сообщение на тему развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности»


Автор: Илюшина

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

сообщение на тему развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической деятельности»

Краткое описание работы: для педагогов доу

Движение – это фундамент физического, психического и двигательного здоровья детей. Поэтому движения для детей являются составной частью системы образовательно-воспитательной деятельности ДОУ.

Двигательная активность детей на музыкальных занятиях – это музыкально- ритмическая деятельность, которая является одним из основных и ведущих видов музыкальной деятельности в детском саду.

 

Музыкально-ритмические движения  являются синтетическим видом деятельности – это один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы  передаются в движениях.

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям в массовом музыкальном воспитании детей впервые была представлена в системе ритмического воспитания швейцарского композитора и педагога Эмиля Жака Далькроза (начало 20 века). По его мнению, «с первых лет жизни ребёнка следовало бы начинать воспитание в нём мышечного чувства», что в свою очередь, способствует «более живой и успешной работе мозга».

Отечественная методика обучения этому виду музыкальной деятельности во многом опиралась на положения системы Э. Жака Далькроза. В разработке подходов, рассчитанных на детей дошкольного возраста, участвовали М.А. Румер, Т.С. Бабаджан, Н.А. Метлов, позднее – А.В. Кенеман, Н.А. Ветлугина. На современном этапе представляет интерес система «ритмической пластики», разработанная росиийским автором Анной Иосифовной Бурениной и отраженная в программе «Ритмическая мозаика». В учебной программе дошкольного образования (2012) раздел «Музыкально-ритмические движения» выделен уже в группе второго раннего возраста (1-2 года).

Задачи музыкально-ритмических движений:

 1. Формирование компонентов музыкальной культуры дошкольников (предпосылок музыкального вкуса, музыкальных интересов);

2. Развитие музыкальности и музыкально-творческих способностей (в наибольшей степени – эмоциональной отзывчивости на музыку, чувства ритма);

 3. Обучение музыкально-ритмическим и двигательным умениям и навыкам (ритмично ходить, легко бегать, выполнять легкие ритмичные поскоки, выполнять движения с предметами, двигаться по кругу, в парах, выполнять перестроения; выполнять танцевальные движения: хлопки, притопывания, кружения, выставления ноги на пятку, «пружинку», менять характер движения в соответствии с динамикой, ритмом, формой произведения, передавать характерные движения игровых персонажей, инсценировать тексты песен;).

4. Формирование элементарных знаний о музыке (представления о темпе – быстро, умеренно, медленно, динамике – тихо, громко, постепенно затихая или усиливая, музыкально форме – двух-трех частной, куплетной и др., жанрах музыки – марш, танец: полька, вальс, полонез и др).

 5. Содействовать физическому развитию (осанка, походка, четкость движений) детей, умению взаимодействовать со сверстниками.

Таким образом, музыкально-ритмическое движение является средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма.

Главным направлением в работе над музыкально-ритмическими движениями является систематическое музыкальное развитие ребенка. В детском саду ребенок действует в коллективе, совместные активные действия детей развивают целеустремленность, выдержку, решительность, самостоятельность, находчивость.

В обучении музыкально-ритмическим движениям используются следующие методы и приемы:

Наглядный метод (слуховая наглядность – звучащая музыка, зрительная наглядность – демонстрация движений, а также тактильно-мышечная наглядность – помощь ребенку в правильном расположении рук, ног), разнообразные словесные методы (беседа, объяснение),

практические методы (упражнения, но не тренаж) соответствие движений характеру, образам музыки;

К наиболее распространенным видам музыкально-ритмической деятельности относятся игры, пляски и упражнения. Основное место в разделе музыкально-ритмических движений занимают игры. Музыкальная игра - это активная деятельность, направленная на выполнение музыкально-ритмических задач. Она вызывает у детей веселое, бодрое настроение, влияет на активность процесса развития движений, формирует музыкальные способности. Играя, ребенок упражняется в движении, осваивает его, в процессе игры развиваются положительные качества личности ребенка, через игру он познает жизнь. В играх применяю различные маски животных и героев сказок; применяю музыкальные инструменты с целью повышения интереса и активности детей. Использую пособие «музыкальный кубик» для развития умения двигаться в соответствии с образом какого-либо животного, упражнять детей в различении музыки разного характера.

