"Музыкально-ритмическая мозайка"


Автор: Никитина Елена Александровна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Мастер-класс

"Музыкально-ритмическая мозайка"

Краткое описание работы: Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.

Мастер-класс

«музыкально- ритмическая мозаика»

для музыкальных руководителей и воспитателей детских дошкольных учреждений «Нетрадиционные приемы в развитии музыкальности дошкольников».

 

Подготовил: музыкальный руководитель МБДОУ д/с №11р.п Переяславка

Никитина Елена Александровна

Цель: Отработка творческих методов и приемов в развитии музыкальных способностей у дошкольников.

Ход мероприятия:

Муз.рук: Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.

Прошу вашего дружеского участия и понимания.

 

се участники разделены на 4 условные группы (обозначение - нотки, различные по цвету: красные, желтые, зеленые, синие)

Команда красных ноток

Муз.рук.: Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом.

Ø Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку»

(Звучит ритмический рисунок популярной песни В. Шаинского «Пусть бегут неуклюже»; «Улыбка» в исполнении участников с красными нотками на деревянных палочках, ложках, кубиках и с помощью ладошек.Предлагается зрителям назвать песню).

А команда красных ноток должна ответить, что развивает  у дошкольника  такое упражнение.

Предполагаемый ответ: Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух дошкольника.Следует обратить внимание на то, что дети могут узнать только ту песню, которую они исполняли или слушали на этом же занятии.

Команда синих ноток

Ритмическая игра «Звучащие жесты»

Муз.рук.:Зазвучали жесты наши,

 А ведь так бывает, координацию движений,

Ритм в упражнениях развивает.

Звучит полька «Добрый жук»

Участники, на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты:

а)хлопок;

б)шлепок по коленям; (2 раза)

в)притоп;(2 раза)

г)два пальчика  над головой.

 Команда должна ответить, что развивает у дошкольника такое упражнение.

Предполагаемый ответ:У детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений,

Командажелтыхноток

Ø Поэтическое музицирование(оркестр шумовых инструментов)

Муз.рук.:Если только свяжем мы музыку и слово,

 Захотим учить стихи снова мы и снова.

Вы научитесь читать их с чувством, выражением.

 Впереди у вас друзья, море достижений.

 

Участники с желтыми нотками озвучиваютстихотворение «Ночь»

 

Поздней ночью двери пели, песню долгую скрипели, (маракасы, расчески)

Подпевали половицы - «Нам не спится, нам не спится!», (ложки)

Ставни черные дрожали и окошки дребезжали, (звенит колокольчик, металлофон).

И забравшись в уголок, печке песню пел сверчок, (свистулька, бумага)

Команда должна ответить, какие навыки совершенствуются  с помощью поэтического музицирования.

Предполагаемый ответ: Совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой),развивается чувство ансамбля. Дети учатся различать звучание инструментов по тембрам, наличие во всех, упражнениях элементов творчества.

Ø Театр пантомимыУпражнение «Сказочные человечки»

Участники игры двигаются ритмично под музыку изображая:

 

А)деревянных человечков, как Буратино двигают руками, ногами - на  шарнирах;

Б)человечков стеклянных - идут осторожно, на носочках, боятся, разбиться»;

В)веревочных человечков - расслабленные мышцы рук, ног, головы, руки двигаются хаотично;

Г) человечков чугунных, тяжело переступая, напряженно, медленно, суставы неподвижны.

Команда должна ответить, что данное упражнение помогает развивать у детей.

Предполагаемый ответ:Развивает умение перевоплощения, раскрепощает, развивает фантазию, позволяет даже робкому ребенку проявить себя.

 

Команда зеленых ноток

Поем молча.Упражнение «Испорченная пластинка»

Исполняется фрагмент песни«Кузнечик» В. Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками.

Нечетная строка поется вслух, четная про себя.

 

В траве сидел кузнечик,                       вслух

В траве сидел кузнечик,                   про себя с хлопками

Совсем как огуречиквслух

Зелененький он был.                           про себя с хлопками

Представьте себе, представьте себе вслух

Совсем как огуречик.                           про себя с хлопками

Представьте себе, представьте себевслух

Зелененький он был.                             про себя с хлопками

 

Команда должна ответить, что данное упражнение помогает развивать у детей.Предполагаемый ответ:Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.

Игровой массаж(Провести со всей командой)

 

1-      я точка: "В гости к бровкам мы пришли, пальчиками их нашли"

2-       я точка: "Пальчиком нашли мосток, по нему мы скок-поскок"

3-       я точка: "Опустились чуть-чуть ниже и на пальчики подышим"

4-       я точка: "Вот мы к шейке прикоснулись и пошире улыбнулись"

5-       я точка: "Надо ушки растереть, чтобы больше не болеть"

6-       я точка: "Руки надо растереть, чтобы больше не болеть"

7-       я точка: "И про спинку не забыть, чтобы стройными нам быть"

Заканчивая массаж, говорят: Хотим мы быть веселыми, красивыми, здоровыми". Эти слова - своеобразная установка для них на весь день.

Команда должна ответить, чему способствует данное упражнение.

Предполагаемый ответ:влияет на обменные процессы организма, тонизирует центральную нервную систему.Использование игрового массажа повышает защитные свойства верхних дыхательных путей и всего организма

 

Танцтерапия (для всех участников)

 

Муз.рук.: Звуки мы изображаем с помощью движений.

Исполняем и творим с большим воодушевлением.

Приглашаю участников исполнить ритмическую турецкую детскую песню с движением «Арам - зам - зам»

 

Двигательное упражнение с пением, звучащими жестами «Арам зам-зам»

 

Арам Зам Зам,

Арам Зам Зам,

Гули, гули, гули, гули, гули,

рам зам зам,

Арам Зам Зам,

Арам Зам Зам,

Гули гули гули гули гули

рам зам зам

Ариба, ариба,

 

гули гули гули гули

рам зам зам

Арафи Арафи

гули гули гули

гули рам зам зам 

1 хлопок по коленям,

3 хлопка в ладошки,

 вращают предплечьями на уровне груди, 

 

1 хлопок по коленям,

3 хлопка в ладошки,

вращают предплечьями на уровне груди, 

поднять правую руку потрясти кистью руки, затем кистью левой руки,

вращают предплечьями,

 

1 шлепок по коленям, два хлопка 

вращают предплечьями

 

Муз.рук.:

Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, доверия в процессе работы.

 

В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.