Роль классической музыки в эстетическом воспитании дошкольников


Автор: Казиева Гульнара Айтбаевна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

Роль классической музыки в эстетическом воспитании дошкольников

Краткое описание работы: Классическая музыка

Цель:  приобщение детей дошкольного возраста к музыкальной классике, способствующей их музыкальному и эстетическому развитию.

Задачи.

Для детей:

         Развивать творческие способности детей к самовыражению и самореализации;

         Способствовать формированию музыкального вкуса ребёнка;

         Развивать музыкальные и сенсорные способности детей ;

         Повышать уровень развития познавательных процессов, развития звукового восприятия, представления, воображения;

         Расширять эмоциональный опыт детей, воспитание эстетического восприятия других видов искусства;

         Развитие способности к построению ассоциативных аналогий между звуковыми художественными образами.

         Снижение эмоционального напряжения ребёнка и регулирование его психофизического состояния через классическую музыку;

         Внедрение классической музыки в различные виды деятельности ребёнка;

         Повышение музыкальной компетенции родителей и педагогов.

Для педагогов:

1.Создать условия, методическое обеспечение . Организовать и провести встречи детей с исполнителями произведений классической музыки (инструменталистами, вокалистами, артистами балета, танцевальными студиями).

2.Стимулировать желание детей слушать и исполнять классическую музыку в разных видах деятельности;

3.Формировать культуру и эстетический вкус детей, используя в разных областях образовательной деятельности классическую музыку.

 

        Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности ребенка.

      В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Детский сад является первым воспитательным учреждением, в которое попадает ребенок, и он не может не оказывать большого влияния на развитие способностей ребенка, мировоззрение.                 

Дошкольный возраст является периодом, когда закладываются основные способности ребенка, начинают проявляться его скрытые таланты, идет активное развитие личности. Можно сказать, что ребенок в этом возрасте наиболее восприимчив к информации и способен реализовать себя практически в любой сфере. Музыка открывает для ребенка дорогу в творчество, позволяет избавиться от комплексов, «открыть» себя миру. Музыка оказывает влияние не только на развитие непосредственно музыкальных способностей детей, но и способствует социализации ребенка, подготавливает его к «миру взрослых», а также формирует его духовную культуру.

         Музыка возникла в глубокой древности и признавалась важным и незаменимым средством формирования личных качеств человека, его духовного мира. Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представления о различных способах выражения чувств, мыслей, существовавших в разные эпохи. Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воздействует на человека, воспитывает его чувства, формирует вкусы. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмоциональный мир слушателя.

         Слушание - восприятие музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе участия во всех видах детской музыкальной деятельности, на досуговых мероприятиях и праздниках. Музыкальный руководитель традиционно посвящает слушанию музыки часть занятия, используя для его организации определенные методы и приемы.

Классическую музыку создавали гениальные композиторы: Моцарт, Бетховен, Чайковский, в совершенстве владеющие всеми выразительными средствами музыки, нужными для создания того или иного образа, настроения, созданными по всем законам гармонии. Гармония, мера, духовная составляющая. Построение музыкальной композиции имеет свои законы и имеет свои принципы. В первую очередь – это структура самой мелодии, она должна быть напевной, иметь правильное построение: начало, развитие и конец фразы. Но, главное, в мелодической фразе, должна содержаться мысль, которая в свою очередь, с гармоническим обрамлением, заключённая в определённый ритм, темп, и разукрашенная динамическими оттенками, создаёт художественный образ. Для того чтобы создать такое произведение, нужен большой талант, гениальность. Это всё есть у великих композиторов: яркие художественные образы, нарисованные палитрой звуков, тембров инструментов, всё это перекликается, как в полифонической музыке Баха, сочетается, только тогда музыкальное произведение затронет эмоционально, заставит вслушаться, сопереживать. Самые выдающиеся музыкальные произведения всех времён, собраны и представлены в программе О. П. Радыновой «Музыкальные шедевры». Здесь собраны произведения, доступные для детей дошкольного возраста, произведения, как образец, эталон искусства, которое пробуждает глубокие эмоции и переживания, побуждает давать оценки, лежащие в основе предпочтений, сравнивать, анализировать, а значит думать, размышлять.
            Эстетическое воспитание дошкольников – это: развитие способности воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное в жизни, искусстве. Одна из главных задач современной педагогики, научить видеть прекрасное, находить и создавать гармонию во всём: в природе, труде, поступках.