Нетрадиционные приемы и методы развития музыкальных способностей дошкольников с использованием тем блоков по программе Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа» детей


Автор: Бочарова Галина Юрьевна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

Нетрадиционные приемы и методы развития музыкальных способностей дошкольников с использованием тем блоков по программе Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа» детей

Краткое описание работы: Статья посвящена развитию музыкальных способностей детей нетрадиционными методами и приемами, используя темы блоков программы Н.А.Рыжовой «Наш дом – природа». Также предлагаются игры, упражнения, которые могут использоваться на занятиях для развития музыкальных и творческих способностей у детей.

Однажды кто-то сказал, что природа — лучший художник, природа — лучший композитор. И с этим трудно поспорить. Понимаешь это, когда оказываешься наедине с нею, слышишь пение птиц, шелест листвы, звук дождя и стрекотание кузнечика. Даже полная тишина на лоне природы превращается в некую неповторимую симфонию. Попадая в эту атмосферу чувственности, так легко думать о прекрасном. Еще проще творить прекрасное самому. И это  неудивительно — ведь природа дарит огромный поток вдохновения и свежих идей

Тема экологии в повседневной жизни всегда рядом с детьми в любых видах музыкальной деятельности. С самых ранних лет мы, сами того не замечая, приобщаем детей к вопросу экологии, пробуждаем и воспитываем в них чувство любви к природе.

Уже после года дети воспринимают образы животных в игрушках, и взрослые, обыгрывая их, напевают потешки, песенки-прибаутки, считалочки, песенки-небылицы.

Подрастая, дети начинают понимать, что все животные – хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать, к ним надо относиться бережно. У детей возникает желание защищать зверей и птиц, помогать им.

В старшем дошкольном возрасте эстетическое отношение ребенка к миру становится осознанным и активным. Появляется любовь к растительному миру. Как остаться равнодушным, когда дети поют песни о березке, красоте яблоньки, расцветающей весной, о листочках, которые падают с деревьев, отчего становится грустно, про грибочки, поясняя заодно про съедобные и несъедобные, про овощи, выращенные на своем огороде и т. д. А какие лица у детей, танцующих с цветами на празднике, зная, что эти цветы не сорваны, а сделаны своими руками.

Поэтому, основная задача музыкального руководителя – найти приемы, способы и средства, способствующие наиболее полному развитию эмоциональности детей, их креативности, формированию певческих навыков и умений, интереса к музицированию через экологическое воспитание дошкольников.

На музыкальных занятиях и развлечениях мы с детьми часто отправляемся на прогулку в лес, где полно всяких чудес. Если мы сравниваем в песне облака с белыми лошадками, то, выйдя на улицу, дети смотрят подолгу в небо и, конечно же, хотят, чтобы было оно голубым и чистым.

Музыка является одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира. Она раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства.

 

 Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания.

Музыка является одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира. Она раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства

Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи экологического воспитания.

Эколого-эстетическое воспитание занимает в развитии личности особое место. Н.А. Рыжова предлагает понимать под экологическим образованием дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.

Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа» нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае [1 c. 26].

Работая по программе Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа», дети имеют  возможность исследовать различные объекты природы: трогать, нюхать, наблюдать за ними, экспериментировать и самостоятельно играть, получать ответы на свои вопросы. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок, игры-драматизации служат могучим средством в экологическом воспитании детей и способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир. Н.А. Рыжова в своей программе даёт рекомендации по использованию музыкальных средств  при изучении блока « Я и природа».[1 с.151,155]

Используя на своих занятиях программу Н.А.Рыжовой «Наш дом – природа», я помогаю ребёнку войти в таинственный и прекрасный мир природы, подружиться с ней, познакомиться с её особенностями, с солнцем, воздухом, водой, почвой, растениями и животными. Важно обратить внимание дошкольника на его ближайшее окружение, научить видеть интересные явления, красоту, изменчивость и неповторимость окружающего мира. Занятия предполагают также знакомство ребёнка старшего дошкольного возраста с такими понятиями, как природа и искусственный мир, «неприрода» (этот термин предложили сами дошкольники), живая и неживая, окружающая среда, экология. Комбинируя различные виды детской деятельности, я создаю свою систему знаний.

