«Разнообразие форм диктанта, применяемых на сольфеджио в ДШИ»


Автор: Птицына Ирина Яковлевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методическое сообщение

«Разнообразие форм диктанта, применяемых на сольфеджио в ДШИ»

Краткое описание работы: методическое сообщение

Дисциплиной способствующей развитию музыкального слуха является Сольфеджио. Полученные в ходе обучения знания и навыки должны помочь учащимся в их занятиях по специальности и музыкальной литературе, расширить общий музыкальный кругозор, развить художественный вкус. Одним из разделов курса сольфеджио является  Музыкальный диктант.   Он    воспитывает слуховую память, организует внимание, тренирует важный навык улавливания и осознание всех сторон мелодики, ладовых, интонационных, метроритмических.      Диктант, как  и анализ на слух, – это итог знаний и навыков, определяющий уровень музыкально-слухового развития ученика. Основные задачи, которые стоят перед педагогом в работе над диктантом:

  • создавать и закреплять связь слышимого и видимого, то есть научить слышимое сделать видимым;
  • развивать память и внутренний слух;
  • использовать диктант как средство для закрепления и практического освоения знаний и навыков, полученных на занятиях сольфеджио.

Процесс записи диктанта требует не только определенных знаний, уровня развития слуха, но и специальной подготовки, обучения. Эта одна из важнейших задач методики сольфеджио – показать, как учить писать диктант. В процессе записи диктанта участвуют самые разные стороны слуха и разные свойства психологической деятельности: мышлениедающее осознание слышимого;  память,дающая возможность, припоминая, уточнять слышимое; внутренний слух, способность мысленно слышать и представлять себе звуки,ритм  и другие элементы. Кроме того, диктант предполагает наличие теоретических знаний, помогающих грамотно записать услышанное.       

Таким образом, прежде чем приступить к записи диктанта, педагог должен провести большую подготовительную работу, быть уверен в том, что учащиеся подготовлены. Приступать к написанию диктанта можно лишь при соблюдении определенных условий.                                                                                                

Ученики должны:

  • свободно владеть нотной записью. Мгновенно записывать ноты вразброс под диктовку педагога, безошибочно «читать», используемый на уроке учебник;
  • владеть элементарными навыками пения, уметь пропевать нотами выученные небольшие мелодии с текстом, отстукивая метрические доли;
  • знать клавиатуру, подбирать и играть на фортепиано короткие (4-8 тактов) песни – попевки от разных звуков;
  • знать длительности,  выкладывать на карточках после одного прослушивания простейшие ритмические формулы;
  • уметь записать на одной ноте, ритмический рисунок стихотворной фразы или двухтактового мелодического оборота, расставить тактовые черты и сильные доли в размере 2/4;
  • находить и отстукивать доли в незнакомых пьесах, исполняемых педагогом;
  • различать на слух направление движения мелодии вверх и вниз, повтор звуков, поступенное  движение от движения по трезвучию, находить устойчивый звук (тонику);
  • уметь спеть нотами или сыграть на фортепиано после одного прослушивания короткие мелодические обороты.

Работа над диктантом в основном проходит в классе, на уроках. Поэтому важна правильная организация процесса записи, а так же обстановка, которую педагог создает в классе. Прежде всего необходимо собрать внимание, пробудить интерес к тому, что будет сыграно. Перед первым проигрыванием, в мелодических диктантах, не следует давать настройку, чтобы не мешать первому, непосредственному восприятию музыки. Первое исполнение диктанта должно быть, по возможности, красивым, выразительным, в настоящем темпе. Для того чтобы музыка запомнилась учащимся, стала интонационно близкой, полезно с самого начала проиграть пример не один раз, а два – три раза подряд.  

После этого можно провести беседу в классе, выяснить результат первых, наиболее общих впечатлений: определить лад, размер, структуру и т.д. Затем дается настройка, и диктант снова проигрывается, причем учащимся предлагается уточнить ладогармонические, структурные, метроритмические особенности музыки и приступить к записи.

