка" - в верхнем).
Интонационный этюд "Колокольчики"
Чешская народная песня "Колокольчик" словно "рисует" звучащую картину лесного пейзажа.
Пример №6
Вопросы и задания:
1. Просольфеджируем мелодию одноголосно, дирижируя на 4/4. Обратим внимание на диатоническую секвенцию.
2. Исполним песню со словами двухголосно (каноном).
Учитель подберёт гармоническое сопровождение в виде плагального оборота (T53-II2) на тоническом органном пункте.
3. Попытаемся воссоздать в интонационном этюде образы звучащих колокольчиков при помощи звенящих ударных инструментов:
- маленький колокольчик или бубенцы - ostinato четвертей с т.1, либо металлофон на высоком тоне - тонике "ре" второй октавы,
- маленький треугольник - ostinato половинных с т.3,
- большой треугольник и валдайский колокольчик - ostinato целых с т.5.
Их поочерёдное появление отразит эффект нарастания звучности и образ распускающихся весенних цветков.
Раздел 3. Образы олицетворённых героев
Интонационный этюд "Кукушка"
Героями лесной сцены-пасторали в песне Е. Тиличеевой являются Дети и Кукушка. Участникам интонационного этюда предстоит изобразить их в ситуации тембрового диалога.
Пример №7
Вопросы и задания:
1. Просольфеджируем мелодию хором, сопроводив её дирижированием на 3/4. Обратим внимание на затакт.
2. Найдём в музыкальном тексте интонацию Кукушки и выпишем её в тетрадь (т.4-т.7, т.11-т.14).
3. Разделившись на две группы хора, прорепетируйте "высказывания" героев: Детей (затакт-т.4, т.7-т.11) и Кукушки (т.4-т.7, т.11-т.14). Их реплики звучат последовательно. Такой диалог называется горизонтальным. Для "высказываний" героев выберите подходящие знаки артикуляции: плавно, legato (Дети) и более отрывисто, non legato (Кукушка).
К партии Детей учитель подберёт аккомпанемент из аккордов T-D65.
4. Во 2-ом варианте интонационного этюда реплики Кукушки озвучит солист на металлофоне, или ксилофоне октавой выше написанного (приём регистровки). В этом случае сложится тембровый диалог: голос (хор) - инструмент (штабшпиль). Можно продублировать реплику Кукушки на фортепиано.
5. С помощью водной игрушки-свистульки ещё один солист будет звукоподражать голосу Свиристели (затакт - т.4, т.7-т.11).
Интонационный этюд "Петрушка"
В музыкальном тексте песни чередуются две ключевые интонации: звона погремушки (на словах "Дили, дили, динь!", шестнадцатые в т.1) и лёгкого, подпрыгивающего шага Петрушки (на словах "Пришёл петрушка", восьмые в т.1-т.2).
Пример №8
Вопросы и задания:
1. Споём мелодию, называя ноты, затем разучим её со словами.
2. Перепишем песню "Петрушка" Й. Брамса в инструментальной группировке. Обратим внимание на то, как сгруппировать четыре шестнадцатые ноты вместе, и на шестнадцатую паузу.
3. Звону колокольчиков будут подражать два инструмента: погремушка с бубенцами и фортепиано. При этом солист-пианист, используя приём дублировки, будет быстро шестнадцатыми нотами чередовать терции на тонике (I) и вводной (VII) ступени (т.1, т.3), а также сексты на III и II ступенях (т.5, т.7).
Шаг Петрушки (т.1-т.2 и т.д.) "сухим" стучащим звуком изобразит солист на деревянных ударных (тон-блок, гуиро, деревянные ложки, обратная сторона рубеля) или барабане.
Интонационный этюд "Будильник"
Пример №9
Ключевая интонация песни В. Витлина воспроизводит часовой механизм, и неодушевлённый предмет Будильник приобретает облик олицетворённого героя.
1. Разучим мелодию с сольфеджированием, дирижируя на 4/4. Обозначим затакт.
2. Споём песню со словами двумя группами хора. Первая группа исполнит реплики Девочки (затакт-т.2, т.4-т.6), а вторая - Будильника на словах "Тик-так, тик-тик-так" (т.3-т.4) и "тик-так, ти-ки, ти-ки, ти-ки, так" (т.7-т.8). Таким образом сложится горизонтальный диалог двух партий хора.