Также большое внимание детскому творчеству уделял известный психолог Л.С. Выготский. Он утверждал, что образование для устойчивого развития предполагает умение находить нестандартные решения проблемных и новых ситуаций нестандартными способами. [2]

«Творчество рассматривается как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. В процессе творчества изменяется и сам человек (его мышление, личностные качества). Особенность творчества – получение чего-то нового, нестандартного – новых идей, изобретений, картин, архитектурных проектов и т. п. Творчество – неотъемлемая черта детства, оно тесно связано с развитием воображения, с эмоциональным восприятием ребенком окружающего мира. О творческих людях говорят, что они многое сохранили из своего детства. Творчество всегда вызывает у ребенка радость. Дети не отягощены стереотипами. Они не всегда знают о готовых решениях проблем, которые уже известны взрослым, и пытаются найти собственные решения. Они задают множество вопросов и проявляют огромный интерес к окружающему миру».[3]

Для развития творческих музыкальных способностей, а также воспитание экологически грамотного дошкольника меня привлекла идея программы Т.Э.Тютюнниковой “Элементарное музицирование с дошкольниками”, где она открывает с помощью несложных приемов “музыку” в каждом ребёнке. [4] Первостепенной задачей музыкального обучения в системе дошкольного образования является формирование интереса к музыке, вовлечение ребенка – дошкольника в процесс музицирования с использованием различных видов деятельности: пения, звучащих жестов, импровизированного движения, инструментов. Поэтому очень важно, в каком эмоциональном состоянии находятся дети в течение всего занятия. Использование таких нетрадиционных приемов как “совместная устная деятельность”, “элементарная импровизация”, “музицирование со звучащими жестами”, “игры cо звуками, моделирование различных игровых ситуаций позволяют увлечь воспитанников музыкальной деятельностью, создать положительный настрой, сохранить познавательную активность и интерес.

Дети эффективнее воспринимают музыку, когда она воздействует в комплексе с движением, словом. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение. Подобное коллективное творчество позволяет даже робкому ребенку проявить себя, тем более, что некоторые роли (или партии) могут исполнять несколько детей одновременно.

Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые  я  использую на занятиях  для развития музыкальных и творческих способностей у детей.

Для того, чтобы  речь была красивой, плавной, мелодичной, необходимо развивать дыхание, дикцию, артикуляцию, чистоту интонирования.

ЗДРАВСТВУЙ, СОЛНЦЕ ЗОЛОТОЕ.

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй, вольный ветерок.

Здравствуй, маленький дубок.

Мы живём в одном краю.

Всех я вас приветствую.

Эта  песенка-распевка : « На птичьем дворе»  по принципу «Эхо» поднимет настроение, развивает память, слух, готовит голос к пению. (Участники и музыкальный руководитель совместно участвуют в данной песенке-распевке).

Муз. рук. (поёт)  Мои уточки с утра,

Дети.(повтор) Мои уточки с утра:

Муз. рук. Кря, кря, кря, кря , кря;

Дети. Кря, кря, кря, кря , кря.

Муз. рук. Мои гуси у пруда,

Дети. Мои гуси у пруда,

Муз. рук.Га-га, га-га,га-га;

Дети. Га-га, га-га,га-га

Муз. рук. Мои курочки в окно,

Дети. Мои курочки в окно,

Муз. рук. Ко-ко, ко-ко, ко-ко,

Дети. Ко-ко, ко-ко, ко-ко.

Муз. рук. Ну, а Петя по утру,

Дети. Ну, а Петя по утру,

Муз. рук. Нам споёт: ку-ка-реку,

Дети. Нам споёт: ку-ка-реку.

Специальные упражнения дыхательной гимнастики» Звукоподражание» тренируют правильные вдох и выдох, а так же правильное произношение согласных звуков ж-ш. (Предлагаю разделиться на две команды: одна с помощью осенних листьев озвучит шум леса, другая, изобразит жужжание этих насекомых).

Воспроизводим звуки природы после вдоха, на выдохе. Шумит лес: ш-ш-ш. …Жужжит пчела: ж-ж-ж… (Выполнение упражнения.)

С помощью оздоровительного кругового массажа, который благотворно влияет на работу внутренних органов, знакомлю с музыкальной грамотой.

Я мечтаю стать артистом, знаменитым пианистом.( Круговые движения двумя руками по спине)

Чтобы музыку играть, (Имитация игры на фортепиано)

Буду ноты изучать.

Нарисую нотный стан, (Проводят линии по спине)

Непохожий на орган.

На спине танцует луч – (Рисуют скрипичный ключ на спине)

Это мой скрипичный ключ.

С ним изучим без забот

Семь веселых звонких нот!

Чтобы их запоминать, (Мнут верхний плечевой пояс)

надо спинку нам помять.

Села утка на гнездо. (Пощипывание спины)

Это будет нота ДО.

Спит собачка во дворе. (Поглаживание спины)

Это будет нота РЕ.