Отдельный момент в работе – техника записи диктанта. Необходимо напомнить, что здесь от учеников требуется не механическое отношение, а

полное понимание интонационного строя, структуры и ритмического рисунка.                                               

    Как правило, учащиеся должны писать диктант молча, основываясь на внутреннем слухе. Но тем, у кого внутренний слух еще слабо развит и музыкальные представления неясны, непрочны, модно разрешить тихо напевать вслух при записи, чтобы приучить к точности интонации, к более ясному различению звуковысотных взаимоотношений звуков. Только постепенно, приучая учеников напевать все реже и тише, развивая их внутренний слух, воспитать точность слуховых представлений и тем самым сделать ненужным напевание вслух. На ранних стадиях следует требовать, чтобы все ученики  тактировали при записи. Количество проигрываний зависит от музыкального материала, от того, насколько развита память учеников. В конце отведенного для записи диктанта времени диктант проверяется. Для проверки можно использовать как коллективные так и индивидуальные формы.  

 

Подготовительные формы работы   

  • Переписывание нотного текста
  • Письменное транспонирование знакомых мелодий
  • Устный диктант
  • Графическое изображение мелодической линии
  • Работа над метроритмом
  • Подбирание на фортепиано знакомой мелодии и самостоятельная запись ее на нотном стане                                                               

 

                                             Варианты диктантов:                

 

  1. «Попугайчик» – повторение легкого мотива голосом.
  2. «Обезьянки» – повторение ритмического рисунка
  3. «Археологи», «Откопай мелодию» – повторить на фортепиано (назван 1 звук)
  4. «Фотодиктант» – прочитать мелодию с листа- закрыть, записать по памяти.
  5. «Узнавайка» – на доске начало знакомой мелодии, нужно дописать.
  6. На доске мелодия, дописанная не до конца, дописать по слуху.
  7. «С дырками» на доске

     а) по слуху дописать последние 1-2 такта;

     б) по слуху дописать пропущенные такты;

     в) вставить пропущенные ноты;

     г) дописать мелодию.

  1. Диктант с «ошибками». По слуху играть мелодию.
  2. «Путаница» знакомая или незнакомая мелодия с перепутанными тактами (играть правильнонаписать знакомую мелодию, но перепутаны такты
  3. Ритмический диктант: на доске ноты, указать ритм, и наоборот, написать ритм, написать ноты.
  4. «Молния» – 3 игры» (2+1)
  5. Диктант для развития памяти 

     а)Пример играется 2-3 раза. Каждый учащийся после прослушивания записывает то, что успел запомнить;

     б) Пример играется 3-4 раза, проверяется его запоминание, а затем учащиеся приступают к записи;

     в) Можно диктант не записывать, а сыграть на фортепиано.

  1. Диктант – воспоминание». Пишется мелодия, записанная ранее неделю назад).
  2. Диктант с вариантами. Изменение мелодически или ритмически мотива, фразы, предложения
  3. Записать по памяти мелодию, выученную дома наизусть
  4. Записать мелодию с сопровождением
  5. Диктант с ритмическим сопровождением. 
  6. Двухголосный диктант  

    а) дописать верхний голос в музыкальном примере;

    б) Дописать верхний голос в музыкальном примере.

  1. Традиционный диктант, с предварительным разбором.

                                                                      

Устный диктант. В коротких фразах определяется лад, высота, метр, длительности, составляющие мелодию (секвенции, скачки, повторы).  Мелодия поется с названием звуков. Этот вид диктанта отрабатывает навык запоминания, быстроту реакции, внимание. Используется часто в начальных классах, занимает мало времени. 

Ритмический диктант. Записывается ритмический рисунок мелодии. Сопровождает изучение каждой новой ритмической трудности. Должен иметь выразительную мелодию либо должен исполняться в различных тембрах ударных инструментов.

 Диктант по памяти. Записывается с одного-трех раз. Должен иметь яркую, запоминающуюся мелодию. Методика их проведения: Педагог два или три раза играет пример. Учащиеся сидят и слушают. Затем, по знаку педагога, весь класс пытается мысленно повторить по памяти мелодию.   Называется тональность, и учащиеся приступают к записи того, что они запомнили. Во время записи диктант больше не играется. Когда кончится отведенное время, диктант еще раз проигрывается и проверяется всем классом. Материалом для таких диктантов должны быть яркие, напевные мелодии с небольшим количеством звуков, затем более сложные. Первое время примеры должны представлять собой одну фразу-тему.