3. Во втором варианте преобразуем мелодию в смысловую партитуру: солисты изобразят на разных инструментах ход стрелок часов путём озвучивания пульсации трёх ритмов:
половинные - большой треугольник или тарелка,
четвертные - малый треугольник или барабан,
восьмые - барабан или деревянный шумовой инструмент (палочки, коробочка, тон-блок).
Прорепетируем их ostinato на протяжении всего интонационного этюда.
Раздел 4. Музыкальные диалоги
Интонационный этюд "Зайчик и лисичка"
В роли ключевой интонации бытовой сценки-песни выступает фанфара-приветствие Зайчика к Лисичке (т.1-т.2). Другая важная структура - это кадансовая фигура притопа, придающая музыке песни танцевальный характер (т.3, т.6, т.9, т.12).
Пример №10
Вопросы и задания:
1. Две группы хора разделят мелодию на фразы по 3 такта. При этом вторая группа хора будет повторять мелодию первой, но в тихой динамике, воплощая тем самым образ лесного Эха. Гармоническое сопровождение на фортепиано исполнит учитель.
2. Выпишем ключевую интонацию фанфары в тетрадь.
3. Солист-пианист исполнит интонацию фанфары, также имитируя эхо-эффект: сначала в первой октаве на f (т.1-т.2), затем во второй октаве на p (т.4-т.5).
Её может сыграть учащийся на флейте, блокфлейте или медном духовом инструменте (баритоне).
4. Ударники на маракасе, кастаньетах, деревянных ложках и других шумовых инструментах воспроизведут ритм притопа.
5. Сюжетно-диалогическую сцену разнообразит пальчиковый театр: кукла-Зайчик (1-ый куплет) и кукла-Лисичка (2-ой куплет). При этом в пластической форме "кукловоды" изобразят ритм шага (остинато четвертей). Его звуковой вариант поручим солисту-барабанщику.
Интонационный этюд "Воробышки и Кот"
Героями этого интонационного этюда являются Кот и два Воробышка. По сюжету Кот крадётся (т.1-т.2, т.5-т.6) и падает в лужу (т.8), а Воробышки озорно прыгают и чирикают (т.3-т.4, т.7).
Пример №11
1. Разучим мелодию хором сначала с названием нот (сольфеджирование), а затем со словами.
2. Шаг Кота воспроизведёт на фортепиано первый солист, интонируя мелодию ровных четвертей в артикуляции non legato (т.1-т.2, т.5-т.6). А на заключительной тонике (т.8) он изобразит "Кота в луже", нажав кластер от звука "ре".
Второй солист изобразит прыгающего Воробышка на staccato, переместив мелодию в более высокую вторую октаву (т.3-т.4, т.7). В другом варианте для партии Воробышка можно использовать металлофон, или ксилофон.
А третий солист будет имитировать чириканье второго Воробья в четвёртой октаве фортепиано с помощью ostinato форшлага "до-диез - ре" в т.3-т.4, т.7-т.8.
3. Ещё два солиста в ритмопластической форме (отстукивая ритмы) озвучат реплики Кота (ostinato четвертей в т.1-т.2, т.5-т.6) и Воробышков (восьмые в т.3-т.4, т.7-т.8). Можно усложнить задачу, сочетая ритмы в левой (Кот) и правой руках (Воробышки) одновременно.
4. Выберем Дирижёра интонационного этюда; он будет показывать сложный дирижёрский жест на 4/4.
Интонационный этюд "Девочка и кошка"
В тексте литовской народной песни "Про кошку" зашифрована пластическая интонация мягкого, крадущегося шага Кошки (ostinato четвертных долей). В то же время эта "скрытая" интонация становится здесь ключевой.
Пример №12
Вопросы и задания:
1. Просольфеджируем мелодию песни с названием нот. Обратим внимание на знак репризы. Затем разучим песню со словами.
2. Перепишем в тетрадь мелодию без текста, изменив вокальную группировку на инструментальную.
3. Интонацию шага Кошки исполнит ученик в малой октаве фортепиано. Для этого нужно построить большие терции на главных ступенях мажорной тональности, а в процессе игры чередовать их по типу основных функций: б.3 на I ступени (т.1-т.2, т.4, т.6-т.8, т.10, т.12), б.3 на IV ступени (т.5, т.9) и б.3 на V ступени (т.3, т.7, т.11).
