Об особенностях концертмейстерской детельности


Автор: Кудряшова Татьяна Георгиевна

Предмет: Музыка

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Об особенностях концертмейстерской детельности

Краткое описание работы: Задачи концертмейстера в инструментальных, вокальных и хоровых классах музыкальной школы

Работа концертмейстера занимает значительное место в повседневной профессиональной деятельности пианиста. Концертмейстер – это универсальный пианист, который должен владеть обширным объемом знаний в области музыки, бегло читать с листа, транспонировать, подбирать по слуху, редактировать музыкальные тексты, делать переложения. Все эти качества концертмейстер приобретает с течением времени в результате концертмейстерской практики.
Концертмейстер в переводе с немецкого – «мастер концерта». Деятельность концертмейстера начинается уже с самых первых уроков. Вся работа над музыкальным произведением от фрагментарного прочтения до целостного охвата композиции проходит при его непосредственном участии. Конечно, учащийся разбирает и выучивает текст, но он твердо знает, что на уроке он будет выступать как настоящий артист в сопровождении опытного пианиста. Между учеником и концертмейстером возникает творческая связь, сотрудничество, которое будет направлено на раскрытие художественного образа каждого музыкального произведения. Концертмейстер помогает ученику обогащать музыкальные представления, лучше понять, усвоить и передать содержание произведения, укрепляет интонацию, развивает ритмическую дисциплину ученика и согласованность исполнения партий. Разнообразие репертуара обязывает концертмейстера владеть различными приемами игры, богатством нюансировки, развитым чувством ритма, стиля. Он должен знать специфические особенности солирующего инструмента. Игра концертмейстера со взрослым музыкантом отличается от игры с начинающим. Именно, в этом возрасте учащемуся предлагается совместно с концертмейстером освоить азы метро – ритма, ансамблевого слушания, синхронности исполнения, темпового соответствия.
Необходимо выработать умение приспособиться к личности и исполнительской манере ребенка: неритмичного – держать, робкого – воодушевить, эмоционального – сопровождать.
Важно также и умение быстро ориентироваться в тексте, видеть весь текст помогать в случае допущенной ошибки, уметь поддержать ученика в концертном выступлении, предугадать его намерения.
В работе концертмейстера важно чувство меры, слуховой контроль и дирижерское начало, умение переживать и сопереживать. Существует несколько этапов подготовки учащегося к выступлению. Огромный период проходит в классе: разбор, многократные повторения фрагментов, работа над метроритмом, ансамблем, работа над формой произведения. Преподаватель по специальности совместно с концертмейстером подсказывают ученику верные образы, настроения музыки.
 Еще одним этапом является выучивание произведения. Здесь, необходимы детализация, игра с преувеличением, установление логических связей. Концертмейстер шаг за шагом проделывает с учащимся эту трудную, но, безусловно, интересную работу. Особую роль в подготовке к концертным выступлениям играют репетиции в зале. Мастерство концертмейстера заключается в нахождении нужного звукового баланса, соответствующего акустике помещения. Концертмейстер также помогает воспитаннику приобретать артистические навыки общения с публикой. На эстраде волнуются все, но каждый по -своему. Здесь необходимо учитывать различные типы темперамента юных артистов и быть готовым к любым сюрпризам. Поэтому концертмейстер должен наблюдать за повторяющимися и устойчивыми проявлениями психики ребенка на сцене.

Остановимся на особенностях работы концертмейстера с вокальными и хоровыми коллективами.

Работу концертмейстера с вокальным или хоровым коллективом отличает ряд специфических черт. В распоряжении ансамбля мелодия и поэтический текст, в ведении концертмейстера – гармонический план. При работе с вокалистами важно уметь координировать мелодию со всей остальной фактурой. Поэтому в идеале перед началом работы с коллективом необходимо детально проработать музыкальный текст, справиться с техническими трудностями, научиться играть без зрительного контакта с клавиатурой, добиться автоматизма. Однако нередки случаи, когда приходится играть с листа неизвестные произведения и транспонировать их. Очень важно донести до слушателя смысл поэтического текста произведения.
Аккомпанемент в вокальных произведениях очень выразителен, это равноправная партия, которая усиливает глубину содержания, так называемый поэтический образ. В вокальном ансамбле, как правило, отсутствует дирижер, роль которого частично выпадает играть аккомпаниатору. Здесь уместно упомянуть об образном соответствии фортепианных вступлений и заключений духу исполняемых произведений, о выборе темпа и его отклонениях в процессе развертывания произведения, о цезурах, соответствующих технике дыхания вокалистов. Увлеченность своей профессией, совместное обсуждение с коллективом ошибок, недочетов, а также умение наладить контакт с партнерами помогают достигать эффективных результатов. Чувствовать певца как себя, обладать способностью к перевоплощению – одна из задач концертмейстера вокалистов.

В разнообразной деятельности концертмейстера работа с хоровым коллективом, пожалуй, особенно сложна. Концертмейстер играет под управлением дирижера, подражает звучанию хора, слышит многоголосие и читает партитуры. Способность понимать дирижерские жесты и намерения приобретается с изучением основных приемов дирижирования, с понятиями «ауфтакта», «снятия звука», а также концертмейстер должен знать, какими жестами изображаются щтрихи и оттенки.
 Деятельность концертмейстера включает в себя не только само исполнение аккомпанемента, но и участие в подборе репертуара, запись фонограмм для выездных выступлений. Часто приходится сталкиваться с отсутствием фортепиано в учреждениях. Владение игрой на клавишном синтезаторе спасает ситуацию. В отдельных случаях приходится менять технику звукоизвлечения, упрощать фактуру, т.к. диапазон инструментов составляет меньшее число октав. В современных условиях концертмейстер должен уметь записать фонограммы аккомпанементов. Используя достижения технического прогресса, у концертмейстера появляются большие возможности для эксперементирования со средствами музыкальной выразительности.
Тщательное прочтение нотного и словесного текстов, безукоризненное следование динамическим оттенкам и темпам, внимание к точному выполнению ритма, логической акцентировке, интонационной чистоте – таковы основные задачи концертмейстера. Ему приходится приспосабливаться к творческой манере многих преподавателей, в классах которых он работает. Многообразие требований повышает его профессиональную компетентность. Концертмейстер должен быть готов ко всему: всевозможным импровизациям, подсказке забытого слова, подыгрыванию мелодии, проведению урока с учеником без преподавателя по специальности. Область концертмейстерской практики для многих пианистов является творческой потребностью. Исполнительский труд концертмейстера часто сиюминутен, неуловим. В этом его сложность и благородство.