Использование педагогических технологий по развитию речи в работе по музыкальному воспитанию.


Автор: Инна Леонидовна Троценко

Предмет: Иное

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Использование педагогических технологий по развитию речи в работе по музыкальному воспитанию.

Краткое описание работы: Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое диафильмы, телевизоры тоже становятся неактуальными. На смену пришли компьютеры, планшеты, вместо живой бабушкиной сказки. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растёт. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом. Процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания. В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен. В связи с этим особую актуальность приобретают педагогические технологии, которые бы оптимально работали на всестороннее гармоническое развитие ребёнка.

Использование педагогических технологий по развитию речи в работе по музыкальному воспитанию.

Современные дети живут в мощном потоке информации. Ушли в прошлое диафильмы, телевизоры тоже становятся неактуальными. На смену пришли компьютеры, планшеты, вместо живой бабушкиной сказки. Огромный речевой поток омывает пытливые головы детей: одни с этим справляются, у других непомерный груз информации тормозит не только речевое, но и общее развитие. Эта негативная тенденция, к сожалению, постоянно растёт. Увеличивается количество детей с нарушениями речи, с задержкой речевого развития. А речь, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка в целом.

Процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остаётся стабильно высоким. Дети испытывают трудности в звукопроизношении, имеют скудный словарный запас и не умеют строить связные высказывания.

В речи детей нет образных выражений, мало прилагательных, слова однозначны, язык невыразителен.

В связи с этим особую актуальность приобретают педагогические технологии, которые бы оптимально работали на всестороннее гармоническое развитие ребёнка.

Ведущим видом на музыкальных занятиях является восприятие музыки. Именно в этом виде деятельности решается важная задача по развитию речи детей-развития образной связной речи. Ребёнок, воспринимая музыку, интуитивно оценивает её. Будь-то песня или пьеса ребёнок, пусть элементарно, высказывает свои впечатления от музыки, точнее от её характера, высказывает, что он почувствовал. При этом в работе с детьми часто возникают трудности при определении ими характера музыкального произведения, при ответе на вопросы: «Что выражает музыка» (различные чувства, настроения), «О чём рассказывает музыка?». Помогают при этом различные педагогические технологии.

Пример наглядно-слухового метода. Перед детьми ставится проблемная ситуация: сравнить, сопоставить 2-3 произведения, контрастных по звучанию или близких по настроению, жанровой принадлежности и т.д. Так детям легче построить своё высказывание о произведении.

Нагляно-зрительный метод носит второстепенное значение, например, показ иллюстрации после прослушивания произведения помогает расширить представления о сюжете и, как следствие, составить более подробные описание произведения.

Такой вид музыкальной деятельности, как пение, также развивает связную, образную речь детей. Во-первых, этому способствует сам поэтический текст песни. Во- вторых, дети знакомятся, запоминают и упоминают в речи такие слова, как хор, солист, дирижёр, артист, вступление, заключение, проигрыш, припев, куплет. Расширяется словарь музыкальных терминов, речь детей обогащается, становится более интеллектуальной и выразительной. Заучивание куплетов из песен в большой степени облегчает задачу составления фраз и предложений.

В этом же виде деятельности снова решается задача по развитию речевого дыхания. Когда мы занимаемся пением, мы учим детей брать дыхание, экономно расходовать его, чтобы хватило на всю фразу.

В своей работе я использую технологии М.Ю.Картушиной по развитию вокально-певческих навыков, игровые упражнения на развитие дыхания без звука: «Вдох и выдох», «Быстро- медленно», «Дирижёр», «Упражнение с листком бумаги», «Мороз».

Звуковые дыхательные упражнения: «Воздушный шар», «Пузырь», «Две собаки», «Комарик». Проговаривание на одном дыхании скороговорок.

Логоритмические игры и упражнения также благотворно влияют на речь, обогащают словарный запас. Большое влияние на воспитание звуковой культуры речи и её грамматический строй оказывают пальчиковые, речевые игры, поскольку упражнения мелкой и большой моторики руки активизируют речевые зоны головного мозга.

Успешно на занятиях используется и артикуляционная гимнастика, она вызывает огромный интерес у детей и имеет огромное значение не только для развития речевого аппарата, но и очень эффективна в подготовке голосового аппарата к исполнению песен. В развитии речевого дыхания помогают такие упражнения как «Метель», «Согреемся», «Охладимся».

Большое значение для развития образной связной речи дошкольника имеет обращение к народной мудрости. Народное творчество-хороводы, русские народные игры, частушки, постановка русских народных сказок- это основа, необходимая для развития речи ребёнка.

Также использую коммуникативные игры: игры в парах, которые предполагают непосредственный контакт с партнёром «Пила», «Часы», «Снежинки», ритмические игры в парах, игровые массажи «Черепаха», «Дождик», подвижные игры, включающие массаж, словесный показ движений «Пекарь и тесто», игровой массаж пальцев «Гусь», «Вяжет бабушка лисица», «Пирог».

Выбор методов и приемов, безусловно, зависит от возраста детей. В младшем дошкольном возрасте, когда еще не накоплен жизненный и музыкальный опыт, не развита речь, чаще используются игровые приемы, занимательные ситуации, подсказывающие вопросы с применением альтернативного высказывания. Музыка грустная или веселая, быстрая или медленная, колыбельная или плясовая.

В свете вышеизложенного, моей задачей остается не только дальнейшее совершенствование всех сторон речи ребенка, но и создание условий для того, чтобы дети разнообразно и содержательно высказывались не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни, быту, играх.