"Двенадцать подвигов богатырей"


Автор: ирина Игоревна залесская

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Сценарий мероприятия

"Двенадцать подвигов богатырей"

Краткое описание работы: сценарий развлечения, посвященного Дню защитника Отечества (для детей подготовительной группы)

Музыкальный руководитель
МБДОУ № 43 «Сказка»
Ирина Игоревна Залесская
«Двенадцать подвигов богатырей»
сценарий развлечения, 
посвященного Дню защитника Отечества
для детей подготовительной группы

   Цель: создавать положительный эмоциональный настрой,  веселое, бодрое настроение, вызвать чувство радости от участия в празднике;
   Задачи:
- Образовательные: воспитание интереса к истории страны; формирование сознания необходимости защищать Отечество; 
- Развивающие: развивать в детях желание быть смелыми, сильными, ловкими, активными, готовыми к защите Отечества; 
- Воспитательные: воспитание чувства патриотизма, гордости за русский народ, уважения и благодарного отношения к защитникам Родины; 
   
   1. *Вход в зал («Наша армия самая сильная» 
        сл. И. Резника, муз. Э. Ханка)
        Дети входят в зал и выстраиваются на ковре полукругом.

Ведущий:  День особенный сегодня, скажем вам мы без прикрас,
                   О защитниках Отечества поведем мы свой рассказ.
                   «Дом», «Отечество», «Россия», да «Родная сторона»…
                   Знают все, что означают эти громкие слова!
Дети:  
1. Пшеничное поле и горы и лес, и желтое солнце с высоких небес,
    Склонились березки в поклоне земном, все это мы гордо Россией   
    зовем! Мы все - россияне, мы здесь родились, 
    Корнями с Россией навеки слились.
    Она и ольха, и смородина, и слово великое Родина!
2. У каждого человека и у всего человечества
    Есть место святое на свете — Отечество!
    Служить стране, Отечеству, престижней дела нет.
    Мы воину российскому шлём пламенный привет!
    Пусть будут дети счастливы, пусть пушки замолчат,
    Когда на страже Родины российский наш солдат!
3. Родная армия сильна, в боях непобедима.
    На страже Родины она стоит несокрушимо.
    И песни мы о ней поем, о доблестных походах.
    Она хранит наш мирный дом, покой и труд народа.
4. День нашей армии сегодня, и  ей уже немало лет.
    Привет защитникам народа, России армии — привет.
5. Мы любим армию свою, она  -  большая сила.
    Она бесстрашная в бою. Всех недругов разбила.
Ведущий: Сегодня мы собрались здесь, чтобы поздравить  всех мужчин, с Днем защитника Отечества.  
   Все может родная земля: накормить, напоить, удивить своей красотой. И только защитить сама себя она не может. Каждый мужчина, где бы он ни жил и каким бы делом ни занимался в мирное время,  должен уметь защищать свою родную землю, если, не дай Бог, «завтра война, если завтра в поход». Нет в мире страны, у которой не было бы защитников. Свои защитники есть и в каждой семье - это дедушка, старшие братья и, конечно, же наши отцы. Пожелаем им здоровья, быть всегда сильными и непобедимыми. 

   2. Песня про армию («Будем в армии служить» сл. В. Малкова, 
       муз. Ю. Чичкова/ «Армия родная» муз. А. Лазоренко;
       «Наша Родина сильна» сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко)
   3. *Дети рассаживаются на стульчики (фонограмма-связка)

