Формы и методы преодоления ритмических трудностей в работе над музыкальным произведением


Автор: Папулова Ульяна Александровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

Формы и методы преодоления ритмических трудностей в работе над музыкальным произведением

Краткое описание работы: В статье рассмотрены некоторые аспекты ритмической деятельности начинающего музыканта, учащегося в учреждении Дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Перечислены основные методы развития чувства ритма, используемые в детском музыкальном образовании. Названы актуальные вопросы, связанные с процессом становления и развития Музыкально-компьютерных технологий как средства развития чувства ритма учащихся. Представлены разработки методики преподавания для развития ритмического чувства детей, учитывающей достижения МКТ.

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые аспекты ритмической  деятельности начинающего музыканта, учащегося в учреждении Дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Перечислены основные методы развития чувства ритма, используемые в детском музыкальном образовании. Названы актуальные вопросы, связанные с процессом становления и развития Музыкально-компьютерных технологий  как средства развития чувства ритма учащихся. Представлены разработки методики преподавания для развития ритмического чувства детей, учитывающей достижения МКТ.

Содержание

Аннотация. 2

Пояснительная записка. 3

Формы и методы преодоления ритмических трудностей в работе над музыкальным произведением. 4

 

 

Пояснительная записка

Актуальность работы. Развитие ритмических способностей часто отходит на второй план при работе в классе специальности.  Специальные занятия ритмом даже в музыкальных школах встречаются редко. В результате, даже в старших классах музыкальных школ редко можно встретить учеников, которые умеют грамотно разбираться в ритме  музыкальных произведений и ритмически верно и выразительно исполнять музыку. Исходя из всего вышесказанного, задача развития чувства ритма является одной из актуальнейших в сфере музыкального образования.

Цель работы – обобщить методы развития ритмических способностей на уроках теоретического цикла, предложить варианты ритмических упражнений, учитывающих достижения музыкально-компьютерных технологий.

Новизна работы состоит в том, что одним из средств развития чувства ритма в классе сольфеджио, ритмики и слушания музыки выступают музыкально-компьютерные технологии.

В ходе применения методических рекомендаций ожидается положительная динамика в интересе и качестве выполняемых детьми ритмических упражнений и дальнейшем применении результатов в творческой деятельности.

Формы и методы преодоления ритмических трудностей в работе над музыкальным произведением

Как известно, суть музыкально-исполнительской деятельности состоит в том, чтобы творчески «прочесть» художественное произведение, раскрыть в исполнении то эмоционально-смысловое содержание, которое было заложено в него автором. Характер музыки, ее эмоциональный смысл должны быть переданы максимально точно и убедительно: надо создать запоминающийся, эмоционально яркий музыкальный образ. В то же время творческим исполнение становится только в том случае, если в него привнесен собственный, пусть небольшой, но индивидуальный, «собственноручно добытый» опыт понимания и переживания музыки, что придает интерпретации особую неповторимость и убедительность. Это и есть главная цель, на которую должна быть сфокусирована вся работа музыканта над произведением, независимо от уровня обучения и сложности изучаемых произведений.

При разучивании музыкального произведения также важен ритмический контроль.

Что же касается ритма, развития ритмических способностей - эта область задач отходит на второй план, а то и вовсе игнорируется. Специальные занятия ритмом даже в музыкальных школах встречаются редко. Кроме того, небольшой объем изучаемых учениками произведений, ограничивает их музыкальный кругозор, в том числе и знания в области ритмики. В результате, даже в старших классах музыкальных школ редко можно встретить учеников, которые умеют грамотно разбираться в ритме  музыкальных произведений и ритмически верно и выразительно исполнять музыку.

На своей практике я убедилась в необходимости специально уделять внимание ритмическому воспитанию детей, при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика и в зависимости от них использовать необходимые педагогические приёмы, выстраивать программу развития.

Активная работа над ритмом музыкального произведения должна осуществляться в большей степени самим учеником (а не преподавателем, как это нередко бывает). Он должен уметь самостоятельно устанавливать правильные ритмические контуры изучаемой музыки.

Другая проблема музыкально-ритмического воспитания состоит в сложности восприятия детьми некоторых вопросов по теории, которые возникают виду того, что не хватает ещё опыта, знаний, я говорю о понятиях размера и длительностей нот, где показателем выступают дробные числа. В результате, у маленького ученика происходит неразбериха в понятиях о пропорции, и на вопрос какая длительность больше четверть или восьмая, он отвечает, что восьмая, ведь восемь больше, чем четыре. А между тем, музыкально-ритмическое воспитание, невозможно без усвоения отношений длительностей звуков. Поэтому объяснять детям на разных уровнях их развития нужно по-разному, учитывая их детскую логику, привлекая наглядность.