Диктант с предварительным анализом. После первых двух проигрываний педагог подробно разбирает предлагаемый пример. Установив темп, размер, тональность, структуру мелодии, педагог обращает внимание учащихся на отдельные особенности примера: поясняет некоторые интонационные обороты, ритмические фигуры, проигрывает или напевает их. После такого анализа диктант проигрывается снова, и учащиеся приступают к самостоятельной записи. Эта форма диктанта очень удобна при освоении  нового материала.

 Графический диктант. Указывается только направление мелодии.

 Диктант с ошибками. Услышать, найти неточности в написанной                             на доске мелодии и исправить.                                          

Подбор знакомых мелодий с последующей записью. Вначале подбирается на инструменте, а потом записывается нотами.  Запись знакомых мелодий по памяти без подбора на инструменте или самодиктант. Используется в качестве проверки самостоятельности ученика в записи для домашней работы на основе внутреннего слуха. Запись мелодии песни, предварительно выученной с текстом без проигрывания.  Запись одной из нескольких заранее выученных наизусть мелодий.    

Зрительный диктант. Записать по памяти пропетую про себя мелодию из учебника.                           

В процессе занятий по сольфеджио следует развивать в учащихся чувство краски тональности, учить их определять высоту тональности, используя при этом накопленный слуховой опыт. Время от времени следует давать диктанты без определения тональности, предложив каждому записать ее в той тональности, какая ему слышится. Конечно, проверка таких диктантов может быть только индивидуальная, а не общеклассная. После проверки педагог должен сообщить, в какой тональности исполнялся пример, и предложить всем транспонировать свою запись в нужную тональность.  

Заключение

Все разновидности одноголосного диктанта, как и всевозможные творческие задания, являющиеся его своеобразным вариантом, способствуют приобретению большей гибкости и уверенности. В работе над диктантами преподавателю сольфеджио нужно подходить со знанием психологии учащихся, учитывать их возрастные и индивидуальные особенности и интересы, планировать урок так, чтобы музыкальному диктанту постоянно уделялось самое пристальное внимание. Диктант – плодотворная и интересная форма занятий по развитию музыкального слуха. Диктант – это та форма работы, в которой применяются и задействуются все имеющиеся знания и навыки учащихся.                                                                            Диктант является итогом знаний и умений, определяющим уровень музыкально-слухового развития учащихся, поэтому на уроках сольфеджио в детской музыкальной школе все варианты диктанта должен быть обязательной и постоянно используемой формой работы.   Базовые навыки:

  • умение правильно “слушать”;
  • запоминать, анализировать и понимать музыкальный текст;
  • умение осмыслить его графически и правильно записать;
  • умение правильно определить и осознать метроритмическую составляющую мелодии, четко тактировать ее, ощущая пульсацию долей и осознавая каждую долю. 

Вся дальнейшая работа сводится только к развитию этих базовых умений и усложнению теоретического материала.

 

 Список литературы 

  1. Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской

музыкальной школе, М.: Музыка, 1966;                                                                

  1. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. М.: Музыка, 1986.                                                                                                                                             
  2.   3. Жакович В. Готовимся к музыкальному диктанту. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
  3. Кондратьева И. Одноголосный диктант: Практические рекомендации. СПб.:

Композитор, 2006.

  1. Ладухин Н. 1000 примеров музыкального диктанта.
  2. Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты: Младшие классы ДМШ и ДШИ. – М., 2004.
  3. Калинина Г.Ф. Музыкальные занимательные диктанты: Старшие классы ДМШ и ДШИ. – М., 2004.
  4. Музыкальный слух. Теория и методика развития и совершенствования

/С.Е.Оськина; Д.Г. Парнес. М.: АСТ, 2005.

  1. Мы играем, сочиняем и поем. Сольфеджио для 1 класса музыкальной

школы/ Металлиди Ж., Перцовская А. СПб.: Композитор, 1998.

  1. Систематический курс музыкального диктанта/ Алексеев Б. и Блюм Дм. М.:

Музыка, 1969.

  1. Стоклицкая Т. 100 уроков сольфеджио. М.: Музыка, 1999.
  2. Фокина Л. Методика преподавания музыкального диктанта. М.: Музыка,

1969.

  1. Фридкин Г. Музыкальные диктанты. М.: Музыка, 1973.