Ведущий: В древние давние времена охраняли родную землю от врагов-супостатов главные русские защитники — славные богатыри-витязи. И так издавна повелось: как только на нашу землю нападал враг, все русские люди, и стар и млад, поднимались на борьбу с ним. Русские воины – богатыри, витязи - всегда славились мужеством и отвагой. Много ратных подвигов на счету богатырском. Есть чему поучиться и позавидовать. Самые легендарные из них, герои русских былин и сказок – это Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Вот почему сегодня, через много веков, в канун праздника Дня защитника Отечества решили мы вспомнить с вами про дела их великие ратные, про честь богатырскую, про удаль молодецкую.
   Дети: («Былина светлых витязей» К. Богомилов «Кантелеон»)
1.  В старину на Руси дозор несли богатыри,
     У каждого был верный конь, он шел и в воду, и в огонь.
     Чтоб рубежи родной земли враги нарушить не смогли.
     В руках  у них был щит и меч, чтоб  землю русскую сберечь.
2. Стойко, дружно и отважно стояли воины на страже,
    Родную Русь богатыри не раз от недруга спасли.
    Почитать должны мы предков и историю Руси,
    Помнить - славные герои мать-Россию сберегли!
Ведущий: Каждого мальчика – будущего воина - с самого детства приучали к работе и ратному труду. Он должен был не только пахать землю и знать свое ремесло, но и уметь защитить себя, свою семью и свое Отечество от врагов.   Когда наши мальчишки подрастут, они тоже станут богатырями - защитниками Отечества. А пока они защитники наших девочек.
   Ребята, а вы хотите стать похожими на богатырей, русских витязей? (ответы детей). Тогда вам тоже нужно быть сильными, ловкими, смелыми, много знать и много уметь. Нужно есть поменьше конфет и побольше полезной каши, заниматься спортом и участвовать в  соревнованиях. 
   Так давайте же устроим  сегодня  богатырские состязания, людям для потехи, а вам, мальчишки, для науки! Вы готовы? (ответы детей). Тогда начинаем! А наши девочки-красавицы будут вам помогать и болеть за вас.

    4. Музыкальный фон («Богатырская симфония» 
        ч.1 муз. А. Бородина)
Ведущий: А это кто к нам в дверь стучится?  Что за гости к нам спешат?

   5. Выход богатырей и Аленушки(4)(«Витязи света» 
       К. Богомилов «Кантелеон»/«Гусляр и скоморох» 
       муз. А. Цыганкова)

Ведущий: Это богатыри-витязи былинные пожаловали, - Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович с красной девицей Аленушкой. Здравствуйте, гости дорогие! 
Илья: Здравствуйте, добры молодцы, да красны девицы! Мир дому вашему! До нас весть дошла: праздник вы празднуете, да состязания устраиваете. Уж больно нам интересно стало, и пришли мы к вам на людей посмотреть, да себя показать. 
                        Богатырь, он вот каков: не боится он врагов,
                        Он могуч, как ураган, он Русь-матушку защищал.
                   Давайте-ка сейчас мы с вами станем все Богатырями.

   5. *Выход и построение на композицию (фонограмма-связка)
   6. «Мы теперь – богатыри» (музыкально-ритмическая 
        композиция)(«Богатыри» из м/ф «Три богатыря и 
        Шамаханская царица» сл. и муз. И. Растеряева)
   7. *Дети рассаживаются на стульчики (фонограмма-связка)

 Илья: Начинаем наши богатырские потехи. Объявляю состязания на ум и сообразительность. Эти состязания придумала для вас (и проведет) сама птица Гамаюн, изображение которой есть в гербе города-героя Смоленска. Птица эта не простая, птица эта — вещая. Она - посланница богов, их глашатай. Гамаюн поёт божественные гимны и возвещает людям о том, что было, есть и будет. Говорит с теми, кто любит тайны и стремится к знаниям. Птица Гамаюн отличается умом и сообразительностью и все-все на свете знает. А вы хотите много знать, ребята? (ответы детей)
   Отлично! Тогда вперед! Вот сейчас посмотрим, у кого из вас лучшая память и сообразительность. Добрыня Никитич будет начинать пословицу, а вы — заканчивать.  

   8. Конкурс пословиц (с Добрыней)
       (Богомильская лира, К. Богомилов «Кантелеон»)
Добрыня: *Герой – за Родину горой.
                  *Жить – Родине служить.
                  *Где смелость – там победа.
                  *Смелый боец – в бою молодец.
                  *Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом.
                  *Тяжело в учении – легко в бою.
                  *Если армия сильна – непобедима и страна.
                  * В бою, кто смел, тот и поспел (успел).
                  * Не родом богатырь славен, а подвигом
                  *Богатыря узнаешь на поле брани
                  *Славна богатырями земля русская

Ведущий: Правда, молодцы наши ребята?
Алеша: Ну, это еще простое испытание. И раз вы все богатыри, то загадки отгадать должны! Забава эта трудная, поэтому на помощь молодым богатырям могут прийти девицы-разумницы.
Аленушка: А я слыхала, что ваши девицы частушки поют. 

   9. Выход девочек (2) (фонограмма-связка)

Девочки: 
1. Запевай моя подружка, подпою тебе и я.
2. Мы с веселою частушкой неразлучные друзья.

   10. Частушки («Терские частушки»)
         (исполняют девочки в фольклорных костюмах и Аленушка)

Илья: Спасибо девицам-красавицам нашим за поддержку.
Алеша: А теперь загадки!

