«Музыкально- ритмические упражнения для детского шумового оркестра».


Автор: Шумакова Вера Вячеславовна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Доклад

«Музыкально- ритмические упражнения для детского шумового оркестра».

Краткое описание работы: Некоторые практические упражнения для развития чувства ритма у дошкольников.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема нашей сегодняшней встречи «Музыкально- ритмические упражнения для детского шумового оркестра».

Совершенствовать ритмический слух – одна из задач музыкального воспитания дошкольников, так как ритм играет огромную роль в развитии ребёнка. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развивает интеллектуальные способности ребенка. Развивает такие  качества ребёнка, как: любознательность, активность, эмоциональность,  отзывчивость, овладение различными способами общения. Существует мнение, что развить чувство ритма   невозможно, так оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше.

Конечно, работа в этом направлении ведётся  каждым музыкальным руководителем ежедневно, на каждом занятии в группе и индивидуально. Очень важно, чтобы она проходила незаметно и интересно для детей. В возрасте 6-7 лет ими накоплен достаточный опыт и знания.  Многие дети в подготовительной группе посещают мой музыкальный кружок «Домисолька». На его занятиях более углубленно и осмысленно, можно систематизировать все навыки и умения.  Опираясь на то, что игра для ребёнка-дошкольника является ведущим видом деятельности, всю работу по развитию у детей  чувства ритма я выстраиваю в форме игры, которую я рассматриваю, как одно из эффективных средств, способных обеспечить результативность работы в этом направлении. Каждому из вас я предлагаю выбрать любой  инструмент и поучаствовать в совместной          работе.

Слайд 3.

Очень важно, чтобы вначале дети научились чувствовать метр музыки, её  музыкальный пульс, другими словами шаги-доли, которые слышны в музыке. Чтобы они поняли, что доли  шагают доли равномерно, без остановки, одинаково. Для этого мы играем в различные музыкальные игры.

Одна из них «Кто как двигается». Одна группа детей превращается в маленьких неуклюжих слонят, а другие изображают двигающийся поезд.

Движения под музыку – это основа развития ритма.

 

Слайд 4.

Представляю вашему вниманию игру «Веселый барабан». Участники  садятся парами напротив друг друга, между ними барабан,  и сначала без музыки выполняют движения в медленном темпе.

  • двумя ладонями по барабану - 4 раза
  • 4 хлопка
  • 4 хлопка с партнером в ладушки
  • 4 хлопка вверху.

После того как дети усвоят движения, можно попробовать сделать его под музыку, что всегда веселее и интереснее. Детям с хорошей координацией и чувством ритма я предлагаю делать не по 4, а по два хлопка. Происходит как бы увеличение темпа игры. Итак, попрошу приготовить ладоши и попробовать поиграть в «Веселый барабан».

Слайд 5.

Очень полезно прочувствовать пульсацию в пьесах различных жанров: через равномерные шаги в марше, через «качание»  в колыбельной, через  движения в «Вальсе». Трехдольный размер всегда более трудный для детского восприятия. Именно его я выбрала для закрепления навыков выделения сильных и слабых долей с помощью ударных инструментов.

Я предлагаю исполнить «Вальс» С. Майкапара.  Сначала отрабатываем трехдольную пульсацию: Сильная доля – хлопок в ладоши, 2 слабых – шлепки по коленям. Затем это можно исполнить как бы по ролям, разделившись на две группы. И, конечно же, закрепить, выбрав инструменты.  Например: сильная доля – треугольник, слабые – маракасы.  Первая из 3 долей сильная – её нужно выделять, а маракасы должны легко шуршать.

Слайд 6.

Следующая игра называется ««Колокольный звон» (карточки колокола), которая помогает детям осознать длительность звука.

 У нас будут звучать три колокола: большой – половинные длительности, средний – четвертные  и маленький – восьмушки.  Это упражнение довольно трудное для детей. Поэтому у каждого колокола есть свой текст и еще я добавляю движение тела, которое имитирует раскачивание колоколов.  Сначала мы с детьми представляем огромный колокол, расставив ноги, изображаем, как он движется, и под музыку разучиваем его партию.   Затем также прорабатываем остальные партии. Большой колокол  – Бо-ом! Бо-ом!  Большой трезвон (тарелки).

                                  I            I               I              I

Средний  – Дон, дон, дон, дон! Идет трезвон! (треугольники)

                      I     I       I      I        I   I     I    I

 

Маленькие–ди-ли, ди-ли, ди-ли, ди-ли-колокольчики звонили (бубенчики).

                     I   I     I    I     I    I     I   I    I  I   I  I  I   I   I   I

 

Потом переходим к созданию оркестра колоколов. Сначала вступает большой колокол, затем по показу музыкального руководителя, а в процессе разучивания, ребенка исполняющего роль дирижера, колокола вступают поочерёдно. Причем каждый продолжает вести свою партию до окончания музыки. И, наконец, более сложный этап игры – упражнения, это когда колокола начинают звучать одновременно.  Видео этого упражнения вы увидите в конце.

Слайд 7.