Задача: по выпавшей картинке, представить соответствующий образ и передать в движении под музыку.

На каждой стороне кубика прикреплены образы животных. Ведущий (ребенок) подбрасывает кубик, показывает всем выпавшую сторону, под музыку дети воспроизводят образ животного (повадками, ходьбой)

 

Музыкальные игры делятся на игры под инструментальную музыку (сюжетные и несюжетные) и игры под пение (хороводы и инсценировки). В сюжетных играх нужно выразительно передать образы музыки, а в несюжетных – выполнить задание, связанное с общим настроением музыки, её выразительными средствами (темп, динамические оттенки, метроритм, форма произведения). Например, в сюжетных музыкальных играх «Зайцы и лиса», «Васька кот», дети должны образно выполнять движения, характерные для данных персонажей.

 В несюжетных играх «Кто скорее ударит в бубен», «Будь ловким» ребята меняют движения на малоконтрастные части пьесы и динамические оттенки.

В играх с пением композиция движений зависит от характера, образов музыки, текста. Здесь используются элементы народных плясок, разнообразных хороводных построений (парами, шеренгами, кругами со сменой направления). Например, в игре «Ворон» (русская народная прибаутка) основная задача – передать сказочный образ ворона «в красных сапогах, позолоченных серьгах» в пляску которого включены элементы русского народного танца: кружение дробным шагом, выставление ноги на пятку. В игре использовано также построение в круг, сужение и расширение круга дробным шагом. Очень любят дети игры с пением, которые выполняют несколько задач одновременно: развивают головой аппарат, речевой и двигательный.

Репертуар к этому виду деятельности отбирается в соответствии со следующими принципами: 

- художественность музыкальных произведений, яркость, динамичность образов;

 - моторный характер музыкального сочинения, побуждающий к движениям;

- разнообразие тематики, жанров, характера музыкальных произведений на примерах народной, классической и современной музыки;

- разнообразие движений (танцевальные, сюжетно-образные, физические упражнения);

 Важным видом музыкально-ритмического движения являются пляски. Они активизируют слух ребенка, вырабатывают четкие красивые движения и способствуют развитию творческой активности. И в плясках дети различают характер музыки, форму музыкального произведения и средства музыкальной выразительности.

В детском саду проводятся различные пляски:

1. Пляски с зафиксированными движениями, т. е. авторские, к которым относятся:

пляски с участием взрослого; этот вид пляски создается автором с учетом обязательного исполнения педагогом одинаковых с детьми или отличных движений; современный детский танец; народные пляски, в которых используются подлинные элементы народного танца; хороводы с пением, движения которых не связаны с текстом; характерный танец, в движениях которого изображается данный персонаж (снежинок, куколок, клоунов, пингвинов и т.п.).; детский бальный танец.

2. Пляски-импровизации на основе разученных движений. Они используются с целью развития детского творчества. К ним относятся:

- пляска типа «зеркало»;

- пляска, где дети сочиняют движения на первую ее часть, а для второй части движения показывает педагог;

- пляска, где дети сочиняют движения для ее первой и второй частей. В них используются знакомые элементы танцев. Вначале я активно помогаю, советую детям, какие движения лучше подобрать под ту или иную музыку в соответствии с её характером, формой. Затем дети уже самостоятельно пробуют свои силы и без моей подсказки создают «свою» пляск

 

При разучивании  плясовых и танцевальных движений я применяю картотеку подговорок. Подговорки -это малый фольклорный жанр, в котором в стихотворной форме раскрывается техника исполнения танцевального движения. Применение подговорок в непринуждённой, игровой форме способствует лучшему усвоению и запоминанию материала. Их можно использовать в самостоятельной деятельности, на утренней гимнастике, на музыкальных занятиях, в развлечениях, в часы досуга. Также применяю картотеку танцевальных движений для детей старшего возраста; использую различные атрибуты к танцам ; показываю схемы  для закрепления движений танцев  и развития творческой активности.