Я использую различные методы и приёмы развития чувства музыкального ритма и чем разнообразнее их использование, тем больше возможностей у детей лучше воспринять материал и усвоить его, что отражается непосредственно в их практической деятельности. Можно выделить такие используемые мной методы, как:

 Усвоение теоретических понятий о ритме с закреплением в практической исполнительской деятельности;

 Использование приёмов ритмослогов, ритмодекламации, простукивания ритмических структур;

 Использование «счёта», метронома, дирижирования;

 Игра в ансамбле;

 Чтение с листа;

 Использование современных технических средств (синтезатор, звукозаписывающая техника);

 Применение различных упражнений;

 Работа над ритмом в изучаемых произведениях; использование изменённых моделей музыкальных произведений;

 Музыкально-творческая деятельность (сочинение, варьирование).

 

В исполнении музыкального произведения важно органичное соединение технических навыков и эмоционального воплощения музыкального образа. В воспитании техники большое значение имеет систематичность приобретения навыков.

В педагогической практике используются различные виды упражнений.

Определённое чередование, присутствующее во всех элементах музыкального ритма создаёт ощущение пульса. Ощущение метрической пульсации – чувство метра - это способность воспринимать и передавать в движении равномерные промежутки времени музыкальной ткани. Именно с воспитания этого чувства и начинается развитие чувства ритма ребёнка.

 

Практическое задание:

  • Каччини. Аве Мария

Установить понятие доли (ровные шаги в музыке), сильные и слабые доли, считаем, определяем метр, передаём предмет на сильную долю.

 

Ритм является одним из важных элементов музыки. Фортепианный репертуар включает в себя огромное многообразие метроритмических фигур и комбинаций: от простейших – до наиболее сложных, понять которые и воспринять помогает музыкально-ритмическое чувство.

 Несмотря на то, что проблеме музыкального ритма посвящено множество работ отечественных и зарубежных музыкантов, воспитание музыкально-ритмического чувства является одной из важных и сложных задач музыкальной педагогики.

 Методы и приёмы воспитания чувства ритма зависят от индивидуальных особенностей ученика, от его музыкальных способностей, исполнительского и жизненного опыта, от степени его развития и обучения.

 Ритмическое воспитание предусматривает формирование осознанного взгляда на запись ритма и его верное прочтение, и исполнение. Задача преподавателя – в доступной форме доносить до ребёнка музыкальные сведения, кроме того, нужно периодически возвращаться и повторять изученный материал, тогда происходит усвоение знаний ребёнком уже на более высоком уровне осознанности.

 

Практическое задание:

Далее предлагаю перейти к простейшим ритмическим рисункам

  • Шумовой оркестр «Веселые овощи».
  • Новогоднее веселье.

 

Практическое задание:

Постепенно переходим на длительности.

  • Чайковский. Немецкая песенка.
  • «Четверти».

Исполнение музыкальных произведений.

  • Григ. Пер Гюнт. В пещере горного короля.
  • Чайковский. Щелкунчик. Танец феи Драже.

 

Практическое задание:

Следующий этап работы «Ритмическая перкуссия». Подключаем звучащие жесты, задействуем возможности тела.

В некоторых пособиях предусмотрена импровизация.

  • Happier
  • Dua Lipa
  • Dance Monkey

 

Такими пособиями можно пользоваться для индивидуального обучения, для ансамблевого исполнительства на простейших музыкальных инструментах и звучащими жестами.

 Хорошо продуманные занятия, учитывающие индивидуальные особенности ученика, включающие в себя не только ритмическое развитие, но в первую очередь музыкальное воспитание учащихся, творческий подход, при котором у ребёнка возникает интерес и желание заниматься музыкой, помогут преодолеть возникающие в ритмическом воспитании трудности.

 Изучение проблемы воспитания чувства музыкального ритма будет продолжаться в моей практической деятельности, поэтому предложенная методика по воспитанию музыкально-ритмического чувства будет в дальнейшем ещё совершенствоваться, так как индивидуальный подход к каждому ребёнку в процессе овладения музыкально-исполнительской деятельностью позволяет и требует это делать.