Похожая песенка – игра «Часы».

Слайд 8.

Когда дети начинают  хорошо чувствовать метрическую пульсацию долей в музыке, можно переходить к осознанию различных длительностей нот. Постепенно мы подошли к понятию ритма.

Слушай, слушай, различай,

Звук короткий (показ) и протяжный (показ)

Чувство ритма развивай,

Это очень, очень важно! 

 

Слайд 9.

Ритм – это чередование долгих и коротких длительностей. Предлагаю взять музыкальные инструменты и поддержать мою песенку, с её помощью дети запоминают новое для них понятие «ритм». Бесполезно просто пытаться запомнить новое слово. К следующему занятию, его вспомнит кто-нибудь один. А вот с помощью песенки – запросто.  Разучиваю её приёмом эхо, одновременно помогать себе игрой на инструментах.

Слайд 10. Категория длины и тем более деления длительности – для ребенка понятия условные, они формируются на более позднем этапе, поэтому четверти и восьмые мы «переодеваем» в облики птиц, зверюшек и других предметов.  Помогает в этом музыкально-дидактическая  игра «Помоги каждому найти свой дом».

Слайд 11-12

 Как наглядные  пособия можно использовать  различные предметы, игрушки, ленточки, матрёшки,  грибочки, цветы, просто кружочки. Важно, чтобы они были  «большими и маленькими» по размеру.

Вот, например весенняя картинка «Прилёт журавлей» или «Ракета». Сначала проговариваем ритмический рисунок со словами, а затем ритмо-слогами или наоборот.

Слайд 13.

Чтобы закрепить простые ритмические формулы я использую замечательные упражнения Т.Э.Тютюнниковой.

Предлагаю вам  речевое музицирование с названием фруктов.

Сделаем его без музыки.

На 1 часть:

лимон – 2 хлопка,

апельсин – шлёпаем по коленям – 3 раза,

банан – 2 хлопка,

мандарин – шлёпаем по коленям – 3 раза,

На 2 часть – любой звучащий жест по выбору.

3 часть повторяет первую.

Подтекстовка помогает очень быстро усвоить простые ритмические формулы и применять их, играя в оркестре.

Слайд 14.

Еще одно мнемотехническое упражнение Тютюнниковой «Дары осени».

На столе перед участниками лежат овощи:

  • Лук           -     щелчок
  • Морковь – хлопки
  • Кабачок  - ладошками по груди
  • Перец  -  ладонями по столу
  • Баклажаны, помидоры   -  по плечам руки крест- накрест
  • Масло  - круговое движение руками.

Сначала упражнение отрабатывается со словами,  с показом педагога, затем слова про себя – остается звучащий ритм. Следующий прием: все играют ритм, а 7 детей по очереди поднимают овощ. Затем, овощи заменяются на карточки,  соответствующего цвета, причем карточки можно менять местами, создавая новые ритмические формулы. Завершающий прием  - перенос ритма на музыкальные инструменты.

Слайд 15.

Предлагаю поучаствовать в оркестре ложкарей. Русская народная песня «Субботея».

Слайд 16.

Музыкально - ритмический танец «Ах-ты, берёза». Участники делятся на пары, берут ложки.

Слайд 17.

На следующем слайде вы видите образец  партитуры, которые я делаю для детей. В данном случае это партитура «Вальса цветов» П.И.Чайковского. В  ней задействованы 4 группы инструментов.  У каждой группы своя партия – разрезные карточки.

Я предлагаю  превратиться в смешанный  оркестр и исполнить «Вальс цветов» П.И.Чайковского по предложенной партитуре.

Исполнители располагаются полукругом: бубны, треугольники, коробочки маракасы, и  тарелки. Предварительно оговаривается ритм каждой группы инструментов и способ звукоизвлечения.

Слайд  18.

Очень любят дети видео – упражнения. Одно из них по сказке «Федорино горе». Трудность его заключается в быстром темпе.

 

Слайд  19.

Еще одна партитура всем известного произведения Л. Ван Бетховена «К Элизе». Для его исполнения детям необходимо обладать навыками игры на ксилофоне.

 

А теперь предлагаю вашему вниманию несколько ритмических игр.

 Очень нравится детям игра в  «Испорченный телефон».  Все  выстраиваются друг за другом. Последний, выстукивает ритм по плечу впереди стоящего.  Остальные  по очереди передают его до первого, а тот в свою очередь прохлопывает всем. Тот,  кто путает ритм, переходит в конец очереди.

 

Еще игра «Зевака - торопыга».  Играющие  стоят по кругу, выбирается простая мелодия, например «Василёк». Лучше если мелодия будет  с повторяющимся ритмическим рисунком. Затем выученная ритмическая формула песни прохлопывается по одному звуку – по  очереди каждым играющим. Тот, кто опоздал – зевака, а  поспешивший – торопыга.

 

На основе исполнения произведений, использования музыкально-дидактических игр и упражнений у дошкольников развиваются внимание, выдержка память, воображение, формируется целеустремленность, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность. 

В заключении хочу показать вам видео-ролик о работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.