Кошку с дерева сними. (Массаж головы)

Это будет нота МИ.

По спине бежит дрофа. (Перебирание пальцами по спине)

Это будет нота ФА.

А в шкафу летает моль. (Похлопывание по спине)

Это будет нота СОЛЬ.

В небе вижу журавля. (Разводы двумя руками снизу вверх по спине)

Это будет нота ЛЯ.

В море блещут караси. (Волнообразные движения руками по спине)

Это будет нота СИ.

Мама, мама как я рад! (Хлопки вверху над головой)

Знаю полный звукоряд

Я отвечу, ты спроси: (Повороты туловища из стороны в сторону)

ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ (по очереди называют ноты.)

Развитию координации движений и чувства ритма способствует упражнение «Зазвучавшие жесты». Здесь используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки и притопы, при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно. (Звучит полька «Добрый жук». Дети на каждую фразу поочерёдно выполняют ритмические движения, звучащие жесты: а) хлопок; б) шлепок по коленям; в) притоп; г) два пальчика над головой.)

Пальчиковая игра:  « Вышли мышки как--то раз».

Вышли мышки как- то раз, (игра пальчиками по коленям)

Посмотреть, который час. (поочерёдно прикладывают ладошки к голове и  смотрят в даль).

Раз, два, три, четыре, (поочерёдно показывают пальчики)

Мышки дёрнули за гири, (щелчки пальчиками)

Вдруг раздался страшный гром, (шлепки по коленям)

Убежали мышки в дом. (пальчики по коленям спрятались за спину).

Упражнения на развитие ритма дают возможность ребёнку правильно услышать и изобразить ритмический рисунок в любом стихотворении или песни (простукивание ритма деревянными палочками, введение музыкальных инструментов: барабан, погремушки.)

«Топ-топ, это Мишенька идёт».

.Топ-топ, топ-топ

 Это Мишенка идет.

Тили-тили, тили-там,

Скачет зайка по кустам.

По дорожке еж бежит

И листочками шуршит.

В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.

Муз. ритмическая игра: «Пальчик мой»

Пальчик мой, пальчик мой

Поиграй-ка ты со мной,

Пальчик раз, пальчик раз

Вышел заинька у нас.

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

Пальчик мой, пальчик мой

Поиграй-ка ты со мной,

Пальчик раз, пальчик раз

Вышла курочка у нас.

Курочка-хохлатушка,

Ходит, ходит, ходит

Курочка-хохлатушка,

Зернышки находит.

Пальчик мой, пальчик мой

Поиграй-ка ты со мной,

Пальчик раз, пальчик раз

Вышла козочка у нас. У козы торчат рога,

Может забодать она. Ме-е-е.

Музыкальную зарисовку «Лесная Сказка», дети рисуют  не на бумаге, воспринимают ее не зрительно, а на слух, через уши.

Шишки – для темы мишки,

Орешки – для белочки,

Палочки - для дятла,

Шуршалки – для листочка,

Шуршалки – для лисички,

Султанчики – для ветра,

Свистулька – для жаворонка

Колокольчик – для росинки.

(На фоне музыки Грига дети играют оркестр. «Лесная Сказка».)

Тихо бродит по дорожке

Утро в золотой одёжке

Где листочком зашуршит (Шуршалки)

Где росинкой зазвени (Колокольчики)

Раздаётся громкий стук (Деревянные палочки)

Это дятел – тук да тук!

Дятел делает дупло –

Птенцам будет там тепло

Из-за леса, не спеша, (Шуршалки)

Вышла рыжая лиса.

Ступает она мягко

по шелковой травке.

Белка прыгнула наверх (Орехи)

И грызет там свой орех —

Вот идёт по шишкам (Шишки)

Косолапый мишка.

Ветерок вдруг налетел (Султанчики)

По деревьям зашумел.

Дождик – динь, дождик – дон! (Колокольчики)

Капель бойкий перезвон.

Все звенит, стучит, поет – (Все инструменты)

Осень яркая идёт!

Так, с помощью нетрадиционных методов и приемов через интеграцию образовательных областей развиваются  музыкальные и творческие способности дошкольников что позволяет формировать позитивное отношение детей к природе.

 

 

Ссылки на источники

1.    Рыжова Н. "Наш дом - природа": Блок занятий «Я и природа» - М.: «Карапуз-дидактика», 2005.

2.    Л.С. Выготский. Воображение и творчество ребенка. Москва: Просвещение, 1991.

3.    Тютюнникова Т.Э. “Уроки музыки” система Карла Орфа изд.АСТ, 2001.