Работа над произведением (разбор) по программе, закрепление приёмов звукоизвлечения (тирандо, апояндо, арпеджио), работа над аппликатурой в пьесе, постановка простых аккордов в первой позиции


Автор: Павел Николаевич Гаврилов

Предмет: Инструментальное исполнительство

Класс: Дети

Тип материала: Открытый урок

Работа над произведением (разбор) по программе, закрепление приёмов звукоизвлечения (тирандо, апояндо, арпеджио), работа над аппликатурой в пьесе, постановка простых аккордов в первой позиции

Краткое описание работы: План-конспект открытого урока

 

 Тема:  Работа над произведением (разбор) по программе, закрепление приёмов звукоизвлечения (тирандо, апояндо, арпеджио), работа над аппликатурой в пьесе, постановка простых аккордов в первой позиции.

 

 Место и время проведения: 15 октября 2022 года,  МОУДОДШИ г. Пошехонье

 

 Учащаяся: Смирнова Дарья, 1 класс.

 

     Цель:

      - осуществить разбор произведения по программе, закреплять изученные приёмы звукоизвлечения.

     Задачи:

  1. Обучающие: обучать навыкам  правильной посадки при игре на инструменте, правильной постановке  рук,  приёмам звукоизвлечения.
  2. Развивающие: развивать у учащегося чувство ритма, музыкальную память, слух.
  3. Воспитательные: воспитывать стойкий интерес к занятиям на инструменте, любовь к гитарной музыке и искусству.

 

                                                           Материал к уроку:

 

нотные тексты:    1. Н.Поняев «Осень»

                                 2. В.Шаинский «Пусть бегут», обр. П. Иванникова

                                 3. Упражнения на арпеджио (из школы М.Каркасси), двухоктавная гамма до                                              мажор с открытыми струнами.

 

Ход урока:

 

  1. Вступительное слово: тема,  цели, задачи – (2мин)

 

  1. Основная часть – (35мин)

 

Преподаватель напоминает учащемуся о правильной посадке и постановке рук при игре на инструменте, о необходимости контроля.

Посадка – сидеть следует примерно на половине сиденья жесткого стула, слегка наклонившись вперед; гитара кладется выемкой на бедро левой ноги, грифом в левую сторону, чтобы его головка находилась примерно на уровне левого плеча играющего. Нижняя часть корпуса гитары упирается в бедро правой ноги, верхняя часть задней деки прилегает к груди.

Постановка правой руки - предплечье правой руки располагается на верхней части корпуса инструмента и своей тяжестью удерживает гитару в устойчивом положении. Кисть при этом свободно и естественно повисает около струн, примерно в 8-10 см от подставки. Выпрямленный большой палец несколько отгибается влево от ладони. Другие пальцы, достаточно согнутые и собранные вместе, располагаются так, чтобы их кончики могли свободно касаться струн.

Постановка левой руки – следует обратить внимание на локоть левой руки, который должен свободно и естественно висеть; большой палец размещается примерно на середине овальной части грифа напротив указательного пальца. Во время перехода на басовые струны кисть левой руки поднимается, сохраняя округлое положение пальцев, а большой палец вслед за ней смещается с середины овальной части грифа на его нижний край. Кончики пальцев ногтевой фаланги ставятся на струны перпендикулярно плоскости грифа и в промежутки между металлическими порожками. При этом каждый палец располагается ближе к правому металлическому порожку. Сила нажима пальцев должно соизмеряться с чистотой звучания струн. Пальцы, не принимающие участия в игре, следует держать на минимальном удалении от струн.

Приёмы звукоизвлечения правой рукой. Тирандо – способ звукоизвлечения правой руки без последующей остановки кончика пальца на соседней струне. Апояндо-способ звукоизвлечения правой рукой с последующей остановкой кончика пальца на соседней струне.  Арпеджио – проигрывание звуков  отдельно, начиная, преимущественно с нижнего тона.

 

Ход урока:

 

                                                  I. Упражнения

 

1.Учащемуся предлагаются упражнения на тирандо (чередование указательного(i) и среднего(m) пальцев, возможно подключение к работе безымянного пальца) поочерёдно на всех 6-ти струнах.

                                        ( выполнить несколько раз).

 

2.Упражнения на апояндо (чередование указательного(i) и среднего(m)пальцев) поочерёдно на струнах с 1-5.

По ходу выполнения упражнений преподаватель контролирует работу учащегося и корректирует её с помощью методических указаний.

                                        (выполнить несколько раз)

 

 

3.Упражнение на развитие движений большого пальца (подготовка к игре арпеджио). Выполнение круговых вращений большим пальцем и далее звукоизвлечения большим пальцем (басовые струны)

                                         (выполнить несколько раз)

 

 

4. Упражнения на арпеджио (3-4 вида).

 

       II. Проверка домашнего задания: учащемуся предлагается проиграть гамму до мажор приёмом тирандо (однооктавная или двухоктавная гамма вверх и вниз), пьесу Н.Поняева «Осень». (по ходу работы преподаватель осуществляет контроль за действиями учащегося).

 

  1.       III.   Для закрепления приёма тирандо идёт работа над пьесой В. Шаинского, обр П. Иванникова « Пусть бегут». (в начале работы над пьесой преподаватель показывает её учащемуся).

 

  1. IV.              Заключительная часть- (3мин)  Подведение итогов урока.

В конце урока преподаватель совместно с учащимся подводит итоги работы, делается акцент на основных моментах урока. Выясняется какие трудности испытал учащийся в работе над тем или иным элементом или приёмом. Даётся позитивный настрой на дальнейшее обучение. Далее следует постановка задач для домашней работы.

Задание чётко проговаривается устно, после чего записывается в дневник, работа на уроке оценивается положительной оценкой, которая также фиксируется в дневнике учащегося.