   Конкурс армейских загадок (с Алешей Поповичем)
1. Рубашку такую не вяжут, не шьют, 
    Её из колечек железных плетут. (кольчуга)
2. Железная шапка с острым концом, 
    А спереди клюв навис над лицом (шлем)
3. Оружие это трудно поднять, 
    Не просто поднять, а в руке удержать,
    Снести им легко было голову с плеч, 
    Ну что, догадались? Конечно же… (меч)
4. Чтоб грудь защитить от ударов врага, 
    Уж вы это знаете наверняка,
    На левой руке у героя висит, 
    Тяжелый, блестящий, раскрашенный… (щит)
5. Стоят три старушки: как вздохнут да охнут, 
    Вблизи все люди глохнут (пушки)
6. Она у нас в войсках традиционно, 
    Крупней, чем взвод, но меньше батальона (рота)
7. Название правильно кто назовет - 
    С отданием воинской чести отчет? (рапорт)
   11. Награждение участников (Богомильская лира  
         К. Богомилов «Кантелеон»)
         По окончании конкурсов Аленушка дарит участникам картинку (фигурку) с изображением птицы Гамаюн. 

Илья: А сейчас выступление чтецов, былинных сказителей!

   12. Выход и выступление чтецов  («Перезвоны» 
         «Вечерняя музыка» муз. В.А. Гаврилина)
         ("Летопись" Р. Рождественский)
Чтецы: 
1. Строк медлительные нити. Строго. Будто на граните...
    Сухо. Коротко. Жестоко. Факты. Поиски истока.
    Скрытое за расстояньем дело, ставшее деяньем.
    Протокольно. Первозданно...
    Вдруг, негаданно-нежданно, вслед за обращеньем к Богу -
    Вздох на целую эпоху! 
    А за этим вздохом - поворота, взгляда, смеха!
    Луг со скошенной травою. Облако над головою...
    Словно из другого века дотянувшаяся ветка.
2. Ой, пришла беда в землю отчую! Похваляяся, шли враги на Русь.
    И таким большим было их число, что его пока не придумали.
    Были реки от крови красным-красны, 
    Было небо от дыма черным-черно,
    Громче грома был храп чужих коней, 
    Блеск чужих мечей - ярче молнии.
3. От беды такой стены трескались. 
    От беды такой гнулись звонницы.
    И колокола наземь рушились, 
    Будто головы с богатырских плеч.
    Шли дожди в тот год из калёных стрел. 
    Из горючих слез все ручьи текли.
    Не рождались в тот год птицы певчие, 
    А рождались одни только вороны...
4. Поднялась Земля супротив беды, супротив врага-погубителя.
    В перекор врагу поднялся народ, 
    Грянул смертный бой нескончаемый!
    Даже мёртвые оживали вновь, выходили они из сырых могил,
    Чтоб живым помочь в битве яростной, 
    Чтобы вновь принять смерть за Родину!
    А кто слабым был - сильным стал тогда. 
    А кто сильным был - стал ещё сильней.
5. И кричали враги потрясённые: "Может, русские заколдованы?!
    Их сожжёшь огнём, а они живут! 
    Их пронзишь стрелой, а они живут!
    Их убьёшь сто раз, а они живут! 
    А они живут и сражаются!.."
    Были реки от крови красным-красны, 
    Было небо от дыма черным-черно...
    И была Земля, неподвластная никакому врагу на века веков!
Аленушка: Ну, молодцы, сказать нечего. И вот вам наш подарок  изображение  священной солнечной чудо-птицы — птицы Феникс.  По легенде,  Феникс, она же — Жар-птица или огненная птица  - символизирует Солнце, заходящее вечером и снова появляющееся утром.  Феникс, почувствовав приближение смерти, обладает способностью сжигать себя в огне, и затем вновь возрождаться из пепла. Поэтому чудо-птица эта  — пример стойкости и героизма, так же, как и наши  богатыри-витязи и все защитники земли русской.  И, напоследок,  
       Кто не побоится, тот тоже может между собою сразиться.
      Ждут забавы, не дождутся храбрецов, 
      Вызываем добровольцев-молодцов!
Илья: А сейчас я предлагаю для проведения забав и состязаний разделиться на две команды и построиться в колонны за богатырями Добрыней Никитичем и Алешей Поповичем. Состязаться будем в командах, а наша Аленушка подмечать и награждать победителей сушками. 
   Какой же богатырь без коня? Сейчас мы посмотрим, как наши молодцы умеют держаться в седле. 