 

В народных, плясовых и хороводных мелодиях много выразительных возможностей для развития движений. Например, русская народная музыка, разнообразная по своему характеру: напевная, плавная («Сеяли девушки яровой хмель», «Прялица» и др.), лёгкая, подвижная («Земелюшка-чернозём», «Как на тоненький ледок», «Заинька» и др.), задорная, плясовая («Ах, вы, сени», «Я на горку шла» и др.). Помимо этого используются народные мелодии: украинские, белорусские, литовские, карельские, венгерские, чешские и т.д. Особое значение приобретает детская музыка отечественных композиторов. Композиторами Ан. Александровым, С. Разореновым, Е. Тиличеевой и другими написаны разнообразные марши: торжественно-праздничные, энергичные, спокойные, раскрывающие возможности этого жанра. Изящные польки, плавные, нежные вальсы, написанные Д. Кабалевским, Ю. Чичковым, В. Агафонниковым, отличаются большими художественными достоинствами.

Кроме музыкальных игр и плясок, на музыкальных занятиях с детьми определенное место занимают упражнения - многократное выполнение одного и того же движения в целях обучения.

Назначение упражнений различно:

- упражнения, используемые в целях совершенствования основных движений (ходьба, бег, подскоки, прыжки); здесь помогают музыкальные инструменты: бубен, треугольники, колокольчики, барабаны. Для лучшего усвоения музыкально-ритмических навыков я использую пособие «музыкальный кубик», который включает в себя такие игры:

1 игра – на ориентировку в пространстве зала:

Игра способствует развитию внимания, быстроты реакции, умению ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях,

Задача: быстро и четко с ориентироваться по схеме.

На каждой стороне кубика прикреплены схемы построения для детей в музыкальном зале. Ведущий (ребенок) подбрасывает кубик, показывает всем выпавшую сторону, дети делают построение по залу согласно схеме.

2 игра – на развитие ритмического слуха:

Игра способствует развитию ритмического слуха и внимания.

Задача: чётко воспроизвести ритм шагами и хлопками.

На каждой стороне кубика прикреплен ритм в виде ножек и ладошек. Ведущий (ребенок) подбрасывает кубик, показывает всем выпавшую сторону, воспроизводит ритм шагами и хлопками, затем ритм воспроизводится всеми детьми вместе.

- подготовительные упражнения, в ходе которых разучиваются движения к играм и пляскам (переменный шаг, кружения, шаг на всю ступню, передача флажка по кругу и т. д.);

- образные упражнения, уточняющие различные игровые образы, движения персонажей сюжетных игр (поступь медведя, прыжки зайца, бег лошади); образные упражнения дают детям возможность овладеть движениями для выполнения индивидуальных ролей;

- самостоятельные упражнения-законченные композиции (специально созданные авторами с этой целью, напр. «Всадники», «Барабанщики»).

Движения упражнений связываются с яркими музыкальными образами (скачущие галопом лошадки, прыгающие зайчики, крадущиеся кошечки и т.п.), расцвечиваются фантазией детей, будят их творческое воображение. В этих упражнениях ребенок творчески познает возможности своего тела, соотносит свои действия с действиями других, приобретает навыки общения, учиться ориентироваться в осваиваемом им мире – мире вещей, живых существ, людей и их взаимоотношений. Звучащая музыка помогает ему в этом, ритмически организуя активную деятельность, делает познаваемый ребенком мир ярким и эмоционально насыщенным

Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод, что двигательная активность в  жизни ребёнка, в  его развитии как умственном, так  и физическом играет огромную роль, что было доказано целым рядом исследований и педагогическим опытом педагогов прошлых лет и современности. Важно учитывать, что достаточная двигательная активность является необходимым условием для нормального развития ребёнка.