«Влияние художественных впечатлений на самостоятельную деятельность детей».


Автор: Макеева Анастасия Денисовна

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические рекомендации

«Влияние художественных впечатлений на самостоятельную деятельность детей».

Краткое описание работы: Как влияют художественные впечатления на самостоятельную деятельность детей.

 

Одним из важнейших условий формирования самостоятельной  музыкальной деятельности детей является постоянное обогащение их художественными впечатлениями. Наряду с впечатлениями, которые оставляет у малышей слушание музыки, просмотр кукольных, теневых спектаклей, телепередач,  в формировании самостоятельной музыкальной деятельности следует выделить и роль праздников, развлечений в ДОУ.

Приведу пример: Мы включили в программу новогоднего утренника детей старшего возраста инсценировку нескольких эпизодов из произведений Н.Носова о Незнайке и его друзьях. К этому произведению нас привлекло его интересное содержание, а также небольшие выразительные музыкальные пьесы, написанные композиторами Е.Тиличеевой, О.Корзиным.

Эпизоды из книги отобрали с учетом возраста детей и доступности материала. Например: «Коротышки из цветочного города», «В гостях у художника Тобика», «Незнайка и его друзья», чтение которого проводилось воспитателем группы в вечернее время. После чтения каждого эпизода воспитатель беседовал с детьми о его содержании, о характере героев, их поступках. Дети повторяли наизусть рифмы, которые сочинил Незнайка, когда он просил поэта Цветика научить его сочинять стихи. Например:

1.Зайка шёл гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку.

2.Торопыжка был голодный,

Проглотил утюг холодный.

3.У Авоськи под подушкой

Лежит сладкая ватрушка.

На музыкальных занятиях разучивали песенки; «Песенка Незнайки»-музыка О.Корзина, «Винтик и Шпунтик»- музыка Е.Тиличеевой, «Песенка про кузнечика»- музыка В.Шаинского.

Затем дети выполняли творческие задания, направленные на передачу однотипных образов; сочинить мелодию, как Незнайка играет на трубе, придумать действия к песенкам, показать, как Винтик и Шпунтик строят машину под музыкальный отрывок Е.Тиличеевой «Винтик и Шпунтик строят машину», сочинить мелодию на таком инструменте, на котором играет Гусля, придумать самим движения вальса, фигуры к танцу польки.

При этом дети отмечали, у кого образы, движения получились лучше, интереснее, сами выбирали героев. Так, Незнайкой по общему желанию детей стал Миша Горбунков. Он хорошо пел, передавал образ непосредственно и эмоционально, с выразительной мимикой. В сценарий новогоднего праздника вошли отдельные отрывки из названных эпизодов. Это инсценированные проходило следующим образом; после того как дети вошли в зал, рассмотрели убранство елки и зала, спели песню про ёлку, рассказали стихи, в гости к детям пришёл мишка и принёс большую волшебную книгу. Первым из книги появился Незнайка. Он исполнил песенку, самостоятельно придумывая и выполняя движения. Так , на слова «Меня Незнайкою зовут и взрослые и дети» он недоуменно разводил руками. Произносил следующие слова;

 Но знаю я, но знаю я,

Я знаю всё на свете.

Задорно Незнайка пел припев, важно при этом вышагивая, смешно поворачиваясь на одной ноге. Все эти моменты он подчеркивал и мимикой лица.

По окончании песенки из-з елки появился поэт Цветик. Он был задумчив, в руках держал блокнот и карандаш. Незнайка увидел его и крикнул: «Ой цветик! Наш поэт!».

НЕЗНАЙКА(обращаясь к детям). Опять он что то сочиняет. (Подбегая и тормоша его.) Цветик , цветик, научи меня сочинять стихи!

Проходит сценка , где Цветик обьясняет Незнайке, что такое рифма, как нужно под рифму подбирать слова. Незнайка сначала не понимает и сочиняет такие рифмы, как «палка-селедка», «пакля-рвакля», все дети смеются. Наконец он нашёл рифму и стал сочинять стихи про своих друзей. Дальше Незнайка находит письмо, но прочитать его не может. Тогда он берёт свою трубу и начинает громко на ней играть, сочиняя при этом свои ритмические рисунки мелодии. Из домика выбегают малыши, они окружают Некзнайку. Кнопочка просит его прекратить так громко играть на трубе. Незнайка показывает письмо и просит Знайку прочитать его. Знайка чиает письмо, в нём дети детского сада приглашают всех друзей незнайки на Новогодний праздник, Весёлые человечки рады. Они танцуют, напевая свою любимую песенку про кузнечика, придумывая при этом танцевальные движения. По окончании веселья Пончик спрашивает всех, как быть и на чём ехать на праздник , в детский сад. Знайка предлагает Винтику и Шпунтику. Они строят её из строительного материала под музыкальный отрывок «Винтик и Шпунтик строят машину». Далее Незнайка выбирает момент, когда у машины нет никого, садится, имитирует езду, ломает «машину». Весёлые человечки сбежались и начали возмущаться, но тут опять выручает Знайка. Он предлагает всем лететь на воздушном шаре. С помощью воспитателя они надувают воздушный шар и , высоко держа его над головой, обегают вокруг ёлки. Друзья Незнайки поздравляют детей с праздником и приглашают их потанцевать. Движения свободной пляски по собственному замыслу воплощаются в танец.

Через несколько дней после праздника атрибуты, некоторые элементы декораций были внесены в музыкальный уголок для самостоятельной деятельности детей. Дети тут же обратили на них внимание, быстро разобрали все атрибуты, стали их применять.

Посоветовавшись с воспитателем, мы решили придумать, как лучше оживить впечатления детей, как вызвать у них интерес и желание воспроизвести небольшие эпизоды, сценки из произведений, проявляя инициативу и творчество. С этой целью воспитатель решил сам включиться в игру, стать соучастником в ней. Дети удивились и обрадовались. Послышались возгласы: «Это труба Незнайки».

-Где Незнайка, он ещё спит..-спрашивали дети.

-Я здесь, я уже проснулся,-радостно закричал Алексей и стал быстро одеваться.

Одновременно в помещение внесли и затем расставили декорациюя. Которая напоминала Цветочный город. Забор и ворота были построены из строительного материала. Увидев всё это, дети радостно изумились, многие воскликнули: «Ой, как красиво!».

Рассматривая  декорации, дети спрашивали:

-Это улица колокольчиков?

-Здесь живут коротышки?

Затем решили поехать в Цветочный городок. Дружно запели песню  «В траве сидел кузнечик». Поехали в городок и с восторгом рассматривали цветы , домики , инструмент, рисунки. Дети сами стали решать кто будет  Гуслей, как и на каких инструментах будут учиться у него играть. Скоро весь Цветочный городок пришёл в движение. Повсюду звучала музыка.

Взявшись за руки ,подгруппа девочек двигалась поскоками по кругу, напевая при этом песню « Зайчик». Другие дети подбирали разные игровые  и танцевальные движения. Малоподвижные детки стали увереннее петь и двигаться. Постепенно у большенства из них движения становились более выразительными. Дети танцевали с удовольствием!

Обогащают впечатления детей и развлечения. Как то мы устроили концерт « по телевизору». В программу концерта по желанию детей были включены танцы, которые они исполняли на праздниках, песенки героев книжки. «Незнайка и его друзья».

Таким образом, мы убедились, что интересный  содержательный образ оставляет глубокий след в душе детей, помогает им проявить свои способности, почувствовать в себе уверенностья. Развивает и обогащает творческую деятельность детей.