   5. *Выход и построение детей на эстафеты (фонограмма-связка)
Илья: Итак, забава первая, разудалая, называется  «Конь мой боевой». 
   6/1. Эстафета «Конь боевой» («Смелый наездник» муз. Р. Шумана; 
         «Про коня Савраску» Дом кукол ВИА «Волга-Волга»)
   Надо на коне объехать  курган, раздобыть боеприпасы, вернуться обратно и передать эстафету другому участнику. Кто быстрее. 

Добрыня: Второе состязание, смешное. Называется «Если с другом вышел в путь». Сейчас проверим, обучены  ли вы взаимодействию в команде.
   7/2. Эстафета «Если с другом вышел в путь»
          («Когда мои друзья со мной» сл. М. Танича, муз. В. Шаинского)
   Нужно, двигаясь парой, удержать головами мяч

Алеша: Вот болото на пути, не проехать, не пройти. 
Состязание третье, трудное, опасное. Называется  «Болото»
   3. Эстафета «Болото» («Занесло» из м/ф «Три богатыря»
        сл.  А.Боярского, муз. М. Чертищева)
   Нужно пройти по узкой «тропинке» (скамейка),  выйти к «болоту», преодолеть «болото»  по «кочкам» (прыжки из обруча в обруч)

Илья: Вот и море на пути, не проехать, не пройти. 
Испытание четвертое, героическое. Называется  «Переправа».
   4. Эстафета «Переправа» (фонограмма-связка)
   Нужно переплыть всей командой через «море» (с помощью обруча-лодки)

Добрыня:   Богатырь, он вот каков: он силён, и он здоров,
                     Из чего бы ни стрелял, в цель всегда он попадал!  
   Вы раздобыли боеприпасы, пришло время проверить вашу меткость. Испытание пятое, обучающее. Называется «Меткий стрелок».
   5. Эстафета «Меткий стрелок» (фонограмма-связка)
   Нужно попасть шариком в корзину

Алеша: А сейчас пришло время изведать ловкость богатырскую. Испытание шестое, веселое.  Называется «Бег в мешках»
   6. Эстафета «Бег в мешках» (фонограмма-связка)
   Нужно пробежать в мешке определенное расстояние и удержаться в нем.

Илья: Состязание седьмое, традиционное. Испытание командной выносливости. Называется «Силушка богатырская»
   7. Эстафета «Силушка богатырская» (фонограмма-связка)
   Команды перетягивают канат. Команда, которая его удержит — побеждает.

Добрыня: Хорошо потрудились. Однако, война войной, а обед – по расписанию. Теперь пришла пора подкрепить силы богатырские. Поэтому объявляю испытание  восьмое, азартное. Называется «Добудь «живую» воду».
   8. Эстафета «Добудь «живую» воду» (фонограмма-связка;
       «Песенка водовоза» из к/ф «Волга-Волга» 
       сл. В. Лебедева-Кумача, муз. И. Дунаевского)
   Нужно перенести воду из тарелки в стакан ложкой

Алеша: Ну вот, водички испили, теперь нужно яблочек отведать, витаминами заправиться. Испытание девятое, вкусное. Называется «Молодильные яблоки».
   9. Эстафета «Молодильные яблоки» («Молодильное  яблочко»
       сл. Ю. Каплуненко, муз. И. Воронина)
   Участники по очереди подбегают к тазу с водой и яблоками, без помощи рук достают оттуда яблоко и возвращаются к своей команде. Побеждает команда, быстрее «съевшая» все яблоки.

Илья: Ну вот, силушка окрепла богатырская, теперь и размяться не помешало бы. Объявляю танец богатырей.

   10. *Построение на танец (фонограмма-связка)
   Девочки рассаживаются на стульчики, мальчики выстраиваются на ковре.
   11. Танец богатырей (славянская боевая музыка «Танец огня»;
          «Небо славян» «Алиса» сл. и муз. К. Кинчева)

Добрыня: Ну что ж, убедились мы, что вы не только умные, но и сильные. Пришла пора на серьезные подвиги отправляться. Испытание десятое , сказочное. Называется  «Змей Горыныч».
   10. Эстафета «Змей Горыныч» («Песня про богатырей и драконов» 
         сл. и муз. В. Мурашкина)
   Участники по очереди должны сбить воздушный шар, висящий на стене

Алеша: А теперь самые сложные испытания. Надо проникнуть в царство Кощеево и освободить Елен Прекрасных. А помогут нам в этом удальцы-молодцы. Испытание одиннадцатое, военное. Называется «Забросай врага снарядами». Выходите удальцы обеих команд, вставайте по разные стороны.
   11. Эстафета «Забросай врага снарядами»
         («Богатырская симфония» ч.1 муз. А.П. Бородина)
   Игроки двух команд встают в две шеренги по обе стороны натянутого шнура. У них в руках мягкий мяч. Необходимо за определенное время как можно больше мячей закинуть на сторону противника.