4. Танцевальную фигуру притопа (т.10-т.12, т.14-т.16) озвучат солисты на ударных инструментах (деревянные ложки, тон-блок, маракас, бубен, тамбурин и др.).
5) Введём в интонационный этюд интонацию прыжков и чириканья Воробья. Так, второй солист-пианист добавит форшлаг на тонике в верхнем регистре фортепиано и будет играть его непрерывно, на протяжении всей песни, в ритме равномерных четвертей.
Итак, применение интонационных этюдов во многом расширяет границы предмета Сольфеджио. Одним из главных его аспектов становится постижение семантико-содержательного слоя музыкального текста. А практика пения и музицирования в ансамбле способствует высвобождению творческого потенциала, присущего гибкому детскому мышлению и воображению.
Приложение
Краткий словарь терминов[5]
1) дублировка - удвоение (дублирование) голоса в какой-либо интервал, чаще - в октаву, терцию или сексту.
2) регистровка - смена регистра в процессе преобразования мелодии, связанная с имитацией на фортепиано других инструментальных тембров.
3) инверсия (зеркальное отражение) - смена ролей-партий (например, левой и правой рук клавирного текста) при сохранении их регистровой позиции.
4) техника колорирования - украшение мелодии мелизмами и др. видами музыкального "орнамента".
5) ракоход - "прочтение" мелодического мотива, или ритма в обратном движении, от последней ноты к первой.
6) введение подголоска (второго голоса) к мелодии.
Музыкальные инструменты Карла Орфа[6]
Ударные инструменты
1. Ударные с неопределённой высотой звука (в их числе много шумовых): трещотки (круговая, трещотка с бубенцами), деревянные палочки (клавесы) и коробочки, тон-блоки (однотоновые, двухтоновые - двойные, трёхтоновые - тройные и мультитоновые по типу кругового ксилофона - большого и малого), гуиро - малый, большой и двойной, маракасы, агого, бар чаймс, рубель, деревянные ложки, небольшие тарелочки (пальцевые тарелочки) и тарелки (подвешенные тарелки), маленький и большой треугольники, кастаньеты (с рукояткой), бубенцы и колокольчики, различного рода деревянные и кожаные барабаны (маленький и большой, раменый барабан, барабан с бубенчиками - он же бубен), тамбурин, гонг, барабаны конга и бонго, джембе, китайский барабанчик (дамару) и мн. др.
2. Ударные с определённой высотой звука (мелодические): маленькие литавры (танцевальные), разной формы штабшпили (глокеншпили - сопрановые и альтовые, металлофоны - сопрановые, альтовые и басовые, ксилофоны - альтовые и басовые, стеклянные сосуды), колокольчики с кнопкой.
Струнные инструменты (смычковые и щипковые): гамбы и фидели (разного высотного диапазона), псалтерионы (гусли), лютни, гитары.
Как басовые инструменты, "бас" (наряду с литаврами, басовыми ксилофонами) используются басовый фидель, гамба, виолончель и контрабас.
Духовые инструменты: блокфлейты, загнутый книзу гобой и др.
Клавишные инструменты (в функции заменяющих): клавесин и клавикорд.
Литература
[1] См., к примеру, издания по практической семантике на уроках сольфеджио в ДШИ [3; 5; 6; 7; 8; 9; 10; 11].
[2] В практических занятиях по "Шульверку" Карла Орфа применяются "элементарные звуко-двигательные выразительные средства": хлопки, шлепки (по коленкам), щёлканье пальцами и притопы. Они названы им как "звучащие жесты" [12, с. 70].
[3] Песня содержит структуру "перемены в третий раз": a a1 a2 b.
[4] Различные виды мелодических украшений и техника орнаментирования подробно описаны в методической разработке И.В. Алексеевой [1].
[5] Подробнее о терминах практической семантики и категориях музыкальной поэтики см.: Научно-Методический Вестник Лаборатории музыкальной семантики "Креативное обучение в ДМШ" / автор и руководитель проекта Л.Н. Шаймухаметова. Уфа, 2009. № 4(6). С. 20-23.
[6] См. подробнее в книге: Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа / ред.-сост. Л.А. Баренбойм. М., 1978. С. 73, 227-254.