Илья: Ну вот, почти со всеми испытаниями справились. Осталось последнее, -  победить Кощея.  Чтобы победить Кощея, надо отыскать  его смерть. А где она? Правильно! В яйце. Испытание двенадцатое, главное и последнее . Называется  «Кощеево яйцо».
   12. Эстафета «Кощеево яйцо» («Русские богатыри» 
         сл. и муз. И. Растеряева)
   Необходимо аккуратно  пронести в ложке (лопатке) теннисный мяч - «Кощеево яйцо», обойти курган и передать «яйцо» следующему участнику.
   13. *Дети (мальчики) рассаживаются на стульчики 
         (фонограмма-связка)

Ведущий: Молодцы, ребята! Вы замечательно справились со всеми заданиями. Вы настоящие богатыри. Показали, какие вы ловкие, смелые, быстрые. Спасли и освободили от  Кощея-погубителя наших  Елен Прекрасных.  
Аленушка: Нынче праздник у бойцов, ну-ка, веселей!
                     Будь сегодня молодцом, попляши дружней.

   14. Выход Елен Прекрасных (Русские гусли "Богомильская Лира" - 
         "Лесная песнь"/ "Радонежская гусельная песнь;
         "Лад Даждь-Добробоженька";
         "Ладушка добрая, премилосердная")
   15. Танец Елен Прекрасных (3) («Березки» (хоровод)/
          «Белая Лебедия гиперборейская» К. Богомилов «Кантелеон»;
          «Красный сарафан» сл. Н. Цыганова, муз. А. Варламова 
          в исп. оркестра Дж. Ласта;
         "За речкой,за бастрою зеленые берега";
   Поздравление Елен Прекрасных 
1. Богатырского здоровья. Пусть удача будет с вами.
    Мы хотим вам пожелать, только вы дружите с нами,
2. Лучше всех на свете бегать и в футбол всех обыграть.
    От других нас защищайте! Нам во всем вы помогайте,
3. В общем, милые мальчишки, мы откроем вам секрет:
   Лучше вас на белом свете никого, конечно, нет!
Ведущий: Течет речка, речка полноводная, 
                  Необъятна взором её ширь.
                  Ой ты песня, песенка народная, 
                  Как за Русь сражался Богатырь.
                 Шёл,  ступая по земле уверенно, 
                 Развевались кудри на ветру,
                 И его словцом было заверено: 
                "Не отдам я Русь врагу, хоть и умру!"

   16. *Выход детей на песню (фонограмма-связка)
   17. Песня («Богатырская сила» 
         сл. Н. Добронравова, муз. А. Пахмутовой)

Ведущий. А теперь слово молвят Илья Муромец и Аленушка. Они огласят результаты состязаний и вручат призы.

   18. Награждение победителей, вручение грамот, призов  и 
         подарков («Баллада о борьбе» из к/ф 
         «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» 
         сл. и муз. В.С. Высоцкого)

Ведущий: Покой всех городов и сел старинных
                  Стерег дозор богатырей былинных.
                  Пускай те дни прошли, но слава вам,
                  Не давшим Русь на растерзание врагу, богатырям!
                  И если богатырь стоит на страже,
                  То может быть из вас уверен каждый,
                  Что от врагов любых защищены
                  Все рубежи родной страны!
Аленушка: Защитники нашей великой страны,
                    Вы дороги нам и безумно нужны!
                    И в этот прекрасный и радостный день
                    Нам тысячи раз пожелать вам не лень.
                    Пусть будет достаток на вашем столе,
                    Пусть мир укрепиться на нашей земле!
Илья: Хорошо мы с вами повеселились. Пора нам праздник завершать. До свиданья, в добрый час! Мы рады снова видеть вас!

   19. *Финал. Выход детей из зала («Защитники Отечества» 
         сл. Е. Шакирьянова, муз. Н. и И. Нужиных)